«СЕКРЕТНАЯ» ЖЕНА ПОЛЯ СЕЗАННА

Ортанс Фике

Одна из ключевых фигур искусства ХХ века, Поль Сезанн стал легендой. Его биография обросла мифами, а творчество - спекуляциями психоаналитиков.
Поль Сезанн на фоне «Купальщиц» в мастерской в Эксе.
Ссылаясь на свидетельства людей из окружения художника, писатель Алекс Данчев в книге «Сезанн. Жизнь» пытается освободить биографию живописца от ложных интерпретаций...
Поль Сезанн "Коте де Галлет в Понтуазе"
«Ее звали Ортанс Фике. Их встреча произошла в Париже в 1869 году, когда Сезанну было тридцать, а ей едва исполнилось девятнадцать. Через год они уже жили вместе.
Поль Сезанн."Портрет мадам Сезанн"
В 1872 году у них родился сын, при крещении получивший имя Поль. Сезанн признал отцовство — так же, как некогда его отец. Он оберегал маленького Поля как зеницу ока.И души не чаял в сыне. «Поль — моя жемчужина», — говорил художник. 
Поль Сезанн."Портрет Поля, сына художника"
Поль Сезанн."Портрет Поля, сына художника"
После волнующей встречи и счастливого, а может, и неожиданного сближения его чувства к Ортанс стали более сложными. Так уж вышло, что их совместная жизнь началась с испытания терпением: в тесной парижской квартирке они учились уживаться и растили Поля.
Поль Сезанн."Мадам Сезанн в зеленой шляпе"
Долго выдержать такое напряжение было невозможно. Подобие гармонии длилось около года — в Овере в 1873-м, где они жили по соседству с семейством Писсарро. Дальнейшее оказалось более хрупким. Длительные разлуки были в порядке вещей и зависели от сезонных переездов Сезанна то в Париж, то в Экс.
Поль Сезанн "Вид на Овер"
Даже находясь в одном месте, они не всегда жили под одной крышей. Появиться в Жа-де-Буффане Ортанс не могла ни под каким видом. Их общение было сдержанным и насыщенным одновременно. 
Поль Сезанн "Каштаны и усадьба в Жа-де-Буффан"
Поль Сезанн "Высокие деревья в Жа-де-Буффан"
За двадцать лет Сезанн написал маслом не меньше двадцати четырех портретов Ортанс.Она долго продолжала позировать ему и после того, как они перестали постоянно жить вместе.Жена-натурщица — это удобно, но, учитывая обстоятельства, за регулярным позированием могло быть нечто большее: оба воспринимали процесс как обет верности. 
Поль Сезанн "Мадам Сезанн в голубом"
Ни к кому больше он не был так внимателен, когда держал в руке кисть, — разве что к собственной персоне.
Поль Сезанн "Автопортрет"
Ортанс обрела бессмертие. Но при этом была лишена права голоса: натурщиц не принято слушать — на них смотрят. Однако она была не просто безмолвным предметом или изменчивым сочетанием красочных пятен. Зримо или незримо, она оставалась данностью. Ее место не занял никто.
Ортанс Сезанн в своей парижской квартире.
Сначала их отношения были тайными, затем несколько дистанцированными: никто из них не стремился вести общее хозяйство. Многие годы об огласке не могло быть и речи. Сезанн приложил немало усилий, чтобы скрыть положение вещей от отца, опасаясь родительского гнева и перспективы лишиться наследства.
Поль Сезанн "Портрет мадам Сезанн"
Это может показаться странным, но открыто признать связь с Ортанс и официально усыновить Поля получилось только в 1886 году, когда они наконец поженились. То есть Сезанну уже перевалило за сорок, а у него все еще была тайная — или «полутайная» — семья, которую он берег от посторонних глаз и прятал от папочки.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн в жёлтом кресле"
Друзья были в курсе ситуации, знала и мать; у отца тоже неизбежно возникли подозрения. «Похоже, у меня есть внучата в Париже, — говорил он, — надо будет как-нибудь их навестить!» 
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Мари Ортанс Фике (1850-1922) родилась 22 апреля 1850 года в деревне Салиньи, близ Безансона, в департаменте Юра. Она была старшей дочерью фермера Клода Антуана Фике (1807-1889) и Мари Катрин Депре (или Депрей; 1821-1867), отец которой был кузнецом. В конце 1850-х — начале 1860-х годов Фике перебрались в Париж в поисках лучшей жизни.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Парижская жизнь оказалась ничуть не легче прежней. Совсем юной умерла сестра Ортанс Эжени, а затем и ее мать — 23 июля 1867 года; Ортанс было семнадцать. Отец вернулся в Юра, где его ждали оставшиеся от жены тридцать девять акров виноградника. Ортанс осталась одна. Как она сводила концы с концами, не вполне ясно. Говорят — работала швеей.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Она шила платья на заказ и даже после встречи с Сезанном окончательно ремесло не бросила. По другой версии, она работала в переплетной мастерской брошюровщицей. 
