Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей. Какими были налоговые отношения в Киевской Руси? Давайте разбираться.
Появление налога
Древнерусское государство, объединив в себе многочисленные племена, нуждалось в государственных финансах. Это нашло отражение в сборе дани. На первом этапе дань носила нерегулярный характер, но со временем приобретала все более систематический характер прямого налога.
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
Создания финансовой системы связывают с именем князя Олега. Утвердившись в Киеве, он занялся установлением системы дани с покоренных соседей, т.е. народов, населявших в то время Русь. Платили мехами (куницами) или деньгами – арабскими серебряными монетами (шлягами). Единицей обложения служил "дым" — обитаемое жилище, и "рало" — плуг или соха.
Олег пользовался не только военными методами при завоевании соседних племен, но и финансовыми уступками. Покоренным племенам устанавливалась более легкая дань, чем они платили прежде. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга.
Чуть позже данью обложили словен и их главный город Новгород. Ежегодно население Новгорода обязано было платить князю 300 гривен. Это первое упоминание денежной единицы – гривны, которая представляла собой слиток серебра весом в половину фунта (примерно 200 г). Разумная налоговая политика князя Олега способствовала укреплению и расширению древнерусского государства.
К этому времени дань взималась двумя способами:
Повоз (обязанность доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя/феодала на княжеский двор, рынок или в поход)Полюдье (объезд князьями подчинённой территории со взиманием различных поборов с населения)
Князья, которые правили после Олега, были часто более жадны, что вело к самым негативным для них и для государства последствиям. Из истории нам известна причина смерти князя Игоря.
Развитие налогообложения
Одним из важнейших этапов развития налоговой системы является реформа княгини Ольги. Вдова, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу.
Княгиня ввела такое понятие как погосты. Это были административно-территориальные центры, подчиняющиеся княжеской власти. Тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась.
Помимо прямого налога в виде дани были известны косвенные налоги, которые взимались в виде торговых и судебных пошлин. Вначале они носили абсолютно стихийный характер, затем постепенно им придавали некоторую "законодательную" базу. В частности, при князе Ярославе Мудром и его сыновьях был разработан свод законов под общим названием "Русская правда", в котором, в частности, были упорядочены и узаконены судебные пошлины и штрафы за различные правонарушения.
Штрафы были достаточно большими, их размер зависел от характера преступления и уплачивался исключительно деньгами. За убийство взималась пошлина называемая "вира", за кражу, нанесение тяжелых повреждений, прочие преступления взималась так называемая "продажа". Судебные пошлины составляли от 5 до 80 гривен. Минимальный штраф 5 гривен взимался за драку, мелкие кражи. За убийство штраф доходил до 80 гривен.
Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы. Они существенно возросли при князе Иване Калите за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель. Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли.
С XIII в. на Руси входит обиход название «таможник» для главного сборщика торговых пошлин. У таможника имелся помощник, именовавшийся мытником.
При перевозе товаров через реку взимался "перевоз". За проезд через горные и городские заставы взимался "мыт". С купцов за право иметь в городе склады взималась "гостиная" (от слова "гость" – купец). За право торговать (организовывать рынки) уплачивалась "торговая". За это князь должен был обеспечивать безопасность проезда купцов, строить дороги, перевозы, переезды и т.п.
Кроме того, власть в лице князя заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для этого в первую очередь требовалось единство мер и весов. С этой целью были определены специальные княжеские люди, которые проверяли весы, гири и мерные сосуды. За это взимались две пошлины: "вес" и "мера".
Дань, как прямая подать, существовала на Руси на протяжении XI–XII вв. и первой половины XIII в.
После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками — уполномоченными хана, а затем, когда удалось освободиться от ханских чиновников, самими русскими князьями. Он взимался с каждой души мужского пола и с головы скота. Каждый удельный князь сам собирал дань в своем уделе и передавал ее великому князю для отправления в Орду. Но был и другой способ взимания дани — «откуп». Откупщиками выступали чаше всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая налоговый гнет на русские княжества. Сумма «выхода» стала зависеть от соглашений великих князей с ханами.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего началось создание новой финансовой системы Руси.
Характеристика
Полюдье стало одним из первых способов взимать налог с населения проживающего в древнерусском государстве. Одной из отличительных черт полюдья было то, что не было четко установлено размера взимаемой дани.
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. такое взимание налогов очень не нравилось подвластным Киеву племенам, так как не было четко установлено, сколько дани мог взять князь.
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы: «Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год»
Считается, что помимо взимания дани активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Изучая Древнюю Русь, стоит пройти и понять тему налогообложения государства. Она достаточно сложная, в этом мы убедились. Но изучив ее, можно понять процесс развития этих отношений на протяжении веков.
СЛАВЯНСКАЯ ПРАВДА
Налоги Руси
Свидетельства о том, что на Руси взимались налоги, доходят до нас начиная с IХ века. Но в те времена налогообложение регулировалось не законодательными актами, а нормами обычного права, а также устанавливалось волей князей.
