СПТУ — Лицей — Колледж

Время рождения — осень 1968 года
Место рождения — город Железногорск-Илимский
Место прописки — 6 квартал
Родители — Коршуновстрой, Горно-обогатительный комбинат
Родственные связи — 24 училища Советского Союза
Особые приметы — единственное училище в стране, готовящее квалифицированных рабочих для предприятий черной металлургии
Более, чем полвека назад (точнее 56лет) из Коршунихи во все концы нашей страны летели телеграммы, письма — в них приглашали на работу машинистов экскаваторов, локомотивов, бурильных станков… Еще требовались слесари по ремонту подвижного состава, газоэлектросварщики, электрики, токари, рабочие многих других специальностей.
В общем, позарез нужны были кадры для горно-обогатительного комбината.
Кроме, как ждать, когда приедут приглашенные, еще одним выходом из положения стало решение руководителей города и комбината, готовить кадры прямо на месте, а именно построить в Железногорске свое училище.
В 1965 году, вместе с пуском в эксплуатацию КГОКа, была подписана техническая документация на возведение среднего профессионально-технического училища для подготовки рабочих основных профессий из числа молодых людей, проживающих в северных районах Иркутской области.
В январе 1968 года здания под училище и общежитие были возведены. Назначен директор — Леонид Афанасьевич Лужков. В январе он, да Станислав Израильевич Гриф прибыли в Железногорск-Илимский. В феврале устроилась на работу бухгалтер Т. П. Селявко. Открыт счет в банке, выдана печать училища.
Как водится, здания учебного корпуса и общежития были сданы с недоделками, большими и малыми. Пришлось многое дорабатывать. Будущий директор с горсткой работников красили и белили, разгружали и устанавливали мебель. Жили они тогда в общежитии училища (все приезжие?), квартир еще ни у кого не было. И вот, благодаря энергии, требовательности и дотошности Л. А. Лужкова к сентябрю недостатки в строительстве были устранены.
Немало здоровья и нервов потратил первый директор, чтобы отвоевать здания учебного корпуса и общежития у филиала вечернего политехнического института и вечернего горно-металлургического техникума, которые претендовали на одно из зданий .
Итак, позади хлопоты и волнения, связанные с подготовкой к первому учебному году.
Все условия для нормальной работы и учебы созданы: отличное здание с оборудованными кабинетами и мастерскими, спортзалом, столовой, хорошее общежитие.
И вот, 2 сентября впервые в кабинеты профессионального училища металлургов № 33 вошли первые двести учащихся.
Торжественная линейка. Вносят знамя училища. Преподавателей и учащихся приветствуют директор, секретарь парткома КГОКа и первый секретарь РК ВЛКСМ А. Гамаюнов.
Затем ученики и преподаватели разошлись по кабинетам. Начался первый день занятий.
Училище было создано на базе КГОКа. Это было первое в Иркутской области ПТУ, где за три года обучения учащиеся получат и профессиональную подготовку, и среднее образование. Поначалу училище было ориентировано на то, чтобы давать выпускникам квалификации машинистов экскаваторов, машинистов бурстанков, электрослесарей, электромонтеров. Чуть позже добавили квалификации токарей, обслуживания автотранспорта.
Интересно, что кроме общеобразовательных и специальных предметов в программу ввели курс эстетики производства, поведения, одежды. Выпускники училища должны быть не только технически грамотными, но и культурными, развитыми во всех отношениях людьми.
С семи утра уже светились окна директорского кабинета. Проблем оставалось много.
Например, — общежитие. Проживали в нем более сотни учащихся. Как их сплотить, что сделать, чтобы они стали единой семьей?
Кроме того, возникли трудности другого характера. В первый же день некоторые учащиеся, испугавшись строгой дисциплины, твердого распорядка дня, попросили вернуть им документы. С такими пришлось много беседовать, убеждать. Правда, их было немного.
Действительно, весь день расписан по минутам. Но привыкнуть к нему — дело времени. Зато потом, когда начнется самостоятельная работа, будет легко.
