Новозаветная десятина – налог на совесть?

1. Десятина в Ветхом Завете.
В Числах 18:20-21 Бог дает ясное обоснование учреждения десятины. Он указывает, что ввиду того, что наследники Аарона не имеют удела и части, что Сам Бог является таким уделом и частью, Он возложил на сынов Израиля обязанность отдавать десять процентов произведенного и полученного в удел Левитам, для того, чтобы они могли отправлять службу, как плату за службу в скинии. Причина учреждения десятины очевидна, потому попытки найти другое обоснование не выдерживают критики.
Весьма содержательно указание Бога в том, что Он есть часть и удел священников. Это должно приводить тех, кто есть новыми творениями во Христе, сопричастниками Божьего естества, царями и священниками Божьего царства, к мысли о том, что Бог является их частью и уделом, что Он как глава их Отечества дает им работу и заботится о восполнении всего, что им необходимо.
Необходимо отметить важный момент, что на получателей десятины – левитов, была также возложена повинность, отдавать десятину из десятины (Чис. 18:26).
Этот стих часто истолковывается представителями десятинных церквей как обязанность пастырей отдавать десятину из десятины «вышестоящим» священникам. Нет, я не ошибся, не Христу, нашему Первосвященнику, а «вышестоящим» священникам, высота которых определяется ими самими. Притом говорят, что десятину, дескать, они отдают Богу, но материальные ценности попадают в руки людей. Но даже в Ветхом Завете десятая часть, которая отдавалась как повинность, шла как плата за труды священников. Кому же надлежало получать пенки из десятин, приносимых Израилем левитам как плату за их службу? К счастью ответ на этот вопрос дан в той же главе книги «Числа». Более того, дается пояснение, почему левиты это должны делать.
Отмечается, что это возношение, которое учредил Бог и оно отдавалось Первосвященнику, поскольку сказано – Аарону священнику (Чис. 18:28). Взирая на то, что сам Аарон не мог жить вечно, то десятину получал каждый из Первосвященников. Таким образом, десятины левитов, которые отдавались Первосвященнику, считались в качестве возношений Господу, поскольку Первосвященник, как прообраз Христа, занимал особое место в религиозной системе иудаизма. Сам Аарон или любой Первосвященник не приносил десятины как левиты. Но очень важно отметить, что указывается на возможность получать пользу от приносимых левитами десятин Господу. Они и их семейства могли есть приносимое возношение и это также считалось платой за их служение. Подобное не допускалось для остальных сынов Израиля, так как они не могли претендовать на подобную плату, ибо имели часть и удел в земли, чтобы заниматься хозяйственной деятельностью и получать с нее прибыль. Все это демонстрирует две составляющее природы десятинного обложения.
Первая – фискальная, для обеспечения нужд храмового служения, вторая – сакральная, для демонстрации благодарности Богу за заботу, которая выражается материально, поскольку левиты полностью могли потреблять отделенное ими как, опять таки, плату за их работу, т.е. их служба оплачивалась как израильтянами, так и Самим Богом, потому что отделенное левитами для Бога полностью отдавалось Богом левитам как плата (Чис. 18:31). Следует также помнить, что левиты полностью не зависели от десятины, поскольку в книге Числа, говорится о том, что народ обязан был обеспечить городами для проживания и землей, протяженностью две тысячи локтей (Чис. 35:4). Это большое имение. Очевидно, что лишь нехватка времени могла сделать их хозяйство не достаточно прибыльным для обеспечения собственных нужд. Становится ясно, что десятина имела храмовое предназначение. Все попытки назвать Церковь неким подобием или же высшим проявлением храма говорят о непонимании элементарных позиций Нового Завета, поскольку храмовое служение упразднено. Храм ныне не ассоциируется с церковью, поскольку Церковь – тело Христа, но Храм Бога Живого – это тело каждого христианина. Нужно отдать должное Господу, Он не уничижает роль отдельной личности для библейско-исторических масштабов и живет в каждом верующем, минуя все рукотворное в качестве храма.
