Свв.

девять мучеников кизических.
(О пользе обращаться в болезнях с молитвою к св. мученикам).
I. 29 апреля святая Церковь празднует память св. девяти мучеников, пострадавших в Кизике. Город Кизик стоял на морском берегу. По случаю гонений в нем было немного христиан. Многие из них бежали в горы и пустыни, а другие, живя между язычниками, скрывали свое благочестие и веру в Господа. Но некоторые, сильно любя Христа Бога своего, сами предавали себя в руки мучителей и полагали жизнь свою за Христа. Таковы были и девять мучеников: Феодосий, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они не боясь грозных царских повелений и страха мучений, славили Христа, смело исповедывали Его Богом и Вседержителем, укоряли идольское безбожие, и увещавали неверующих веровать в истинного Бога. Язычники связали их, как злодеев, и представили к князю, управлявшему городом. Святые мученики терпели различныя муки и казни, были брошены в темницу, выведены опять и опять мучимы. Но они твердо исповедали Господа, обличили язычников и посрамили князя. После различных мук им отсекли головы. Прошло несколько лет, воцарился Константин Великий; гонения кончились и свет христианской веры беспрепятственно стал распространяться повсюду. Благочестивые христиане города Кизика вырыли из земли св. тела девяти мучеников, нашли их нетленными, положили в ковчег, создали во имя их церковь и внесли в нее св. мощи. От сих мощей совершались многия чудеса и исцеления; особенно много исцелялось страждущих трясавичными болезнями – лихорадками. Видя чудеса и исцеления, множество язычников обратилось ко Христу и чрез несколько времени почти весь город обратился к истинной вере, идольские храмы были уничтожены, а вместо них создались церкви Божии.
II. Итак святые девять мучеников помогают преимущественно страждущим от лихорадки. Хорошо, значит, делают те, которые в этой болезни обращаются за помощию к девяти мученикам. Хорошо и во всех болезнях обращаться с молитвой преимущественно к мученикам, кто бы они ни были.
а) Болезнь мы ощущаем или во всем теле, или в некоторых членах его. А св. мученики потому и мучениками называются, что они в теле терпели мучения за Христа. Они испытали эти страдания так, как никто другой, – значит кто, как не они, больше могут сочувствовать и нам в наших страданиях телесных? Человек, живший некогда в нужде и бедности, лучше понимает, что такое нужда и бедность, чем тот, который никогда не испытывал ея. Человек, перенесший много клеветы, напраслины, лучше и больше может сочувствовать человеку напрасно гонимому, чем тот, который никогда не испытывал этого. Так и св. мученики, перенесшие разные роды телесных страданий, горячо сочувствуют всякому телесно страждущему. Будем же обращаться в болезнях телесных преимущественно к св. мученикам, и это будет очень благодетельно для нас. Вот ты видишь, – врач тебе не помогает, лекарство, им указанное, не действует, а иногда и сами врачи не могут изобрести средства против той или другой болезни, иногда и врача-то взять негде и не на что пригласить его. О, страдая тогда на ложе своем, обратитесь мысленно душею и сердцем к тому или другому страдальцу за Христа – св. мученику. Молитесь таким образом: «Мученики Христовы! Вы терпели терзание железными когтями, жжение на раскаленном железе, избодение очей, отъятие языка, рук и ног, наконец и головы своей; нет такой болезни, которой бы вы не испытали в теле своем за Христа; вы знаете очень хорошо, что такое болезнь телесная, как подчас трудно ее переносить, – сжальтесь же надо мной, испросите мне у Господа уврачевание, прекращение страданий моих». Бывают болезни неизлечимыя; но как часто болезнь, исходом которой признана несомненная смерть, как часто такая болезнь проходит скоро, легко по вере болящаго и по молитве того или другого угодника Божия! Не прекращается болезнь? Стало быть нет на то воли Божией, стало быть для вас спасительнее болеть. Покоритесь святой воле Божией, но продолжайте молиться; св. мученики придут на помощь к вам, – не подадут исцеления, пошлют облегчение, принесут другое – более важное, принесут вам бодрость духа, мужество, терпение, преданность воле Божией, помогут вам избежать ропота, вы будете постепенно примиряться с своим положением, сродняться с своею болезнию, привыкать к ней, будете смотреть на нее по-христиански, как на крест, посланный от Бога, крест хотя тяжелый, но спасительный, – и вам будет легко, вы почувствуете, что вы страдаете не одни, но со Христом и для Христа, и с любовию к Нему понесете свой крест. Вот что могут сделать св. мученики, если во время болезни мы будем неотступно молить их. Но и этого мало: они могут даже радость в сердце ваше пролить. Как сами они хвалили и благодарили Бога среди страданий, пели псалмы хвалебные, идя на смерть, так и вам подадут тоже. «Буди имя Господне благословенно отныне и до века», – эти слова страдальца Иова будете повторять и вы.
б) Гораздо страшнее болезни душевныя, – это грех живущий и управляющий нами, это страсти обдержащия нас, каковы: самолюбие, праздность, невоздержание, беспечность, любострастие и другия. Но и тут хорошо обращаться к святым мученикам, и у них просить помощи для победы над грехом. Впрочем здесь благопотребно не молиться только, но и поучаться у них. В самом деле, как не устыдиться нам при одной мысли о страданиях мучеников? Мученики всем пожертвовали для Христа, а мы ни от чего не хотим отказаться для Него! Мученики страдали, кровь проливали, а мы только думаем о неге, спокойствии, об удовольствиях! Мученики пренебрегали настоящею жизнию, чтобы не лишиться вечной жизни со Христом на небе, а мы о вечной жизни совершенно забываем, как будто другой жизни и не будет, и спешим в сладость здесь пожить! Св. мученики радовались только о Христе, Он был их радостию, утешением, сокровищем сердца. А у нас чистых, святых радостей почти нет. Храм, служба церковная нас не утешает, молитва – тяжелый труд, книга глаголов живота вечнаго, то есть слово Божие, у нас в забвении, в небрежении, а жить по этому слову мы еще и не начинали, и не думаем.
III. Братие-христиане! Воззовем к св. мученикам: св. мученики, возлюбившие Христа паче всего! Умолите за нас Христа Бога нашего, да не погибнем во грехах наших, да воспрянем от сна греховнаго, да возстанем и пойдем по пути правды, как восстали все покаявшиеся грешники. Будем так взывать, и святые мученики, которые являются помощниками в болезнях телесных, будут врачами и в болезнях душевных. (Сост. по «Душеп. Чтен.» за 1886 г. апрель).
протоиерей Григорий Дьяченко
Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

