"ПОДОЛЬСКИЙ ВЕРСАЛЬ", ЧАСТЬ 2

В 1973 году во время съемок одного из советских художественных
фильмов «Прощайте, фараоны!» в селе Петрашовке Тульчинского района
Винницкой области, киноактрису Людмилу Алфимову – известную уже тогда ролями Софьи-солдатки из «Свадьбы в Малиновке» и Миронии-монашки из комедии «За двумя зайцами» – познакомили с Героем социалистического труда, фронтовиком и председателем колхоза соседнего с Петрашовкой села Печоры Иваном Сергеевичем Кальницким.

Кино тогда в украинских селах было, ох, в каком почете! А тем более
снимали комедию, снимали о таком знакомом, извечном конфликте между мужчинами и женщинами: увлечённому книжкой о древнеегипетских фараонах председателю колхоза Николаю Тарану снится сон, в котором на общем собрании принимается решение, что на все мужские должности становятся женщины и наоборот. Как было не заехать на съемочную площадку?

Эта встреча стала судьбоносной и для Алфимовой, и для 50-летнего
Кальницкого. Кальницкий был тайно влюблен в актрису, игравшую роль
Софьи-солдатки, а тут на площадке она была живая и такая близкая…Как рассказывает, смеясь, сама Людмила Ивановна в одном из интервью: «…..Его жизнь складывалась непросто — воевал, потом стал руководить колхозом, а любовь так и не встретил.

Настоящей отдушиной для него был фильм «Свадьба в Малиновке», который председатель смотрел сотни раз. И все из-за моей Софьи. В общем, я не смогла устоять. Вернувшись домой, развелась с мужем и осталась с двумя дочерьми. А через время переехала к Ивану. Надо признать, мужчины, которые окружали меня по жизни, были очень добрыми, широкими натурами. Мой первый супруг и Иван дружили, помогали друг другу. Никто ни на кого не держал зла».

Выйдя замуж за Ивана Сергеевича, актриса фактически поставила крест на своей карьере, но зато, попав в так называемую Подольскую Швейцарию (Тульчин, Печора и Соколец – очень красивы, в этом убеждают хотя бы зарисовки Наполеона Орды во время его поездок по Подолью – ПИ, вплотную, по мере возможностей, (а стоит помнить, что тогда были советские времена, славные своими социалистическими соревнованиями, а уж никак не исторической памятью), занялась воссозданием былого наследия Потоцких.

В Печере официально проживали домоуправители князей Потоцких, это
селение было ближе к Виннице – всего 65 километров, а еще Печора, как и Соколец – были так называемыми «детскими владениями ясновельможих».

Предполагают, что название Печера произошло от слова «пещера».
Археологические раскопки, проведенные в 1948-1949 годах подтвердили
существование в этой местности пещер и обнаружили тут поселения
трипольской культуры.

Первые упоминания о Печоре встречаются в документах XVI века и связаны они с именем князей Збаражских. Когда позже тут властвовали турки, (1672-1699 годы) находим здесь молдавского господаря Георгия Дуку. Грек из Албании, Дука, «за суму немалую купивши у царя турецкого помененную пустую козацкую Украину и для своего в ней панования наполни ей людьми сегобочными, а для своей господарской резиденции, в полку Брацлавском за Богом (Бугом), в городке Печоре велел знаменитый дом себе выстроить…» Знаменитый дом – дворец имел также парк, спускавшийся террасами к реке Южный Буг, протекавшей внизу.

Как и всякий выскочка, дорвавшийся к деньгам и власти, Дука смотрел на всех сверху вниз и скажем так, местные его не любили. Однако долго Дука тут и не прожил. Турки, его покровители, проиграли решающую битву под Веной и вскоре в его собственной Молдавии начались беспорядки. Дука проиграл войну и бежал в Польшу. Там и умер.

После Дуки какое-то время имение принадлежало Юрию Хмельницкому. В 1683 году он перенес резиденцию в Немиров, после чего печорский дворец пришел в запустение и был разобран. Из него построены фундаменты и ограда деревянной церкви Рождества (1764 год).

После Юрия Хмельницкого Печорой владели сначала Заславские, затем
Вишневецкие, а от них она уже перешла к знаменитому Станиславу Щенсному Потоцкому, в России звавшемуся Феликсом и хорошо известному по своему грандиозному имению в Тульчине.

Щенсны заложил Печору за миллион злотых, для того, чтобы дать их в
приданное своей дочери Октавией (1787-1842), выходившей в ~ 1800-м году замуж за Яна Свейковского, сына владельца Шпикова. Вскоре Щенсны умер, неуспев выкупить заложенную Печору, и имение перешло во владение Свейковским.