Кроме этого, можно увидеть, что десятины расходовались на благотворительную деятельность для сирот, странников, вдов. Вот почему Г. Амираулт обращает наше внимание на то, что масса, которая облагалась податью в виде десятины, является произведенное землей и вскормленное землей, то есть это должны быть плоды земли и скот, который выкормлен на этой земле. Десятина не упоминается в связи с прибылью, полученной от рыболовства, добычи руды и других ископаемых, ремесел. Возможно, это связано с тем, что еда играла ключевую роль для храмового служения, прежде всего , для пропитания служащих и нуждающихся. Вот потому-то Г. Амираулт обращает внимание, что укор, который был сделан Богом в адрес израильского народа относительно уплаты десятин, связан с необходимостью обеспечения наличия пищи в доме Господнем. Именно пищи (Малахия 3:8-10), а не денег. Кроме того, что очень важно, эти плоды земли могли быть выращены и вскормлены лишь обетованной землей, которая считалась чистой, а вся остальная земля была нечиста и непригодна для произведения плодов и откорма животных, которые могли бы приноситься как десятая часть дохода [Amirault G. The Tithe is Illegal // http://www.tentmaker.org/books/TheTitheisIllegal .html].
Важно отметить, что книга Левит 27:30-34 говорит нам сквозь глубину веков о десятине – святыне Господней. Притом, следует подчеркнуть, что кроме этого указания никакого другого указания по поводу отделенного для Господа в этой книге нет. Нет прямого указания на то, чтобы это имущество было уничтожено, как это говориться о заклятом. Нет указания на то, чтобы оно было передано на сохранение священникам. Это и не удивительно, поскольку это имущество скоропортящееся и должно быть потребляемо, дабы стены не окутал смрадный запах гниющих продуктов. Нет и четкого указания о том, что это имущество подлежало сжиганию на жертвеннике, поскольку не приносилось как жертва, а принадлежало Господу с начала появления этих предметов в природе. Скорее всего, эта десятая часть освящалась и принадлежала Господу, о чем должен был помнить израильтянин. Он осознавал, что в его имуществе десятая часть Господня, и он должен был употребить ее так, как об этом распорядится Господь. Причем следует помнить, что существовала возможность выкупа десятины, но сложно определить, кому выкупные деньги должны отдаваться и каким образом хранитель мог ими распоряжаться и мог ли распоряжаться вообще. Очевидно, что эти деньги могли быть использованы лишь для того, чтобы обеспечить наличие пищи в доме Господнем.
Допускаю, что поборники «новозаветной» десятины отметят – вот оно доказательство – на самом деле десятина не имеет столь прагматичного обоснования своего существования только лишь для удовлетворения нужд левитов, а существует только потому, что на самом деле десятина принадлежит Господу и все тут. Однако спешу не обрадовать их, поскольку хоть книга Левит предшествует книге Числа, система десятины утверждалась только тогда, когда было все исчислено и определены уделы для колен. Указание в книге Левит имеет прогностическую природу. Таким образом, когда в книге Левит говорится о принадлежности десятины Богу без каких либо обоснований, это не означает, что для нее они отсутствуют. Они появляются в книге Числа, когда говорится о том, для чего она нужна (Чис. 18:20-21).
В целом, нет достаточно веских оснований не присоединится к выводу противников десятины в Новом Завете, которые обвиняют своих оппонентов в непоследовательности и заинтересованности в избирательной трактовке Закона Моисея. Действительно, для последовательности следовало бы соблюдать и все иные предписания и условия. В частности, следовало бы приносить десятины в Иерусалиме и бывать там три раза в году. Освобождать от уплаты десятин один раз в семь лет. Только левиты могли получать десятины, даже современные иудеи не платят десятину, обосновывая это отсутствием Храма. Они лишь платят некие суммы на содержание синагог, как пожертвование. Эта система была рассчитана только для Израиля [Amirault G. The Tithe is Illegal // http://www.tentmaker.org/books/TheTitheisIllegal .html]. Даже если перенести все это ветхое в новое время, и считать левитами пастырей, евангелистов, апостолов, учителей и прочих, а Иерусалимом – новый пока невидимый Вышний Иерусалим, а частоту приношения десятин несущественным условием, то все равно остается существенное, очень критичное противоречие. Оно состоит в том, что признание левитами только тех, кто выполняет служение апостола, евангелиста, пастыря и прочее несостоятельно, поскольку Бог отменил разделение, которое было в среде иудеев на священников и не священников. Это очень важный момент, который многим служителям хотелось бы замять в вопросе десятины. Большая часть истории христианства связана с разделением, которое было не по душе Богу даже в ветхозаветное время, на священников и мирян. Оно уничижает ту миссию, которую выполнил в своем земном служении Господь.
