О смерти и частном суде

Смерть, неизбежную для каждого человека, святитель Игнатий Брянчанинов называл великим таинством, рождением человека из земной временной жизни в вечность (1). По учению Церкви, смерть не является уничтожением, она – лишь «отрешение души от тела. Истина бессмертия души человека – одна из основных истин христианства. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). …Состояние души по смерти по ясному свидетельству слова Божия не бессознательное, а сознательное» (2).
Апостол Павел предупредил, что человекам положено однажды умереть, а потом суд… (Евр. 9, 27). Православные христиане веруют, что после смерти «человек подвергается суду, который называется частным, в отличие от всеобщего последнего суда. …Из Священного Писания нам не дано знать, как происходит частный суд. Мы можем лишь отчасти судить об этом по отдельным выражениям, встречающимся в слове Божием. …На основании этих указаний Священного Писания издревле святые отцы Церкви изображали путь души, разлучившейся с телом, как путь через такие духовные пространства, где темные силы ищут поглотить духовно слабых и где поэтому особенно нужны защита Ангелов небесных и молитвенная поддержка живых членов Церкви. …Этот путь принято называть «мытарствами» (3).
О состоянии души после частного суда Православная Церковь учит так: «Веруем, что души умерших блаженствуют или мучатся по делам своим. Разлучившись с телами, они тотчас переходят или к радости, или к печали и скорби: впрочем, не чувствуют ни совершенного блаженства, ни совершенного мучения. Ибо совершенное блаженство или совершенное мучение каждый получит по общем воскресении, когда душа соединится с телом, в котором жила добродетельно или порочно» (Послание восточных патриархов о православной вере. Член 18).
Таким образом, Православная Церковь различает два …состояния после частного суда: одно для праведников, другое для грешников; иначе говоря, – рай и ад (4).
______________________
(1) См.: Брянчанинов Игнатий, святитель. Избранные творения в двух томах. Том I. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011, с. 514.
(2) См.: Догматическое богословие / Протопресвитер М. Помазанский. – Клин: Христианская жизнь, 2015, с. 319.
(3) Там же, с. 320–321.
(4) Там же, с. 321–322.
© Михаил Тихомиров
Цитируется в сокращении по кн.: КАНОНЫ И МОЛИТВЫ ОБ УСОПШИХ. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2016, с. 3–5. ИС Р16-625-3404

Комментарии