КАК ПУТИН ЕЗДИЛ НА ДОН В КАЗАЧЬИ ГОРОДКИ ДЛЯ ТОРГОВОГО ПРОМЫСЛУ

Когда донские станицы из Москвы возвращались в Войско Донское, их тщательно осматривали, «чтоб с ними беглых и иных никаких лишних людей мужеска и женска полу и робят отнюдь не было». НО ОКАЗЫВАЕТСЯ, ряды донского казачества пополнялись и за счет гребцов, которых нанимали в суда в Воронеже, Острогожске и в др. местах.
Били челом «зимовые станицы данские козаки … пожалуйте нас, холопей своих, велите, государи, с Воронежа отпустить на Дан в козачьи горотки на одном на купленном нашем дощенику с хлебными запасы; а гребцов, государи, нанетых на том дощенику девять человек: лебедянцы села Мокрова Бояраку крестьяне …»
Выезжали с Дона казаки по своим личным делам: продать в московских городах добытое «в походах за зипунами» добро да прикупить на вырученные средства себе одежду, вооружение или хлеб. А еще побывать в родных селах и увидеться с женами и повзрослевшими сыновьями, с коими не виделись порой с десяток годов, а если уже прижился на Дону, то и забрать их туда с собою. «Служу я, холоп ваш, вам, великим государем, на Дону лет с пятнатцать и больши своею братьею … а женишка, государи, моя … и з двумя сынами моими живут в Новооскольском уезде … замуж не вышла». Да и «я, холоп ваш, на Дону такожде не женат». «Пожалуйте, великие государи, велите с ним на Дон отпустить жену ево и детей»
А для сплаву вниз по Дону нужны были гребцы.
«Бьют челом … донские козачишка …. Были мы, холопи ваши, в Лебедяни, по обещанию молились Живоначальные Троицы, и в Сакольске были ДЛЯ СВИДАНИЯ РОДСТВЕННИКОВ СВОИХ». А возвращаясь обратно, просили: «… пожалуйте нас, холопей своих, велите, государи, с Воронежа нас отпустить наниз рекою Доном по-прежнему в дву дощеничках; а грибцов у нас … двенатцать человек воронежцы розных чинов люди: посацкой человек … Чеботарь, посацкой человек … Агапов, посацкой человек … Носов, козачей сын …Реутов, козачей сын … Свиридов, козачей сын … Коробов, козачей сын … Беляев, атоманской сын … Хоперской, драгунские дети …».
«Разного чина люди» также постоянно выезжали на Дон, а через донскую землю отправлялись до Царицына:
«бьет челом сирота ваш воронежской посацкой человек … Путин. … велите, государи, меня с Воронежа отпустить на Дон в козачьи городки для торгового промыслу и на Царицын для соленой покупки в дошенику до сроку 197-го году до празника Дмитрева дни; а гребцов, государи, со мною на том дошенику двенатцать человек воронежцы розных чинов люди …».
А чтобы те гребцы на Дону не оставались, за них брались поручные записи.
«Се аз, воронежец посацкой человек …, поручился есми я по воронежцу по посацкому человеку по … Путину в том, что отпущен он за моею порукою на Дон в козачьи городки для торгового промыслу в дошенику до сроку 197-го году до празника Дмитрева дни», что тому Путину обязательно нужно явиться «на Воронеж по-прежнему на тот вышеписанной срок и объявитца в съезжей избе стольнику и воеводе … и на Дону не остоватца и к воровству ни х кокому не пристовать, и никаких беглых людей, окроме своих гребцов … на Дон не провазить»
«А будет они за нашеми поруками з донских козачьих горотков на Воронеж по-прежнему на вышеписанной срок не выдут и не объявятца стольнику и воеводе …, и приезду своево в съезжей избе не запишут; и на Дону останутца и к воровству х какому пристанут, – и на нас, на порутчиках, великих государей … пеня…»
Но, не смотря на поруки по ним, гребцы нередко, оказавшись на Дону, разбегались и на родину «возврата не чинили».
В 1699 г. «У казачья городка Пяти Изб на реке Дону стояли двенатцать стругов с хлебными запасы со рженою мукою, которые струги от побегу кормщиков и гребцов были на устье реки Хапра. А у тех хлебных запасов на тех стругах целовальник воронежец посадцкой ч[е]л[о]в[е]к … сын Прибытков, а в скаске своей он …написал, что де он …принял на Воронеже хлебных запасов с товарыщи своими с целовальниками ж с воронежцы с посацкими людьми с … Гункиным да с … Филатовым да с … Калашниковым тритцать один струг. А на тех тритцати одном стругу принято было муки арженые шесть тысяч шестьсот восмь чети, и четырнатцать де стругов со рженою мукою пошли в Азов прежде ево ….. А на тех четырнатцати стругах целовальники …Гункин да … Филатов. Да один де струг потонул пониже казачья городка Вешек, да четыре де струга с хлебными запасы сожгли неприятельские люди ниже Паншина. А достальные двенатцать стругов гнать было ему … от Пяти Изб не с ким, потому что кормщики и гребцы розбежались». И пришлось нанимать «выгружать хлебные запасы донских казаков Пятиизбской станицы…».
