Менял внешность актрис и разведчиков...

Тайна гибели лучшего пластического хирурга СССР.
Имя пластического хирурга Александра Сергеевича Шмелёва сегодня мало кому известно. Что, в общем-то, и не удивительно. Его клиентками в 1970-е и в начале 1980-х были избранные: известные актрисы и жёны партийных руководителей. Александр Сергеевич работал пластическим хирургом в знаменитом Институте красоты в Москве и попасть к нему было непросто. Доктор Шмелёв пользовался исключительным авторитетом у коллег, хотя была и другая, скрытая от посторонних глаз сторона его деятельности… Только в 1990-е появилась информация об одном из его тайных клиентов – стало известно, что именно Шмелёв менял внешность лидеру чилийских коммунистов Луису Корвалану. А незадолго до этого недвусмысленные разговоры вызвала его скоропостижная и внезапная смерть: по официальной версии, доктор Шмелёв умер в результате сильного удара затылком о стол во время падения, хотя многие в это не поверили и решили, что ему просто помогли так «удачно» упасть.
В последние дни января 1986 года хирург Александр Шмелёв внезапно решил уехать из своей квартиры в Москве на дачу, в посёлок Томилино. Его жену такая поспешность ничуть не удивила: это было в характере Шмелева - он и раньше довольно часто уезжал из города и мог отсутствовать по 2-3 дня. Но в этот раз его отсутствие продолжалось дольше. На четвёртый день жена хирурга начала беспокоиться и попросила двоюродного брата мужа поехать на дачу и проверить, всё ли в порядке. Оказалось, женская интуиция не подвела... Взломав закрытую изнутри дверь, брат обнаружил хирурга лежащим на полу, ещё живым. Александр Шмелёв умирал в больнице более суток. Но так и не смог ничего сказать.
В свидетельстве о смерти Шмелёва было записано: «Нарушение мозгового кровообращения, отёк мозга, наступившие в результате удара шейными позвонками об угол деревянного стола», однако эта официальная версия тогда многих смутила. Тем не менее, родственники считали, что несчастный случай действительно мог иметь место: в последний год хирург часто выпивал, и как человек, потерявший во время войны ногу, он вполне мог так неестественно упасть.
Так ушёл из жизни лучший пластический хирург Советского Союза, один из самых талантливых и востребованных докторов Москвы. Шмелёв был, и это не преувеличение, штучным специалистом, преуспевшим в довольно редкой тогда области медицины - пластической хирургии.

Большая часть профессиональной жизни Александра Шмелёва была связана с Институтом красоты на Новом Арбате, история которого началась в 1930 году. По инициативе Полины Жемчужиной, директора фабрики «Новая заря» и жены председателя Совнаркома Вячеслава Молотова, был открыт кабинет лечебной косметики. Жемчужина побывала в Париже и вернулась оттуда с твёрдым намерением перенять опыт французов в плане ухода за внешностью. Здесь клиенткам предлагали не только косметический, но и гигиенический массаж лица, а также уход за кожей головы и волосами. И надо сказать, спрос на эти процедуры был очень большой.

Среди прочих перед работниками Института красоты была поставлена задача разработать методику устранения неровностей на лице. Именно такая косметическая проблема была у Сталина. И уже вскоре Институт мог похвастаться уникальной методикой - буккитерапией - способом лечения и предотвращения образования келоидных рубцов с помощью рентгеновских лучей. Однако, услугами Института Сталин так никогда и не воспользовался, зато на приём к косметологам и хирургам в Москву стали съезжаться люди со всей страны. Ведь аналогичного медицинского учреждения нигде в Советском Союзе не было.

«В приёмной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, - говорилось в статье одного из номеров журнала «Огонёк» за 1937 год. - И молодых красивых женщин, желающих стать ещё красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».
В 1960-е годы в Институте красоты стали проводить и первые пластические операции. «В институте выполнялись все операции по коррекции возрастных изменений, устранению излишков кожи лица и шеи, исправлению формы носа и ушных раковин... Всё это происходило в амбулаторных условиях, так как не было стационара и службы анестезиологии. Женщины были просто героями — всё терпели под местным обезболиванием», — воспоминает пластический хирург Валентина Змазова, советник генерального директора Института пластической хирургии и косметологии.

