ПОСТ — это, прежде всего, БОРЬБА со СВОИМИ МЫСЛЯМИ

Объясняет православный богослов, заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Осипов
Могу ли я свою мысль удерживать в русле того блага, которое называется заповедями христовыми. Не убей, не укради, не лги, не лжесвидетельствуй, не тщеславься, не гордись…
Что самое главное в посте? Постараться хотя бы немного вспомнить об этих заповедях. Вспомнить, что я могу следовать верным путём.
Как существуют законы материального мира, так же несокрушимо и неизменно существуют законы духовной жизни. Не делай другому того, чего не хочешь себе. Иначе ты бросаешь бумеранг, который, возвращаясь, тебя бьёт, прежде всего. Даже если я хочу ему зла — я уже вонзаю в себя нож.
Когда мы говорим о посте, то, прежде всего, под ним подразумевается необходимость внимания к тому, что совершается в моей душе.
Состояние моего тела тоже может влиять на мою душу. Говорят, сытое брюхо к учению глухо. Уж если к учению глухо, то к молитве тем более.
Поэтому церковь призывает к определенному воздержанию тела. Конечно, это необходимо. А насколько это полезно, спросите у врачей. Они вам скажут, что трапезу нужно заканчивать, когда ещё немножечко есть хочется. Это самое здоровое, что может быть для человеческого организма.
Пост, о котором говорит Церковь, это, прежде всего, борьба со своими мыслями. Представьте себе пыльную дорогу — какая скотина не пройдёт, всюду следы оставляет. Так и мысли, когда мы позволяем им бродить в себе (всякая всячина), так и себя мы превращаем в пыльную затоптанную дорогу.
Пред нами открыто два пути. Как говорил Господь, Царствие Божие внутри вас. Или — опять погрузиться в житейский омут. Каждый день одно и то же. И так без конца и края.
Христианство даёт возможность человеку при правильном отношении приобрести бесценное сокровище, которое именуется миром души. Мир души.
Выскочить вдруг из этого омута, успокоиться внутри, приобрести мир души, приобрести ко всем людям благое расположение. Это приобретается, конечно же, трудом. Трудом невидимым ни для кого, кроме меня одного.
Пост называется в церковных песнопениях временем благоприятным. Ох, какое время даётся нам. Я уж не говорю о том, что жизнь даётся. Хотя бы пост даётся, когда мы можем, наконец-то, хоть немножко взяться за себя и постараться не осуждать друг друга, не злиться, не тщеславиться, не завидовать…
И, прежде всего, это надо делать, начиная со своих мыслей. Здесь происходит та невидимая борьба, которая свидетельствует о том, кто я есть. Как важно объективировать себя. Посмотреть на себя, как на некий объект, как бы со стороны. Посмотри на себя: кто же ты?
Вот к чему призывает Церковь в это благоприятное время.

Комментарии