16 авг 2017

О РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И ГНЕВЕ.

Приспел черед нам покаяться и в этих грехах. Все вы знаете, как привязчива страсть раздражительности. Начинается она с малого: с потери любви, внимательности, недостатка жалостливости, заботливости, приветливости к людям.
Прости нас, Милосердный Господи!
Едва лишь поселились в душе холодность, равнодушие, жди и других непрошеных гостей – черствости, тайной неприязни, чувства досады, недовольства, пренебрежения…
Прости нас, Милосердный Господи!
Если в этом не покаялись, не осудили себя пред Господом, не признались на Исповеди священнику, душа подпадает под гнет раздражительности. В таком состоянии мы легко говорим необдуманные резкие слова, стараемся уколоть ближнего, побольнее задеть его, а диавол уже и готов праздновать свою скорую над нами победу!
Прости нас, Милосердный Господи!
Страшно, друзья, даже на минуту забыть, что каждый человек – это драгоценнейшее создание Божие, ради которого Спаситель пролил Свою кровь на Кресте. Если бы мы твердо памятовали это, то разве сходили бы с нашего языка колкости, разве смогли бы мы, уподобляясь грязным навозным мухам, разносить о наших ближних всякие непроверенные слухи, оговаривать их и даже клеветать!
Прости нас, Милосердный Господи!
А теперь обратим речь к драчунам. Волчата и лисята подчас на творят того, что случается с детьми, укушенными раздражительностью! Как меняются их лица, как обезображивается внешность! Куда во мгновение ока исчезает радостная улыбка, счастливый детский смех? Почему темнеют глаза, а иногда даже и вспыхивают каким-то недобрым огнем? Неестественно сморщиваются лица, бледнеют губы, мелко трясется подбородок? Вот так уродует человека страсть гнева!
Прости нас, Милосердный Господи!
Видали вы когда-нибудь драчунов? Как молодые петушки, они наскакивают друг на друга, пускают в ход руки, ноги, зубы… Летят клоки волос, рвутся рукава. Стыдно бывает за них родителям! Ведь чаще всего об отце и матери судят по их детям. Большей частью дерутся мальчики, но вот, наблюдаем, сегодня и с девочками случается подобное!
Прости нас, Милосердный Господи!
Страшно еще и то, что огонь злобы даже после потасовки продолжает гореть в сердце, черном от копоти и сажи грехов. Диавол является полным хозяином такого несчастного человека.
Прости нас, Милосердный Господи!
Ожесточенная душа вынашивает планы мести, недугует злопамятством, зложелательством, иногда мысленно в воображении беседует с противником, даже берет над ним реванш. Поистине бесовское помрачение!
Прости нас, Милосердный Господи!
Наверное, самым отвратительным грехом является злорадство, противоестественная радость при вести о неудачах, приключившихся с нашим обидчиком.
Избави нас от сего, Милосердный Господи, и прости нас!
Кайтесь же, драчуну, забияки, кайтесь и те, кто любит подливать масло в огонь, подзуживать, дразнить и распалять ссорящихся, как бы подталкивая их к этому смертному греху.
Прости нас, Милосердный Господи!
А может быть, кто-нибудь из нынешних подростков бил противника, поверженного наземь (чего не делают между собой ни львы, ни тигры)?!
Прости нас, Милосердный Господи!
Не опускался ли кто из вас до такого низкого состояния, чтобы меряться неравными силами, когда многие нападали на одного, доходя при этом до жестокости – свойства трусливых?
Прости нас, Милосердный Господи!
Скорей, скорей, друзья мои, выберемся из мрачных глубин злобы и гнева, несущих подлинную смерть душе, созданной для милости, любви, сострадания и самопожертвования!
Кто ныне облегчит нашу скорбь, причиненную как воспоминанием о собственных грехах, так и размышлением о чужих несовершенствах?
Давайте обратимся за помощью к святому великомученику и Победоносцу Георгию, славному воину, совмещавшему в сердце своем ратные доблести: мужество, решительность, самопожертвование – с мягкостью, почтительностью к старшим, милосердием ко всем немощным и болящим. Сколько благородства, красоты в изображении славного великомученика! Лик овеян страданием, самые доспехи его означают крепкую, как сталь, волю, готовность исполнить заповеди Христа Спасителя. Прислушаемся же к наставлению святого Георгия:
“Юные ученики и воины Христовы! Истинно свидетельствует Евангелие, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду. А кто дерзнет сказать брату “безумный”, подлежит геенне огненной. Не противьтесь злому злом, но побеждайте зло добром. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо говорит Господь: “Мне отмщение, Я воздам”. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его… Запомните: “Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца”. Молитесь за своих врагов, как Господь молился за распинавших Его: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают”. Будьте же совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Нелегок, узок путь христианина к духовному совершенству, но Господь не предписывает нам ничего непосильного”.
Прежде чем мы двинемся дальше, уразумеем, что христианину не только не возбраняется вступаться за беспомощного, изымать слабого из рук злодея, вставать на защиту попранной правды, но и прямо заповедуется словами Спасителя: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Так поступал Сам Христос. Стезей жертвенной любви прошло все бесчисленное множество мучеников, к которым Церковь причисляет и православных воинов, павших на поле брани за веру и Отечество.
СВЯТЫЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЧЕИ ПОБЕДОНОСЧЕ ГЕОРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!
Заповедь убеждает нас подставить левую щеку тому, кто ударит тебя в правую. Таким образом, христианину, если обижают его одного, повелено огонь чужой раздражительности заливать водой собственной кротости и терпения. Действительно, Господь наш никого не злословил в ответ, но страдал добровольно, предав хребет Свой биющим и ланиты Свои поражающим, и лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания.
Господь явил в этом подвиге искупительных страданий необоримую силу, которую изливает в сердца всех страдальцев за веру, призывающихся к мученическому венцу. Скажем определенно, что эта заповедь – для совершенных духом и она вовсе не запрещает современному христианину знать приемы самообороны, дабы уметь защитить себя от насильника и злоумышленника.
#ПротоиерейАртемийВладимиров
Отрывок из книги "Моя первая исповедь"

Комментарии

  • 16 авг 2017 08:43
    Две трети  текста явно встречаются  у Крестьянкина в книжке "Опыт построения исповеди". Укажите просто обе фамилии. Или не указывайте ни одной
  • 16 авг 2017 09:30
    Prosti nas Gospodi i soxrani.Amin
  • 16 авг 2017 10:09
    не умничай фарисейка книжная, какая разница кто автор, суть в уразумении написанного.