victor sobolev
1 мая

41 год назад.

...Апрель 1983 кажется,память отмечает фрагментарно.Некоторые факты помню не полностью,проц. на 90. Но факт- 2 полёта на Кубань ,кажется впервые на Ил-18..И,поскольку для бешеной собаки полтыщи вёрст--не крюк, оба раза "заскок" к морю. 1 раз,вроде,традиционный кросс на призы космонавта В.Горбатко на его родине в Гулькевичском районе (проводил "Урожай").Некоторые эпизоды могу перепутать с другими годами,но были они точно(нарочно не придумаешь).Как указывал ранее,1 полёт на гремучем Ил-18 в августе 1978 не состоялся(из Луганска во Внуково он увёз только наши чемоданы).5 лет спустя посчастливилось -таки взлететь на этом "танке"(словами попутчика из ГДР,с которым не удалось беседовать на русском и пришлось включить "недоанглийский",поскольку немецкого не знаю).Прочёл ему лекцию о госустройстве СССР,иллюстрируя ворохом карт и сделал открытие в немецком.Глядя на одну из них,ГДРовец удивился,увидев имя Адлер,отметив,что слово немецкое и означает какую-то птицу. После некоторого жестового препирательства,установили,что это орёл.Прибыв в Краснодар и,оч. не любя автотранспорт,"переночевал" в поезде № 106 Севастополь-Свердловск до Тихорецка(тоже крюк).Кстати ,поезд чуть-ли не единственный,переплывавший пролив на пароме(жаль так и не поплавал на поездах). После кросса сел на свой любимый грузопассажирский № 952 Кавказская-Адлер,затем пересёк тогда ещё административную границу и провёл день в Абхазии,а вечером поездом в Москву. ... Кроме отгулов и прогулов у меня был ещё один способ обмануть государство для весёлых путешествий. Той весной я как раз заканчивал 11 класс вечерней школы ,будучи не второгодником.а "четырёхгодником",отстав от сверстников на 4 года. Учились мы не по вечерам,а раз в неделю по средам весь день 8 уроков.К концу дня всем выдавали справки,по которым начисляли за этот день 50%. Я тоже брал.делая вид,что использую справки как все.Реально мне закрывали все дни как рабочие,поскольку табель и другие документы писал сам,подписывал у начальства ДК и сам относил в "филиал" 30 цеха,где числился. Таким образом,закрывая официально понедельник и вторник,отсутствовал с субботы по среду. При этом в среду на работе думали ,что я в школе,а в школе.что я на работе. Впрочем ,это было не каждую среду,Как раз в тот месяц мне поручили по физике делать доклад о научной деятельности академика Петра Капицы и я готовил тезисы прямо в поезде,возвращаясь в Москву... 2-й полёт на том же "танке" в тот же Краснодар спланировал другим образом--из Краснодара в Сочи на п. 55 "Дружба"М-Ереван.В Абхазию уже не успевал,погулял несколько часов по Сочи и отбыл на вышеупомянутом грузопассажирском ,но в обратную сторону до Кавказской,купив билет Сочи-Москва-Вильнюс,куда собирался на первомай.Отсудив в Кропоткине,отправился на вокзал.На московские поезда мест не было .Сел на 12 "Северная Пальмира " Адлер-Ленинград.Поскольку поезда через Москву транзитом не ходили,а объезжали по Большой Окружной, пришлось пересесть в Туле на 130,кажется Жданов(Мариуполь)--Москва и досыпать на голой полке,зато бесплатно....Поработав немного,в субботу 30 04 1983 отправился поездом 195 М-Брест в Минск в общем вагоне.Закомпостировав билет,кажется впервые получил проездной документ(тогда уже работала система "Экспресс" первой модификации),озаглавленный не "доплата",а "посадочный",где в графе "цена" ласкали глаз нули. Ехал также на голой полке,зато почти в пустом вагоне,"кум королю" и для меня это было гораздо комфортнее,чем в соседних душных плацкартах.Прибыв в Минск,не торопился уйти с вокзала,т.