Сторонники десятины в Новом Завете подправляют положения Ветхого Завет с учетом современных реалий, говоря языком закона, они нарушают основное правило закона, а именно формальную определенность и точность, которая должна была бы выразиться в четких новозаветных предписаниях относительно десятины, но у них возникла проблема, ведь статус Закона в Новом Завете был вскрыт со всей очевидностью и осмыслен лишь как временная мера. Так что для них единственным выходом остается придать десятине не законную природу, а добровольную, причем добровольную лишь на словах, поскольку уплата десятины обеспечивается страхом перед гневом Божьим либо Его немилостью, или же силой общественного мнения в церкви. Но, по сути, эта практика основана на законнических стандартах и есть попыткой хранить молодое вино в ветхих мехах. Успех проповедников новозаветной десятины обязан слабым знанием сути и содержания Ветхого Завета многими христианами
2. Десятина и Аврам.
Для того чтобы притянуть институт десятины к новозаветному времени в ход идет тезис о том, что десятина не исходит из закона, переданного через Моисея, поскольку Аврам дал десятину священнику Бога Всевышнего – Мелхиседеку еще задолго до появления закона (Быт 14:20), а точнее десятую часть от полученного в военном походе. В обмен на благословение и победу, подаренную Богом Авраму, он отдал часть своего военного трофея. Однако если в законе о постоянстве принесения десятой части говориться со всей определенностью, то в ситуации с Аврамом ничего подобного не высказывается, как впрочем, нет и свидетельств того, что Аврам продолжал подобную практику от своих прибытков, будучи Аврамом, так и в последствии, когда он стал Авраамом, заключив с Богом кровный завет.
Но для чего, спрашивается, Аврам это сделал, отдал десятину в ответ на благословение Мелхиседеком? Не для того ли, чтобы показать современным скептикам, что десятина – это знак уважения и почитания меньшим большего, а не только ветхозаветный закон для иудейского религиозного устройства и инструмент, способствующий разделению труда в иудейском обществе. Утвердительно на этот вопрос был дан ответ в Евр. 7:6-7. Действительно, приношение десятой части Аврамом не было обусловлено никаким нормативным установлением свыше, поскольку и священные письмена появились гораздо позже. Это было проявление уважения со стороны Аврама. Полагаю, что в то время была светская практика выказывания уважения через приношение 10% своей военной добычи монарху. Г. Амираулт отмечает, что мало кто обращает внимание, что десятину Аврам дал не из своего имения, а из военной добычи, которую, включая людей, отдал царям Содома и Гоморры, т.е. на самом деле у Аврама не было личной прибыли, из которой он бы обязан был исчислить 10%. Он раздал всю военную добычу. Кроме того, автор отмечает, что в Писании нет никаких указаний по поводу десятины до этого момента, и таким образом это была инициатива самого Аврама. Таким образом, он решил почтить таинственного Царя Салима, а также нет никаких указаний на подобную практику после сих событий, вплоть до учреждения Левитской системы десятины
Таким образом, Аврам признал превосходство Мелхиседека над всеми земными царями и свою подотчетность Ему. Но очевидно, что десятую часть он непосредственно вручил Мелхиседеку, минуя каких либо посредников, которые могли поживиться от принадлежащего адресату. Потому обоснование десятины в новозаветное время, ссылаясь на пра ктику Аврама, некорректно, поскольку, таким образом, она должна в качестве высказывания своего почета вручаться непосредственно Священнику навек по чину Мелхиседека – Иисусу Христу, а не пастырям и другим служителям. Но поскольку Христос находится в нас и одновременно на Престоле Величия, считать, что отдавая десятину церковным «иерархам» есть вручение десятины Христу – гротеск. Кроме того, Г. Амираулт отмечает, что подобный «литеральный» подход более чем странен. Что заставляет превращать в правило то, что не было предписано тысячи лет назад и совершилось единожды Аврамом, (Иаков заключал сделку с Богом (Бытие 28:22), желая получить от Него в обмен на