Агашка - вид упрощенной ручной росписи фарфора или фаянса (скоропись); роспись изделия пальцами (безымянным и мизинцем), смоченными в краске, или виртуозное исполнение цветка розы с листьями и стеблем с помощью широких мазков кистью (краска набирается только на одну сторону кисти). Техника такой росписи требует особого навыка. Аэрография - техника живописного письма аэрографом - пульверизатором, с помощью которого осуществляется декорирование изделий из фарфора путем напыления краски на их поверхность. Результатом такого напыления является тонирование, т.е. изменение цвета изделия от насыщенного к более нежному. Широко использовалась на рубеже XIX-XX вв. на предприятиях «Товарищества М.С. Кузнецова». Бельё - глазурованные, нерасписанные изделия из фарфора или фаянса. Бисквит - неглазурованный фарфор, употребляемый в основном для изготовления изделий мелкой пластики и скульптурных украшений. Глазурованный фарфор - фарфор, покрытый глазурью; имеет блестящую поверхность. Глазурь - стекловидное покрытие, закрепленное обжигом; делает изделия из глины водонепроницаемыми и придает им нарядный вид. Различают прозрачную и глухую, бесцветную и цветную глазурь. Гризайль (gris - серый) - однотонная, монохромная живопись любого цвета, имитирующая скульптурный рельеф. Декалькомания (деколь) - способ нанесения на фарфоровые или фаянсовые изделия полихромного изображения (переводной картинки), после обжига сплавляющегося с их поверхностью; осуществляется с помощью типографского метода или трафарета. Зеркало - лицевая поверхность дна блюда, блюдца или тарелки. Золото (позолота) - краска для надглазурной росписи изделия, в состав которой входит определенный процент золота. Искусственный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.). Истинный фарфор - второе название твердого фарфора (см.). Каменная масса - вид керамики; имеет высокую температуру обжига (1300 °С), очень плотный, однородный, мелкозернистый черепок и изготавливается из тугоплавких и огнеупорных глин. Керамика - многочисленные изделия из обожженной глины: от простых гончарных до фарфора. Китайская кость - название костяного фарфора (см.) Костяной фарфор - вид фарфора, промежуточный между твердым (см.) и мягким (см.) фарфором. Крытье - надглазурная роспись фарфорового или фаянсового изделия с целью создания сплошного фона. Люстр - своеобразный блеск (чаще всего золотой), придающий предметам из глины вид металлических изделий. Своим блеском напоминает посуду, изготовленную из драгоценных металлов. Люстровое покрытие - имитация металлической поверхности на изделиях из фарфора и фаянса (см. люстр ). Майолика - вид керамики из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытым глазурью. Медальон - оставшиеся незакрашенными места изделия из фарфора и фаянса, целиком покрытого краской (см. фоновый фарфор ); имеют овальную или фигурную форму и предназначены для росписи. Мушель - исполнение цветочных мотивов (чаще всего букетиков цветов) в резерве (см.) на белом или цветном фоне; исполняется широкими мазками в скорописной манере и «пестрится» золотом. Мягкий фарфор - вид фарфора, который изготавливается не из глины, а из стекловидного вещества. Отличается большой прозрачностью, невысокой прочностью, имеет сливочный оттенок в изломе. Опак - высший сорт фаянса, по составу близкий к фарфору; имеет непрозрачный пористый черепок и более низкую, чем у фарфора, температуру обжига, что позволяет украшать его многоцветной росписью. Изобретен на фабрике А.Я. Гарднера в 30-е гг. XIX в. Париан - название бисквитного фарфора (см. бисквит). Печать - механический способ нанесения на изделие однотонного переводного рисунка, иногда с ручной подкраской. Полива - тонкий стекловидный слой, покрывающий поверхность керамического изделия, закрепляющийся путем обжига; может быть прозрачной и непрозрачной (см. глазурь). Прозолоть - исполнение кистью (мазками и тонкими линиями) букетов, цветочных гирлянд, рисунков в народном стиле, а также орнамента золотой краской. Резерв - не покрытое фоном (краской) пространство изделия, в котором размещается рисунок (пейзаж, портрет и