МУЧЕНИКИ КИЗИЧЕСКИЕ ФЕОГНИД, РУФ, АНТИПАТР, ФЕОСТИХ, АРТЕМА, МАГН, ФЕОДОТ, ФАВМАСИЙ И ФИЛИМОН
Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданелльского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом († ок. 284–292), и тела их погребли близ города.

Когда в 324 году Восточной половиной империи стал править святой Константин Великий (306–337; память 21 мая) и прекратились гонения на христиан, кизические христиане извлекли из земли нетленные тела 9-ти мучеников и положили их в храме, построенном в их честь.

От святых мощей происходили различные чудеса: исцелялись больные, приходили в разум безумные. Вера Христова утверждалась в городе заступлением святых мучеников, многие из язычников обращались в христианство.

Когда воцарился Юлиан Отступник (361–363), язычники Кизика обратились к нему с жалобой на христиан за разорение языческих храмов. Юлиан приказал восстановить языческие храмы и заключить в темницу епископа Елевсия. После гибели Юлиана епископ Елевсий получил свободу, и снова в Кизике воссиял свет Христовой веры под покровительством святых мучеников.

В России недалеко от города Казани был устроен монастырь в честь 9-ти мучеников Кизических иеродиаконом Стефаном, который принес с собой из Палестины часть мощей святых. Этот монастырь был основан в уповании избавления их предстательством и молитвами от различных недугов и болезней, особенно горячки, свирепствовавшей в Казани в 1687 году, "ибо, – пишет святитель Димитрий Ростовский († 1709; память 21 сентября), автор службы 9-ти мученикам, – этим святым далась обильная благодать ко прогнанию трясавичных болезней". Святитель Димитрий также описал страдания святых мучеников и составил слово на день их памяти.

Комментарии

Комментариев нет.