​Вход Господень в Иерусалим

28 апреля, большой церковный праздник – Вход Господень в Иерусалим, который в народе часто называют Вербным воскресеньем.
В этот день мы вспоминаем евангельское событие, когда Господь перед Своими страданиями и крестной смертью, входит в священный город как Царь и Спаситель. И ликующий народ кричал «осанна», что означает «спасение» - возглас, которым традиционно приветствовали царей.
Святые отцы объясняли суть этого события как торжественное прибытие Господа нашего Иисуса Христа в то место, где Ему предстояло добровольно принять жертвенный крест. Но главное – праздник знаменует собой близость победы над смертью и грехом.
Это не только начало крестного пути земной жизни Христа, но и завершение многовекового пути всего человечества к своему спасению во Христе.
В день Входа Господня в Иерусалим исполнилось ветхозаветное пророчество о том, как явится миру долгожданный Мессия. Пророк Захария вещал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).
Торжественный вход в священный город не на коне, а именно на осле, объясняется древним обычаем: цари ездили на осле для того, чтобы показать, что они не желают войны. Осел представлялся животным, символизирующим состояние смирения; поэтому и Христос въезжает в Иерусалим на осле, знаменуя тем самым, что Он будет царствовать не силой оружия, но Духом Господним. Именно так вступал в Иерусалим и предок Спасителя по Его человеческому роду - царь Давид.
Мы всегда должны помнить о том, как тот же самый народ, что в час Входа Господня в Иерусалим встречал Его с такой радостью и с такими великими почестями, всего несколько дней спустя в ярости кричал, обращаясь к своему римскому правителю Понтию Пилату: «распни, распни Его». Каждый христианин, наученный горьким опытом предательства иерусалимских жителей по отношению ко Христу, должен стремится к тому, чтобы не оказаться в том же самом положении, что и древние иудеи. И для этого не требуется громкого отречения. Предательством Спасителя можно считать и наше равнодушие к Нему и к Его заповедям. Давайте будем помнить об этом.
Сохранились свидетельства о многолюдных торжествах в этот день на Руси. В 16 веке в Первопрестольной перед Литургией из Успенского собора Московского Кремля через Спасские ворота шел крестный ход. Все направлялись к храму Василия Блаженного для моления на Лобном месте. В процессии наравне с хоругвями и иконами возили украшенное цветами и плодами дерево. При этом патриарх сидел на осле, которого вел под узду сам царь. По возвращении к Успенскому собору украшенное плодами дерево передавалось народу для угощения. Но, к сожалению, в конце 17 века этот обычай был утрачен.
Но и сегодня мы освящаем веточки вербы в память о пальмовых ветвях, которыми жители святого города приветствовали въезжающего на ослике Мессию. Поэтому сегодня большинство людей знают этот последний радостный день перед скорбной Страстной Седмицей как Вербное воскресенье.
Священник Антоний Русакевич

Комментарии