Чем пирамида Хотодзан Кофун объединяет Японию с Древним Египтом

Многие европейские путешественники считали Японию страной загадок. Обособленное островное государство, долгое время носившее статус империи. Непривычные обычаи и во многом чуждая европейцам культура. Страна с древней историей и древними традициями. Её жители одними из первых встречают новый день на планете, и символ восходящего солнца ярко отражает научное и культурное развитие государства и по сей день.
Япония редко оставляет равнодушным своих гостей. Почти все, кому довелось побывать на территории Японского архипелага не остались равнодушными. Но их мнение полярно: одни влюбляются в Японию, культуру и быт местных жителей; другие, напротив, не хотят более возвращаться и воспринимают японцев слишком скрытным и неискренним народом в отношение чужаков.
Однако вряд ли кто-то оспорит то, что Япония действительно является одной из самых интересных стран. А тайны, которые она по-прежнему хранит, лишь дополнительно будоражит уму ученых, исследователей и простых путешественников.
Одним из удивительнейших объектов Древней Японии является Хотодзан Кофун.
Вообще кофуны для Японии не редкость. На сегодняшний день их найдено более 160 тысяч. Но Хотодзан Кофун отличается от своих каменных собратьев.
Кофуны представляют из себя курганы-гробницы известных правителей, воинов или знати. Нередко они сложены из больших камней, а сверху покрыты собранной по берегам рек галькой, называемой фукииси. Этим термином даже обозначили период истории Японии, когда строительство кофунов была наиболее популярным: середина-конец третьего века до 6 века нашей эры.
Стоит отметить, что галькой, в основном, покрывались курганы периода расцвета Кофуна, то есть те, что датируются 3-4 веками н.э.
Но в чём же особенность Хотодзан Кофуна?
Большая часть кофунов выглядела в форме замочной скважины, причем от нескольких до сотен метров длинной, как знаменитый гигантский Дайсен Кофун в префектуре Осака, то Хотодзан Кофун выглядел иначе.
Он представлял из себя ступенчатую пирамиду высотой в 12 метров и сторонами по 54 метра.
Считается, что Хотодзан Кофун был сооружен в конце 7-го века нашей эры или в самом конце периода Кофун, то есть, в конце 6-го века нашей эры. Однако прямых подтверждений этому нет. Как нет ни записей об его строительстве, ни информации, кто был захоронен внутри кургана-пирамиды.
Есть и другие особенности Хотодзан Кофуна. Например, его поверхность не была покрыта речной галькой, а по периметру пирамиды не было найдено ханив – глиняных фигурок, которые использовали при погребении. Обычно их закапывали по кругу над гробницей. Хотя иногда они выступали над поверхностью земли. Здесь же их нет. Как не было и популярных в период Кофуна богатых могильных подношений. Некоторые захоронения содержали сотни и даже тысячи предметов, но не Хотодзан Кофун.
И всё же самое интересное в этом объекте другое.
Внутреннее помещение Хотодзан Кофун небольшое – всего 12 метров в длину. Однако всё оно покрыто каменной облицовкой из массивных плотно подогнанных фигурных блоков, напоминающих по своей форме кладку, встречающуюся в Египте, Перу, Мексике… Согласно японским источникам, используемый здесь камень – андезит – твёрдая горная порода. Блоки были отштукатурены и некогда покрыты краской.
Некоторые кофуны причисляются к разряду мегалитических из-за используемых при строительстве огромных каменных валунов, однако почти всегда они представляют из себя просто необработанные булыжники, небрежно приставленные друг другу и скрепленные кое-где раствором. Стены же Хотодзан Кофуна уложены очень аккуратно и без раствора.
Впрочем, внешняя часть стены выглядит не так качественно. Создаётся впечатление, что частично разрушенный объект восстанавливался из обвалившихся элементов облицовки, а также с использованием других подручных материалов. Возможно ли такое? Вполне.
Дело в том, что внутри Хотзан Кофуна находится каменный саркофаг. Пустой. Никаких захоронений найдено здесь не было. Конечно, весьма вероятно то, что его попросту разграбили, унеся с собой всю имеющуюся здесь утварь, а покоившееся внутри тело уничтожили. Однако напрашивается иная параллель с уже упомянутыми странами.
Например, в Египте, внутренняя часть многих мастаб почти всегда состоит не только из плотно подогнанных к друг другу огромных обработанных каменных блоков с похожим типом кладки, но также там присутствуют и высококачественные каменные саркофаги.
Особенность захоронений Древнего Египта в том, что цари и знать не брезговали местом упокоения своих предшественников. Выбрасывая тело предшественника, они, когда наступало время, просто занимали его место, чтобы в будущем попросту повторить его участь. Тем не менее, даже в таких условиях, многие саркофаги были найдены пустыми. Даже в запечатанных гробницах. Как были пустыми и колоссальные саркофаги Серапеума или Великих пирамид, где не было найдено ни одного захоронения.
Другая схожесть пирамиды Хотзан Кофун с египетскими мастабами в том, что несмотря на прекрасную мегалитическую отделку внутренних помещений, верхняя часть их состояла из адобов или просто щебня, образуя погребальный курган.
Как и в случае с мастабами, Хотзан Кофун датировали по находкам внутри сооружения и по некоторым архитектурным особенностям. Однако, как мы уже знаем, в Египте захоронения нередко передавались по своеобразному «наследству». И если датировка идёт по следам последнего, кто использовал помещение, является ли такое датирование объективным? Вопрос риторический.
Кстати, Хотзан Кофун долгое время являлся священным место для японцев. На его вершине даже появилось небольшое погребение одного из правящих кланов XVII века.
Действительно ли имели место общие законы как архитектуры, так и ритуалов древних народов. Или же в далеком прошлом происходил своеобразный культурный обмен между разными цивилизациями? А может и не обмен вовсе, а просто строители были одними? Ведь камень не поддается прямой датировке. Сколько тысяч лет могли простоять пустующими каменные сооружения и саркофаги, пока их не нашли представители других культур.
Такая версия сейчас кажется почти фантастической. Но это сегодня. Завтра принесёт нам ответы. И задаст ещё больше вопросов.

Комментарии

Комментариев нет.