СОКРОВИЩНИЦА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Этнографический музей Бранли

В самом сердце Парижа, совсем недалеко от таких достопримечательностей, как Эйфелева башня и Лувр, находится впечатляющая своими масштабами этнографическая сокровищница – Музей Бранли. Официально он называется чуть иначе, Музей на набережной Бранли.
Особой, совершенно ни на что не похожей экспозицией музея на набережной Бранли стал его главный фасад. Очень непривычно видеть покрытые густой растительностью стены современного здания в большом городе.На создание этого современного чуда дизайнер и ботаник с мировым именем П. Блан потратил около 10 лет.
В живом полотне, окутывающем фасад, использована 15 000 экземляров 150 видов трав, мхов, папоротников и даже кустарников. Тщательно подобранные по цвету для инсталляции гейхеры, плющи, жимолость, герани, шалфеи и другие растения создают оригинальные, завораживающие глаза узоры различных зелёных тонов с добавлением вкраплений коричневого, желтого и красного цветов. Эти невероятная стена из живых растений вряд ли может когда-нибудь стереться из памяти.
В музее на набережной Бранли нет привычной анфилады залов, или длинных переходов между ними. Все 5 000 м2 экспозиционной площади можно окинуть одним взглядом.Огромный зал длиной 200 м и шириной от 20 до 35 м разделяет по центру лишь змеящийся диван-перегородка биоморфной формы.
Из более 300 тыс. собранных в фондах музея артефактов, одновременно доступно для обозрения не более 3, 5 тыс. экспонатов. Главный принцип, принятый за основу построения экспозиции – географическое зонирование Земли. Все экспонаты музея представлены в пяти разделах, отражающих своеобразие истории и культуры народов Южной и Северной Америки, Африки, Азии, Австралии и Океании. Все экспонаты нарочито лишены комментариев, а границы между разделами экспозиции можно определить разве что по цвету пола, символизирующего каждый континент.
Внутри разделов экспонаты сгруппированы по хронологическому порядку, но не меньшее значение имеют ассоциативные связи между предметами. В целом, не один из принципов построения экспозиции не является сквозным и очевидно, что кураторы музея делают акцент не на традиционный системный поход, а на эмоциональное восприятие, провоцируя культурный шок.
В постоянной экспозиции музея реально одновременно разместить не более 1% экспонатов из того многообразия, что хранится в музейных фондах. С многочисленными фотографиями, аудио- и видеоматериалами можно ознакомиться в оборудованных по последнему слову техники медиатеках музея. Прочие объекты демонстрируются в рамках тематических выставок, график которых составлен на 12 лет вперёд.
В 2016 году значительную часть выставочного пространства заняла экспозиция «Белый человек, чёрный человек», в которой раскрываются аспекты взаимовлияние африканского и европейского искусства в ХХ в.
Музей был открыт в июне 2006 года. Этому событию предшествовали десять лет кропотливого труда, которые были затрачены на строительство и сбор экспонатов. Инициатором его создания был тогдашний президент Франции Жак Ширак. После того, как глава государства озвучил свою идею – кстати, он сам является большим поклонником туземной культуры – в 1995 году была образована специальная комиссия. Она тщательно изучила все «за» и «против» и таки пришла к решению, что такому музею в Париже – быть!
Под крышей Музея Бранли находятся уникальные коллекции этнографического отделения Музея человека и Национального музея искусства Африки и Океании (последний в настоящее время закрыт).
Музей Бранли часто ругают за «цензуру». Ведь при отборе экспонатов здесь руководствовались европейскими морально-эстетическими нормами, с которыми не совсем согласуется «примитивная» система ценностей туземных народов (правда, чтобы никому не было обидно, ее теперь называют «первоначальной»). Особо непримиримые критики видят в этом проявления неоколониализма и неуважение к культуре аборигенов.
***
Музей Бранли мог бы не увидеть свет, окажись знаменитый Лувр… просторнее. Дело в том, что поначалу была задумка создать этнографический отдел с образцами туземного искусства именно здесь. Но руководство Лувра категорически запротестовало.
Неискушенные зрители невольно обращают внимание на большой стеклянный цилиндр, в котором находятся какие-то темные предметы. Поначалу трудно понять, что там такое. Но, присмотревшись, они видят целую коллекцию музыкальных инструментов со всего мира – барабанов, бубнов, тамтамов и др. Всего их здесь с десяток тысяч. Экзотика еще в том, что цилиндр-хранилище оснащен динамиками (их не видно), которые тихо передают их звучание.
Политика музея направлена на то, чтобы подстегивать у посетителей эмоции и фантазию. Поэтому экспонаты не имеют обычной в практике других музеев систематичности и расположены с нарочитой произвольностью. Экспонаты не содержат и никаких комментариев.
Удивительно, но среди образцов аборигенной культуры можно видеть… христианские иконы из Черного континента, соседствующие с культовыми предметами традиционных местных верований (например, традиционными в Экваториальной Африке ритуальными масками). Здесь же находятся фрески, например, со стены одной из эфиопских церквей коптов. Однако такой контраст призван показать многообразие этнографического наследия этих народов и заставить посетителей задуматься о глубине природы человека, его нравственных, культурных и религиозных ценностях вне зависимости от региона проживания.
***
***
  • Ритмы Африки - Тамтамы

Комментарии

  • 24 мар 2017 18:08
    Сколько всего удивительного узнаешь о Франции! Вот этот необыкновенный музей- воплощение титанического труда вдохновителей и создателей этого чуда  культурного наследия многих народов разных континентов,сколько фантазии проявлено в оформлении экспонатов внутри музея,так и бесподобного оформления фасада здания! Просто не поддается оценке! Спасибо  автору статьи за такой интересный материал!
  • 24 мар 2017 18:18
    Спасибо большое!
  • 24 мар 2017 19:10
    Потрясающее, необычное, очень запоминающееся здание. Само по себе создание такого музея. на мой взгляд, как раз говорит о том, что во Франции изжит дух колониализма. А почему закрыт национальный музей Африки и Океании? Я правильно назвал?
  • 24 мар 2017 19:30
    Месяц назад была в этом музее --- интересно , необычно , заставляет думать , сравнивать, от некоторых экспонатов долго не хочется отходить ..... вход был платный
  • 24 мар 2017 19:33
    Национальный музей искусств Африки и Океании теперь находится в Этнографическом музее Бранли....Экспозиции  просто перенесли
  • 24 мар 2017 19:41
    Просто повезло..что в Лувре площадей не хватало..а то все бы в ЛУВРе выставили...
  • 24 мар 2017 19:46
    Фотография
  • 24 мар 2017 19:46
    Благодарю за информацию
  • 24 мар 2017 20:19
    Очень интересно!
  • 24 мар 2017 20:38
    Класс,я  проходила здесь !!!
  • 24 мар 2017 21:08
     Спасибо автору! очень интересный материал. Шикарное музыкальное сопровождение - завораживает...
  • 24 мар 2017 21:19
    " Вертикальный ландшафт "  изумляет. Экспозиция музея ещё больше.
  • 26 мар 2017 00:38
    c2de350567
  • 26 мар 2017 10:41
    Чудо музей  Бранли    Прекрасная  экскурсия    Поражает  все  от  идеи  до  экспонатов    и  содержания   #u9b079b0736s#
  • 28 мар 2017 20:45
    Очень понравился музей Бранли в сопровождении Тамтамов.Испытала"Культурный шок"даже от просмотра!Спасибо!