др.). Роспись надглазурная - роспись изделия после обжига, по глазурованной и обожженной поверхности. Роспись подглазурная - роспись изделия до его покрытия глазурью по еще не просохшему черепку. Ручная роспись - упрощенная ручная роспись керамических изделий. Твердый фарфор - вид фарфора, содержащий два исходных материала: глину и полевой шпат; отличается крепостью и прозрачностью, чистым колокольным звуком. Тонкий фаянс - разновидность фаянса; имеет белый, пористый в изломе черепок, покрытый глазурью. По своим качествам близок фарфору (см.), но отличается от него большей пористостью черепка, непрозрачностью, легкой желтизной и сероватым оттенком цвета. Трактирка - название чашки круглой формы; создана Ф.Я. Гарднером как образец массовой посуды, предназначенной для трапезы в трактире. Фарфор - вид керамики с абсолютно белым в изломе черепком. Отличается прозрачностью в тонком слое, высокой степенью прочности и твердости, термической и химической стойкостью. Температура обжига 1300-1400°С. Фаянс - вид керамики с пористым черепком грязно-белого или светло-серого цвета, покрытым прозрачной глазурью. В отличие от майолики (см.) обжиг фаянса производится при более высокой температуре. Температура обжига 1200-1280°С. Фоновый фарфор - окраска изделия одним цветом с незакрашенными местами для последующей росписи (пейзажи, «галантные группы» и т.д.). Фриттовый фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.). Художественный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.). Цировка - способ украшения изделий из фарфора; процарапывание рисунка по золоченой поверхности фарфора специальной иглой или другим инструментом. Черепок - неровный край керамического изделия при его разломе. Шинуазри (фр. сhinoiserie - «китайщина») - подражание дальневосточному фарфору; свободная интерпретация китайских мотивов в декоре европейского фарфора. Эмаль - непрозрачная глазурь, молочно-белая или цветная.
антиквариат.старина.винтаж россия и зарубежье
Терминологический словарь.
Агашка - вид упрощенной ручной росписи фарфора или фаянса (скоропись); роспись изделия пальцами (безымянным и мизинцем), смоченными в краске, или виртуозное исполнение цветка розы с листьями и стеблем с помощью широких мазков кистью (краска набирается только на одну сторону кисти). Техника такой росписи требует особого навыка.
Аэрография - техника живописного письма аэрографом - пульверизатором, с помощью которого осуществляется декорирование изделий из фарфора путем напыления краски на их поверхность. Результатом такого напыления является тонирование, т.е. изменение цвета изделия от насыщенного к более нежному. Широко использовалась на рубеже XIX-XX вв. на предприятиях «Товарищества М.С. Кузнецова».
Бельё - глазурованные, нерасписанные изделия из фарфора или фаянса.
Бисквит - неглазурованный фарфор, употребляемый в основном для изготовления изделий мелкой пластики и скульптурных украшений.
Глазурованный фарфор - фарфор, покрытый глазурью; имеет блестящую поверхность.
Глазурь - стекловидное покрытие, закрепленное обжигом; делает изделия из глины водонепроницаемыми и придает им нарядный вид. Различают прозрачную и глухую, бесцветную и цветную глазурь.
Гризайль (gris - серый) - однотонная, монохромная живопись любого цвета, имитирующая скульптурный рельеф.
Декалькомания (деколь) - способ нанесения на фарфоровые или фаянсовые изделия полихромного изображения (переводной картинки), после обжига сплавляющегося с их поверхностью; осуществляется с помощью типографского метода или трафарета.
Зеркало - лицевая поверхность дна блюда, блюдца или тарелки.
Золото (позолота) - краска для надглазурной росписи изделия, в состав которой входит определенный процент золота.
Искусственный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).
Истинный фарфор - второе название твердого фарфора (см.).
Каменная масса - вид керамики; имеет высокую температуру обжига (1300 °С), очень плотный, однородный, мелкозернистый черепок и изготавливается из тугоплавких и огнеупорных глин.
Керамика - многочисленные изделия из обожженной глины: от простых гончарных до фарфора.
