Древние акты Царства Русского за ХVII-й век рисуют картину напряжённой борьбы государевых ратников с ещё незадавленными "тоталитарным сапогом" Москвы крымскими татарами, а выписки из "наградных листов" разрядных книг того времени на детей боярских, дворян, стрельцов, казаков и прочих служилых людей, дают ценнейший фактаж об отличившихся воителях.

Так воронежский дворянин Богдан Сукачёв "на татарском бою с татарами бился явственно, убил трёх мужиков да языка (то есть пленного) взял крымского татарина Зарумку Ишимова." Сын боярский Михаил Ордынцов "государю служил и бился явственно, убил татарина, да татарина касимовского Имамета Бахметева живым взял." Курский стрелецкий голова Трофим Агибалов "бился явственно, убил трёх татар, сам был ранен из лука и под ним убили коня", а Михаил Панов "государю служил, с татары бился, убил двух мужиков да мужика жива взял".
Пленных батыров, кстати, допрашивали, записывая личные данные. Так в списках джигитов, пленённых под Мценском значатся Темрик Выбердеев, Шибанко и Магмет Байчурины, Курманалейко Бакеев, Тогузак Теребердеев, Асан-Девлет Казыев, некий загадочный "крымский чёрный татарин из Кизилбаши, жил в улусе у князя Касая" и другие. Отмечены и витязи, захватившие оных: это мценские дети боярские братья Артемий, Михаил и Неустрой Лыковы, Богдан Воскребинцов, Артемий Степанов, белёвцы Семён Рощупкин, Фома Житкой и Василий Головин - за боевые отличия всем им дано жалование "от государя по 2 рубля да по сукну доброму".
Разумеется, не обходилось и без потерь. Так 23 мая 1631 года елецкий казачий голова Лукьян Кисленский во главе небольшого отряда служилых людей вёл бой с татарами в Бруслановском стане, где пал смертью храбрых. Степняки потеряли 10 человек убитыми, причём их отрубленные головы соратники Кисленского доставили в город с собой в качестве вещественных доказательств. Такие дела.
На фотографии - воин русской поместной дворянской конницы. Снаряжение , фотограф - .

Комментарии

Комментариев нет.