Похожая ситуация в те же времена случилась в донском казачьем Перекопском городке: «а по скаскам головы воронежца … с[ы]на Соболева да гребца города Добринского драгуна … Кучина выгружено де в городке Перекопском из осьми стругов хлебных запасов … на берег в сарай у перекопского попа …, а покрыт тот сарай чайконом. А те восмь стругов заведены в затон, и причалены. А выгрузил де он … Соболев вышеписанной хлебной запас сентября в четвертый на десять день, наняв казаков Перекопской станицы … А выгружал де он … хлебной запас для того, что кормщики и гребцы розбежались, и гнать в Азов стругов было не с кем».
«Да города Коротояка ж салдат … Просянков да целовальники … Титов, … Любогонщенской, … Жемчюжников, … Клеменов сказали: в приеме де у него … целовальники было на Коротояке хлебных запасов тритцать пять стругов, и остановились де они в казачьем городке Усть Медведицком для того, что кормщики и гребцы розбежались». «И те де хлебные запасы с тритцати пяти стругов, наняв казаков Усть Медведицкой да Распопинской да Кременские станиц да иных розных станиц казаков, выгрузили …». (Служба донских казаков XVIII век. Запорожские и донские казаки в Приазовье 1699 – 1705 годы. Отставные казаки Войска Донского 1775 год: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. VII / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015. 328 с. – Списки отставных казаков с данными о службе, детях, ранах и пр. по всем станицам Войска Донского. Списки запорожских казаков пришедших на службу в Азов).
Еще в 1628 г. по розыску присланному на Дон дворянину «Ивашку ж Тургеневу донской казак …, которой пришол в гребцах на судне у … Москвитинова, сказал, что … с товарыщи жили на Дону немалое время и с казаки во всякие добычи хаживали…» (Служба донских казаков XVII век: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. V / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2015. 312 с. – О взятии казаками Азова в 1637 и вместе с царскими войсками в 1696. Списки казачьих отрядов при выходе с Дону на Смоленскую войну и многое другое.).
Как генеалогический источник о происхождении донских казачьих родов в 16 сборнике привлечены материалы переписей «города Воронежа» и «Воронежского уезда». А это из 17 выпуска: в 1688 г. ехали на Дон через Воронеж донские казаки «в дву дощеничках», а среди гребцов у них значился некий воронежец … Шиловского крестьянин … Позняков. И если проанализировать информацию из двух изданий, согласно «Переписной книги Воронежского уезда», тот самый Позняков числился среди бежавших на Дон. Остался ли он на Дону во время того сплава с донскими казаками в гребцах, а может, рванул чуть позже, но факт остается фактом: «По переписи 186 году: за воронежцом за … сыном Шиловским задворных людей, … сын Позняков, у него … дети …». А «по нынешней переписи 716 году: оной двор пуст, а … Позняков с сыном … и …дети … бежали в донские казачьи городки тому будет з дватцать с шесть лет». То есть примерно (плюс-минус) в тоже время – 1688-90 годы! (Служба и бунт казаков, XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. ХVI / Авт.-сост. В.А. Гусев. Волгоград. 2022. 328 с. – О выходцах из плена, об «ахреянах», о бегстве на Дон, о поступивших в «азовские конные казаки» запорожских казаках, их службе, переселении в Транжамент, а затем из крепости Св. Дмитрия вливание в состав Войска Донского, о казаках Хоперской крепости, их семьях и происхождении, о сподвижниках и последователях атаманов Кондрата Булавина и Игната Некрасова от начала мятежа в 1707-1708 гг. до набегов на донские казачьи городки вместе с татарским войском в 1730-е гг. и стычках некрасовцев (липован – как их называли запорожцы), с «Войском верных козаков черноморских» высадившихся на Тамани).
Подробности читатель найдет в 17 сборнике «Донские казаки и раскольщики, XVII-XVIII века: материалы по истории и генеалогии казачества. Вып. ХVII», и сможет сравнить с древними текстами из предыдущих публикаций в 16 книгах, обнаружив сведения об одних и тех же лицах и семьях на протяжении столетий. Всем, кому интересно далекое прошлое предков-казаков, обращайтесь:

Гусев Виталий Александрович 8-902-364-17-10 #архиввиталиягусева

Комментарии