НИКОЛАЕВСКИЙ ЗАВОД.

ИСТОРИЯ БРАТСКА.
Корни сегодняшнего промышленного развития Иркутской области уходят в далекое прошлое. Металлургическая промышленность Иркутской губернии зарождалась в конце XVIII – начале XIX вв. и ее возникновение связано с созданием Николаевского чугунолитейного и железоделательного завода на Братской земле. Найденные природные богатства необходимо было использовать. Экономическое развитие региона требовало их освоения.
Большие залежи железной руды Долоновского, Ермаковского, Кежемского, а позднее и Краснояровского рудников, легкость добывания руды, высокое ее качество, обширные площади леса, судоходность рек – все это явилось одной из причин учреждения государством казенного чугунолитейного и железоделательного завода с целью снабжения жителей Восточной Сибири и, прежде всего, Иркутской губернии, чугуном, железом и железными изделиями.
В позапрошлом веке на реке Долоновка, в том месте, где сейчас раскинулся залив, недалеко от поселка Тарма, находился индустриальный гигант - Николаевский чугунолитейный, железоделательный завод. В его ассортименте было все, в чем нуждалась промышленность и местное крестьянство, начиная от гвоздей, табакерок и заканчивая рельсами и пароходами.
История завода началась в 1842 году, когда в 25 километрах к юго-западу от Братского острога, крестьянином Герасимом Поповым была найдена железная руда. В этом году окончился Братский период ссылки декабриста Петра Александровича Муханова.После Читинской и Петровской тюрем он был выслан на поселение в Братский острог, о котором напишет: "Это могила, окруженная соснами - все девять тюрем были лучше этого поселения".
Спустя 2 года, возле деревни Красный Яр в 5 км от Падунского порога, было обнаружено месторождение железных руд. И уже в 1845 году, на реке Долоновке (приток Оки), в 23 км южнее села Братского острога, начато строительство казенного Николаевского железоделательного и чугунолитейного завода. Строился он 10 лет ссыльнокаторжными в таежной глуши, в суровых климатических условиях. Руководил работами полковник (позднее генерал-майор) Бароцци де Эльс, начальник горного отделения Главного Управления Восточной Сибири, умерший в 1863 г. и похороненный на Иерусалимском кладбище Иркутска. Средства на сооружение завода в размере 137 117 рублей были отпущены государственным заемным банком. Первые плавки Николаевский завод выдает уже в 1847. Пущены в действие доменная печь, девять кричных горнов и молотов, стан для прокатки железа и вагранка для отливки чугунных изделий. Деревянные воздуходувные меха и кричные механизмы приводились в движение вододействующими колесами. Для этого река Долоновка была перегорожена 107-метровой плотиной, где и образовался пруд.
По берегам Долоновки возник посёлок с мастерскими, конторой, складами, казармой для воинской команды, гауптвахтой, церковью, больницей, магазинами, банями, конюшнями. В посёлке к концу века насчитывалось 2 500 жителей.
Завод обеспечивался железной рудой высокого качества, содержавшей от 52 до 60 % железа. Основной рудник - Долоновский - находился в 5 километрах от завода, два других (Ермаковский и Кежемский) - значительно дальше, в 48 и 96 километрах соответственно. Вокруг стояла тайга и недостатка в топливе (древесный уголь, позже дрова) не было. К 1854 году завод выходит на проектную мощность: было добыто 2253,9 тонн руды, из которой выплавлено чугуна и чугунных изделий 994,2 тонны. Продукция завода перевозилась по рекам и расходилась почти по всей Восточной Сибири.
В 1856 году завершена постройка Николаевского железоделательного и чугунолитейного завода. В комплекс заводских сооружений входили крупные постройки: доменный, кричный, плющильный корпуса длиной от 40 до 50 м, шириной от 17 до 40 м каждый. Металл выплавлялся на двух литейных фабриках. Посредством воды действовали воздуходувные мехи и кричные механизмы. В первый год работы завода на рудниках было добыто 13757 пудов руды, выплавлено чугуна 38080 пудов, отлито чугунной посуды и других изделий 21688 пудов, выковано железа 4463 пуда, выделано железных инструментов вещей 986 пудов, вытомлено стали 209 пудов. Выделка железа производилась в основном кричным способом. Выделывалось ежегодно от 6 до 20 тысяч пудов. Изготавливалось по номенклатуре 107 изделий из железа и 73-из чугуна.
