УЛИЦЫ ВОЖАЕЛЯ.

УЛИЦА КОМЕНДАНТСКАЯ (продолжение).
Зона, которая располагалась напротив улицы Комендантской, была женской. В иерархической структуре Устьвымлага – это лагпункт №1 (общего режима) отдельного лагерного пункта (ОЛПа) №8. Помимо этого женского лагпункта (345 человек), к ОЛПу №8 относился лагпункт Зимка (745 человек, много иностранцев) и лагпункт при центральных ремонтно-механических мастерских (567 человек). Всего же на восьмом ОЛПе было 2606 заключённых при лимите 2460 (из них 724 политических и 320 уголовников). Начальником ОЛПа с 1 марта 1952 года был майор Симонов (до него – майор Решетов). Контингент женской зоны был разношёрстным. Больше половины составляли политические, осуждённые по печально известной 58 статье УК РСФСР и высланные приговором в суровые северные края. Были и те, кто сидел за «бытовуху», воровство, мошенничество… А ещё в посёлке поговаривали, что есть-де и такие, кто срок свой получил за аборт, вроде как нарушив довоенный правительственный указ, запретивший их делать и легально, и подпольно. Конечно, такие суждения были сильно преувеличены – в Советском Союзе хотя и боролись за повышение деторождаемости, но реальные уголовные сроки, согласно Постановлению ЦИК СССР от 1936 года, могли получить лишь те, кто собственноручно брался прервать беременность женщины (официально или нет – значения не имело). Женщин-заключённых (местные звали их просто зэчками) поначалу использовали на лесозаготовках. Они обрубали сучья с поваленных стволов, собирали их в кучи, а затем сжигали; утаптывали снег вокруг помеченных метками деревьев перед валкой, вырубали подлесок – кусты и молодую поросль; заготавливали ельник для животноводческой фермы. Позднее женский труд на таёжных делянках запретили; лагерницы работали в теплицах «хозяйства Курьяна», которое находилось практически рядом, и на сельхозработах – пололи на полях картошку, капусту, свеклу, потом собирали урожай. А ещё вкалывали зольщицами – по всему посёлку таскали большие санки, собирая золу с каждой печки. Зола уходила на удобрение тех самых совхозных полей – ею расщелачивали землю.

Казарма первого батальона на втором отделении.
На Комендантском женская колония занимала территорию, на которой позднее, после её ликвидации, обосновалась воинская часть – та, которую все хорошо знают и помнят, напротив аэродрома. Строилась она в конце 1950-ых – начале 1960-ых годов. Много лесоматериалов для этого строительства было привезено из Коина, который на тот момент уже не функционировал; здания в нём разбирались. Пока же заключённых (как женской, так и мужской зоны) охранял первый батальон, который подчинялся непосредственно начальнику Управления АН-243 и находился на втором отделении. Солдаты стояли на вышках, по периметру зон, и сопровождали бригады з/к на лесоповал, на очередную стройку (в посёлке тогда строились новые улицы, новые большие дома), на сельскохозяйственные работы. При первом батальоне был штаб, столовая, казарма, пожарная часть (впоследствии сгоревшая) и даже летняя танцплощадка, куда частенько бегали девчата с Пролетарской, Гагарина и той же Комендантской. Этот батальон продолжал существовать и тогда, когда женской зоны уже в посёлке не было, а на месте её появилась воинская часть 6592. Штаб на её территории располагался на том самом месте, где до этого стоял Дом малютки. Да, было на зоне и такое заведение, огороженное забором, прямо внутри. Здесь до трёхлетнего возраста содержалось примерно 40-50 детей, рождённых в заключении. Вот как вспоминал об этом старожил посёлка Павел Андреевич Ануфриев, который служил охранником в 17 (мужском) лагпункте в 1950-1960-ых годах: «Там, где сейчас находится учебный центр воинской части, была женская зона. У многих были детишки – их держали в отдельных бараках. И грудные были, и постарше. Матерей пускали к детям только на кормление. Многие, конечно, умирали. Легко ли выжить в таких условиях даже взрослому?».
А ещё знаменит Комендантский был тем, что в своё время из АЛЖИРа (Акмолинского лагеря жён изменников Родины) сюда была переведена Екатерина Ивановна Калинина, жена «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина. Осуждена она была по многим серьёзным статьям, среди которых была и ст.58-8 (террор), из-за чего работать ей полагалось только на общих тяжёлых работах под конвоем (она никогда не могла быть расконвоирована). И в течение 7 лет, проведённых в АЛЖИРе, так и было. Тяжёлый труд подорвал здоровье Катерины Ивановны; к тому же, на момент перевода в Устьвымлаг ей было уже 56 лет. Врачи на Комендантском, осмотрев, дали Калининой слабую категорию, по которой ей был положен лёгкий труд. Вплоть до окончания срока в декабре 1945 года, Екатерина Ивановна жила и работала при бане, счищая стёклышком гнид с белья заключённых… (Более подробно о периоде заключения Е.И.Калининой в Устьвымлаге можно прочесть в книге Льва Разгона «Плен в своём Отечестве», глава «Жена президента»).

Комментарии

  • 12 апр 00:09
    Как много нового я узнаю!!Никогда раньше даже не слышала про женску зону,про дом малютки....Ужас,не вериться,что такое было.....Сколько поломаных судеб,загубленых жизней........
  • 12 апр 06:43
    очень интересный материал из мало кому известной истории нашего поселка.Спасибо Елене за то,что смогла по крупицам собрать эту историю.
  • 12 апр 11:00
    Какой кошмар творился на наших улицах...на Комендантской в частности... ! Но из истории ,как из песни-слов не выкинешь. Благодарим уже за то ,что когда мы росли в Вожаеле ,уже не было такого. Да,существовала зона,да ,водили мимо наших домой по Береговой заключенных,охраняемых вооруженными солдатами с овчарками. Но это было вне нашей жизни,нас это не касалось и мы не проникались ни сочувствием,ни враждебностью к осужденным. Конечно те ,кому приходилось по долгу службы общаться с тем контингентом,могут иметь другое мнение. Материал прямо огорашивающий...архивные сведения устрашающие...Но История не имеет сослагательного наклонения..как сказано в той же истории.
  • 12 апр 17:03
    мы жили там и это было рядом с нами
  • 12 апр 17:07
    мы в садике всегда ждали, когда мимо нашего забора пойдут отряды заключенных с другого берега реки. с работы. иногда везло и они дарили нам букетики цветов. но чаще дарили воспитательницам
  • 15 апр 20:27
    Когда мы жили на Береговой(после переезда из Комыса)я помню,как ходили колонны заключенных,солдаты с овчарками...Мы,малышня,конечно обращали внимание на собак,а пацаны на автоматы.....
  • 15 апр 20:32
    а я ходил в садик на втором "Солнышко" помню ,когда мы летом вечером гуляли на участке мимо за садиковским забором вели зэков с работ в зону.А мы ,пацаны,все им кричали :"Дядь дай пистолет!".Иногда они перебрасывали нам деревянные пистолетики.У меня такой был.Вырезанный из дерева браунинг,как настоящий только маленький.Сделанный неизвестным сидельцем.