«ВРАТА АДА» ОГЮСТА РОДЕНА

Дело в том, что Роден, создавая свой шедевр — как это часто бывает, совершенно не думал, что создает шедевр. Будущий «Мыслитель» задумывался как часть совершенно другого, масштабного и сложного проекта, который, как думал Роден, ему особенную славу и принесет. Вышло все наоборот, о том проекте мало кто сегодня помнит.
Идея была в том, чтобы создать на тему великой поэмы Данте «Божественная комедия» скульптурную группу, вернее, реальные ворота. Называлось это произведение «Врата ада» и на его рельефах и скульптурах изображались, собственно, души мертвых, которых Данте во время своего путешествия в ад встречал.
Для этих врат Роден создал много отдельных сюжетов. Например, он иллюстрировал описанную Данте историю Франчески да Римини, которая влюбилась в брата своего мужа, тот застукал их за поцелуем и убил на месте.
Но, поскольку Роден был скульптором, причем с собственным стилем, делать на скульптуре всякие ренессансные рюшечки отделки ему было не интересно. Целующиеся Паоло и Франческо на его работе были изображены обнаженными. Это логично, согласно христианским представлениям: на том свете все мертвые, то есть души, нагие, в одежде не нуждаются.
А потом Роден посмотрел на получившуюся у него статую целующейся парочки и решил: так круто получилось, причем тут какие-то ренессансные влюбленные? Вышел просто идеальный образ, идеальная скульптура про любовь. Так что статуя теперь просто называется «Вечная весна», и про ее предназначение для ворот ада мало кто помнит тоже.
Вот с «Мыслителем» вышла та же самая история. Изначально Роден посадил его на фоне мятущихся в аду душ, на верху ворот.
Роден назвал ее «Поэт», то есть она изображала самого Данте, который забрел на тот свет и вот присел, в ужасе, ошеломлении и скорби от увиденного (а также задумывая свою будущую грандиозную поэму). Изображений Данте, гуляющего по аду, к тому моменту в мировом искусстве было много, но они в основном были живописными.

На этой картине: Данте обдумывает эпизод о Франческе де Римини и Паоло Малатеста. Джозеф Ноэль
Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в XIX  веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл.
Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.
Микеланджело «Мыслитель» ( Il Pensieroso), скульптура украшает гробницу Лоренцо Медичи. Характерно, что ей универсальный, вневременной характер Микеланджело предал тем, что нарядил ее не в ренессансные одеяния, а в псевдоантичные доспехи.
Итак, сделал Роден своего пока еще «Поэта». И знаете, так получилось хорошо! Так всем понравилось! Какие ворота, он и без ворот отличный! А тут еще заметили сходство с микеланджеловским мыслителем. Так и появилось у статуи новое имя, которое оказалось еще более удачным и понятным. Потому что поэзией мало кто занимается, а вот тягостные раздумья бывают у каждого. Так авторский замысел скульптуры приобрел новые горизонты.
Огюст Роден умер 17 ноября 1917 года недалеко от Парижа. Могила знаменитого скульптора находится во французском городке Медон. Скульптор похоронен в саду, и над его прахом торжественно и печально возвышается фигура «Мыслителя».
Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей.
Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году. В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон в Париже, где находится по настоящее время.
«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Уголино и его дети» (1882), «Три тени», «Мимолётная любовь».

"Три тени"
Наверху три фигуры. «Три тени».
Изначально это было изображение Адама, но Роден изменил замысел. Три фигуры идентичны. Их затягивает в воронку преисподней. Вот тут и начинается движение.
«Уголино и его дети»
В XXXIII песни "Ада" Данте рассказана история Уголино, который, будучи заточен в башню врагами, умер голодной смертью вместе со своими сыновьями.
Уголино, терзаемый горем, кусал руки; дети, подумав, что отца мучит голод, предложили утолить его своей плотью, которую он породил. Между пятым и шестым днем Уголино видел, как дети умирают один за другим. Тогда он ослеп и говорил со своими мертвецами, рыдал и ощупывал их в темноте; потом голод
оказался сильнее горя.
«...и я открыл,
Каков я сам, взглянув на эти лица, -
Себе я пальцы в муке укусил.
Им думалось, что это голод нудит
Меня кусать; и каждый, встав, просил:
«Отец, ешь нас, нам это легче будет... »

