Политехнический музей во время Великой Отечественной войны

Поздравляем с Днём Победы и вспоминаем, чем жил Политехнический музей в годы Великой Отечественной войны и как много сделали его сотрудники, чтобы приблизить этот день и сохранить главный научно-технический музей страны.

К началу Великой Отечественной войны Политехнический музей стал крупнейшим научно-техническим учреждением всесоюзного значения. За 69 лет он собрал больше ста тысяч экспонатов, в Государственной политехнической библиотеке хранилось свыше миллиона экземпляров изданий. В музее работали 345 сотрудников и 12 отраслевых научно-экспозиционных отделов. Количество посетителей достигало миллиона человек в год.

Гражданская оборона
В Политехническом музее ещё до начала войны, в январе 1941 года была образована унитарная команда, включавшая 70 человек и состоявшая из отделений: взвод управления, дегазационное, санитарное, пожарное, техническо-аварийное.

Уже на следующий день после начала войны в музее было организовано круглосуточное дежурство штаба местной противовоздушной обороны. Начальником объекта ПВО назначили директора музея Василия Ивановича Смышлякова.

Здание на Новой площади было разбито на 12 участков обороны, чердак каждого участка оборудовали противопожарными средствами и инвентарём. В нижней части здания сделали два убежища на 250 человек, одно из которых впоследствии переоборудовали в газоубежище. Параллельно с пожарной охраной была развёрнута усиленная подготовка по химической и санитарной обороне, велись военные занятия. Невыход или опоздание сотрудников на дежурство, а тем более на работу строго наказывались, до привлечения к судебной ответственности.

Укреплением обороны занимались и работники других организаций, размещавшихся в здании, и его жильцы. Да, в то время в музее располагались не только экспозиция и фонды — с ними соседствовали ещё 16 организаций и даже частные квартиры.

Впервые здание музея пострадало 23 июля от фугасных бомб, упавших на соседние улицы. В ночь с 9 на 10 августа на здание было сброшено 18 зажигательных бомб, 16 августа — 36 бомб и ещё столько же через 4 дня…

Подготовка к эвакуации
Уже 23 июля 1941 года экспонаты Политехнического музея, такие как изделия из драгоценных металлов, меха и меховые изделия, исторические ценные коллекции и отдельные предметы музейной ценности, среди которых старинные панно и ширмы, сложный магнит работы Яблочкова и препарат соли радия, были упакованы в 10 ящиков и переданы начальнику Государственного объединённого музейно-библиотечного хранилища № 1 для эвакуации в город Кустанай Казахской ССР.

Первым военным летом Политехнический музей упаковал экспонаты в 115 ящиков общим весом до 15 тонн. 22 ящика содержали особо ценные экспонаты, среди которых — старинные фотографии, телефон Белла, приёмник Попова, коллекции действующих металлических моделей по кинематике… Эвакуация этих ящиков должна была состояться до 16 ноября 1941 года, но, судя по всему, не состоялась.

Работа — помогать другим
С 25 июля 1941 года распоряжением № 28 Управления политпросветработы Наркомата просвещения РСФСР музею предписывалось закрыть экспозиционные залы для посетителей, изъять из экспозиций все экспонаты второй очереди, штаты сократить. Количество сотрудников музея уменьшилось в три раза.

В то же время специалисты музея проводили консультации для бойцов и командиров Красной армии, были организованы учебно-показательный кабинет, курсы противохимической защиты, кабинет первой доврачебной помощи, продолжалась собирательская, научная и экспозиционно-выставочная работа. Велась работа в помощь школам и другим учебным заведениям.

Сотрудники музея также были задействованы на устройстве оборонительных сооружений под Москвой, рыли окопы и даже участвовали в боях при отражении наступления немцев осенью 1941 года.

При этом в сентябре Политехнический музей принял участие в большой объединённой выставке московских музеев «Отечественная война советского народа против германского фашизма», проходившей в Историческом музее.

Тяжёлый удар
29 октября 1941 года произошло событие, нарушившее и изменившее все планы музея. Взрывная волна от большой авиабомбы, упавшей на здание Центрального комитета Всесоюзной коммунистической партии большевиков (дом Титова), нанесла существенный урон и Политехническому музею: в здании было выбито 600 стёкол, повреждены и сломаны рамы, в ряде отделов снесены внутренние перегородки, повреждены экспонаты, частично разрушена крыша.

Из-за опасности размораживания в музее были отключены отопление и водопровод, что надолго парализовало работу. Восстановлению здания мешала суровая зима 1941–1942 годов, когда морозы достигали 35–40 °С. Основные работы было решено перенести на весну и лето 1942 года.

Открыт для посетителей
К 21 ноября 1941 года штат музея увеличился до 84 человек, 90 % состава находились в унитарной команде на казарменном положении и кроме работы несли круглосуточное дежурство.