Высочайший профессионализм Александра Шмелёва и его коллег признавали во всём мировом медицинском сообществе. Когда советским косметическим хирургам удалось впервые побывать за границей и посмотреть, как работают коллеги, они горько смеялись: мол, с таким оборудованием и такими инструментами мы бы вообще ничего не делали. В Институте красоты не было даже скальпелей, хирурги работали половинками бритвенных лезвий — самым надёжным и самым тонким инструментом того времени в СССР. Нити, которыми накладывали швы на всех других операциях, в косметологии не годились, нужны были тонкие и сверхпрочные, поэтому сотрудники института ездили на конюшню Микояновского комбината и покупали там лошадиные хвосты. После специальной обработки конский волос вставляли в иголки вручную, так и шили.

Формально операция у Шмелёва или его коллег была доступна каждой и каждому. Пластическая хирургия в СССР была единственным видом платной медицины, но цены были гуманными: блефаропластика стоила 5–15 рублей, подтяжка лица — 7 рублей, а ринопластика — 15–30 рублей. Но если девушка не была звездой советского экрана, министром культуры Фурцевой, кем-нибудь важным в московской номенклатурной элите или родственницей крупного партийного деятеля, очереди ей приходилось ждать годами. Фурцева, кстати, тоже была клиенткой Шмелёва, как и актрисы Мордюкова, Гурченко, Максакова и Тарасова. И многие, многие жены и дочери членов Политбюро, которые были обязаны ему своими красивыми носиками.
Теоретически поход за красотой мог позволить себе любой советский гражданин, но на деле попасть в это здание в центре Москвы было практически невозможно. Хирургов, проводивших пластические операции в Институте красоты, было около десяти человек, а желающих попасть к ним на операционный стол - тысячи. Даже если 25 человек приходили на консультацию к одному хирургу в день, то на операцию из них попадали лишь 2-3 человека. И чаще всего это были пациенты, пластическая операция которым была жизненно необходима.
Но это что касается обычных советских граждан. Для элитных пациентов двери Института красоты были открыты всегда.

Одной из самых известных и любимых пациенток доктора Шмелёва была знаменитая кинодива Любовь Орлова. Её боготворили и обожали миллионы поклонников, даже сам Сталин не мог устоять перед её обаянием. Однако богиней Орлова была только на экране, а вот в жизни, особенно до 1930-х, как рассказывали, выглядела совсем по-другому. Секрет её молодости и привлекательности пытались разгадать многие - какие только слухи не ходили о том, как актрисе удаётся сохранять себя в отличной форме. Говорили, что всё дело в чудодейственных кремах, которые Орлова якобы закупает в Париже за астрономические суммы. Другие, близкие к киношным кругам, утверждали, что всё дело в муже: режиссёр Александров прошёл стажировку в Голливуде и просто знает, как правильно и под каким освещением снимать жену. Но на самом деле быть вечно молодой Орловой помогал скромный пластический хирург Александр Шмелёв.

Сегодня известно, что Любовь Орлова сделала целый ряд пластических операций ещё в 1930-е, но лишь потому, что её муж был буквально одержим идеей превратить актрису в «советскую Марлен Дитрих». А в последующие годы подобные операции стали для Орловой обыденностью, но уже по иной причине: актриса панически боялась старости. Пластическую хирургию она воспринимала как единственный способ сохранить молодость и удержать популярность. И сделала если не два, то один десяток пластических операций точно.
Даже в настоящее время пластика - весьма серьёзная и рискованная операция, а тогда при всём возможном риске Орлова была готова идти на любые жертвы. И одну из последних пластических операций актриса сделала в 1973 году - тогда режиссёр Александров приступил к новому проекту, фильму «Скворец и Лира» на модную тему о разведчиках-нелегалах. Любови Орловой предстояло сыграть в нём молодую женщину - разведчицу, а на тот момент актрисе было уже 70 лет!
Конечно, Орлова восхитительно выглядела для своего возраста (во многом благодаря таланту Шмелёва), но играть 30-летних женщин всё равно не могла по определению. На экране чувствовалась фальшь. Для знаменитого Александрова, автора «Весёлых ребят», это стало в конце жизни громким провалом.

Кстати, в одном из эпизодов этого фильма появляется и сам классик пластической хирургии Советского Союза. По сюжету героине Орловой после полученных травм нужна была срочная операция лица, которую провёл пластический хирург, а сыграл его сам Шмелёв. Считается, что получение роли в фильме Александрова хирургом является некой благодарностью от Орловой за оказанные ей услуги.

Эти кадры, где Александр Шмелёв появляется на экране в роли самого себя, очень ценны - ведь даже фотографий доктора, не говоря уже о видеосъёмках, сохранилось очень мало. Все знавшие знаменитого хирурга говорили о его скрытности и нежелании быть на виду.

