Комментарии
- 8 ноя 2022 07:37Какая ты умница, все правильно, жаль, что ничего нельзя вернуть. Лучше и краше ХИЛЬМИЛЛЕЙ нет на свете места!!!
- Комментарий удалён.
- 12 ноя 2022 22:57С интересом прочла про исторические события прошлого века.спасибо.кстати,у моего дедушки тоже были кунаки,это мои детские воспоминания)
- 5 июл 14:03Я тоже помню к нам тоже приезжали кунаки .Я тогда ещё была не большая ,но помню
- 10 июл 18:14С большим интересом прочитала комментарии. К сожалению, ничего не сказано о молоканах села Ивановки Исмаиллинского района. Сама родом оттуда. По рассказам прадедов, они внесли огромный вклад в исторические события тех лет. И фото сделано в Ивановке уже после распада СССР, президент Ильхам Алиев не раз посещал наше село.
- 11 июл 17:54Спасибо . Очень интересно было узнать историю молокан .все мои предки из Астрахановки . Рябовы ,Уклеины , Страшкины , Решетовы ,Токаревы и т. д
- 2 авг 09:44Вы знаете мне очень обидно за мою родину азербайджан когда жили здесь все было хорошо а типерь уехали и кливещите я полу армянка полу болгарка и живу здесь с рождения и в моем поселке молокан полно и русских и армян и живем нормально если такие как вы не будете провоцировать у нас есть женщина малоканка жила сдесь потом уехала в рассию стала гражданкой рассии но через некоторое время вернулась говорит умереть хочу на этой земле будьте чесноми не надо клевещать дайте жить спокойно у нас в Баку есть молоканские магазины и там всегда очередь за натуральными поодуктами когда что случается у когото все соседи приходят спращивают чем помочь и они азербайджанцы
- Комментарий удалён.
- Комментарий удалён.
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Виктор Тикунов
Ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ»
Тимофей Николаевич Смольников, бывший житель с. Хильмилли, написал ответ на статью «ЭТОГО ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ» доктора
исторических наук респ. Азербайджан Солмаз Рустамовой-Тагиди,
опубликованную в газете «Зеркало».
В этой статье автор говорит о
трагических событиях в Шемахинском уезде в марте 1918 года, однобоко
выдвигая обвинения против молокан в том, что они помогали вооруженным
формированиям армян в межнациональной войне против азербайджанцев.
Да, это были действительно трагические дни для всех народов,
населявших в то время Российскую империю. Тем более для русских молокан,
живущих вдали от центральных областей России, среди, я бы сказал, не
враждебного народа, но и не питающего большую любовь к пришельцам на их
землю. Все было хорошо до тех событий, спокойно и мирно. Текла
размеренная мирная жизнь между мусульманскими и молоканскими селениями.
Многие обзаводились кунаками, но родство не заводили с учетом строгих
мусульманских и молоканских порядков. Ездили и ходили друг к другу в
гости. Молокане, как истинные хлеборобы, обрабатывали свои наделы из
общественной пахотной земли и арендовали земли под посевы зерновых у
мусульман-кочевников. Велась честная торговля необходимыми продуктами.
Были в Хильмиллях несколько торговых лавок, владельцами которых были
мусульмане. Мусульмане привозили размалывать свое зерно на молоканские
водяные мельницы, а их было только на реке Козлу-чай двадцать штук и на
Пирсагат-чае около десяти. И все мельники молокане чисто владели
азербайджанским языком, потому что со всех окрестных азербайджанских сёл
зерно привозилось на эти мельницы, и на них в основном преобладала
азербайджанская речь.
Все было хорошо, но вот рухнула империя, и для народов наступили
тяжкие времена. Как обычно в такие смутные времена преобладают
негативные явления, но вместе с тем проявилось стремление народов
приобрести независимость. Воспользовался этим историческим моментом и
азербайджанский народ, но почему-то на оголтелом националистическом
всплеске. Национальные националистически настроенные лидеры Азербайджана
подстрекали свой простой, неискушенный и доброжелательный народ на
«очищение» своей земли от «неверных».
Так было в 1918 году и 1989-90 годах. По некоторым данным во время
развала Российской империи в Азербайджане проживало 2 млн. 600 тыс.