Дом, занимаемый с 1856 г. Николаевским училищем, составляет собственность Николаевского железоделательного завода. В этом училище имеются три классные комнаты, на которых в 2-х помещается мужской класс, а третья занята женским отделением. Занятия в училище ежедневно продолжаются 5 часов, законоучитель проводит 6 часовых уроков в неделю, а учитель 30 часов, но недельный труд учителя оценивается 14 рублями 42 копейками, когда недельный труд законоучителя в 19 рублей. Существовала еще одна несправедливость: мужчина-учитель в год получал в среднем 414 рублей, а учительница 329 рублей. В школьной библиотеке имелось 450 экземпляров книг. Грамотность по Братской волости составляла 4,7%.
Через 8 лет, в 1864 году, государство отдает завод в частные руки, так как себестоимость продукции была примерно в два раза выше, чем на уральских заводах с их огромными домнами. Производством руководили мастеровые, временно направленные с Урала и работавшие здесь, пока им выплачивали льготное жалованье. Рабочие-каторжане, как правило, покидали завод, едва заканчивался срок каторжных работ. Училище при заводе на 12 человек не успевало готовить новых мастеровых.
Судьба завода тесно связана с экономической жизнью края. Содержание завода обходилось казне дорого. Себестоимость продукции была примерно в два раза выше, чем на уральских заводах с их огромными домнами.Во второй половине XIX века завод, как и вся горная промышленность, переживает затяжной кризис, вызванный применением принудительного ручного труда и низкой технической оснащенностью. Убыточное предприятие из казны переходит в частные руки: с 1864 года по 1870 год им владеют братья Трапезниковы.
Новый владелец - купец С.К. Трапезников затратил много средств и времени, чтобы произвести техническое переоснащение предприятия. И все-таки, в 1870 году он продает завод. С 1870 года по 1874 год хозяином завода является купец 1-ой гильдии Н.П. Лаврентьев. Новые владельцы нарушают условия контракта, началась продолжительная стачка рабочих. Ее инициаторами выступили уральские специалисты, приехавшие в Сибирь по контракту: И. Борисов, М. Дехтерев, М. Кмаганцев, К. Кондратьев, Г. и Ф. Кузнецовы, Я. Ивонин, Т. Тепляко М. Широков, Ф. Шуранов и др. Сначала забастовали литейщики. (1 декабря 1870 г) Это парализовало работу всех остальных цехов. Завод остановился. Рабочие предъявили ряд претензий заводоуправлению. В литейный цех были направлены штрейкбрехеры, но уральцы решительно отказались выполнить их указания. Стачка продолжалась свыше 2,5 месяцев. Администрации пришлось уступить и выполнить требования бастующих: упорядочить ежемесячный денежный расчет, выдачу продуктов вместо денег производить с согласия рабочих. Но была и хитрость со стороны заводоуправления - уральцам выплатили деньги и прогонные и те уехали на родину.
За эти годы увеличен выпуск железа до 60 тысяч пудов в год. Завод производством своих изделий стал приносить значительную пользу для края, предоставляя высокие заработки для местного населения, но он оставался нерентабельным предприятием.