десятую часть. Это «почему-то», отмечает Г. Амираулт, не считается духовным, поскольку это похоже на сделку, бизнес), вплоть до учреждения серьезно отличающейся практики десятин в израильском государстве и переносить в практику сегодняшнего дня? Если использовать подобную практику, то очевидно было бы оправдано разрезать животных напополам, раскладывать их определенным образом и делать то, что делал Аврам по указанию Бога, но сейчас подобной практики не ведется, хотя тогда она также была до закона Г. Амираулт делает интересное замечание о том, что если Аврам не делал сделок с Богом, то Иаков делал, поскольку отметил, что изо всего, что Ты мне дашь, я отдам Тебе десятую часть (Бытие 28:22)
Автор, который не назвал себя, но назвал свою публикацию как «Тайна десятины или десятина по Новому Завету» основывает свои доводы о состоятельности десятины в новозаветное время на идее, что десятина уже не закон, но некий принцип, благодаря которому он получает благословения от Бога. Для того чтобы оправдать этот свой тезис автору пришлось бы привести примеры из прошлого. Хорошо бы если бы они были достаточно авторитетны. Потому автор прибег к библейским событиям. Эпизод с Аврамом и Мелхиседеком не был забыт. Автор указывает, что Аврам дал десятину за то, чтобы Мелхиседек благословил его. Но он не обратил внимание на порядок событий. Сначала Мелхиседек благословил Аврама, причем Он сам проявил в этом инициативу, и, только лишь затем Аврам в благодарность дал Ему десятину.
Благословение в этом событии Писания совершенно не ставилось в зависимость от десятины. Потому автор исковеркал факт для того, чтобы придать вес своим мыслям. Хотя, думаю можно согласиться с тем, что Аврам таким образом выразил свое почтение и признательность в соответствии с бытующим тогда обычаем. Но совершенно нельзя согласиться с мыслью, что Аврам сделал это для того, чтобы получить благословение [Тайна десятины или десятина по Новому Завету // http://proboga.com/content/view/306/35/]. В последствие, к такого рода коммерческой сделкой выступил Иаков как раз для того, чтобы получать от Бога блага, но это совершенно ничего общего не имеет, ни с верой, ни с благодарностью. Только бизнес. Никоей мерой нельзя согласиться с аргументом, что, благословляя сегодняшних священников мы тем самым получаем благословения для себя [Тайна десятины или десятина по Новому Завету // http://proboga.com/content/view/306/35/]. Это огульная идея, поскольку священниками сегодня выступают не только пастыря, проповедники и прочие, но и каждый верующий в Сына является священником Бога, потому указанный тезис делит христиан на сорта и этим самым порождает уверенность в неравенстве и иерархиях. Можно понять тех людей, которые видят в «десятине Нового Завета» условие благословения от Бога. Часто они через неверие ничего не могут принять от Бога и, давая десятину, будучи уверенны в этом коммерческом предприятии, приобретают, таким образом, уверенность в получении искомого. Элементарно срабатывает их вера. Этот феномен человеческой психологии, когда человек ровным счетом ничего не может принять, пока не сделает какие-то действия, которые, как ему кажется, ожидают от него. Эту мысль можно подчеркнуть примером из фильма «Побег из Шоушенко», когда один из героев, Рэд, после 40 лет тюрьмы был освобожден условно-досрочно и работал упаковщиком в супермаркете. Каждый раз, когда ему было необходимо по нужде, он спрашивал разрешения у менеджера. Последний на очередное такое прошение ответил: «ты недолжен каждый раз, когда тебе надо пописать спрашивать разрешение», на что Рэд, про себя, ответил: «за долгие годы я все делал по разрешению, так что я не могу выдавить из себя ни капли пока не получу разрешение».
3. Коммерческий обет Иакова.
Думаю, что пример с десятиной Иакова наименее удачен, поскольку в этом обете Иакова проявляется недоверие к Богу. В обмен на те благословения, которые Бог и так обещал наследникам Авраама по завету Иаков решил выманить через обещание «конфетки» 10% от полученных благословений Бога. Спрашивается, зачем они Ему были нужны, ведь храма и левитов и соответствующего служения не было? Неспроста Иакова называют тем, кто боролся с Богом, торговался с Ним. Этот «обет» еще одно доказательство «коммерции» Иакова. Г. Амираулт правильно отмечает, что на предложение Иакова о такой сделке Бог «почему-то» не отвечает Иакову. Г. Амираулт говорит, что Иаков играл с Богом в игру до того, как стал Израилем, но мы не можем учиться десятине от Иакова, притом, что не было упоминаний, что Израиль ее приносил
