О ВОЗДАЯНИИ

Как мы "платим" за содеянное зло?
Воздаяние за совершенный грех не всегда происходит тем же способом и в таком же размере. Например, человек своровал какую-то сумму денег. И никаких потерь в связи с этим не понёс. Потом, спустя два-три десятка лет, воцерковился, стал регулярно исповедоваться и причащаться, стремится вести праведную жизнь. И вдруг с ним происходит непредвиденное — он несёт убыток. Очень серьёзную потерю. Но поскольку прошло очень много времени, он не в силах понять, почему это случилось.
Убыток, повторюсь, очень большой… И даже если он вспомнит, что когда-то совершил кражу, но он опять же не может соразмерить прошлое и настоящее. Тогда это была не такая значительная сумма. Подумаешь, своровал-то всего каких-то двадцать пять рублей.
Но по тем временам это приличная сумма. И, более того, по закону Божьему, если человек обидит ближнего своего кражей, то обязан возместить ущерб вчетверо. А ему кажется, что сумма несоразмерна, но это только по той причине, что он не читал Священного Писания. Это только один из случаев. С тем же самым воровством может быть и посложнее.
К примеру, человек когда-то своровал деньги (или драгоценности, или ещё что-то). И вдруг в результате этой кражи вся жизнь того человека оказалась сломана. Он оказался выброшен на обочину жизни, может быть, спился и умер или наложил на себя руки. Мы даже можем не знать о его судьбе. И даже можем быть удовлетворены тем, что когда-то покаялись в этом воровстве.
И вдруг на нас откуда ни возьмись наваливаются такие неприятности, которые нарушают наш привычный покой. Нам даже вздохнуть невозможно от этой тяжести от тяжести свалившихся на нас бед и страданий. Мы не можем понять: «Господи, за что ты так со мной?»
И даже если придём на исповедь и покаемся, и спросим у духовника: почему так? Почему на душе так тяжело? И жить не могу, и даже дышать тяжело...
А батюшка, поскольку он нашу жизнь полностью не знает, и поскольку он не святой отец, он тоже не может отследить причинно-следственную связь и соотнести нынешние страдания с тем грехом, который был когда-то совершён.
Батюшка не может объяснить и сам не понимает. Вроде стоящий перед ним человек вполне достойный, ничего плохого за ним не значится. Почему же он так страдает и мучается? И никто из них не двоих знает, что та кража повлекла за собой такие большие изменения в жизни другого человека.
И для того, чтобы исцелиться, необходимо пострадать. Человек этого знать не может, соотнести совершенный грех и свои страдания не может. Но в этот момент важно довериться Богу. И пережить то, что выпадает. Пережить с верою во Христа. Потому что именно он послал мне эту скорбь. И здесь уже не так важно: «почему?» и «за что?»
И даже если мы не понимаем, за что страдаем или страдаем, как Иов, ни за что, то и в любом случае надо принять всё это со смирением. И тогда нам может открыться очень важная информация: или причина, или цель нашего страдания.
Ещё пример. Один человек украл некую сумму денег у другого человека когда-то в далёкие времена. И вот проходит очень много времени, и тут материальный ущерб терпит его сын, или обанкротился, или его обманули, или подставили… И отец не понимает: «Почему у моего сына случилось такое? Я же за него молюсь. Почему это его постигло?»
И тоже у человека не сразу получается вспомнить и соотнести, что он сам когда-то совершил нечто подобное, что привело к материальным потерям его сверстника. Но тому человеку помог отец, который взял на себя компенсацию убытков. Сын вышел из положения, обошлось без последствий, но отец испытал колоссальное напряжение. И вот теперь ты оказался на его месте — страдаешь, как отец того сверстника. И ты чувствуешь, каково это — брать на себя подобное.
Или ещё пример. Человек украл какую-то святыню — икону, например. Может быть стащил в храме или музее, или у больной немощной старушки. И удачно продал. Это наказание не будет связано с материальным ущербом. Потому что это — не материальный ущерб. Это святотатство. Какое за это последует наказание — невозможно предположить. Даже страшно представить.
Возможно, его скрутит бес, и он станет зависимым от алкоголя или наркотических веществ. Может, его изобьют в случайной уличной драке.
Важный момент. Даже если человек не понимает, за что ему дана скорбь, но принимает её, как дар Божий, если смиряется и несёт её, то... Если Богу угодно, он может открыть человеку, почему эта скорбь ему послана. А если всё же не открывается, то необходимо терпеть в любом случае, потому что ничего случайного в жизни произойти не может.
Священник Константин Корепанов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Екатеринбурга.

Комментарии

Комментариев нет.