А порядок был заведен, действительно, строгий. В 7:00 подъем, физзарядка на свежем воздухе. Любители «откосить» строго наказывались. Бывало и так: заупрямится парень, не хочет подчиняться требованиям. Его брали под ручки, с одной стороны директор, с другой дежурный мастер, и так втроем и бежали. Зато в следующий раз упрямец бежит уже впереди других.
Правильно это было или нет? С точки зрения сегодняшней педагогики, кто-то, наверное, и скажет, что это насилие над личностью. Зато в то время, в 60–70-е годы в общежитии не было и дедовщины — как результат введенной директором строжайшей дисциплины и контроля.
Во всяком случае, по результатам анкетирования было известно, что в лицее учащимся нравились именно требовательность, дисциплина и порядок.
Другая проблема, одна из важнейших, опять же кадровая. Вместе с профессионалами, пришедшими в училище преподавать и воспитывать, немало было и случайных людей, не обладающих профессиональными навыками. С ними директор без сожаления расставался, несмотря на дефицит кадров.
Леонид Андреевич ушел из жизни рано, про таких, которые живут в полный накал, не умеют жить спокойно, так и говорят: «сгорел на работе».
А в ПТУ, тем временем, был подобран и сформирован трудоспособный и грамотный коллектив преподавателей и мастеров производственного обучения. Все имели высшее или средне-специальное образование, большой опыт работы. Не все они потом связали свою жизнь с училищем, но некоторые отработали там со дня открытия по тридцать и более лет.
Даже потом, когда страна переживала трудное время, и трудности не обошли лицей, не хватало мастеров производственного обучения, эти педагоги за символическую плату вели практически всю работу по воспитанию ребят
С первых дней обучения было решено применять самые прогрессивные методы, такие как программированное обучение с последующим переходом на подготовку учащихся с применением электронно-вычислительных машин. Закуплено необходимое оборудование для просмотра учебных кинофильмов, диапозитивов.
Между прочим, для того, чтобы питомцам училища были созданы все условия, в год на каждого учащегося государством отпускалось около тысячи рублей! (По ценам того времени).
Но на первых порах неизбежны были определенные трудности. Наглядными пособиями, таблицами и всем остальным для общеобразовательной подготовки училище должен был обеспечивать районный отдел народного образования, но в достаточном количестве всего этого не имели даже школы. Поэтому пособия, таблицы и другие наглядные пособия изготавливались руками тех же преподавателей.
Хотя училище — это специфическое учебное заведение, и питомцы его — и не школьники, и не студенты, требования в освоении общеобразовательных предметов никто не отменял.
Поэтому многие учителя пришли из городских школ. Были среди них отличный преподаватель истории Лилия Александровна Лисичникова.
Русский язык и литературу преподавала Клара Николаевна Иванова. Ею ученики просто восхищались. Так увлекательно рассказывала о писателях и литературных героях, что казалось, она лично с ними была знакома.
А в конце первого учебного года она дала в отчете две цифры — 40 и 6. Первая — число учеников, написавших диктант на «неудовлетворительно» в начале года, вторая — в конце.
Скачок ощутимый. В этом заслуга педагога.
Со дня открытия преподавала химию Ольга Ивановна Чикунова. В библиотеке училища, может быть, до сих пор хранятся подшивки журналов «Народное образование», страницы которых испещрены рукой Ольги Ивановны.
Сергея Васильевича Базанова первые учащиеся запомнили молодым, энергичным: заядлый турист, игрок в волейбол, фанат хоккейной шайбы. Вместе с ним команды лицея защищали спортивную честь на городских, районных, областных соревнованиях, часто одерживали победы.
Физик — Капитолина Петровна Карпова. О ней говорили: «Дай, бог, пережить урок физики, а там уже ничего не страшно». Зато, какие крепкие знания давала и как умела объяснять свой предмет!
Добрую память оставила Нинель Александровна Викторович. Она преподавала физику и славилась каким-то просто материнским отношением к ребятам, особенно из неблагополучных семей. Потом ее назначили заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и она так взялась за дело, что о ребятах из ГПТУ-33 заговорили в области. Они стали победителями в смотрах художественной самодеятельности, разных конкурсах.
