Народное здоровье и заводы

Нижнеилимск

Нижнеилимск. После ледостава

За антисанитарное состояние кожевенного завода в селе Нижнеилимске Я. Черных было предъявлено обвинение по 102 и 111 ст. уст. о наказаниях.
Дело рассматривалось 12 ноября мировым судьей 2-го участка Киренского уезда.
Было вызвано до 40 свидетелей, преимущественно рабочих из кожевенного завода.
Показаниями рабочих устанавливаются ужасные условия работы на заводе.
При необычайно длинном рабочем дне (с 5 ½ час. утра до 8 час. вечера) рабочие получают нищенскую заработную плату. Максимальная месячная плата — 22 рубля.
Здание завода — старый, грязный, деревянный барак, отапливаемый маленькими железными печками.
Вентиляция совершенно отсутствует, а вместо нее просверлено коловоротом несколько небольших дырок в стене, но теперь и те заколочены паклей. Поэтому рабочим в течение длинного рабочего дня приходится дышать удушливым воздухом, насыщенным продуктами разложения кожаных отбросов.
На заводе не имеется сносного приспособления для стока грязной воды и других нечистот за пределы завода.
Вся заводская дрянь выливается прямо на пол, а с него стекает в специально проделанные по всему полу дырочки в почву. Почва загнивает и издает ужасное зловоние. В заводе днем полумрак, так как свет едва проникает сквозь небольшие, вечно запыленные окна, а ночью и утром весь завод освещается восемью лампами семилинейного размера.
Кроме условий работы на заводе, некоторые свидетели указывали на загрязнение питьевой воды мойкой шерсти.
После того, как кожи вынимают из зольника, с них сбивают шерсть. Эта грязная шерсть моется в большом количестве на реке Илим, откуда берут себе воду для питья, как жители Нижнеилимска, так и жители других селений, находящихся ниже.
Многие заводские отбросы (негодная шерсть, жила, кожаная стружка) вываливаются очень недалеко от завода. Эти отбросы растаскиваются собаками по селу.
Таким образом, завод не только пагубно отражается на здоровье его рабочих, но и всех жителей, имеющих несчастье проживать в Илимском районе.
И это в то время, когда большой завод приносит Черных 35 тысяч чистого годового дохода.
Вследствие распространившегося слуха, что судья намерен лично осмотреть завод, последний наскоро ремонтировался, белился и мылся. Двум рабочим (Рагозину и Колпакову) за их показания не в пользу Черных пришлось получить расчет.
Иркутская жизнь. — 1914. —

Комментарии