Продолжение Кратко разделим корабли на виды 1. По решаемым задачам: Боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, «просто» корабли. Транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»). По наличию палубы: Открытые, naves apertae (у греков — афракты); Закрытые, naves constratae (у греков — катафракты, «крытые палубные суда»). По оснащению вёслами и схеме рассадке гребцов: монеры или униремы — корабли с одним рядом весел (по вертикали), биремы или либурны — с двумя; триеры или триремы — с тремя; тетреры или квадриремы; пентеры или квинкверемы; гексеры. и другие. Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque — пять и remus — весло) или пентера — боевое гребное судно с пятью рядами вёсел, расположенных один над другим или в шахматном порядке. Каждым веслом управлял один гребец, число весел в одном ряду доходило до 25. Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Гребцы третьего и четвёртого верхних рядов размещались в закрытом кринолине — парадосе, а нижних — друг над другом в корпусе корабля. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка. Нос и корму пентеры украшали акростолем (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах. Часто оснащались абордажным вороном. В отличие от более примитивной триремы, квинкверема могла на большой скорости пробить вражеский корабль насквозь. Строительство квинкверем было начато в Риме во время Первой Пунической войны, после того как шторм выбросил на побережье Италии аналогичный карфагенский корабль, так как биремы и триремы были неспособны справиться с многоярусными тяжелыми кораблями Карфагена, борт которых, защищённый целым лесом вёсел, был недоступен таранному удару сравнительно лёгких римских бирем. Либурна — военное судно Древнего Рима, распространенное с времен ранней Империи. Судно длиной около 30 м имело острые обводы и водоизмещение до 80 т. Могло принять на борт до 120 человек. На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям. Римский автор IV в. Вегеций оставил такие заметки о либурнах (4.33-37): «Но когда Август сражался с Антонием при Акциуме, главным образом благодаря помощи либурнов был побежден Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось, что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами… Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, — по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акциуме, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шести и больше рядов вёсел.» Согласно Вегецию, либурны отличались от других кораблей того времени не количеством рядов вёсел, но, видимо, обводами корпуса и парусным снаряжением. С другой стороны, возможно, название либурна с лёгких судов с двумя рядами вёсел перешло на все прочие военные корабли. Острым носом либурна могла таранить судно противника. На них устанавливались шарнирно-закрепленные штурмовые мостики, метательные машины и даже башни на крупных кораблях. В отличие от римской биремы либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте. Триремы имели следующие характеристики: Водоизмещение 80 — 100 тонн, длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров. На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы. Традиционная триера времен греко-персидчких войн и Пелопоннесской войны ( 5 в. до н.э.) согласно Геродоту и Фукидиду имела 37 м. в длину и 5.5 м в ширину и имела 170 гребных весел при 200 человеках экипажа, который часто бывал неполным. Гребцы верхнего ряда траниты имели по 31 веслу в ряд, среднего и нижнего (соответственно зигиты и таламиты) - по 27 или 28 весел в ряд Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне, абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. За счет отсутствия тяжелых приспособлений на верхней палубе древнегреческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов Унирема или монера (лат. uniremis от Unus — один и Remus — весло; греч. μονερις) — боевой гребной беспалубный корабль с одним рядом вёсел. Униремы использовались во флотах античных греческих полисов, Финикии, Карфагена и Древнего Рима. Обыкновенно унирема имела 12 пар вёсел, при этом на каждое весло приходилось по два гребца. Дополнительно униремы оснащались прямоугольным парусом, размещавшемся на небольшой мачте[2] при попутном ветре. Водоизмещение этого типа корабля не превышало 50 тонн. Унирема представляла собой продолговатое, плоскодонное, одномачтовое судно с одним рядом весел. В носовой части судно было снабжено тараном, средняя часть его, где помещались гребцы, была открыта, а на носу и корме находились возвышенные площадки для воинов. Так как главным оружием этих военных кораблей являлся таран, который можно было использовать только при значительном преобладании в ходе, то всё внимание было обращено на увеличение последнего. С этой целью греки стали увеличивать число весел, помещая их в два (бирема) и три (трирема) ряда.
Пешком в историю: детские книги
Боевые корабли Древнего Рима.
Продолжение
Кратко разделим корабли на виды
1. По решаемым задачам:
Боевые корабли назывались naves longae, «длинные корабли», за счет своих сравнительно узких корпусов, выдерживающих пропорцию ширины к длине 1:6 и больше. Боевые корабли делились по признаку наличия/отсутствия тарана на naves rostrae (с тараном) и все прочие, «просто» корабли.
Транспортные (naves rotundae, «круглые корабли»).
По наличию палубы:
Открытые, naves apertae (у греков — афракты);
Закрытые, naves constratae (у греков — катафракты, «крытые палубные суда»).
По оснащению вёслами и схеме рассадке гребцов:
монеры или униремы — корабли с одним рядом весел (по вертикали),
биремы или либурны — с двумя;
триеры или триремы — с тремя;
тетреры или квадриремы;
пентеры или квинкверемы;
гексеры.
и другие.
Квинквирема (лат. quinquiremis, от quinque — пять и remus — весло) или пентера — боевое гребное судно с пятью рядами вёсел, расположенных один над другим или в шахматном порядке. Каждым веслом управлял один гребец, число весел в одном ряду доходило до 25.