Судьба завода изменилась в 1874 году, с приходом его в полную собственность «Торгового дома братьев Бутиных». Предприятие было переоборудовано. Старое оборудование заменилось новым. Вносились изменения в технологический процесс. В плавильное производство было введено горячее дутье. Стало применяться мартеновское производство стали. В результате этого значительно повысилась производительность труда. С 1874 года по 1893 год завод дал 1436 тысяч рублей чистой прибыли. Бутины завершили реконструкцию завода, оснастив совершенной для того времени техникой и превратив завод в крупное предприятие. И это дало свои результаты. В 1876 году изделия завода экспонировались на всемирных промышленных выставках. В 1877 году за превращение убыточного предприятия в прибыльное, хозяин завода М. Д. Бутин был награжден орденом Святой Анны III степени, управляющий Н.Е. Глотов получил за установление упавшего хозяйства медаль «За усердие» на Станиславской ленте от Государя Императора. Продукция Николаевского завода пользовалась большим спросом в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Она получила признание не только в России, но и за рубежом. Предприятие изготовляло паровые котлы и небольшие паровые машины, выделывало шинное, листовое и котельное железо, железные и стальные изделия, чугунные отливки для производственных целей и домашнего обихода. Было построено 11 пароходов. По обширности и разнообразию производства завод представлял образцовое промышленное заведение Сибири и входил в десятку сильнейших металлургических предприятий России.
В 1878 на всемирной Парижской выставке Николаевский железоделательный завод был удостоен серебряной медали.М. Д. Бутин за развитие промышленности в Сибири был избран действительным членом Парижской национальной академии. В 1881 году владелец Николаевского завода был награжден большой Золотой медалью Европейского научного общества. В 1882 году на Всероссийской промышленной выставке за разнообразные и высококачественные изделия и постройку 125-сильного парохода «Нерчуган» заводу присужден Государственный герб Российского Государства (высшая награда).
В 1883 г. завод имел 19 печей различного назначения. Две доменные печи были оснащены горячим дутьём. Действовали 3 прокатных стана, 5 паровых молотов, более 40 токарных, сверлильных, винторезных, долбёжных станков. Энергию заводу давали 9 паровых машин суммарной мощностью 256 л. с., 2 водяных колеса общей мощностью в 100 л. с. и 16 паровых котлов.
Идут годы, завод совершенствуется, зарабатывает известность. Его изделия ценят за качество и доступность. В 1891 году правительством было утверждено решение о начале строительств транссибирской магистрали. Специально созданный Комитет по coopужению магистрали вынес постановление в том, "чтобы Сибирская железная дорога, это великое народное дело, была осуществлена русскими людьми и из русских материалов". Николаевский завод от правительства получает заказ на изготовление рельс на три миллиона рублей. Чтобы выполнить важный заказ, начато строительство Лучихинского железоделательного завода на правом берегу Ангары против устья Оки, в 16 километрах от главного Николаевского завода. Здесь стали выплавлять чугун, который на пароходах доставляли в головное предприятие и изготовляли из него железо, сталь, различные изделия.
В1896 г. для первой гидроэлектростанции в России на Павловском прииске Лензолото Николаевский завод начинает отливать крючья под изоляторы, в 1897 г. на Лучихинском заводе трудились 250 рабочих и было получено 113 тыс. пудов чугуна.
К 1898 году заводом было построено 13 пароходов, количество работающих выросло с 450 до 1 200 человек. По производству чугуна предприятие вышло на первое место в Сибири. "Радостно был встречен питомцами школы Николаевского завода новый 1898 г.; в школе была устроена довольно роскошная елка; ученики читали стихотворения и басни в лицах, пили чай и угощались конфетами; в заключение беднейшим ученикам были розданы катанки, шапки и прочая необходимая одежда... Одним словом, наша школа ни разу не видала такого оживленного праздника со дня своего существования." Управляющим заводом И. П. Поповым предполагается открыть при школе ремесленные классы: столярных, токарных и слесарных работ.
Через год наступает кризис производства, вызванный сначала неожиданным банкротством Бутиных (по причине засушливого лета их пароходство потерпело огромные убытки), а затем и поступлением в регион по только что построенной железной дороге более дешёвого уральского металла. И 7 мая 1899 новый владелец завода Савва Мамонтов, не имея оборотных средств, остановил производство. Около 5 тысяч человек остались без работы. Начались массовые волнения. Стихийное недовольство рабочих направил в организованное русло металлист В. А. Князев, бывший рабочий Обуховского завода, член Петербургского "Союза борьбы за освобожение рабочего класса" сосланный в Сибирь за участие в забастовках. Был образован рабочий комитет, который выработал ряд экономических требований и предъявил их администрации. Управляющий вызвал жандармов.
