24 ноя 2021

Мельничная ОПЗ: как жители таежного села защищают собственный лес

Село Мельничное находится в Красноармейском районе Приморского края. Если смотреть на карте, то это небольшая точка среди бескрайних лесов, извилистых рек и лесовозных дорог. Наша команда не раз была в тех краях: то в автопробеге, то чаще с ребятами из Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы WWF России.
Здесь находится головной офис общества охотников и рыболовов «Сидатун», которое более 10 лет назад оформило в долгосрочную природоохранную аренду Мельничную орехово-промысловую зону (ОПЗ). Это позволяет не только сохранить уникальные для Дальнего Востока стопроцентные кедрачи (22 тыс. га), соответственно, и животных, но и дать работу местному населению.



***

Середина ноября. Серый микроавтобус мчит по грунтовой дороге среди высоких берез, желтых лиственниц, вдали виднеются могучие вековые кедры с гроздьями коричневого золота на макушках (это я о шишке, если что). Рядом с Мельничным вдоль обочины стоят многочисленные автомобили (от легковых до грузовых), рядом суетятся мужики: кто переодевается в теплые вещи, кто грузит наполненные мешки в кузов, кто быстрым шагом удаляется в сторону тайги. Сезон сбора кедрового ореха для населения подходит к концу, и каждый стремится успеть на этот праздник таежного урожая. Да и урожай, судя по количеству шишкарей - хороший.

Шишка - заработок для многих: как жителей отдаленных населенных пунктов, так и для горожан, которые и воздухом чистым подышать не против, и денег подзаработать. Шишка же, она как - идешь себе по лесу, а она под ногами валяется. Поднял шишку, считай что рублей 40 в карман положил. Чаще многочисленные мешки с шишкой дальше уходят на базы, где эту шишку уже обрабатывают - добывают из нее орех, который, в свою очередь, идет дальше на заводы, чтобы прийти к конечному продукту - кедровому ядру.




От Владивостока до Мельничного 608 км - дорога неблизкая, поэтому в село мы приезжаем к вечеру. Контора ООиР "Сидатун" находится на пригорке, там же и небольшая гостиница (даже бильярд есть). Гостей встречает председатель общества Олег Юшкин. Бросив вещи в столовой, мы сразу едем на склад первичной обработки дикоросов, который находится чуть ниже.

Небольшая территория, окруженная забором, состоит из двух ангаров: склад готовой продукции и сам цех, где шишку обрабатывают на шишкодробилке и получают орех. На улице работает бульдозер - собирает обработанную шишку и сваливает все кузов грузовика. Эти "опилки" по итогу используются в качестве корма для копытных, да и дорогу можно посыпать. К цеху иногда приезжают автомобили - сдают шишку по хорошей цене. В цеху прохладно и шумно. В воздухе стоит приятный запах кедра. Под ногами хрустят шишичьи опилки.




“Урожай, по моим оценка на 3,8. Думали, что не сохранится, потому что лето очень было жаркое, земля горела, но тем не менее вся шишка вызрела, - рассказывает Олег Юшкин, председатель правления ОО иР “Сидатун”. - И качество ореха отменное. Мы уже 3 раза сделали анализ самого ядра, собранного именно в нашем регионе, в Мельничной орехово-промысловой зоне, получилось 30%! Это значит, когда орех будет в промышленной переработке, с него выйдет 30 % ядра. Как правило 25 – считается хорошо, 27 - здорово, а 30 – подарок судьбы.”

Станок по переработке работает практически круглые сутки. «Стой! Вырубай!», - кричит кто-то сзади. Просто насыпали много шишки - ее зажевало и он встал. Бывает и такое. Две минуты, и работа идет пошла. Один человек высыпает содержимое мешков в аппарат, другой лопатой сгребает в кучу опилки, третий засыпает орех в мешки и ставит его на весы, четвертый зашивает мешок. Все это отправляется на склад, оттуда фурами вывозится на заводы.