Именно тогда зачастили в Железногорск-Илимский гости из области. Их интересовало, откуда это железногорское училище берет таких бравых парней? Преподаватели из других районов просились на открытые уроки. Училище было признано одним из лучших в области.
Альбина Александровна Габидулина, Нелли Петровна Урядова, Галина Петровна Юмашева, математик Зоя Ивановна Куклина, преподаватель электротехники Г. М. Герасимов, старший мастер производственного обучения В. П. Тарас, мастера В. А. Горнов и К. Ф. Матвеенко.
Работая в таких специфических обстоятельствах, когда перед ними были и школьники и будущие рабочие, педагоги раскрывали в себе ранее скрытые таланты. Кто бы мог предположить, например, что в скромном преподавателе немецкого языка Артуре Давидовиче Кунстмане прирожденные способности радиста. Помимо основной дисциплины по вечерам он вел радиокружок.
Аркадий Борисович Дубровский преподавал электротехнику. Он с удовольствием пошел работать в училище. В школе, где раньше учительствовал, много с электротехникой не развернешься, а тут все условия для настоящего дела. Правда, сначала в его кабинете были одни только стены. Зато потом… Его лаборатория стала гордостью училища. В ней можно было провести более пятидесяти опытов по курсу электротехники и промышленной электроники. Все это было сделано руками учащихся во время практических занятий. А такие как Василий Винников, Валентин Наумов, настолько привязались к лаборатории, что все свободные часы проводили здесь.
Вообще, в первом учебном году оснащение и оборудование лаборатории было главным в работе совета училища. Пришлось проявлять выдумку и сообразительность. Списывались с предприятиями, ездили к ним за оборудованием, объявляли конкурсы на лучшее оформление того или иного стенда, и даже поощряли за это денежными премиями.
Кстати, совет училища — это единственный административный орган, с которым считались и учащиеся, и преподаватели. Возглавлял его Виктор Седых. Он проводил линейки. На них устанавливались дежурства, проводились награждения, сообщались последние новости внутренней жизни училища.
Поражает воображение такой факт: техничек в училище не было! Везде самообслуживание.
1969 год
Примечательно, что сразу же после открытия училища, задумались и о том времени, когда первые воспитанники покинут стены училища и станут рабочими КГОКа. Принято решение о строительстве еще одного здания — общежития № 3. Буквально через дорогу. Их и сегодня разделяет буквально двадцать метров — студенческое общежитие и бывшее рабочее.
В первом потоке было 150 студентов. В основном, — из Железногорска. Но были и из ближайших селений. Тридцать подростков со станции Затопляемая, несколько человек из Семигорска, Илимска, Видима.
Биографии многих учащихся непосредственно связаны с трудовой деятельностью родителей. Вот Федор Леоненко — учащийся первой группы. Учится управлять экскаватором, на котором сейчас работает его отец. То же самое у Александра Левчеренко, Анатолия Юркова, Евгения Иванова. Это только в одной группе.
Вообще преемственность, рабочие династии — это здорово. Дети трудятся рядом с родителями, в этом есть что-то символическое, а в то время это сулило большие выгоды городу, КГОКу, городу с его нехваткой квалифицированных кадров.
За первый учебный год воспитанники приобрели не только знания, но и большую физическую закалку. Более сорока человек получили спортивные разряды. Съездили в Ангарск на соревнования по стрельбе, там стали второразрядниками.
В училище идут спартакиады по летним и зимним видам спорта. Сразу выявились перспективные спортсмены, они вошли в состав сборной района.
Тут поют и пляшут. Самодеятельные артисты училища побывали с концертами в Затопляемой, Хребтовой…
Вот еще что интересно. Перед тем, как открыть ГПТУ в Железногорске-Илимском, много было даже таких разговоров, что такое заведение в черте города располагать нельзя. Много беспорядков будет, — говорили некоторые.
Но скептики умерили свой пыл, когда на слете народных дружинников района представителю ГПТУ-33 вручили почетную грамоту исполкома районного совета за отличную деятельность по охране общественного порядка в городе.