4. О чем говорит Малахия?
Зачастую сторонники современной десятины приводят слова из Малахии 3:8-10, которыми обосновывают тезис, что современные неплательщики десятины обкрадывают Бога и препятствуют тому, чтобы Он открыл для них отверстия небесные Важно подчеркнуть то, что это упоминание есть напоминание для евреев о том, что надлежит им заботится о храмовом служении, поскольку оно направлено на то, чтобы сохранить народ в таком состоянии, чтобы мог прийти Спаситель. Без этого служения Бог не мог открыть отверстий небесных, поскольку оно было одним из условий прихода Мессии. Должны были приноситься жертвы, чтобы Слово стало плотью в очищенном теле женщины, а такое очищение было невозможно без практики ветхозаветных жертвоприношений. Кроме того, Бог напоминал о законе, что в соответствии с ним он брал на Себя обязанность обеспечения и материальных благ, если народ соблюдал Его предписания. Но что сегодня?
Даже если все пастыря будут твердить, что без их работы остальные верующие ни за что не вырастут, что уже само собою сомнительно, ибо учитель в духе, а не в сутане, это, к счастью, не изменит того факта, что жизненно важное служение для верующих осуществляется теперь не в рукотворном храме, где в Святая Святых находился Бог, а в теле верующего и такое служение производится самим Богом, а важнейшее служение Первосвященника осуществляет ныне Христос на Небе, имея при этом принесенную совершенную жертву, которая очистила совесть тех, за кого она была принесена. Следовательно, принести десятины в нынешний храм, то есть тело верующего, причем подчеркну, чтобы жаждущие получать десятину не ухватились за эту возможность, храмом есть именно единица, каждый человек, а не собрание верующих, церковь, в которую такую десятину хотели бы приносить.
Вручить десятину, которая бы имела материальное выражение, Первосвященнику также не представляется возможным, ибо Его небесное служение не требует Его материального содержания. Здесь, конечно же, может возникнуть сильное желание растянуть слова, сказанные через Малахию «там и тогда» для «здесь и сейчас» и применить аналогию, но эта аналогия будет служить только тем, кто будет получать от нее выгоду за счет значительно большего числа верующих, которые ежедневно трудятся, принося пользу обществу, семье, собранию верующих и не почитают за большой труд прилагать усилия к созиданию себя через обучение от Духа, но не только себя, а и других. Указанная аналогия сегодня не имела бы здравого смысла, поскольку отпали те условия необходимости десятины, которые были во времена Малахии.
5. Почему десять?
В упоминаемой работе о «Тайне десятины» автор отмечает, что Бог неспроста выбрал десять, поскольку это число третье по своему значению и тоже означает полноту и завершенность Возможно, это так. Может быть это все, что хотел Бог от евреев в материальном смысле. Но на такое число может претендовать, по той же логике, которую использовал автор и число семь (семь – означает завершенность, шесть дней творил на седьмой почил, семь печатей также означает завершенность, семь светильников – означает полноту и т.п.). Можно было бы увеличить налог и до 12-ти, которое тоже не пустое число в Библии (двенадцать колен Израиля, двенадцать апостолов и прочее). Очевидно, что 10% имеют менее «духовное» содержание. Этот процент сложился исторически, как процент почитания земных монархов и означал, что через 10% евреи признавали царственность над собою Господа, которая была представлена Его резиденцией в виде храма и Его слуг в нем. Известно, что налоги на земное царство вносились царю земному, на которые содержалась армия и прочие государственные потребности. Бога действительно интересовало обеспечение тех, кто служили в Его земной резиденции.
6. «Разве упоминание в Евангелие, причем из уст Христа, не достаточное основание?»