к. надо было " стрельнуть" билетик для отчёта на соревнованиях. Вскоре пришли фирменные №1 "Беларусь" и №3 "Минск" и я получил вожделенный купейный М-Минск,причём бесплатно от пассажирки(а у проводников обычно покупали за рублик). Наши минские родственники жили довольно далеко от вокзала и раньше ехали почти по всему Ленинскому (ныне пр-т Незалежнасци)но без пересадки.А тут началось строительство метро,что нарушило транспортную схему,и я добирался по перекопанному центру на перекладных и даже частично пешком. Добравшись до родных посмотрел за завтраком их демонстрацию по ТВ и вскоре поехал обратно на вокзал.Расстояние до Вильнюса 194 км,что равно расстоянию от Москвы до Тулы,куда ходит много прямых электричек. А здесь добирался на пригородных с 2-мя пересадками весь день. Кажется даже информации на весь не длинный путь на ст. Минск-пасс. не нашел.Прибыв на ст. Молодечно,где тогда "электричество кончалось",узнал,что до поезда несколько часов и ничего не оставалось,как принять участие в народных гуляньях этого небольшого уютного городка Минской области,бывшего в середине века областным центром.Прокатился даже на колесе обозрения. Вернувшись на вокзал,обнаружил ,что мой пригородный Молодечно —Гудогай представляет из себя не то 1,не то 2 сидячих вагончика,официально именуемых "межобластной" (а в данном случае межреспубликанский),с запряженным в них тепловозиком ,кажется маневрового типа. Коротая недолгий путь за просмотром юмористического журнала "Вожык" ("Ежик"),скорее из желания поддержать беседу,чем по необходимости,обращался к попутчику с просьбой перевести. На что он попенял мне : "Який же ты беларус,кали не разумеешь ?" Узнав ,что я вообще не белорус,он удивился еще больше : "А что тогда ты тут делаешь ?"В литовском местечке Гудогай пересел уже на дизельэлектропоезд и примерно через часик впервые прибыл в Вильнюс . Именно в этот момент столица встретила меня по высшему разряду-праздничным фейерверком. Можно сказать этот первомай особенно удался-провел его в 3 городах,из них в 2 столицах. Естественно,в тот день оставалось только заселиться в забронированную гостиницу,а наутро отвезли на дистанцию.Судил тогда традиционный пробег Тракай —Вильнюс.Кстати,к стыду своему,в Тракае так и не побывал до сих пор. Потом получил денежку,организаторы постарались и предложили всем обратные билеты на поезд,но я отказался и предъявил заранее приобретенный (для отчета ) на самолет,на котором лететь и не собирался. Билетов "туда "предъявил целый ворох— "стрельнутый" М- Минск и 3 пригородных. Вечером 2 мая отправился на перекладных--до Минска,кажется, Калининград-Адлер,далее почтово-багажным .В г. Гагарине не удержался и прогулялся по перрону при минутной стоянке. Садился на ходу в другой вагон.Проводница,приняв меня за зайца , попыталась меня выпихнуть,мотивируя свои преступные действия заботой о моей же безопасности. Таким образом, получилось,едва не убив,она поздравила меня с "совершеннолетием"-в тот день мне исполнился 21 год. Официально совершеннолетие у нас и тогда,и ныне в 18,но есть небольшой нюанс. При обсуждении недавней тогда новой конституции предлагалось предоставить полноправие с 18.Тогда союзным депутатом можно было избираться только с 23.Предложение не прошло ,но приняли компромисс и этот ценз понизили до 21. Впрочем,действия проводницы не оправдывали,но объясняли два обстоятельства-присутствие у нее ревизоров и присутствие в составе заключенных.Для меня это соседство было 2-й раз и впервые наблюдал высадку зечек в Можайске-там одна из немногих женских колоний.Ещё засветло прибыли на Белорусский и на этом завершилась для меня эпоха путешествий,совмещаемых со школой.Следующая поездка состоялась в конце июня,уже после получения аттестата зрелости. но это уже другая история. Продолжение следует...

Показать ещё

Комментарии

Комментариев нет.