Однако примерно в 1840-м Печору и прилегающие 5000 га выкупает племянник Октавии Феликсовны Потоцкой, Константин Ярославович граф Потоцкий (1816-1857). Константин Ярославович был внуком Щенсного, сыном Ярослава Потоцкого, генерал-майора русской армии, гофмаршала Высочайшего Двора, женатого на Марии Севериновне Жевуской, дочери коронного польного гетмана Северина Жевуского. Женат Константин был на графине Юзефе фон Тизенгауз (Тизенгаузен?, 1824-1849, умерла в Печоре).

По другим данным, именно Юзефина во девичестве фон Тизенгауз выкупила Печору во владение Потоцких. Так или иначе, но вскоре именно Печора стала их главной семейной резиденцией, которая ранее была в Ситковцах, и сюда, в Печору, были перевезены богатейшие коллекции произведений искусства Потоцких. Эти коллекции вели свое происхождение еще из Тульчинского дворца, а частично были собраны Марией, матерью Константина, отличавшейся отменным вкусом.

Их сын, граф Константин Потоцкий (1846-1909) родился и проживал именно в Печоре. Здесь он и умер, 9 июля 1909 года, на руках жены, Иоанны (Янины) Потоцкой (1851-1928), дочери представителя другой, коренной польской ветви, Томаша (Фомы) Потоцкого, сына польского сенатора.

Последним владельцем Печоры был сын графа Константина Константиновича, (Константина Юзефа на католический манер), граф Франц Константинович (Franciszek Salezy Stanisław hr. Potocki h. Pilawa (Srebrna)) Потоцкий. Он родился в Печере 14 февраля 1877 года. В 1903 году, в Олыке, на Волыни, Франс Константинович женился на представительнице польской аристократии княжне Маргарите (Малгожате) Фердинандовне Радзивилл. Интересно, что она была на два года его старше, родилась 16 декабря 1875 году. Последний владелец Печёры, проживал в Первую Мировую войну в Киеве, и как член Центрального Государственного комитета по делам детей беженцев занимался в высших польских, российских и немецких кругах сбором благотворительных пожертвований.

После февральских событий 1917 года, в Петрограде, Потоцкий, был
председателем «Польского товарищества охраны памятников старины на Руси». В Киеве он занимался вопросами сохранности польских исторических ценностей на этнических украинских землях с возможностью вывоза ценнейших из них в Польшу. С 1919 года Франц Потоцкий – вместе с семьёй проживает в Кракове и Варшаве. Из писем Потоцких видно, что в 1918 году Печерский родовой архив был вывезен в Краков. В мае 1918 года Франц Потоцкий или кто-то из его родственников поручил сохранить часть документов его семейного архива, касающихся украинских имений Потоцких, своим доверенным людям.

У Франца и Малгожаты было 4-ро детей — граф Игнаций Константин Юзеф (1904-1937), Роза Мария Магдалена (1906-1984, умерла в Йоханесбурге), Пелагея Юзефина (1909-1996) и Константин Ян Павел Мария (1910-1988). Имеются данные, что в 1996 году в Кракове умерла их средняя дочь Пелагея Юзефина. Как раз Пелагея и занималась всеми документами Потоцких, которые вывезли из Печоры.

В Польше она продавала картины из семейного собрания, подарила в архивы Кракова семейные документы. Работала искусствоведом в музее
Чарторыжских. Детей у нее не было и замужем она не была. Но остались
наследники от ее братьев и сестры.

Используя свои связи Людмила Ивановна пыталась разыскать Пелагею Юзефину в 1975-1976 годах, но попытки эти очень скоро присек КГБ. Алфимовой посоветовали водить машину, заниматься выращиванием цветов или в самом крайнем случае поддерживать Тульчинское училище культуры. Не помогли даже обширные связи Ивана Сергеевича Кальницкого.

А ведь Людмила Ивановна грезила восстановить как Тульчин и Печору, так и Соколец. Со второй половины 1970-х благодаря помощи колхоза
Кальницкого, но под неустанным оком КГБ, все же началась реставрация
Тульчинского замка Потоцких.

#украина #РоссийскаяИмперия

Комментарии

  • 9 апр 18:23
    Добрый день, а знакома ли Вам фамилия Яковлев? Этот человек переписывался с Н. К. Рерихом. Место написания писем - Ситковец. Он был то ли местным управляющим, то ли коллекционером, то ли приказчиком.