Бытует мнение, что раз в Новом Завете, имеется в виду, что в книге Евангелия, которое относится к Новому Завету, Иисус говорит фарисеям и книжникам, обличая их в том, что они не забывают давать десятину, а о вере, милости и справедливости забывают и что им надлежало бы и то делать и об этом не забывать (Мф. 23:23). На этот аргумент так и хочется напомнить о том, что Новый Завет был заключен в Крови Христа, потому не мог Христос говорить пока не был заключен Новый Завет о том, что время десятины прошло. Он мог бы тогда сказать, что время десятины уже проходит. Г. Амираулт по этому поводу подчеркнул, что только то, что Иисус говорил в Матфея не означает, что имеется в виду учение Нового Завета. Новый Завет не лежит между Матфея и Откровением. Новый завет не был ратифицирован до тех пор пока Иисус не принес жертву Своей Крови в небесах после своего воскресения. До этого момента Ветхий Завет, с его левитским священством оставался все еще в силе. Потому Христос говорил, что пришел исполнить закон Моисея
7. Польза «новозаветной десятины».
Р. Мейхью считает, что одним из главных отличий ветхозаветной десятины по сравнению с «новозаветной» является, то, что евреи отдавали десятины прочь от себя и своей семьи, другим. Приношение же десятины в церковь, напротив, означает, что эту десятину он не отдает прочь, поскольку он тоже часть церкви. Как точно выражается Р. Мейхью – я и есть церковь. Такая десятина, по его словам, обеспечивает пасторскую заботу, библейское обучение, семейные консультации, удобства для моих детей и здание для моего поклонения в нем
Однако с таким же коммерческим обоснованием можно сказать о пользе налогов в цивилизованной стране. Они также идут на мое благо – безопасность, дороги, школы, университеты прочее. Где же духовная составляющая, в плане обязательства? Было бы неплохо, если бы он ограничился только полезностью десятины в плане организации церковных будней и праздников, но Р. Мейхью, как и большинство, пытается обосновать принадлежность десятины Богу ветхозаветными паттернами и целесообразностью обеспечения «квалифицированных служителей», а также потребностями проявлять милостыню бедным церковью, что считается вручением десятины Богу Этими, казалось бы, безобидными словами автор пытается «настроить» музыку финансовых отношений в церкви, где, как в улье, одни трудятся на работе, которая не приносит им духовного прозрения. Например, работа водителя мало дает возможности для интеллектуального и духовного развития, а другие изучают Писание и преподносят его этим рабочим-пчелам. При этом они считаются более духовными. Но парадокс этой системы как раз и состоит в том, что каждый персонально ответственен в постижении истины и эту ответственность нельзя переложить на пастора. К примеру, пастор нерадив, глуп и тщеславен. Если он проповедует в угоду своим амбициям и не хочет замечать очевидное, снимает ли это ответственность с тех, кто не облечен пасторскими почестями ответственность за неискаженное понимание истины? Очевидно, нет. Потому каждый должен трудится над тем, чтобы познавать истину. Но система, построенная человеками, это здание из соломы, ставит «служителей» в привилегированное положение, хотя все верующие цари и священники.
Кто-то должен прозябать на мирской, часто не интересной работе, а кто-то получает деньги за то, что раздумывает над Писанием. Как бы ни пытались зашорить это соображениями целесообразности или придавить авторитетом пасторских посланий, все равно, эта система несправедлива. Сила аргументов особенно сильна для того служителя, который не обременял других верующих, когда мог трудится сам и зарабатывать деньги на собственные нужды, а в остальное время нес людям Евангелия. Пример известный, апостол Павел. Думаю, что если бы служители вынуждены были сами зарабатывать себе на жизнь, не «доя» других верующих, число служителей резко бы сократилось, остались бы только те, кто достаточно зрел, чтобы осознать свою ответственность, а все бизнесмены и бизнесвумен нашли бы себе иной источник постоянной прибыли. Потому, идея, которую высказывает Р. Мейхью, очень вредна, она закрепляет неравенство и привилегии, абсолютно несправедливую ситуацию среди многих, следовательно, равных братьев.
8. «Зачем уговаривать, если можно запугать или материально мотивировать?»