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Говорят, что иногда она подрабатывала в качестве натурщицы. Если так, то это вполне естественно. За шитье платили мало; позирование помогало сводить концы с концами. Не прикрывалось ли этим иное занятие, ассоциации с которым напрашиваются, сказать невозможно, но особой свободного нрава Ортанс не слыла.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Никаких слухов о ее прошлом до нас не дошло, хотя подобное положение молодой девушки могло навести на любые мысли. В семье Сезанна с распростертыми объятиями ее не встретили и дали прозвище La Reine Hortense (Королева Гортензия), но попрекали скорее за меркантилизм и вульгарность, нежели за распущенность: ее подозревали в желании прибрать к рукам его состояние.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Грубо говоря, семейство сочло ее алчной, со всеми вытекающими последствиями. Сезанн  признался по секрету Золя, что в 1878 году в Париже у Ортанс «случилась небольшая история». «Я не доверю это бумаге, но расскажу по возвращении, хотя, впрочем, в этом нет ничего особенного». Что это за «история», так и не ясно, но он, похоже, не слишком обеспокоился. Других подобных «неосторожностей» замечено не было.
Поль Сезанн "Дама в голубом"
Учитывая предшествующий опыт Ортанс, понятна проявившаяся в ней тяга к хорошей жизни. «Моя жена любит только Швейцарию и лимонад», — полушутя говорил Сезанн. Список можно было бы продолжить. Ортанс  не возражала против бриллиантов и белья, но у нее были другие приоритеты. Она любила поговорить — причем не о живописи.
Ей нравилось одеваться по последней моде. Нравилось путешествовать. А с возрастом, разбогатев, она пристрастилась к игре. За столами в казино Монте-Карло, и не только там, она играла в карты и рулетку. Дома раскладывала пасьянс.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн в красном кресле"
После смерти Сезанна она продала несколько холстов и жила ни в чем себе не отказывая. До этого любой «маленький каприз» вызывал трения. Может, облик, манеры и траты Ортанс и не были королевскими, но она отличалась своенравием, и бережливость не была сильной ее стороной. Неудивительно, что Эксу она предпочитала Париж; как и Сезанн, она не желала, чтобы ее контролировали.
Поль Сезанн "Эстак, утро"
Поль Сезанн "Тополя"
В Париже она могла дать себе волю — именно это и было поводом для беспокойства. На протяжении многих лет денег вечно не хватало, и ей приходилось решать головоломку: как получить их и потратить без выяснения отношений? Понятно, что жесткий контроль до известной степени был неизбежен. Только после смерти отца в 1886 году Сезанн стал по-настоящему свободен и мог распоряжаться значительным доходом.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн за шитьем"
До тех пор, с точки зрения Ортанс, жизнь была не из легких. Ежемесячное содержание рассчитывалось впритык, причем дважды — сначала отцом, затем сыном: ее супруг сам был беден как церковная мышь и находился под отцовской пятой, о чем она прекрасно знала.В апреле 1878 года тридцатидевятилетнему Сезанну пришлось прошагать из Марселя в Экс больше тридцати километров — ему было велено явиться к родителям на ужин. Вызов предвещал давно назревавший кризис, которого так долго удавалось избежать. И вот правда вскрылась.
Поль Сезанн
Точнее сказать, Луи Огюст вскрыл адресованное сыну письмо (он поступал так всегда, Сезанн об этом знал) и прочел о «мадам Сезанн и маленьком Поле». Его подозрения подтвердились. Надо было действовать. Луи Огюст был оскорблен. Понятно, что его сынка обвели вокруг пальца; но, кроме того, обманут был и он сам, Луи Огюст Сезанн.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Так не пойдет, решил отец, и заявил сыну, что желает от них отделаться. Дабы слово не расходилось с делом, он в два раза уменьшил его содержание. Долгое время Сезанн боялся, что он вообще перестанет давать деньги.
Сезанн остался с месячным содержанием в сто франков — меньше, чем он получал двадцать лет назад, когда только начинал. В отчаянии он обратился к Золя и попросил выслать Ортанс шестьдесят франков. А потом пять раз подряд повторял «свою ежемесячную просьбу». Золя тут же откликнулся и не задавал вопросов.