***

2008 год. Лесорубы все ближе подбираются к Мельничному. Внезапно возник пожар, который многие охотники считают поджогом в целью зайти потом с рубками “ухода” в ценные леса. Местное население бьет тревогу. Под угрозой не только сами уникальные леса этого района, но и места обитания животных. Вырубить лес - равносильно взять в голодную осаду все местное население. И выход был найден: в 2009 году общество охотников и рыболовов «Сидатун» при поддержке WWF России взяло Мельничную ОПЗ в природоохранную аренду на 49 лет. Эта орехово-промысловая зона связывает между собой территории Сихотэ-Алинского заповедника, национального парка «Удэгейская легенда», заказника «Таежный». Так что природоохранная аренда позволила сохранить не только леса, но и ареал амурского тигра.

В этот раз жители смогли отстоять свою территорию - в 2009 году общество охотников и рыболовов «Сидатун» при поддержке Всемирного фонда дикой природы WWF России взяло Мельничную ОПЗ в природоохранную аренду на 49 лет. С тех пор орехово-промысловая зона связывает между собой территории Сихотэ-Алинского заповедника, национального парка «Удэгейская легенда» и заказника «Таежный», сохраняя ареал амурского тигра.




Стоит отметить, что механизм природоохранных аренд начал применяться WWF в период, когда вырубка защитных лесов становилась повсеместной. Утрата защитных лесов не только негативно сказывалась на экологии, но и стала причиной социального напряжения в регионе. Лесозаготовители все активнее внедрялись в нетронутые освоением орехово-промысловые зоны, а в селах возникали «кедровые» бунты против вырубки таежного кормильца и зверя, и человека.

«В ситуации, когда даже статус защитных лесов не мог оградить кедровники от уничтожения, долговременная аренда для недревесного лесопользования рассматривалась Всемирным фондом дикой природы фактически, как единственный реальный вариант для их сохранения. Ведь сам арендатор становился кровно заинтересованным в охране «деревьев-кормильцев» от вырубки и пожаров. Поэтому WWF России, используя возможности нового лесного законодательства, а также решимость местного населения защитить свои кедровники, пошел на природоохранный эксперимент, — комментирует старший координатор лесных проектов Амурского филиала WWF России Евгений Лепешкин. — Было предложено заинтересованным в сохранении лесов местным жителям — предпринимателям, охотникам, — взять в долгосрочную аренду орехово-промысловые зоны для организации заготовок пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений. Это позволяло одновременно и не допустить лесорубов на ценные места обитания тигра, и обеспечить экономическое развитие территорий путем привлечения местного населения к сбору кедрового ореха и других дикоросов».




***

Раннее утро. На улице морозно, но ясно, хотя еще вчера шел снег. У дверей конторы нас ожидает большой проходимый MegaCruiser - японский военный джип. На нем нас везут на Синюю сопку, где располагается база первичной заготовки недревесных лесных ресурсов. От Мельничного это примерно два часа ходу сначала по хорошей грунтовой, потом по плохой лесной дороге. Фактически, едем по минполосе, проложенной охотобществом для защиты кедровников от пожаров.

Где-то среди непролазной тайги встречаем первых работяг: крепкие мужики с мешками через плечо рыщут вдоль дороги. «Собираем ходим вот шишку. Мешки оставляем у дороги, к вечеру грузовик будет идти, подберет нас и шишку, - делится один из трудяг. - Работа нравится. Деньги приносит. Да и я местный. Знаю этот лес хорошо. За сезон на шишке можно поднять неплохие деньги: кто-то 200 тысяч имеет, кто-то и все 600 - все от желания зависит. Ну и от урожая, конечно же».




База уютно расположилась между высоченных кедров. На въезде огромная, выше роста человека, куча из шишичьих опилок. Чуть тронешь, сделаешь ямку - оттуда идет пар. Опускаешь руку в липке опилки и точно, тепло, даже горячо.

С этой кучи открывается панорамный вид на базу: склады техники и продукции, большая столовая, несколько жилых домиков, баня, туалеты, деревянные дорожки. А ведь еще 10 лет назад здесь было одно зимовье и банька по-черному. Кругом первозданная тайга и высокие сопки. Запусти квадрокоптер, и можно видеть весь масштаб этих лесов - куда ни глянь, везде кедр (ну ладно, где-то и болото).