Какими были налоговые отношения в Киевской Руси? Давайте разбираться.
Древнерусское государство, объединив в себе многочисленные племена, нуждалось в государственных финансах. Это нашло отражение в сборе дани. На первом этапе дань носила нерегулярный характер, но со временем приобретала все более систематический характер прямого налога.
Самое первое упоминание о налогах на Руси содержится в Лаврентьевской летописи: «Варяги из-за моря взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали дань с полян, и с северян, и с вятичей по белке с дыма».
Создания финансовой системы связывают с именем князя Олега. Утвердившись в Киеве, он занялся установлением системы дани с покоренных соседей, т.е. народов, населявших в то время Русь. Платили мехами (куницами) или деньгами – арабскими серебряными монетами (шлягами). Единицей обложения служил "дым" — обитаемое жилище, и "рало" — плуг или соха.
Олег пользовался не только военными методами при завоевании соседних племен, но и финансовыми уступками. Покоренным племенам устанавливалась более легкая дань, чем они платили прежде. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга.
Чуть позже данью обложили словен и их главный город Новгород. Ежегодно население Новгорода обязано было платить князю 300 гривен. Это первое упоминание денежной единицы – гривны, которая представляла собой слиток серебра весом в половину фунта (примерно 200 г). Разумная налоговая политика князя Олега способствовала укреплению и расширению древнерусского государства.
Повоз (обязанность доставлять продукты сельского хозяйства по распоряжению князя/феодала на княжеский двор, рынок или в поход)Полюдье (объезд князьями подчинённой территории со взиманием различных поборов с населения)
Князья, которые правили после Олега, были часто более жадны, что вело к самым негативным для них и для государства последствиям. Из истории нам известна причина смерти князя Игоря.
Развитие налогообложения
Одним из важнейших этапов развития налоговой системы является реформа княгини Ольги. Вдова, конечно, покарала древлян, но гибель князя стала важным сигналом: неопределённость размеров дани и неупорядоченность системы сбора вновь может привести к серьёзному недовольству. В 946 году Ольга проводит первую в русской истории налоговую реформу.
Княгиня ввела такое понятие как погосты. Это были административно-территориальные центры, подчиняющиеся княжеской власти. Тем самым погост ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.
Урок — фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определённому сроку.
Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась.
Штрафы были достаточно большими, их размер зависел от характера преступления и уплачивался исключительно деньгами. За убийство взималась пошлина называемая "вира", за кражу, нанесение тяжелых повреждений, прочие преступления взималась так называемая "продажа". Судебные пошлины составляли от 5 до 80 гривен. Минимальный штраф 5 гривен взимался за драку, мелкие кражи. За убийство штраф доходил до 80 гривен.
Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы. Они существенно возросли при князе Иване Калите за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель.
Сборщик пошлин в XII в. в Киеве назывался осьмеником. Он взимал осмничее — сбор за право торговли.
При перевозе товаров через реку взимался "перевоз". За проезд через горные и городские заставы взимался "мыт". С купцов за право иметь в городе склады взималась "гостиная" (от слова "гость" – купец). За право торговать (организовывать рынки) уплачивалась "торговая". За это князь должен был обеспечивать безопасность проезда купцов, строить дороги, перевозы, переезды и т.п.
Кроме того, власть в лице князя заботилась о том, чтобы торговля велась честно. Для этого в первую очередь требовалось единство мер и весов. С этой целью были определены специальные княжеские люди, которые проверяли весы, гири и мерные сосуды. За это взимались две пошлины: "вес" и "мера".
Дань, как прямая подать, существовала на Руси на протяжении XI–XII вв. и первой половины XIII в.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего началось создание новой финансовой системы Руси.
Характеристика
В состав дружины, которая занималась сбором дани, обычно входило около 100-200 людей, которые зачастую были вооружены и силой взимали дань. такое взимание налогов очень не нравилось подвластным Киеву племенам, так как не было четко установлено, сколько дани мог взять князь.
О полюдье у вятичей также свидетельствуют восточные авторы: «Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берёт по одному из её платьев в год, а если сын, то также берёт по одному из платьев в год. У кого же нет ни сына, ни дочери, тот даёт по одному из платьев жены или рабыни в год»
Считается, что помимо взимания дани активно использовалось так называемое кормление, когда хозяин дома принимал гостя, кормил и поил его. Считается, что введение полюдья и кормления во многом связано с традицией у восточных славян содержать гостя, пока тот находится в доме. Таким образом, дружинники и князь приезжали в дома своих подчиненных и жили там за их счет. Позднее данная форма дани трансформировалась в феодальную зависимость и оброк.
Изучая Древнюю Русь, стоит пройти и понять тему налогообложения государства. Она достаточно сложная, в этом мы убедились. Но изучив ее, можно понять процесс развития этих отношений на протяжении веков.