27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ.

27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834362245674
Припять (русск. Припять,укр. Прип'ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять.

Официальная дата основания и фактическая дата начала строительства Припяти – 4 февраля 1970 года.
Статус города Припять приобрел в 1979 году постановлением Верховного Совета Украинской Советской Социалистической республики за номером 1264/686.
Генеральным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.
Численность населения (на ноябрь 1985 года) – 47 тысяч 500 человек, более 25 национальностей.
Ежегодный прирост населения – более 1500 человек, среди которых около 800 – новорожденные припятчане, и приблизительно 500-600 человек – прибывшие на постоянное место жительства из разных уголков Советского Союза.
Проектная, изначально рассчитанная численность населения – 75-78 тысяч человек.
Припять – крупный железнодорожный узел (станция Янов), удобный узел транспортных магистралей Полесья, пристань речного судоходства.
Параллельно своему прямому назначению города атомщиков, Припять проектировалась и с учетом другой стратегической выгоды – крупный перевалочный пункт, стоящий на перекрестке транспортных артерий.
С момента начала строительства Припять автоматически стала крупным транспортным узлом. Вместе с основанием города был продлен до того короткий судоходный фарватер реки Припять – с 1976 года его протяженность достигла 591 километра от устья. Кроме того, важной транспортной артерией стал и мощный железнодорожный узел – станция Янов, а также удобная сеть автомобильных дорог. 1982 год стал пиковым для автовокзала Припяти. 21 мая того года автовокзал принял и отправил 52 автобусных рейса по 14 направлениям. Кроме рядовых пассажиров, в Припять, как в образцовый советский город, приезжали многочисленные экскурсанты и различные оценочные комиссии.
Творческий подход архитекторов и строителей города позволил сохранить каждое дерево, каждый куст и гармонично вписать их в городской ландшафт. Не удивительно, что в городе Припять было много красивых уголков для отдыха.
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834362855210
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834362854954
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834362854698
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834362854442
Инфраструктура Припяти и статистические данные

Население: Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщины.
Общая площадь жилого фонда: 658 тысяч 700 кв.м.,160 домов, 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Примечание: 9 жилых домов (324 квартиры) занято под общежития для холостяков.
Просвещение: детские дошкольные учреждения - 15 единиц на 4980 мест. Средних общеобразовательных школ - 5 единиц на 6786 ученических мест, СПТУ - 1 единица на 600 учащихся.
Здравоохранение: медсанчасть №126 на 410 коек, 1750 посещений в трёх поликлиниках.
Торговля: 25 магазинов на 9239 кв.м. торговых площадей. Общепит - 27 столовых, кафе, ресторанов на 5535 посадочных мест. Складское хозяйство и хранилища - 10 единиц на 4213 кв.м., складские помещения на 4430 тонн.
Культура: 3 единицы культурных заведений: дворец культуры, кинотеатр на 1220 мест, школа искусств на восемь комнат для кружковой работы, общей вместимостью 312 учащихся.
Спорт: 10 спортивных залов, 3 бассейна для плавания, 10 стрелковых тиров, 2 стадиона.
Благоустройство: 1 парк, 35 детских игровых площадок и городков, 18 136 деревьев, 249 247 кустарников, 33 тыс. кустов роз.
Промышленность: 4 предприятия с общим объёмом производства 477 млн рублей.
Строительство: 6 первичных строительно-монтажных организаций, выполняющих объём строительно-монтажных работ на 132,3 млн рублей.
Транспорт: железнодорожная станция Янов и 3 транспортных предприятия: автотранспортное предприятие №31015, ТПО Управления строительства, автотранспортный комбинат Чернобыльской АЭС с общим числом транспортных единиц 533, в том числе 167 автобусов.
Связь: городской узел связи на 2926 телефонных номеров. Кроме того - 1950 номеров ведомственных станций АТС Управления строительства, Чернобыльской АЭС, завода «Юпитер».
Водоснабжение: 28 артезианских скважин с суточным дебитом воды 15 тысяч кв.м. в сутки, из них 8050 на город (176 литров (при норме на 1 жителя 250 литров в сутки)).
Электроснабжение: на сутки - 121 тысяч киловатт-часов. В том числе на промышленную зону - 29 тысяч киловатт-часов.
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364522026
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364521770
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364521514
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364521258
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364521002
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364520746
Параллельно своему прямому назначению города атомщиков, Припять также проектировалась как крупный перевалочный пункт, стоящий на перекрестке транспортных артерий.
Улицам и проспектам города присваивались, в основном, традиционные для советской эпохи названия. Помимо чисто идеологических проспекта Ленина, улиц Дружбы Народов и Героев Сталинграда, в Припяти были также и улица Набережная, проспект Строителей и Энтузиастов. В названии улицы Леси Украинки отразилась и национально-культурная сторона республики Украина. Не осталось без внимания и главный повод основания Припяти — мирный атом. Благодаря этому в городе появилась улица Курчатова.
Припять — город с ярко выраженным центром. В центре города располагались административные здания (городской совет), объекты досуга, культуры и отдыха, универсальные продовольственные и промтоварные магазины, гостиничный комплекс.
Основной градостроительной идеей Припяти стал так называемый принцип «треугольной» застройки, разработанный группой московских архитекторов под руководством Николая Остоженко. Впоследствии, после предварительного утверждения, киевские архитекторы внесли в проект застройки собственные изменения, и этот компилированный вариант был окончательно согласован. Для того времени такая форма застройки была уникальна. Однако, параллельно с застройкой Припяти, эта же схема использовалась и при строительстве десятка других городов Советского Союза. В частности, отдельные микрорайоны Припяти имеют стопроцентное сходство с жилыми кварталами двух других атомоградов, Курчатова и Семипалатинска, Волгодонска и автограда Тольятти.
Для принципа «треугольной» застройки характерна смесь жилых домов стандартной этажности и домов повышенной этажности. Отличительной особенностью такого строительства является визуальный простор и свободные пространства между зданиями. В отличие от старых городов с тесными улочками и плотной застройкой, Припять, как и другие однотипные города, проектировалась с одной единственной целью — удобство проживания. Кроме сознательного увеличения свободного городского пространства, эта цель достигалась так же и особым, равноугольным расположением улиц и проспектов. С помощью такого расположения городских магистралей город Припять и десять однотипных ему городов, должен был стать городом, в котором появление автомобильных пробок было невозможно.
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364790314
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364790058
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834364789802
Из воспоминаний председателя Припятского горисполкома В.П. Волошко