В 1970 году новичков — уже 240 человек, встречали второкурсники. В этот год в Железногорск-Илимский приехали осваивать профессию металлурга ребята из Братска, Куйтуна, Иркутска, Усть-Кута и других городов Иркутской области. Увеличился и контингент преподавателей. Пришел с производства учить холодной обработке металлов Владимир Анатольевич Осипов. Появился в училище второй инженер-электрик Виктор Георгиевич Шиханов.
Впервые с этого года училище начинает готовить токарей-станочников.
Много и других изменений. Училище набирало силы.
А. Пруцков, секретарь комитета ВЛКСМ:
— Жизнь в училище идет своим чередом. Скучать не приходится, потому что у нас есть чем заняться: кто идет на кружок радиотелеграфистов, кто играет в футбол, другие ходят в городской спортивный зал.
Учашиеся и преподаватели обязались:
— бороться за звание училища высокой культуры;
— внести в государственную копилку 10 тысяч рублей к 25 декабря 1969 года;
— высадить 2000 деревьев и 400 кустарников;
— подготовить не менее 300 значкистов ГТО, 50 разрядников, 25 туристов, 10 судей и инструкторов по спорту.
А. Морозов, учащийся группы № 4:
— По окончании учебы я получу специальность электрослесаря и среднее образование. В училище мне очень нравится. Здесь я вступил в комсомол, здесь меня выбрали председателем совета группы.
Сентябрь 1993 года
Время, когда многие из средних учебных заведений меняют свои статус, названия. Школы становятся гимназиями, училища — лицеями. Эти новые слова, на самом деле, хорошо забытые — старые, из прежней, дореволюционной жизни в России.
На самом деле, если заглянуть в советский энциклопедический словарь, то у слова, например, лицей два значения. Современное — оказывается, лицей — это среднеобразовательное учебное заведение в ряде стран Западной Европы, Африки, Латинской Америки. Прошлое — это в дореволюционной России сословное привилегированное среднее или высшее учебное заведение для детей дворян.
В новый 1993 учебный год СПТУ-33 вступило в новом качестве. Теперь это высшее техническое училище, профессиональный лицей. Что это означало? Что нового появится теперь в жизни бывшего СПТУ-33?
Рассказала корреспонденту районной газеты заместитель директора по теории Надежда Алексеевна Секлетина:
Чтобы перейти на новую форму обучения пришлось провести большую подготовительную работу, познакомиться с опытом других учебных заведений, которые уже перешли к новым формам обучения.
Побывали в Черемховском горном техникуме. Заключили с ними договор. Они обещали помощь учебниками, методиками по созданию необходимых лабораторий.
Учебный год начался, как обычно, набраны шесть групп. Сначала общеобразовательная подготовка. Введение в профессию — овладения навыками слесарными, основами строительных и электромонтажных работ.
Потом еще два с половиной года и лицеисты получают специальность —эксплуатация и ремонт горного электромеханического оборудования и автоматических устройств, квалификацию — горный техник, электромеханик и им же присваивается базовая профессия — машинист экскаватора.
Кроме того, лицеисты получают возможность поступить в политехнический институт на второй курс. Договор с Иркутским политехническим институтом, позволял обеспечивать наших ребят местами на горном факультете.
Продолжаем следить за жизнью бывшего ПТУ-33, а ныне высшего технического училища, профессионального лицея и рассказывать о его проблемах, удачах….
1998 год
25 января 1998 года исполнилось 30 лет со дня открытия в Нижнеилимском районе среднего городского ПТУ. За это время училище подготовило 5500 высококвалифицированных рабочих кадров, которые трудятся не только в КГОКе, но и в районе, и в области. Многие из выпускников стали руководителями предприятий и организаций.
Как живешь, республика «лицей»?
Разговор с директором лицея Анатолием Михайловичем Шамаевым о житье-бытье, о текущих проблемах училища, а их по-прежнему хватает.
Первая, как ни странно, снова кадровая. Не хватает преподавателей, воспитателей. Если кто и приедет, посмотрит на местные беды и проблемы и скорее куда-нибудь в коммерцию…
Зарплата невысокая, и та нерегулярно. Денег ни на что катастрофически не хватает.