Светская система налогообложения построена на правовой основе, т.е. право обязывает налогоплательщиков добровольно выплачивать положенное, но в том случае, когда налогоплательщик не желает этого делать предусматриваются существенные взыскания, так что в оптимально функционирующих обществах мотивы такой уплати не имеют значения, поскольку право не интересует то, почему лицо платит налоги, из чувства социальной ответственности, или из страха перед взысканием. Очевидно, потому сторонники десятины пришли к мысли об эффективности использования моделей запугивания или поощрения для пополнения счетов церкви и своих личных или тех, кому они служат, получая от них заработную плату. Вполне логичным представляется использование подхода, когда эксплуатируется невежество христиан в том, что закон упразднен и остался в Ветхом Завете и назвать институт десятины – новозаветным законом, неисполнение которого чрев ато очень нежелательными последствиями, вплоть до утраты спасения. Такая мотивация может быть вполне успешной, особенно относительно тех, кто верит в потерю спасения, а таких большинство. Другая мотивация – это заверения в том, что уплата десятины может быть экономически выгодной для плательщиков. Еще бы, после того, как человек уверяет себя в том, что он что-то сделал для Бога, ему значительно легче принимать, но этот мыслительный механизм субъективен и не означает свидетельство об объективности и истинности, ведь человек получает то, во что он верит.
9. «Что же делать?»
Истина бескомпромиссна, следовательно, достичь относительно гармонических отношений между служителями и «остальными», уповая только на сознательность служителей, которым пришлось бы согласиться с новозаветной концепцией служителя, может быть достаточно утопично. Но, думаю, что если бы служители пошли на компромисс, признавая вздорность учения о новозаветной десятине, и открыто, без обиняков, договорились бы с «остальными» о том, чтобы последние содержали их и их семьи, это было бы, основанным на договоре, а не на лжи и запугивании, допустимым, на мой взгляд, состоянием отношений. Однако, понимая опасность этого предприятия, ведь «паства» может отказать им в их несамостоятельности, они все же используют нечестный путь, чем значительно усугубляют свою вину, ведь даже указанный договор нельзя было бы считать справедливым, но компромисс лучше лжи. К тому же такой договор мог бы мотивировать служителей в том, чтобы не коверкать Писание и не искать нити влияния на паству, а излагать все, как есть.
10. «Не вырывайте из контекста для того, чтобы увидеть то, что хочется увидеть».
Если Вы прочитали эту статью, и она Вас возмутила, и Вы уже её заклеймили как «ересь», то, стало быть, мне удалось последовательно изложить материал без явных противоречий. Горький опыт «теологических» баталий показал, что оппоненты далеко не всегда уважительно относятся к закономерностям апологетики, поскольку их излюбленным методом противостояния является «сев» цитат из Библии, нарушая принципы герменевтики и контекстуального толкования текстов. Практика показала, что оппоненты, которые пользуются подобным методом, более многочисленны и активны. Приведу пример того, к чему они обычно прибегают. Для чистоты эксперимента, беру первую, попавшуюся на полке книгу светского автора, в данном случае мне попалась книга Мишеля Монтеня «Опыты». Открываю на странице 164, читаю третий абзац: «Есть, может быть, и другие люди, вроде меня, которые полезный урок извлекут скорее из вещей неблаговидных, чем из примеров, достойных подражания, и скорее отвращаясь от чего-то, чем следуя чему-то. Этот род науки имел в виду Катон Старший, когда говорил, что мудрец большему научится от безумца, чем безумец от мудреца …». Если бы я привел только слова Катона Старшего, без предыдущих пояснений и контекста, то вышло бы, что справедливо можно считать, что учителем мудреца может быть безумец, и безумец будет учить мудреца, но имелось в виду совсем иное, а именно, что безумец не будет учить мудреца непосредственно. Для последнего достаточно примера дурного, для правильного вывода. Вот к чему может привести пренебрежение контекстом тех стихов Писания, которые могут быть приведены.
Еще одним некорректным методом некоторых оппонентов, как я заметил, является использование порочной методики доказывания, которую изобрели еще софисты. Основная идея состоит в том, что, например, доказывается тезис о том, почему на яблоне не растут груши? Не может быть аргументом то, что на яблоне не растут груши, потому, что они не растут на осине, на ёлке, на березе и т.д. Необходимо сосредоточиться на справедливости самого тезиса, а не перепрыгивать на тому подобную софистику. Следование законам герменевтики и искусства полемики может последнюю превратить в плодотворное излияние усилий. Если же нет, то зачем тратить попусту свое время.
Павел Сердюк,
бакалавр теологии,
г. Запорожье, Украина