Несмотря на многочисленные трудности, в январе 1942 года музеем были подготовлены экспозиции в центральной части здания в помощь учебной работе школ по физике и естествознанию, организованы курсы по подготовке водителей, радистов, телефонистов и телеграфистов.

Для показа в парках, клубах и домах культуры разработаны передвижные выставки: «Тыл и фронт», «Металл на службе обороны», «Экономия горючего», «Противохимическая защита», «Редкие металлы», «Электричество на службе обороны», «Механизация и электрификация строительных работ», «Достижения Мичурина», «Рационализация и изобретательство в лёгкой, текстильной и пищевой промышленности».

Музей постепенно открывал экспозиции для публики. С 1 августа 1942 года восстановленные экспозиции отделов химии, лёгкой и пищевой промышленности приняли первых организованных посетителей. С 1 сентября начали работу химическая, холодильная, оптическая, физическая и электроизмерительная лаборатории. К концу 1942 года восстановили отдел энергетики, частично — отделы топлива, машиностроения, связи. Продолжалось восстановление отдела металлургии. Из соображений секретности в условиях военного времени был свёрнут строительный отдел, так как 80 % экспозиции занимали материалы по строительству метро и Дворца Советов. Вновь созданный вводный отдел отражал героическую работу тыла.

Экскурсии проводились преимущественно по технологиям материалов: металлов, топлива, волокнистых веществ, пищевых продуктов.

Основными гостями постоянных экспозиций в тот период были слушатели курсов, организованных в музее, и учащиеся средних школ. Общее число посетителей за 1942 год составило 203 747 человек, из них 89 502 человека приходили непосредственно в сам музей. В Политехнической библиотеке популярностью пользовалась литература по сложным военно-техническим вопросам. Сотрудники переводили с иностранных языков техническую литературу. Книговыдача составляла больше 720 000 экземпляров в год, библиотеку посещали 200 000 человек – в основном технические и военные специалисты.

Согласно распоряжению Управления политпросветработы Народного комиссариата просвещения РСФСР, музей осуществлял шефство над музеями Тульской области, серьёзно пострадавшими во время немецкой оккупации. Помощь оказывали не только экспонатами, но и такими простыми вещами, как бумага и картон.

В декабре 1942 года музей скромно отпраздновал 70-летие, ограничившись подготовкой статей в журналы. Запланированная к этой дате юбилейная сессия Учёного совета из-за отсутствия отопления не проводилась.

Возвращение музея
В августе 1943 года директор Политехнического музея Смышляков добился разрешения на возвращение из эвакуации ещё 11 сотрудников. Уже 8 сентября музей открыл экспозиции основных отделов: вводного, топливной промышленности, энергетики, металлургии, химии, связи, текстильной и лёгкой промышленности, автомобильный кабинет и кабинет строительных материалов.

В декабре 1943 года из Кустаная вернулись эвакуированные экспонаты. Приёмная комиссия констатировала недостачу меховых изделий из фондов отдела лёгкой промышленности. Некоторые источники утверждают, что взамен из Казахстана прислали записку с сообщением, что экспонаты были использованы зимой «по назначению».

В августе 1944 года вышло постановление Наркомпроса РСФСР о научно-исследовательской работе музеев. К задачам и направлениям деятельности Политехнического музея на 1944–1946 годы были отнесены: разработка новой тематической структуры и тематического плана, научно-методических основ технической пропаганды и показа музейной экспозиции.

До 1 марта 1945 года предписывалось подобрать новый состав Учёного совета музея с привлечением научных работников Академии наук СССР и Московского университета, а также разработать новое Положение о Политехническом музее и подготовить предложения в директивные органы о передаче музею ведомственных выставок и о выселении учреждений, организаций и частных лиц, занимающих экспозиционные площади музея.

В мае 1944 года в Политехническом музее уже проводили поэтические вечера, в том числе с участием Анны Ахматовой, вернувшейся из эвакуации из Ташкента. В том же году лекционное бюро развернуло в Большой аудитории пропагандистско-лекционную работу. Академик Сергей Иванович Вавилов предложил возродить Ломоносовские чтения.

Осенью 1944 года музей получил долгожданные ассигнования на ремонт. Материалы для ремонта вменялось в обязанность выделить Наркомпросу РСФСР.
В этот период группа сотрудников музея была награждена медалями «За оборону Москвы».

Уже в 1945 году в Политехническом музее прошёл ряд выставок, первая из которых была посвящена 50-летию радио.

Полноценный ремонт здания музея начался только после окончания войны — в 1947 году. Тогда Политехнический музей, а также Государственная политехническая библиотека и Центральный лекторий, образованный на базе Большой аудитории музея, перешли в ведение Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний. В истории музея начался новый этап.

***

От души поздравляем всех с Днём Победы! Это день скорби о павших и бесконечной гордости за тех, кто в невыносимо тяжёлых условиях сохранил для нас страну и её исторические, культурные, научные ценности.

#сохраняякультуру

Комментарии