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
В отношениях с отцом между тем наступила отчужденность. С одной стороны, абсолютная преданность семье, с другой — обман: Сезанн был связан по рукам и ногам... и продолжал все отрицать. Не имея прямых доказательств, Луи Огюст как будто больше и не хотел их искать. Косвенные улики все прибавлялись.
Поль Сезанн "Портрет матери"
Как-то Луи Огюсту встретился на улице наставник Сезанна Вильвьей. «Представляете, а ведь я дедушка!» — воскликнул Луи Огюст. «Но Поль не женат», — ответил ошеломленный Вильвьей. «Его видели, когда он выходил из лавки с деревянной лошадкой и еще какими-то игрушками, — возразил Луи Огюст. — Скажете, он купил их для себя?» 
Поль Сезанн "Бассейн в парке Жа-де-Буффан"
С долей презрения относилась к Ортанс не только семья Сезанна. Среди его друзей, особенно друзей-литераторов, за ней закрепилось прозвище La Boule («Буль», то есть Шар — или Пышка). Как и Сезанн, Ортанс не имела счастья быть писаной красавицей. В зрелом возрасте она раздобрела, но в юности, судя по портретам, несомненно, была «вполне ничего»; и уж точно ее нельзя назвать толстой — тем более по тогдашним меркам.
Поль Сезанн " Мадам Сезанн на желтом стуле"
Возможно, она была круглолицей, но у прозвища есть более глубокая подоплека. Портреты об этом не говорят: Сезанн видел ее по-разному; больше того, явная несхожесть созданных им образов особенно интригует и вызывает вопросы. Сам Сезанн, судя по всему, прозвище не использовал, но наверняка знал о нем.
Поль Сезанн "Дама в синем"
В некоторых рисунках он как будто подчеркивает округлость ее головы, ассоциирует ее с круглыми предметами: с набалдашником на спинке кровати, с некоторыми загадочными плодами; впрочем, с плодами рано или поздно ассоциировались все, кого он любил... 
Поль Сезанн " Портрет мадам Сезанн"
Характерное свойство работ Сезанна — сосредоточенность. «Чтобы совершенствоваться в исполнении, нет ничего лучше, чем природа, глаз воспитывается на ней, — писал он Эмилю Бернару. — Смотря и работая, он становится сосредоточеннее.
Поль Сезанн "Берега Марны (Вилла на берегу реки)"
Я хочу сказать, что в апельсине, яблоке, шаре, голове всегда есть самая выпуклая точка и, несмотря на сильнейшие воздействия тени, и света, и красочных ощущений, эта точка ближе всего к нашему глазу». Надо заметить, что и форма в портретах Ортанс изменчива; и это почти всегда скорее овал, чем круг, — она определенно «не круглая». 
Поль Сезанн "Мадам Сезанн"
Он живет в Жа-де-Буффане со своей матерью, которая, между прочим, в ссоре с Буль, а та не в ладах с сестрами Сезанна, а те, в свою очередь, не ладят между собой. Таким образом Поль живет сам по себе, а жена сама по себе. Удивительно трогательно, что этот добрый малый сохранил всю свою детскую наивность и, забывая все разочарования и все мучения борьбы, безропотно, но упорно продолжает стремиться к произведению, которое он никак не может создать.
Поль Сезанн "Усадьба в Жа-де-Буффан"
Биографы Сезанна не проявляли интереса к женщине, ставшей спутницей художника и матерью его сына, несмотря на его особое отношение к матерям и сыновьям, не говоря уже о портретах. Даже в спорных вопросах отношение исследователей к Ортанс остается более или менее единым и не вызывает возражений: как правило, она никому не нравится.
В этой истории пора ставить точку, но остается огромный соблазн отключить звук у защитников и порицателей и попробовать выслушать самого Сезанна. Сосредоточиться только на портретах, которые он написал с жены. Как будто только это и важно.
Вообще портреты Сезанн писал долго, изматывал моделей изнурительными сеансами, неожиданно прерывал работу или задерживался у холста надолго. Работой был часто недоволен. 
Поль Сезанн "Портрет Амбруаза Воллара"
Амбруаз Воллар, Гюстав Жеффруа вспоминали, что позирование Сезанну было испытанием не из легких. 
Поль Сезанн "Портрет Гюстава Жеффруа"
Когда художник работал над портретом Анри Гаске, он поделился с его сыном Жоашимом Гаске мыслями о работе над картиной:
«В каждом положенном мною мазке есть капля моей крови, смешавшейся с каплей крови вашего отца, возникает удивительная связь, о которой он не догадывается, она соединяет мои глаза с его душой, воссоздает ее, чтобы он смог узнать себя… Все мы должны прийти к гармонии — моя модель, мои краски и я сам, — чтобы вместе пережить этот волнующий момент».