Но положение приняло настолько угрожающий характер, что в спешном порядке пришлось создать специальную правительственную комиссию, по настоянию которой жандармы были отосланы обратно, а забастовщикам выдали деньги и продукты.
1900 год. Крестьянам Николаевский железоделательный завод задолжал около 70 000 рублей ассигнациями. Из Москвы администрация по делам Николаевского завода послала телеграмму, в которой просит продать за 9000 рублей несписанного железа и деньги выслать в Москву... Из Николаевского завода ответили: "Служащие, рабочие, здешние кредиторы возмущены и выведены из терпения требованием вашим отсюда денег, зная, что свободного от ареста имущества нет; если бы было, то все заявили, что не выпустят. Просим расчет, уйдем все. Положение критическое: денег и хлеба нет".
Однако к 1902 году ситуация стабилизируется. В Москве принято постановление конкурсного Управления по делам несостоятельного акционерного общества Восточносибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов о передаче Николаевского завода в долгосрочную аренду группе петербургских капиталистов на следующих условиях:
- деятельность завода должна быть возобновлена в 1903 году;
- производительность завода определена на первое время в 2 млн. пудов чугуна и полмиллиона пудов железа;
- арендаторы обязаны выплачивать 200 000 рублей арендной платы ежегодно;
- арендаторам предоставляется возможность построить железную дорогу от завода до ст. Тулун, либо Курзан, или же до Братского острога на Ангаре;
- арендаторы входят в соглашение с углепромышленниками на участке Головинская - Черемхово о поставке каменного угля для работы завода.
В 1906 году горный инженер Малявкин доложил железнодорожной комиссии о проекте Тулун-Усть-Кутской железной дороги. Предлагалось строить или широкую колею, или узкоколейку. Инженер Пальчинский настаивал, чтобы железная дорога обязательно должна пройти через Николаевский завод, ибо тот "должен стать местом выделки артиллерийских снарядов".
До 1915 года завод работал, обеспечивая местность своими изделиями и рабочими местами, а потом начались предреволюционные волнения и революция.
1915 год. Под руководством большевиков на Николаевском заводе в конце года готовилась забастовка. В группу подпольщиков входило около 30 человек. Рабочий-металлист Киселев от имени всех рабочих потребовал увеличения заработной платы. Администрация категорически отказала, что вызвало на предприятии забастовку. Дирекция вынуждена была пойти на уступки, сделав значительную прибавку заработной платы.
1917 год. Группа РСДРП Николаевского завода провела в марте совещание политических ссыльных. По настоянию большевиков М. Киселева, Н. Анцеловича, Е. Демченко, Е. Темникова были арестованы полицейский пристав, урядник, обезоружены полицейские. На заводе был введен восьми часовой рабочий день, увеличена заработная плата, установлены твердые цены на продукты питания, уволено несколько служащих.
17-18 ноября. О свершении Октябрьской революции в Петрограде узнали в Братской волости в ноябре. Яков Михайлович Оседлов, услышав эту весть от телеграфиста почты Николаевского завода, собрал своих товарищей. Было решено в ночь с 17 на 18 ноября обезоружить полицию, солдат и заводскую администрацию. Проделано это было так умело, что существенных сопротивлений никто не оказал. А наутро сторонники Советской власти объявили рабочим, что в России произошла революция и вся власть перешла теперь в руки Советов, и потому им теперь следует избрать Совет рабочих депутатов. В Совет вошли: Сорокин Михаил Иванович, председатель; Синельников, зам. председателя; Кузнецов, командир боевой дружины; Оседлов, ответственный за снабжение и Попов уполномоченный по медчасти.
Товариществом "В. Г. Столль и Ко" предпринимается попытка восстановить производство Николаевского и Лучихинского заводов. Н

Комментарии