ОДНА ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

В храм пришли два человека, имеющие схожий характер, жившие примерно в одинаковых условиях, совершившие одни и те же грехи. Оба курили, пили, блудили, сквернословили, воровали, обманывали, гневались, ненавидели, дрались, не прощали обид; были заносчивы, спорливы, крикливы, мстительны, хитры; любили деньги, удовольствия, развлечения, смех; не любили трудиться, понуждать себя, слушаться, подчиняться; стремились к первенству, к славе, к власти, к почестям, к авторитету среди своих. От такой жизни оба посидели в тюрьме, дошли до отчаяния и не знали, что делать: и по-старому жить больше не хотелось, и ничего другого не умели; и устали от своего дурного характера, и как исправить его — не знали. По совету разных людей оба «притащили» себя в храм в надежде получить помощь, хотя о вере ничего практически не знали. Как же сложился их дальнейший путь жизни?
В храме они прослушали огласительные беседы, в которых сообщалось о Боге Творце, о сотворении мира и человека, о качествах сотворенного человека, о грехопадении, об искажении человеческого естества первородным грехом, о вечной смерти, об аде и рае, узнали об Ангелах и откуда взялись сатана и бесы. Узнали об искупительной Жертве Господа Иисуса Христа, о прощении грехов, о покаянии, о Таинствах Церкви. Долго и мучительно разбирали прошедшую жизнь, обнаруживали все свои грехи, в том числе и смертные, и, наконец, прошли генеральную исповедь, после которой получили наказ никогда не забывать о своих беззакониях, искренне укорять себя в прошлых грехах, потому что страсти, породившие их, — живы и в любой момент могут нанести новый сокрушительный удар, а борьба со страстями — длительный, мучительный процесс с пролитием пота и крови, поэтому память о грехах с самоукорением абсолютно необходима, как средство подавления страстей и очищения души. Тем более что в предстоящих трудностях и скорбях христианской жизни не устоять без помощи Божией, которая дается только кающемуся грешнику, способному к самоукорению.
<…> Однажды, после воскресной службы, настоятель объявил, что открываются миссионерские курсы и желающие на них учиться, чтобы стать миссионерами, должны подойти к нему за благословением. Первый брат подумал: «Мне бы сначала стать миссионером в собственной душе, чтобы победить бушующие страсти и хоть чуточку взрастить добродетели. Учить людей вере — это дело опытных и благочестивых! А я кто? Я мерзость пред Богом! Нет, это не для меня!»
Второй брат, подойдя к настоятелю, сказал с укором: «Вы меня в алтарь не пустили, так хоть на курсы разрешите пойти. Хочу глубже веру изучить!» Получив благословение, был очень доволен. Занятия посещал охотно, задавал вопросы, писал конспекты, старался все запомнить для будущей миссионерской деятельности, представляя в мыслях, как он учит народ, как люди благодарны ему, как множится число учеников, как он спорит с сектантами и умело побеждает их <…>.
Наконец, пришла пора экзаменов. Самый трудный — «Догматическое богословие». Готовился изо всех сил, сидел ночами, зубрил, чтобы успешно сдать. Хотя и не удалось все выучить, но вытянул билет со знакомыми вопросами — утром перед экзаменом успел повторить именно их. Экзамен сдал на «отлично» и очень обрадовался: разве можно было ожидать такое? Тут же позвонил всем знакомым и получил поздравления. Не забыл, конечно, и Бога поблагодарить за такую милость. Проходя мимо киоска, захотел немного расслабиться после усердных трудов и пережитого волнения — баночкой пивка, но воздержался по причине поста.
Только зашел домой — телефонный звонок: друг детства приехал навестить своих родителей и предлагает встретиться в кафе — вспомнить былое. Брат стал спешно думать: «Что же делать? Какое кафе? Ведь пост идет! Надо как-то постараться отговориться». Попробовал что-то мямлить про усталость после экзамена, про сессию <…>. Но друг, непременно желающий встретиться, заявил: «Ты что, меня не уважаешь? А я думал, что старая дружба крепка. Ведь столько лет не виделись! Слышал, что ты стал верующим. Я тоже в храм захожу, свечки ставлю. Кстати, где ты учишься? Расскажешь хоть мне про свою учебу. Давай, давай, не отказывайся! Посидим часок. У меня тоже дел полно. Долго задерживать тебя не буду». У брата мелькнула мысль: «А вдруг эту встречу мне Бог благословляет для упражнения в миссионерстве? Говорит же товарищ, что тоже ходит в храм, а сам веру не знает, если только свечки ставит. Кто его научит? Очень удобный случай! Мне есть чем поделиться». На фоне этих рассуждений брат согласился.
В назначенное время встретились, обнялись, расцеловались по-христиански, выразили друг другу первые приветственные возгласы, зашли в кафе, сели, начали заказывать ужин. Брат, ссылаясь на пост, выбрал себе пищу поскромнее, из алкогольных — немного вина. Товарищ, привыкший жить на широкую ногу, имея хороший достаток от своего мелкого бизнеса, заказал себе обильный ужин, дорогое спиртное и предупредил: «Не волнуйся, встречу оплачиваю я!»