Тут больше нечего добавить, если представить, что как минимум 24 раза напротив Сезанна в желтом или красном кресле, на садовом стуле или у стены оказывалась его жена. Удивительным образом от картины к картине, от года к году она выглядит моложе на этих портретах. Каждый этот раз, в каждом мазке капля ее крови смешивалась с каплей его крови, соединяла его глаза с ее душой, чтобы она могла узнать себя. Кажется, с Ортанс эта гармония удавалась Сезанну лучше, чем с кем бы то ни было.
  • Сезар Франк - Panis Angelicus (В. Куинлан, флейта, в сопр. оркестра )

Комментарии

  • 3 янв 2020 20:15
  • 4 янв 2020 01:59
    Валентина, благодарю Вас за предложенную тему о  художнике Поле Сезанне, за возможность узнать о нём, познакомится с его живописью и прикоснуться к его мирской жизни. Ведь он жил затворником. Точнее, он будучи провинциальным юношей не вписался в рафинированное общество парижской художественной элиты, когда учился в парижской школе -студии. И картины, предложенные им на выставки, как например, "Дом повешенного, лишь только отдаляло его от общества.О нём даже говорили, что его картины неправильные. Смеялись, что его живопись потому необычна, что художник стреляет из пистолета, заряженного цветными красками в белый холст... Во всём он себя искал и пробовал техники различные. Уединился в поместье и решил рисовать и рисовать, ни за что не останавливаться. Мне  нравятся его акварели. Особенно хочу выделить работу "Река  у моста трёх сучьев".  Дерево в лесу выгнулось радугой, а вокруг  молодая зелень и терема веточек. Так как предложенная тема о натурщице - Ортанс Фике. Она  запечатлена на более 20 картинах. Так как Сезанн стремился к абстракции, её портреты, мне так думается, ей самой мало нравились. И возможно, пока он не стал знаменит, она не верила в его успех. Когда отношения свободные и никто никого не держит, - каждый сам по себе. То, что он рисовал сына, и много портретов "секретной жены" говорит в пользу верности своим идеалам- своей первой женщине, её женскому предназначению. В ней  отражены жизненные разочарования и повседневные труды... Он не ставил задачу показать её совершенной.Большая редкость. Они принадлежали на протяжении всей жизни только друг другу.
  • 4 янв 2020 21:32
    Эмоции оставим краскам,словами холст нам не одеть....Спасибо за очерк. С Новым годом!
  • 6 янв 2020 08:42
    Спасибо Валентина, не знала и половины . С наступающим Рождеством Вас!!!
  • Комментарий удалён.
  • 6 янв 2020 20:44
    Спасибо, Валентина! С Рождеством Вас!
  • 6 янв 2020 20:47
    Какая плачевная судьба  прожить всю жизнь с безвольным  и наделенным какими-то фобиями  мужчиной.. Наверное  охладела к нему как такое выдержать?  .
  • 8 янв 2020 10:11
    Портреты жены написаны без прикрас - не на показ публике, и отражают настроение модели, а возможно, это и авторское видение  портрета... Сезанна постоянно интересовала эта женщина...Портреты сына выполнены с любовью... Спасибо за информацию и картины!
  • 26 янв 2020 21:09
    Сезанн отдавался своей деятельности без остатка, и, желая довести картину до идеала, часто жертвовал не только силами и душевным спокойствием, но и здоровьем.
    Одной из причин его смерти стала страстная увлеченность работой. Во время написания этюда, его застала гроза, но изменившиеся погодные условия не смутили художника, который продолжал творить под проливным дождем около двух часов. Возвращаясь с пленэра, он потерял сознание. Неизвестно сколько времени Поль провел в забытье, домой его доставила проезжавшая мимо повозка, которая подобрала его у дороги.
    На следующий день, несмотря на болезненное состояние, он отправился в сад, чтобы дописать этюд, но во время работы упал в обморок. Через несколько дней Поля Сезанна не стало. Художник во всем - он умер за работой.
    ФотографияФотография
  • 4 фев 2020 23:01
    Одержимость работой имеет те же
    биологические маркеры, что и гэмблинг.
    Как и любая другая зависимость-
    вредит здоровью и плохо заканчивается.
  • 16 фев 2020 20:01
    В сериале Импрессионисты очень хорошо описаны взаимоотношения.
  • 16 фев 2020 20:05
    На картине "Пьеро и Арлекин"  В качестве моделей Сезанну позировали его  шестнадцатилетний сын Поль со своим другом Луи Гийомом. ..