"Потешные" отряды юных пожарных

«Потешные отряды» – для реальных результатов

Общеизвестно, что «…все мы родом из детства»: именно с ранних лет закладываются основы дальнейшей жизнедеятельности, в том числе взаимодействия с окружающей средой, и как следствие вырабатывается модель поведения в чрезвычайных случаях. Это очевидно для нас, живущих в XXI веке. Не могли не понимать эту истину и энтузиасты пожарные, живущие на рубеже XIX и XX веков.

Дети без присмотра: поиски решения проблемы
Утверждается, что тогда проблема пожаров от детской шалости с огнем была особенно актуальна. Кроме того, малыши, оставленные без надзора и запертые в помещениях, зачастую становились жертвами безжалостной стихии. Особенно часто подобные случаи происходили на селе, когда дети невольно подвергались домашнему аресту, а взрослое население возвращалось с полей «к уголькам». Мне как историку не ясно почему так случилось, ведь русские люди исконно жили в общинах: это значит всегда рядом с детьми находились представители старшего поколения.

Но видимо проблема существовала раз члены Императорского Российского Пожарного Общества (ИРПО), куда входили не только добровольные противопожарные объединения, но и профессиональные пожарные команды, активно взаимодействуя, - занялись решением вопроса о спасении детей остающихся без присмотра. Именно ИРПО мы обязаны появлением яслей.

В качестве эксперимента в некоторых селениях Российской империи, на время страдных работ организовали детские ясли-приюты. И по статистике там где они существовали уменьшалось количество пожаров от детских шалостей. Так, с устройством яслей в некоторых селах Бендерского уезда в 1903 и 1905 годах за весь летний период там не было ни одного пожара. И к тому же, малыши уже не содержались под замком.

Но отношение в деревнях к подобному решению проблемы было двоякое. Некоторые из местных духовных пастырей признавали ясли вредными: «Спасая тело в яслях, губят душу», - высказывался один из священников Тверской губернии. Немилость батюшки ясли навлекали на себя тем, что в них по средам и пятницам для детей младшего возраста варилась молочная каша.

Тем не менее пожарные общества рекомендовали их устройство, как единственное доступное в деревне мероприятие для спасения детей от самой ужасной смерти – сгорания заживо под замком. Дабы добиться распространения яслей многие пожарные общества оказывали материальную помощь на содержание детей: таким образом уменьшая плату для родителей. В этом случае родители делали единовременный взнос на сезон, который составлял 1 рубль 20 копеек, что при переводе на натуру по местным условиям соответствовало стоимости сотни яиц, или четырех фунтов (около 2 кг) масла.

Члены пожарных обществ многое сделали, чтобы убедить земства и сельские общества в необходимости создания яслей для борьбы с пожарами и другими видами преступности, невольной причиной которых были оставленные без присмотра крестьянские дети. При этом они брали на вооружение не только особенности местных условий жизни, но и использовали опыт зарубежных коллег.

Из опыта зарубежных коллег

Ознакомившись с материалами журнала «Пожарное дело» начала XX века, узнаем, что в тот период во всех странах света причинами множества пожаров служила неосторожная забава детей с огнем (спички, свечи, керосиновые лампы). Возникали огненные бедствия и по вине малолетних курильщиков, скрывающихся в спальнях, в кладовых, в конюшнях. Как видно из журнала «Пожарное дело» за 1910 год, частой причиной пожаров было раскладывание огонька детьми в садах и дворах, вблизи деревянных зданий и заборов, на опушке леса. Поэтому и стали пожарные деятели разных стран задумываться об обучении детей мерам пожарной безопасности, привитии навыков пожаробезопасного поведения.

В Баварии статистика невольных детских поджогов свидетельствовала о колоссальных размерах убытка, несмотря на то, что масса детских поджогов оставалась неустановленной.

В Англии аналогичная статистика велась с конца XIX века. Было замечено, что пожары от неосторожности детей с огнем чаще всего случались в тех местностях, где домашнее воспитание и школьное обучение детей организовано хуже других, где по роду занятий родители были лишены возможности уделять достаточно внимания детям.

Губительными по своей грозной силе и ужасным последствиям были пожары в школах. Это стало ощутимой проблемой, когда из различных педагогических, а в особенности экономических целей мелкие школы обЬединялись в крупные и находились при этом в неприспособленных зданиях.

Так, в маленьком городке Колинвуди, вблизи города Клевеланда с населением 80 000 жителей в 1908 году возник пожар в школе. Несмотря на существование превосходной добровольной пожарной команды, имеющей на вооружении два паровых насоса и механическую лестницу, произошла трагедия - погибли более сотни детей и несколько учителей.

Канадцы сделали правильный вывод из ситуации и стали пионерами в деле практической отработки навыков поведения при пожаре в детских учреждениях. Обучение порядку, которому надо следовать при пожарной опасности, практиковалось в канадских школах в начале XXвека при окончании дневных занятий. Неожиданно объявлялась пожарная тревога, и дети в этом случае не выходили из школы произвольно, а следовали алгоритму, установленному учителями.

Это, безусловно, приносило свои плоды. В Монреале обучение правильному неторопливому выходу их классных помещений в случае пожарной тревоги было обязанностью и руководителей и самих учащихся.

В 1912 году сотни детей находились вместе со своими воспитателями в одной из городских церквей, как вдруг во время службы возник пожар в церковном подвале. Раздался резкий крик об опасности. К этому крику о пожаре дети уже привыкли, так как много раз он раздавался в школе, и они уже знали, как надо поступать в подобных случаях. Сотни мальчиков и девочек без суеты немедленно встали в ряды, направились к выходу и покинули церковь без малейшего вреда для себя благодаря дисциплине, отсутствию паники и усвоенной привычке действовать в подобных случаях.

Материалы предоставлены
https://dzen.ru/a/ZiTa-tcHVTY54iRR?share_to=vk

Комментарии

Комментариев нет.