Сотрудники милиции, которые осматривали дачу Шмелёва, не обнаружили ничего подозрительного - никаких следов взлома и следов посторонних лиц. Чуть позже эксперты, делавшие заключение, да и сами сотрудники милиции не нашли в смерти хирурга никаких иных причин, кроме как неудачное падение назад и удар об угол стола. Однако есть и другая версия. Говорили, что якобы к смерти талантливого хирурга могли быть причастны спецслужбы. Впервые эту версию в 1990-х озвучили журналисты, но тогда возник вопрос: какое отношение мог иметь пластический хирург к спецслужбам?
«Он начал слишком много говорить в последние годы своей жизни», - так отвечали журналисты, проводившие собственное расследование случившегося, и заявляли: его смерть была неслучайной. К тому же, проводя негласное расследование о деятельности Шмелёва, журналисты раскопали информацию, о которой тогда никто не знал. И сам Шмелёв вынужден был скрывать это долгие годы. Так, совершенно случайно имя Александра Сергеевича обнаружилось в секретном документе: в начале 1990-х многие секретные дела и бумаги утрачивали гриф секретности, и ознакомиться с ними не составляло особого труда.

А началось всё с того, что Генеральная прокуратура вела расследование о крупных денежных средствах Коммунистической партии. В здании ЦК КПСС на старой площади в ходе обыска в тайной комнате номер 506 её сотрудники обнаружили любопытный документ - «Дело о Хорхе». Уже позже выяснилось, что Хорхе - это новое имя лидера чилийских коммунистов, Луиса Корвалана, и именно под этим именем он должен был начать новую жизнь в родной стране. Его возвращение в Чили являлось частью операции, утверждённой Политбюро ЦК КПСС в начале 1983 года - она получила название «Доминго», и на неё работали не менее ста человек.

В 1973 году после государственного переворота в Чили власть захватил генерал Аугусто Пиночет. Президент страны Сальвадор Альенде был убит, а лидер коммунистов Луис Корвалан оказался в тюрьме, а потом - в концлагере на острове Досон. За его судьбу переживало тогда всё советское Политбюро, и особенно Леонид Брежнев. Сначала для его освобождения планировали даже провести настоящую спецоперацию с использованием подводных лодок и десанта, но потом его обменяли на советского диссидента Владимира Быковского.

Спустя 4 года в Москве для Корвалана придумали не только новое имя - Хорхе, но и новую судьбу. Ведь операция «Доминго» предусматривала нелегальное возвращение лидера компартии на родину для продолжения подпольной борьбы. Просто так отвезти его в Чили было невозможно, поэтому было решено изменить его внешность.
Специалистом, который должен был сделать Корвалана неузнаваемым, и был Александр Шмелёв. И об этой его деятельности, разумеется, никто не знал.
Операция проводилась в обстановке повышенной секретности, и конечно же, не в здании Института красоты или обычной больнице - под операционную была переоборудована часть подмосковной спецдачи. Существует предположение, что там Шмелёв и его команда до этого уже провели не одну операцию по изменению внешности - разведчикам, отправляемым на нелегальную деятельность или, например, разоблачённым резидентам, перебрасываемым в другую страну. И, как считается, именно эти сведения, разглашенные где-то и когда-то Александром Шмелёвым, могли привести к его устранению.

Однако современные эксперты и исследователи не видят в смерти знаменитого хирурга ничего таинственного и загадочного. «Если бы спецслужбы захотели устранить Шмелёва, то сделали бы это наверняка, а не оставляя возможность, что он придёт в себя и сможет ещё что-то сказать», - считает историк Марьяна Скуратовская.

Существует и ещё одна версия гибели известного хирурга: якобы к его таинственному и явно неслучайному уходу из жизни могли быть причастны люди, которых он тайно оперировал - например, те, которые могли скрываться от правосудия. Ведь соглашаясь оперировать нелегально, хирург рискует собственной жизнью - он является последним, кто видел пациента до изменения внешности, а значит, может оказаться лишним свидетелем. Если Шмелёв оперировал вне стен Института, подпольно, то вполне мог пострадать от рук своих собственных клиентов, у которых были проблемы с законом. Однако ни единого подтверждения этой версии нет. Только домыслы и богатая фантазия журналистов и коллег врача, уверяющих, что ни при каких условиях нельзя соглашаться на тайные операции, ведь это всегда чревато последствиями.

Как бы то ни было, но загадка смерти Александра Шмелёва, гения пластической хирургии, до сих пор остаётся неразгаданной. Возможно, когда-нибудь всплывут новые факты, и мы узнаем, что на самом деле случилось с доктором, дарившим женщинам красоту и молодость, на его подмосковной даче зимой 1986 года...
ИСТОРИЯ | ДАТЫ | ЛЮДИ

Комментарии