И потянулись веселые воспоминания озорного детства и беспечной юности. Брат сначала был сдержан, потому что некоторые из пришедших на память событий были явно греховные, но после третьей небольшой рюмочки вина «тормоза» вдруг отключились. Напористость и энергичность товарища в сочетании с действием алкоголя сделали свое дело: с души как будто сняли какие-то ограничения, и стосковавшееся по старым впечатлениям сердце как будто вновь наполнилось «жизнью».
Обсудив самые «приятные» воспоминания прошлого, перешли к настоящему. Сначала товарищ рассказал о своих жизненных успехах, а потом и брат начал говорить о себе. По его замыслу, именно сейчас и нужно было рассказать о том, как он пришел к вере, что дала ему новая жизнь, как он пошел учиться и на кого. Товарищ с интересом слушал, задавал уточняющие вопросы, одобрительно кивал головой, в нужные моменты изображал на лице то удивление, то сочувствие, то радость.
Воспользовавшись короткой паузой, он предложил еще выпить «по глоточку». Брат, увлеченный рассказом о вере, не отказался, хотя в ход пошло уже крепкое спиртное. В голову немного ударило, слова «потекли» уже не так ровно, но зато голос стал звучать громче и уверенней.
Через некоторое время товарищ предложил выйти покурить. Брат охотно рассказал, как тяжело он боролся с этой привычкой и как, с Божией помощью, все-таки победил. Упомянул, вдыхая дым, как вредно курение для здоровья, и многозначительно добавил, что курение — это грех.
Вернувшись за стол, выпили еще «по маленькой» крепкого, и брат, потеряв за последние годы опыт перенесения крепких спиртных напитков, опьянел. Его товарищ, имеющий большой опыт и долговременную тренировку, наоборот, только вошел в «нормальное» состояние, при котором начинает тянуть «на подвиги». Он неожиданно предложил: «А давай поедем в баню!» Брат своим вялым сознанием попытался воспротивиться, но воля уже была сильно расстроена алкоголем, и напористому «загоревшемуся» другу детства легко удалось переломить ситуацию в свою сторону.
Дальше делом руководил товарищ, подбадривая брата: «Ничего, сейчас мы в баньке протрезвеем, с потом и хмель выйдет!» На улице быстро поймали такси. Зачинщик мероприятия, сидя на переднем сидении, объяснил водителю, чего он хочет, тот сразу сообразил и привез куда надо…
Финалом банного развлечения был блуд. К горькому сожалению, товарищ был знаком со всеми этими видами «отдыха», а брат, еще несколько часов тому назад захотевший помиссионерствовать, никак не мог предположить такой ужасной развязки — впадения в смертный грех.
Последующие стыд и страх не давали некоторое время пойти на исповедь, но подавленное состояние и замкнутость прихожанина заставили священника подойти к нему и спросить: «Что-то случилось?» Тут брат уже не смог лукавить и признался в своем падении. Рассказ всей этой ужасной истории он начал, конечно, с успешно сданного экзамена по «Догматическому богословию». Батюшка крепко призадумался, сострадая ошибке брата и пытаясь понять, как такое могло случиться, и, наконец, внёс следующее предложение: «Я попрошу того прихожанина, с которым вы вместе проходили оглашение, сверить ваши пути веры. Дело в том, что вы пришли в храм примерно в одинаковом состоянии и с очень похожим прошлым. С вами одинаково занимались, одинаково вам помогали, вы имели одинаковые возможности. Почему же так произошло, что у него стабильное христианское состояние, устойчивое покаяние и нет никаких серьезных сбоев, а у вас такая беда? Повстречайтесь и поразбирайтесь: не было ли какой незаметной разницы в вашем отношении к вере?»
Брат принял это благословение священника как необходимую епитимию и, отложив всякий ложный стыд, стал регулярно встречаться с первым братом, искренне отвечая на все его вопросы. В беседах начали обнаруживаться разные взгляды на некоторые вопросы практической христианской жизни. Возникало естественное недоумение: как могли появиться эти ошибки у второго брата? В конце концов «докопались» и до корня: по милости Божией вспомнили то напутствие священника, которое было дано после генеральной исповеди. Выяснилось, что отнеслись к нему братья по-разному. С этого и началось расхождение.
Если с самого начала пути выбран неправильный курс, то за долгое время движения можно очень далеко уйти от намеченной цели, думая при этом, что идем правильно. Доказательством неверного пути — изначально заложенной ошибки — и явилось падение в смертный грех второго брата. На первый взгляд кажется: ну, какая малость — это самоукорение? А какие плоды! Первого брата, применяющего это духовное средство, Сам Бог вел правильным путем, потому что самоукорение привлекает Господа: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19), и на кого воззрю, только на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Ис. 66, 2). А второй брат, не приучивший себя к этому целебному для души деланию, так и не смог надломить свою гордость, которая незаметно примешивалась ко всем его христианским делам и продолжала тайно развиваться. Наконец, дождавшись удобного случая, нанесла сокрушительный, смертельный удар. В самый критический момент брат оказался без помощи Божьей: Бог гордым противится (Иак. 4, 6).
По материалам православной прессы (В сокращении)

Комментарии