Из федерального бюджета приходит не более пятидесяти процентов требуемой сметы. Нет средств на приобретение инструментов и оборудования для учебных мастерских, на питание и форменное обмундирование учащихся…
Как же лицей выживает этих тяжелейших условиях?
Пытается зарабатывать деньги самостоятельно.
Вот мастерские, где работают электро- и газосварщики. Они изготавливают красивые решетки вместе со своим наставником Урядовым. Все решетки на магазинах города — это их работа.
Механические мастерские выпускают разнообразную продукцию для цехов комбината: шайбочки разные, заклепки для транспортной ленты, заготовки для сантехнических работ. Вроде мелочи, а без них не обойтись.
Комбинат в свою очередь идет навстречу лицею. Шефские связи с КГОКом еще живы. Хотя, во многих профучилищах области, к примеру, уже не кормят своих учащихся, а у нас продолжают это делать. Все убытки по столовой КГОК берет на себя. Он содержит заведующего производством, поваров, а лицей выделяет им в помощь учащихся.
Летом на производственную практику КГОК берет в цеха трудных и малообеспеченных ребят, дает талоны на питание в заводской столовой.
Где лицей находит продукты питания?
Здесь тоже выручает дружба, не только с ГОКом, но и с совхозом «Березняковский». С ними договорились так: лицеисты помогают весной готовить пашни к посеву, осенью — убирать урожай. Автобусы для поездки в Березняки тоже дает КГОК.
К примеру, за один год (1997) ученики выкопали 69 гектаров картофеля, 20 га —капусты, 6 га свеклы.
Популярной в лицее стала телевизионная летопись всех дел. Всё снимают на видеокамеру. Есть запись работы на полях совхоза. Вот собирают на поле клубни, вот на обеде, вот застряли — в дороге сломался автобус и местный гитарист развлекает остальных песнями…
А юморину-то, чуть не забыли! Ребята умеют со вкусом отдыхать. Дискотеки, смотры художественной самодеятельности, особой популярностью пользуются юморины. Подготовку к ней начинали за полгода, пишут сценарии, шьют костюмы, репетируют... Вот, наконец, праздник смеха. Актовый зал полон. Многие не могут даже сесть, стоят между рядами..
И пусть жизнь в это кризисное время порой так грустна, а от искрометного юмора становится на душе теплее, приятнее жить…
А как с набором учащихся? Когда начинается прием, на многие специальности больше желающих, чем мест. Берут наиболее подготовленных. Добавляет солидности лицею и то, что многие его учащиеся по договору с Иркутским политехническим университетом после третьего курса без вступительных экзаменов принимаются в институт.
2006 год
В июле 2006 года свои дипломы после защиты получали уже выпускники железногорского профессионального колледжа, каковым он стал после слияния лицея с переставшим существовать горно-металлургическим техникумом.
Директором колледжа назначен Козлов Иван Иванович, за плечами которого уже был десятилетний стаж директора вечернего горно-металлургического техникума.
Несмотря на все трансформации, происходившие с учебным заведением все эти годы, свою основную задачу он выполнял. Многие выпускники трудятся на комбинате, занимают руководящие должности.
Юрий Михайлович Балдаков, принят на комбинат помощником машиниста электровоза, с 1991 года — начальник службы подвижного состава, потом — начальник производственного отдела железнодорожного цеха.
Владимир Витольдович Люткевич окончил учебное заведение в 1972 году, как машинист экскаватора. Впоследствии занимал должность главного электромеханика КГОКа.
Александр Петрович Фишер начал работу помощником машиниста экскаватора, потом служил главным инженером карьера, начальником технического отдела КГОКа.
Выпускник ГПТУ машинист экскаватора Валерий Павлович Загорей, после окончания института работал директором горного управления КГОКа.
Список выпускников бывшего СГПТУ-33, ставших заметными персонами на КГОКе, можно продолжать долго. Не зря училище было принято называть кузницей кадров для комбината
2024 год
История ГПТУ-33 — ПКЖИ продолжается

Комментарии