Имена городов не рождаются случайно, хотя историки потом, роясь в ветхих рукописях, не всегда докапываются до первозданного смысла названий. Проще с городами, родившимися недавно. Город Припять получил свое лирическое название 14 апреля 1972 года, а был заложен в 1970 г. Город назван древним именем реки, возле которой он родился. Мы это трактовали как извечное стремление человека к близости с природой, с ее высокой и чистой красотой. Уже тогда мы гордились своим городом.

И сегодня считаем, что заказчик и генподрядчик решили проблемы промышленного строительства только благодаря опережающим темпам, которые были достигнуты в первые годы при строительстве объектов жилья и соцкультбыта. Не безынтересны следующие цифры: 1971 год - план ввода полезной площади - 13774 кв. м., факт - 20574, введен детский сад на 320 мест и это через год после начала строительства!
А до 1977 года, когда был введен первый энергоблок, планами предусматривалось ввести 158992 кв. м., а фактически введено 192768 кв. м. полезной площади в домах и общежитиях.
В 1972 году ежемесячно вводился один дом - это впечатляюще, когда дома росли как грибы, а с ними создавались молодые семьи и появлялось новое поколение припятчан.
За семь лет было введено шесть детских садов на 2100 мест, школ на 2348 ученических мест, поликлиника на 600 посещений, больница на 250 коек. А за 11 лет строительства города было введено 377318 кв. м. полезной площади, 2420 мест в детских садах, школ на 4052 места, 12 магазинов, ресторан, дворец культуры на 800 мест, гостиница, плавательный бассейн, первая очередь спортивного комплекса, профтехучилище на 850 учащихся, музыкальная школа с концертным залом, кинотеатр на 420 мест, два комбината бытового обслуживания, химчистка-прачечная, баня-сауна, городской узел связи и комплекс объектов базы ОРСа.
Создавая город, мы стремились максимально сохранить то, что создано уже природой, особенно бережно относились к деревьям. Каждому объекту мы считали необходимым и старались дать что-то свое, об этом заботились архитекторы: Олешко Г.И., Оловянников Л.Е., художники Литовченко И.С., Литовченко М.Т., с которыми заказчик постоянно сотрудничал.
Следует заметить, что доброе чувство личной причастности ко всему, что делалось на стройке, в городе, было присуще практически всем жителям. Это была наша стройка и наш город! Большую практическую помощь оказывал при создании генерального плана города заместитель начальника областного отдела по делам строительства и архитектуры Яценко Глеб Петрович.
Выездное заседание градостроительных комиссий Союза архитекторов СССР и Украинской ССР, состоявшееся в Припяти, подтвердило высокое качество проектных решений и высокое качество исполнения на этой основе.
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834365336618
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834365336362
27 АПРЕЛЯ - ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СО ДНЯ ЭВАКУАЦИИ ГОРОДА ПРИПЯТЬ. - 834365336106
ПРИМЕЧАНИЕ. При создании темы использованы фото и видеоматериалы из личных архивов бывших припятчан: В. И. Горохова, В. Зонна, В. Патракова, А. А. Нехаева, И. Алфимовой, О. П. Павлова, Н. Н. Белехова, В. Г. Бомбизы, Л. Бойко, И. Егорова, В. Антонова, В. Джаська, В. Ю. Полевой, В. Литовченко, И. Г. Жолудя, С. Нехаева, Н. В. Думбровского, П. С. Выговского, С. В. Константинова, И. Якушевой, С. Якунина, В. Терентьева, В. Козлова, А. Перминова, фондов краеведческого музея города Славутич, комнаты - музея Припяти в городе Славутич.
#припять #эвакуация

Комментарии