человек. Из них: азербайджанцев – 2 млн. человек, русских – 300 тысяч
человек, армян – 300 тысяч человек. Во время развала СССР в
Азербайджанской республике проживало более 7,5 млн. азербайджанцев, по
сомнительным данным – 300 тысяч русских и 300 тысяч армян. Сейчас в
Азербайджане, наверное, нет ни одного армянина, а русских всего лишь 20
-23 тысячи. Так «очищена» земля «ширваншахов» от «неверных». Ни одна
цивилизованная страна не стремится стать мононациональным государством,
зная, что при гармоничном сожительстве разных народов идет положительный
процесс развития.
Но хочу вернуться к трагическим событиям в Шемахинском уезде в марте
1918 года. Солмаз Рустамова-Тагиди, сознательно или нет, в своей статье
упустила основную деталь событий тех дней в Шемахе – отступление
отрядов гянджанских мусульман. И в своей статье сокрушается – как это
богобоязненные молокане могли поднять руки на своих мирных соседей! Но
она хорошо, наверное, знает, как и когда националистические гянджанские
отряды появились в Шемахе. Вот в этом-то и находился корень зла тех
трагических событий в Шемахинском уезде в марте 1918 года. Они, эти
гянджанцы, стали подстрекать шемахинцев на «очищение» ширванской земли
от «неверных», стали формировать воинские отряды из шемахинцев. Наши
люди, приезжая и приходя в Шемаху, видели и слышали, как сформированные
отряды маршировали по Шемахинским площадям и улицам, браво вскрикивая:
«бир ики Кавказ бизимки». И эти воинствующие выкрики не долго были
безобидными. Скоро начались погромы армянских жителей Шемахи и окрестных
армянских сёл. Армяне спасались, кто как мог. Часть из них нашло свое
спасение в селе Хильмилли, которое в статье почему-то не упоминается. А
почему они убежали в Хильмилли? Да потому, что другие молоканские
селения боялись их принять, а Хильмилли в то время было большое село, с
населением более шести тысяч человек. Очевидцы тех событий рассказывали,
как толпами шли армяне в Хильмилли со стороны Астраханки. Ни Чухур-юрт,
ни Маревка, ни Астраханка их не приняли, боясь мести мусульман.
Через некоторое время в Хильмилли стали поступать сообщения о
наступлении гянджанских националистов вместе со сформированными из
мусульман шемахинцев и мусульман окрестных сел отрядами на село
Хильмилли, которое находится в 20-ти километрах восточнее от Шемахи. Вы
представьте, какое было состояние народа, находившегося в таком
положении. Безвластье, хаос и окружение теперь уже враждебного народа. В
то время в Шемахинском уезде были 72 мусульманских села и город Шемаха с
его многочисленным мусульманским населением, а русских сел было всего
шесть. Армянские сёла к тому времени были уже разгромлены. Куда бежать?
Кого просить о помощи? Уповали только на Бога. Народ паниковал, стали
грузить домашний скарб на фургоны и арбы, а бежать было некуда. Но был в
селе фронтовик-артиллерист, вернувшийся с турецкого фронта Соловьев
Иван, который воодушевил народ на самооборону. Были спешно сформированы
отряды самообороны из фронтовиков, у которых были винтовки, привезенные с
турецкого фронта. Остальная часть мужского населения, и даже молодые
женщины, переодевшись в мужскую одежду, вооружившись охотничьими
ружьями, вилами и косами вышли на встречу «дикой дивизии», как у нас
тогда называли скопище оголтелых националистов, которые темной лавой
двигались со стороны Шемахи. Авангард этой разъяренной массы был уже за
селением Тякля-мурза-баба, а хвост ещё тащился за Пирсагат-чаем, такая
огромная сила двигалась на селение Хильмилли. Но у хильмиллинцев было
одно орудие, оставленное проходившим через село большевистским отрядом
Курышко, который был полностью вырезан в городе Гяндже. Благодаря
умелому руководству Ивана Соловьева и других авторитетных односельчан, а
также боевому опыту фронтовиков, «дикая дивизия» была встречена за
селом Тякля-мирза-баба и наголову разбита. В мусульманских селениях
началась паника, и к вечеру того же дня в близ лежащих к Шемахе селениях
не осталось ни одного жителя. Все бежали за пределы Агсуинского
перевала. Начался грабёж. Уцелевшие гянджанские отряды первые начали
грабить шемахинцев. Врываясь в толпу беженцев, они отнимали все ценное у
обезумевших от страха мусульман. Такое свидетельство я слышал от
авторитетных шемахинцев. Выезжали и некоторые хильмиллинцы в Шемаху
грабить брошенные дома, были и такие, но избивать беззащитных людей
никогда себе не позволяли. За это спрашивайте армян. У вас с ними вечная
кровавая вражда, и нас, молокан, в нее не вмешивайте. Хочу напомнить о
том, что когда «дикая дивизия» наступала на село Хильмилли, попутно было
сожжено молоканское село Джебани (Чабаны, Дзержиновка), жители
которого, между прочим, тоже прибежали спасаться в Хильмилли.