Комментарии

  • 20 фев 2015 09:39
    Я соглашусь с тобой в том, что звание  действительно для Господа не важно. Хотя этот парень действительно обладает колоссальными мозгами имея звание профессора в 30летнем возрасте . Но в данный момент, главное не звание, а суть написанного. На счет изъянов ......,докажи.
  • 20 фев 2015 10:03
    Он пишет, что левиты отдавали десятину из десятин первосвященнику.
    Колено Левия было разделено, на священников, из которых и избирался первосвященник, и которые занимали (если можно так сказать) руководящие посты в Храме. И тех, кто выполнял хоз. работы, стоял на страже, следил за огнём на жертвеннике и т.д.
    И десятины из десятин принадлежали всем священникам на содержание их семей.
    Так же и сейчас. Есть трудящиеся в слове, и есть дьяконы, и есть дома молитвы, и всё это необходимо содержать. За чей счёт?
    Хотя и написано, что все призваны быть царями и священниками, но до этого следует дорасти. И твоё обучение стоит всего 10% от твоих прибытков. И если ты в малом не верен, кто доверит тебе большее?
  • 20 фев 2015 10:06

    Гал.6:6 Наставляемый словом,

    делись всяким добром с

    наставляющим.

  • 20 фев 2015 10:25
    Чтобы и язычникам быть СОнаследниками, составляющими одно тело (с народом Израиля) и СОпричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования. (Еф.3:6)
    Язычники, принявшие Божью благодать через Иисуса Христа, СОпричислены к народу Израиля, чтобы составить один народ (народ Божий), одно тело (тело Христа), и стали Сопричастниками всех обетований данных Израилю.
    И это автоматически накладывает на уверовавших из язычников, все постановления, нормы и обязанности, которые уже имел народ Израиля. Десятина не исключение, и суббота и ....... И служения в Храме, когда он будет построен.

    Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа" ...... И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, хранящих субботу от осквернения ее и твердо держащихся завета Моего,

    Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.

    Господь Бог, собирающий рассеянных Израильтян, говорит: к собранным у него Я буду еще собирать других.

    Все звери полевые, все звери лесные! идите есть.(Ис.5,6-9)

    Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь. (Ис.66:21)

  • 20 фев 2015 10:53
    Будучи во плоти и находясь среди братьев Своих евреев Иисус сказал им:
    - Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора (не из евреев), и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Иоан.10:16)
    И это ещё одно из пророчеств, причём из уст Самого Мессии, что уверовавшие из язычников присоединяются к народу Израиля и уже в недалёком будущем составят одно стадо - один народ.
    Соответственно, все постановления и служения данные народу Израиля имеют силу и для всех присоединившихся. независимо из какого он народа, племени и языка.
  • 20 фев 2015 12:59
    Ты вообще не понимаешь разницы между законом и благодатью. Закон был  дан только Евреям .Язычники не когда не были под законом ,у них были свои боги и свои законы. К язычникам пришла только благодать после распятия Христа Иисуса ,через посланных Им апостолов.  На счет одного стада или народа: объясняю-  это новое творение которое объединяет Бога с человеком  ,человек с природой Бога. Отсутствие которой не дает право не одному человеку  войти в царство небесное. Далее на счет содержания .Вот от куда объясни мне  это  примитивное  мышление? .Нужно  на содержание и прочее ,прочее. Кому на содержание? Этим лже-апостолам которые режут Божье стадо и не хотят зарабатывать своими руками как все. сам Павел днем работал делая палатки  а ночью проповедовал и не копейки  не с кого для себя не брал. А этим наглецам десятину подавай. Покажи мне хоть одно место ,где Иисус собирал десятину или апостолам поручал это делать ? В моей церкви нет десятины, все работают и зарабатывают  своими руками и представь себе на все хватает. Заражение мамоной  у нас отсутствует ,а если Богу нужно будет что то  сделать то поверь мне Он даст и средства и людей  способствующих этому. Не кто и не что помешать Его планам не сможет. Пойми Он всемогущий и не нуждается в наших подачках это мы в Нем нуждаемся.
  • 20 фев 2015 15:05

    А вот этим место ты меня вообще убил на повал.

    Гал.6:6 Наставляемый словом,

    делись всяким добром с

    наставляющим.

    Ты под добром воспринимаешь  буквальные материальные блага? Вот мы сейчас с тобой делимся наставлениями, ( духовным добром)  так кто кому должен заплатить? Я тебе или ты мне ?

  • 20 фев 2015 18:29

    12 Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища.

    13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;

    14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.

    (Евр.5:12-14)

  • 20 фев 2015 18:36
    Так ты младенец.?
  • 20 фев 2015 18:46
    Скажу тебе для информации. Младенцы обычно так и делают как ты ,копируют  выдержки из текста и суют ними на лево и на право. Зрелые  христиане не имеют нужды копировать текст, так как сразу понимаю о чем говорит собеседник......это навык.
  • 23 фев 2015 14:29

    И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

    Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Матф.4:3-4)

    И говорит(сатана) Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.

    Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Матф.4:6-7)

    Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. (Матф.4:7)

    И вошел Иисус в храм Божий ....... и говорил им: написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.  (Матф.21:12-13)

    Иисус часто использовал цитаты из пророчеств. И апостолы.  Они тоже младенцы?
    Имея такую надменность, посмотри, не на опасном ли ты пути? Надменность признак невежества

  • 23 фев 2015 14:43
    Вить, я словопрениях  участвовать не желаю. Считай как хочешь мне все равно.
  • 23 фев 2015 14:47
    А до этого, ты с удовольствием умничала.
  • 23 фев 2015 14:52
    Не отрицаю, что проявляла несдержанность. Но когда Господь показывает своим перстом на не достаток, то  убирает и желание  его делать.
  • 23 фев 2015 14:57
    Да будет так.