Иллюстрация Уильяма Блейка.Граф Уголино с сыновьями в тюрьме.
«Мимолётная любовь»
***
"Данаида"
Первоначально предназначавшаяся для "Врат ада", в итоге туда не попала. В основе сюжета этой скульптуры лежит один из древнегреческих мифов о дочерях царя Даная, которые убили своих мужей в первую брачную ночь. В наказание за это они должны были все время наполнять бочку, у которой не было дна. Собственно, это и есть ад. Есть от чего впасть в отчаяние.
«Врата Ада» это был государственный заказ. Портал для нового здания музея декоративного искусства в Париже, которое, к слову, так и не построили.
Известно, чем вдохновлялся Роден. Это «Золотые врата» Баптистерия во Флоренции авторства Лоренцо Гиберти. Их ещё называют «Врата Рая» за их красоту.
Но Родену было не до Рая. Он жил уже в совершенно другую эпоху. А заканчивал своё творение в период Первой мировой войны, когда все мечты о Боге и о Рае были отброшены и забыты. Остался только ужас смерти и торжество плоти.
Просто представьте себе какое впечатление должно было производить на зрителя творение Родена. «Врата Ада» должны были достигать двенадцати метров в высоту. Это четырёхэтажный дом! И вот, вы подходите к ним, хотите открыть и видите вот это!
Это не просто Ад. Это Ад самого скульптора. Ад любви. Не случайно композицию венчают изображения его любовниц. Розы Бёре и Камиллы Клодель. И эти истории любви буквально пропитаны несчастьем. Роза, постоянно страдавшая из-за измен своего любовника, и Камилла, доведённая Роденом до сумасшествия.
Роден работал над вратами двадцать семь лет, но не закончил их, потому что сама жизнь давала пищу для работы. Он постоянно перекомбинировал фигуры, менял местами, дополнял новыми наработками. В итоге работа была отлита только после смерти автора, основываясь на последнем разложенном варианте. Но кто может сказать, что Родена удовлетворил бы вариант? Жизнь сделала выбор за него.
«Врата Ада» Родена стали обвинением самому себе. Любовь вдохновляла скульптора на великие творения, но его любовь приносила огромные несчастья, всем, на кого была обращена. ДА, ИМЕННО В ЛЮБВИ БЫЛ СОТВОРЁН ЕГО АД!
#СкульптураФранции
  • Клинт Мэнселл - Реквием по мечте

Комментарии

  • 18 июн 2019 20:15
    Еще вдобавок и адский труд,а сколько чувственности в скульптурах,какая пластика! Благодарю ,Валентина,за экскурс во времени ...
  • 18 июн 2019 22:18
    Отлично,были в музее,новые впечатления!
  • 18 июн 2019 22:30
    Валентина!!! Спасибо)))  Освежили мои воспоминания о поездке во Францию ))...Это композиция очень больших размеров.Настоящий размер "Врат ада" - 635 х 400 х 85 см...))) Не всем скульптурам повезло попасть на врата.. это я про "Вечную весну ...Роден счел этот сюжет ...чувственным  и очень даже счастливым  ... и  слишком неподходящим для мрачных "Врат ада"...  И что могу сказать...  в мраморе и "Поцелуй"... и "Вечная весна".. и "Вечный идол" смотрятся гораздо лучше, чем в бронзе.)))).
  • 18 июн 2019 22:45
    Спасибо, Валентина. Вспомнила то, что читала еще в школе.  И первый музей Парижа был музеем Роден. А вот в Медон надо как-нибудь съездить.
  • 19 июн 2019 08:25
    спасибо
  • 19 июн 2019 11:23
    Спасибо за впечатляющий рассказ о великом скульпторе Огюсте Родене!
  • 19 июн 2019 13:53
    Огромное спасибо автору этой статьи. Столько интересного узнала о творении Родена "Врата Ада". Была в Эрмитаже в зале Родена. Эту красоту его скульптур забыть просто невозможно!!!! Это как наглядное пособие о любви!!!"Первый поцелуй", "Данаида". "Ранняя весна"и др.-это шедевры на века!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  • 19 июн 2019 23:25
    Спасибо
  • 20 июн 2019 11:07
    благо дарю! очень интересно!
  • 20 июн 2019 13:50
    Очень интересно. Спасибо.
  • 23 июн 2019 08:28
    Была. Видела. Напомнили.
  • 24 июн 2019 05:03
    Спасибо большое Вам, Валентина, за Ваш труд  и за то ,что открываете нам такой удивительный МИР познаний! Восхищена!
  • 24 июн 2019 23:14
    Спасибо!
  • 18 авг 2019 06:58
    Спасибо!Очень интересно!
    Мечтаю побывать во Франции!!!