В 1902 году труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На дне". Страдания опустившихся на дно жизни обитателей ночлежки не оставили равнодушными артистов – в Художественном театре тех лет приоритет отдавали общественному миссионерству. Приступая к репетициям "На дне", Станиславский со своими актерами счел обязательным совершить экспедицию в реальную ночлежку, буквально — к прототипам горьковской драмы. Вдохновленный экскурсией на Хитров рынок, соприкосновением с бытом, которого прежде он не знал совершенно, Станиславский стремился в своей интерпретации пьесы показать не экзотику "дна", а его обыденность, не отделенность его от других слоев общества, а связность, общность с ними. Работа над пьесой в МХТ шла трудно. Разработанный и созданный Станиславским режиссерский план изобиловал бытовыми деталями и подробностями. И этот знаменитый поход на Хитров рынок оставил очень разные впечатления у Станиславского и Немировича-Данченко, для которого было важно, что в безнадежной игре с судьбой горьковские герои сохраняли главное – храбрость, силу духа, здравый смысл и чувство юмора. Немирович-Данченко искал на сцене "бодрую легкость" как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел "настоящую манеру играть пьесы Горького", но сам эту манеру "просто докладывать роль" – не принял. Разногласия постановщиков привели к тому, что впервые ни Станиславский, ни Немирович-Данченко не подписали афиши. Не появились имена режиссеров и тогда, когда определился оглушительный успех спектакля. "Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении "Чайки". Такая же победа [...], — писала Книппер-Чехова мужу. — Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски, было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос". Вскоре после премьеры Горький разочаровался в постановке и обвинил Художественный театр в идеологически неверном прочтении его пьесы. Станиславский невзлюбил себя в Сатине и всю постановку назвал "Малым театром". При этом пьеса сначала была разрешена только в МХТ. К 60-летию первой постановки пьеса прошла во МХАТе 1451 раз. Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена. До 1905 постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей. На фото: сцена из спектакля, 1902-1903 год
г. Нижний Тагил. Поселок Старатель
Как ставили пьесу Максима Горького "На дне"
В 1902 году труппе Художественного театра была прочитана пьеса "На дне". Страдания опустившихся на дно жизни обитателей ночлежки не оставили равнодушными артистов – в Художественном театре тех лет приоритет отдавали общественному миссионерству. Приступая к репетициям "На дне", Станиславский со своими актерами счел обязательным совершить экспедицию в реальную ночлежку, буквально — к прототипам горьковской драмы. Вдохновленный экскурсией на Хитров рынок, соприкосновением с бытом, которого прежде он не знал совершенно, Станиславский стремился в своей интерпретации пьесы показать не экзотику "дна", а его обыденность, не отделенность его от других слоев общества, а связность, общность с ними.
Работа над пьесой в МХТ шла трудно. Разработанный и созданный Станиславским режиссерский план изобиловал бытовыми деталями и подробностями. И этот знаменитый поход на Хитров рынок оставил очень разные впечатления у Станиславского и Немировича-Данченко, для которого было важно, что в безнадежной игре с судьбой горьковские герои сохраняли главное – храбрость, силу духа, здравый смысл и чувство юмора. Немирович-Данченко искал на сцене "бодрую легкость" как ключ пьесы. Станиславский признавал, что именно Немирович-Данченко нашел "настоящую манеру играть пьесы Горького", но сам эту манеру "просто докладывать роль" – не принял.
Разногласия постановщиков привели к тому, что впервые ни Станиславский, ни Немирович-Данченко не подписали афиши. Не появились имена режиссеров и тогда, когда определился оглушительный успех спектакля.
"Стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении "Чайки". Такая же победа [...], — писала Книппер-Чехова мужу. — Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски, было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос".
Вскоре после премьеры Горький разочаровался в постановке и обвинил Художественный театр в идеологически неверном прочтении его пьесы. Станиславский невзлюбил себя в Сатине и всю постановку назвал "Малым театром".
При этом пьеса сначала была разрешена только в МХТ. К 60-летию первой постановки пьеса прошла во МХАТе 1451 раз. Постановка пьесы на императорской сцене была запрещена.
До 1905 постановка пьесы разрешалась с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
На фото: сцена из спектакля, 1902-1903 год