Китайская кость - название костяного фарфора (см.)
Костяной фарфор - вид фарфора, промежуточный между твердым (см.) и мягким (см.) фарфором.
Крытье - надглазурная роспись фарфорового или фаянсового изделия с целью создания сплошного фона.
Люстр - своеобразный блеск (чаще всего золотой), придающий предметам из глины вид металлических изделий. Своим блеском напоминает посуду, изготовленную из драгоценных металлов.
Люстровое покрытие - имитация металлической поверхности на изделиях из фарфора и фаянса (см. люстр ).
Майолика - вид керамики из цветной обожженной глины с крупнозернистым черепком, покрытым глазурью.
Медальон - оставшиеся незакрашенными места изделия из фарфора и фаянса, целиком покрытого краской (см. фоновый фарфор ); имеют овальную или фигурную форму и предназначены для росписи.
Мушель - исполнение цветочных мотивов (чаще всего букетиков цветов) в резерве (см.) на белом или цветном фоне; исполняется широкими мазками в скорописной манере и «пестрится» золотом.
Мягкий фарфор - вид фарфора, который изготавливается не из глины, а из стекловидного вещества. Отличается большой прозрачностью, невысокой прочностью, имеет сливочный оттенок в изломе.
Опак - высший сорт фаянса, по составу близкий к фарфору; имеет непрозрачный пористый черепок и более низкую, чем у фарфора, температуру обжига, что позволяет украшать его многоцветной росписью. Изобретен на фабрике А.Я. Гарднера в 30-е гг. XIX в.
Париан - название бисквитного фарфора (см. бисквит).
Печать - механический способ нанесения на изделие однотонного переводного рисунка, иногда с ручной подкраской.
Полива - тонкий стекловидный слой, покрывающий поверхность керамического изделия, закрепляющийся путем обжига; может быть прозрачной и непрозрачной (см. глазурь).
Прозолоть - исполнение кистью (мазками и тонкими линиями) букетов, цветочных гирлянд, рисунков в народном стиле, а также орнамента золотой краской.
Резерв - не покрытое фоном (краской) пространство изделия, в котором размещается рисунок (пейзаж, портрет и др.).
Роспись надглазурная - роспись изделия после обжига, по глазурованной и обожженной поверхности.
Роспись подглазурная - роспись изделия до его покрытия глазурью по еще не просохшему черепку.
Ручная роспись - упрощенная ручная роспись керамических изделий.
Твердый фарфор - вид фарфора, содержащий два исходных материала: глину и полевой шпат; отличается крепостью и прозрачностью, чистым колокольным звуком.
Тонкий фаянс - разновидность фаянса; имеет белый, пористый в изломе черепок, покрытый глазурью. По своим качествам близок фарфору (см.), но отличается от него большей пористостью черепка, непрозрачностью, легкой желтизной и сероватым оттенком цвета.
Трактирка - название чашки круглой формы; создана Ф.Я. Гарднером как образец массовой посуды, предназначенной для трапезы в трактире.
Фарфор - вид керамики с абсолютно белым в изломе черепком. Отличается прозрачностью в тонком слое, высокой степенью прочности и твердости, термической и химической стойкостью. Температура обжига 1300-1400°С.
Фаянс - вид керамики с пористым черепком грязно-белого или светло-серого цвета, покрытым прозрачной глазурью. В отличие от майолики (см.) обжиг фаянса производится при более высокой температуре. Температура обжига 1200-1280°С.
Фоновый фарфор - окраска изделия одним цветом с незакрашенными местами для последующей росписи (пейзажи, «галантные группы» и т.д.).
Фриттовый фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).
Художественный фарфор - одно из названий мягкого фарфора (см.).
Цировка - способ украшения изделий из фарфора; процарапывание рисунка по золоченой поверхности фарфора специальной иглой или другим инструментом.
Черепок - неровный край керамического изделия при его разломе.
Шинуазри (фр. сhinoiserie - «китайщина») - подражание дальневосточному фарфору; свободная интерпретация китайских мотивов в декоре европейского фарфора.
Эмаль - непрозрачная глазурь, молочно-белая или цветная.