Водоизмещение свыше 200 т, длина 45 м, ширина 6 м, осадка 2,5 м, экипаж около 250 чел. Гребцы третьего и четвёртого верхних рядов размещались в закрытом кринолине — парадосе, а нижних — друг над другом в корпусе корабля. Для согласования гребли применялись канатное соединение вёсел одного ряда и упоры, ограничивающие величину гребка.
Нос и корму пентеры украшали акростолем (продолжение штевней). Кормовая часть корабля была окружена навесной галереей с балюстрадой, под которой обычно подвешивалась шлюпка. Пентеры имели две мачты с боевыми марсами. Парусное вооружение состояло из больших прямых парусов, использовавшихся только на переходах при попутных ветрах.
Часто оснащались абордажным вороном. В отличие от более примитивной триремы, квинкверема могла на большой скорости пробить вражеский корабль насквозь.
Строительство квинкверем было начато в Риме во время Первой Пунической войны, после того как шторм выбросил на побережье Италии аналогичный карфагенский корабль, так как биремы и триремы были неспособны справиться с многоярусными тяжелыми кораблями Карфагена, борт которых, защищённый целым лесом вёсел, был недоступен таранному удару сравнительно лёгких римских бирем.
Либурна — военное судно Древнего Рима, распространенное с времен ранней Империи.
Судно длиной около 30 м имело острые обводы и водоизмещение до 80 т. Могло принять на борт до 120 человек.
На либурны в римском флоте возлагался широкий круг задач, которые в наше время выполняют эсминцы, — разведка, охрана морской территории, борьба с пиратами, услуги связи, быстрая доставка важных грузов. Содержание кораблей обходилось значительно дешевле, чем трирем, в короткие сроки было возможно создание флотилии взамен потерянной. А в битве при Акциуме выяснилось, что либурны эффективны не только в борьбе против пиратов, но, снаряженные соответствующим образом, представляют угрозу более крупным кораблям.
Римский автор IV в. Вегеций оставил такие заметки о либурнах (4.33-37):
«Но когда Август сражался с Антонием при Акциуме, главным образом благодаря помощи либурнов был побежден Антоний. На опыте этого столь важного сражения обнаружилось, что корабли либурнов более пригодны, чем остальные. Поэтому, взявши их за образец и усвоив их название, по их подобию впоследствии римские владыки создали свой флот. Либурния является частью Далмации с главным городом Ядертиной; взяв пример с кораблей этой области, теперь и строят военные суда и называют их либурнами… Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, — по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пяти рядов весел. И пусть это никому не кажется огромным, так как в битве при Акциуме, как передают, столкнулись между собой гораздо большие корабли, так что они имели по шести и больше рядов вёсел.»
Согласно Вегецию, либурны отличались от других кораблей того времени не количеством рядов вёсел, но, видимо, обводами корпуса и парусным снаряжением. С другой стороны, возможно, название либурна с лёгких судов с двумя рядами вёсел перешло на все прочие военные корабли. Острым носом либурна могла таранить судно противника. На них устанавливались шарнирно-закрепленные штурмовые мостики, метательные машины и даже башни на крупных кораблях.
В отличие от римской биремы либурны могли строиться как в двух-, так и в одноярусном варианте.
Триремы имели следующие характеристики:
Водоизмещение 80 — 100 тонн, длина 30-40 метров, ширина 4-6 метров.
На уровне воды или над водой на носу триремы находился заострённый брус (таран), который изготавливали из железа или меди. Таран мог быть сделан и из дерева; в этом случае его оковывали железом. Прямой или загнутый кверху таран использовался в качестве наступательного оружия. Иногда ему придавали форму животного или птицы.
Традиционная триера времен греко-персидчких войн и Пелопоннесской войны ( 5 в. до н.э.) согласно Геродоту и Фукидиду имела 37 м. в длину и 5.5 м в ширину и имела 170 гребных весел при 200 человеках экипажа, который часто бывал неполным. Гребцы верхнего ряда траниты имели по 31 веслу в ряд, среднего и нижнего (соответственно зигиты и таламиты) - по 27 или 28 весел в ряд
Основными отличиями римской триремы от греческой триеры были парус на форштевне, абордажный ворон. В вооружение корабля входил подъёмный кран, к которому крепился крюк или гиря для разрушения башен и палубы вражеского судна, и башня для стрелков. За счет отсутствия тяжелых приспособлений на верхней палубе древнегреческая триера двигалась быстрее, достигая в бою скорости более 12 узлов
Унирема или монера (лат. uniremis от Unus — один и Remus — весло; греч. μονερις) — боевой гребной беспалубный корабль с одним рядом вёсел. Униремы использовались во флотах античных греческих полисов, Финикии, Карфагена и Древнего Рима.
Обыкновенно унирема имела 12 пар вёсел, при этом на каждое весло приходилось по два гребца. Дополнительно униремы оснащались прямоугольным парусом, размещавшемся на небольшой мачте[2] при попутном ветре. Водоизмещение этого типа корабля не превышало 50 тонн.
Унирема представляла собой продолговатое, плоскодонное, одномачтовое судно с одним рядом весел. В носовой части судно было снабжено тараном, средняя часть его, где помещались гребцы, была открыта, а на носу и корме находились возвышенные площадки для воинов. Так как главным оружием этих военных кораблей являлся таран, который можно было использовать только при значительном преобладании в ходе, то всё внимание было обращено на увеличение последнего. С этой целью греки стали увеличивать число весел, помещая их в два (бирема) и три (трирема) ряда.