#Реформа без основ#

#Власть против реальности#
#Муниципальный тупик#
В то время, как власти с восторгом встречают муниципальную реформу, на местах этот процесс встречают со скепсисом и глубокой тревогой. Голос Татьяны Лукиной, секретаря МО КПРФ Омского района, депутата районного Совета и кандидата экономических наук и доцента Омской гуманитарной академии, – не просто критика. Это основанный на многолетнем опыте и научном анализе взгляд на системные проблемы, которые новая реформа рискует не решить, а усугубить.
Муниципальная реформа, о которой так много говорят сегодня, по мнению Татьяны Лукиной, является классическим примером того, как телегу ставят впереди лошади. Власть опять поспешила с изменениями, не имея на руках четкого, научно обоснованного плана развития. Лукина напоминает, что еще в 2020 году президентом было дано поручение разработать документ об основных направлениях развития муниципалитетов, который должен был лечь в основу всех последующих законодательных инициатив. Однако к 2025 году этого фундаментального документа до сих пор нет.
– Реформа проводится, но толком не определено, куда и зачем мы идем, – говорит серкетарь. – Эта спешка вызывает недоумение, особенно на фоне печального опыта предыдущего масштабного преобразования — Федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ФЗ-131), который приняли в 2003 году. За двадцать лет его существования в него было внесено рекордное количество изменений. Но в итоге система, построенная на его основе, признана нежизнеспособной. Почему же он рухнул? Ответ – в истории создания ФЗ-131. Еще в 1999 году указом президента Бориса Ельцина были утверждены «Основные направления муниципального развития». Этот концептуальный документ должен был стать основой для будущего закона. Законодатели ФЗ-131 взяли из него территориальное деление, идею пешей доступности власти для населения, но «забыли» про самое главное – финансовую основу для реализации этих принципов. В итоге за 20 лет прижилась практика бесконечного перекладывания ответственности с уровня на уровень. Полномочия забирали у бедных сельских поселений и передавали району, но денег району на их исполнение также не выделяли.
Этот системный порок, по мнению Лукиной, напрямую проецируется и на нынешнюю реформу. На публичных слушаниях по поводу муниципальной реформы руководители Омского района давали радужные прогнозы: эх, заживем. Но кандидат экономических наук задается логичным вопросом: где взять деньги на эту счастливую жизнь? Яркий пример – дороги. Даже те, что уже находятся на балансе района, далеки от нормативного состояния. А теперь на муниципалитет обрушилось бремя содержания дорог сразу 94 населенных пунктов, подавляющее большинство которых требует не косметического, а капитального ремонта. Где взять ресурсы? Реальность ведь демонстрирует обратное: накапливаются проблемы, которые власть не в силах решить из-за бюрократической волокиты и отсутствия денег.
– В поселке Пушкино второй год подряд происходит не весенний, а постоянный паводок из-за резкого подъема грунтовых вод, – приводит пример секретарь. – Дома подмывает, стены рушатся, погреба заполнены водой. Местные жители, отчаявшись получить помощь, сами проявили инициативу: нашли геодезиста, согласовали со всеми ресурсоснабжающими организациями план по отводу воды. Все, что им нужно, – это техника, чтобы прорыть канавы и спасти свои дома от разрушения. Но вместо этого они слышат от власти про необходимость делать долгий и дорогой проект, на который уйдет больше года. Власть дистанцируется, не желая брать на себя ответственность за решение острой проблемы здесь и сейчас. Людям говорят ждать, пока их дома продолжают разрушаться.
Кризис управления, по словам Татьяны Лукиной, проявляется не только в аварийных ситуациях, но и в медленной деградации общественных пространств. Яркой иллюстрацией служит история Подгородного лесопарка имени Грибанова. Этот объект, по ее словам, стал жертвой предыдущей реорганизации – преобразования департамента в министерство природных ресурсов, в ходе которого был утерян его официальный статус особо охраняемой природной территории регионального значения.
– Многие памятные и рекреационные объекты тогда лишились статуса, потому что при увеличении масштаба управления на высшем уровне что-то неизбежно теряется, – объясняет кандидат экономических наук. – Теперь уникальный парк содержится на деньги либо коммунистов, либо найденных нами спонсоров. Местные базы отдыха используют его для прогулок клиентов, но не вкладываются в его содержание, считая, что это должен делать муниципалитет. А муниципалитету незачем тратить деньги – формально парк Грибанова находится на территории государственного лесного фонда. Когда исчезают одни административные единицы и появляются другие, легко потерять не только статусы, но и ответственность за конкретные территории. Одиннадцать лет мы пытаемся привлечь внимание к парку, сохраняя его – проводим там фестиваль «Ликующая муза».
Другой пласт проблем – это сохранение того, что было построено. Татьяна с горечью констатирует, что современные типовые проекты домов культуры, построенные по федеральным программам, не выдерживают никакого сравнения с советскими зданиями. Если старые клубы 60-х годов постройки до сих пор функционируют, то новые, модульные, приходят в негодность уже через 10 лет. Апофеозом бесхозяйственности стала история со спортивным комплексом, построенным местным СПК и торжественно открытым в 2002 году. Невероятно, но факт: этот объект до сих пор официально не введен в эксплуатацию из-за неправильно оформленных документов на землю. Он работает, люди им пользуются, но юридически это объект незавершенного строительства, что блокирует доступ к любым федеральным программам ремонта или реконструкции.
– Все это – наследие той самой муниципальной системы, которую теперь хотят реформировать, – подчеркивает Лукина. – Но исправит ли новая реформа системные сбои? Или лишь усугубит их, окончательно запутав зоны ответственности? На фоне этих проблем особенно цинично звучат призывы на выборах не задумываться о сути реформы, а просто довериться «хорошему человеку» от правящей партии. Я вижу катастрофическое падение доверия людей к власти. Им годами внушали, что от их выбора ничего не зависит, и многие в это поверили, что крайне выгодно определенным силам. Низкая явка и размытие голосов с помощью досрочного голосования – вот технологии, которые работают вместо честного диалога с избирателем. Как горько заключил один из моих собеседников-управленцев, «этот корабль тонет, дайте спокойно ему утонуть».
Позиция Татьяны Лукиной – призыв не к бездействию, а к власти: отчитаться за прошлые ошибки, предоставить четкие финансовые и научные обоснования новых инициатив и, наконец, начать честно говорить с людьми на языке реальных дел, а не пустых оптимистичных лозунгов. Пока же муниципальная реформа остается очередным шагом в тумане, грозящим окончательно похоронить под обломками бюрократии последние островки реального местного самоуправления.

#Реформа без основ# - 974747543686

Комментарии

Комментариев нет.