В наш приезд на базе были лишь пара работяг, повариха и так называемый бригадир Коля, который следит за самой базой и работниками. Но еще недавно, в разгар сбора урожая, тут комфортно помещалось до 90 шишкарей.




“Ореха на сегодняшний день висит 50%. То есть мы можем, как арендаторы орехово-промысловой зоны, готовить до апреля, и хватит всем - и людям, и животным. Сама природы регулирует – она сбросила шишку для народа, сейчас потихоньку будет сбрасывать для зверьков”, - поясняет Олег Юшкин.

Наверное, каждый из нашей команды поймал себя на мысли, что неплохо было бы в этом месте пожить или поработать недельку, а то и две. Отдохнуть и телом, и душой, а может, и деньжат подзаработать.




***

За 10 лет аренды ООиР "Сидатун" дал не только работу жителям Мельничного, но и активно участвует и в социальной жизни села: обеспечивает людей дровами, поддерживает школу и детский сад, построил танцевальную площадку, следит за дорогами.

Охотобществом была сформирована и оснащена антибраконьерская бригада, которая за это время не допустила ни одной незаконной рубки и ни одного пожара.

А благодаря природоохранным мерам (на которые, к слову, охотхозяйством выделено 40 млн рублей), общая численность копытных в охотугодьях возросла с 3500 особей в 2010 году до 7000 к 2020 г. Также и тигров стало в разы больше. Учет фотоловшуками на территории охотхозяйства проводят сотрудники Сихотэ-Алинского заповедника, WCS и WWF России. Если в 2010 г. здесь обитало всего 4 тигра, то в 2020 г. фотоловушки зафиксировали уже 15 полосатый кошек.

Комментарии

  • 25 ноя 2021 01:34
    Я поделилась в одноклассник.  Сейчас усиленно идёт рубка кедра на направлении мельничное. Таежное. С таежки положена о личная супер дорога до мельничного для вываза леса.  Таежное закрыто людей вывезли в само мельничное. Ну это я знаю точно в 2018 году была на таежке и той дороге
  • 25 ноя 2021 01:34
    Люди жаловались со стойбище где мы стояли что тайгу за 5 лет выкосили
  • 25 ноя 2021 01:39
    Но что интересно в этом году мы с. Валерой в полном недоумении были. Видно что что дорога таежное терней как зеркало. Нет ухабов катись все 80 не тормозя гладенькая дорога без малейших ямочек и видно чтолесовозы не ходят. Два раза мы гоняли от перекрёстка малая кема до таежки туда и назад это 180 км и ни разу не встретили ни одной машины. Нам  местный тернеец Миша друга сказал что на молодежке и таежке народ почти вымер и им гонять удобнее с этих сел до мельничного. Там сейчас хорошая дорога
  • 25 ноя 2021 01:41
    Ну этот раз по этой дороге мы пробовали проехать.  Раньше её только наметили грейдерами. Лес возили была плохая для нас. А сейчас видно сделали в обход тернея на прямую.  Рубят гады тайгу
  • 25 ноя 2021 01:47
    Тут у нас тоже. В августе нагончем  колонну новенькой техники на. Чугуевскому перевал. Ближе к сергеевка.  Ну не разьехаться техники столько. Мужики стоят кофе тайм уних. Разговорились. А они твари у себя рубить нечего так по договору ринулись в верховьях реки. Сергеевка.  Потом их видели тут на. Сергеевка.   Верха перемесили. Но благо нам дорогу сделали по низовью вдоль реки дорогу.   А тут вот недавно был циклон у нас параходы ктнтейнкровоз выкинул на  мель. Шумиха  по телевизору была. Так в это время все мосты что чугуевцы на сергеевку сделали. Разрушил к черту водой
  • 25 ноя 2021 02:23
    Бывали мы В Таежке. Давно
  • 27 ноя 2021 12:06
    Очень хорошо написано. Видел я этот кедровый массив ещё в 1985 году. Удивительное зрелище, сплошной кедрач.