Что касается событий в Ангихаране, то жители этого села сами
спровоцировали чухур-юртцев на жестокий поступок. Мусульмане малгамцы
предупредили чухур-юртцев, что ангихаранцы собираются ночью напасть на
Чухур-юрт. Но чухур-юртцы опередили их и нанесли опережающий удар. Сами
подумайте, зачем чухур-юртцам идти громить ангихаранцев ради грабежа,
когда рядом мусульманское село Малгам.
Ангихаран расположен близко к Шемахе, и жители этого села под
подстрекательством гянджанцев и шемахинских националистов были настроены
агрессивно к молоканам. За что были и наказаны. За маразинцев ничего не
могу сказать, не слышал, но в советское время молокане и азербайджанцы
тех мест были так близки в соседских отношениях, что у каждого из этих
народов было два родных языка. Они чисто общались на двух языках.
Ещё хочу отметить, что после трагических мартовских дней 1918 года
Бакинские большевики, воспользовавшись создавшейся обстановкой и
опасаясь прихода турецких войск в Баку, создали оборонную линию на
Агсуинском перевале. Туда мобилизовали и молокан. Это я читал в книге
воспоминаний Микояна. Но когда турецкая армия, шедшая из Кюрдамира,
подошла к перевалу, то сборные большевистские отряды поспешно отступили в
Баку. Молокане, как пишет Микоян, не пошли с большевиками, сославшись
на необходимость охраны своих семей, оставшихся в селениях, и вернулись к
своим домам.
Скоро большой отряд турок пришел в Хильмилли. Жители села были в
большом смятении, но турки доброжелательно относились к молоканам. Никто
из молокан не подвергся насилию со стороны турок. Был август, время
жатвы, и, как я отмечал выше, многие молокане брали в аренду землю в
соседних мусульманских сёлах, нужно было и там проводить жатву. Для
охраны жнецов в этих селениях командир турецкого отряда (паша) выделял
солдат (аскеров) для охраны молокан-жнецов.
Даже были случаи, когда паша предлагал особо хозяйственным молоканам
переселиться в Турцию. Но армяне повсюду вылавливались и подвергались
мучительной смерти. Так что если бы молокане зверствовали в отношении
своих соседей мусульман, то туркам это было бы известно, и они не
относились бы так доброжелательно к молоканам, а мстили бы за своих
братьев мусульман, как и армянам.
О жестокостях турок тех времен знает весь мир, и напрасно Солмаз
Рустамова–Тагиди обвиняет русский народ. Россия в борьбе за овладение
Кавказом и Закавказьем не воевала с местным населением, а воевала с
Персидской и Турецкой империями, которые в то время владели землями и
народами. Только благодаря России народы Азербайджана, Армении и Грузии
приобрели государственность. Пусть теперь азербайджанцы, проживающие в
Иране, и курды, проживающие в Турции, приобретут себе автономию или
создадут собственную республику. Удастся ли это им в обозримом будущем?
Ответ для многих очевиден. Статья Солмаз Рустамовой-Тагиди начинается с
того, что этого забыть нельзя. Да, этих трагических дней забыть нельзя, а
мы и не забываем. Вот, я молокан, в четвёртом поколении людей,
свидетелей и участников тех трагических дней, это помню. И когда в
разговоре о тех или других событиях нашего прошлого идет речь, то
уточняют, когда это было: «да в тот год, когда «дикая дивизия» наступала
на наше село», или «когда в наше село приходили турецкие войска».
Помним. Не прояви тогда хилмиллинцы мужество в самообороне против
надвигающейся угрозы со стороны Шемахи, были бы вырезаны и жители села
Хилмилли, и все жители русских сел Шемахинского уезда. Но, слава Богу,
этого не случилось. Да, и пострадал тот, кто замышлял злодейство против
своих соседей. Но в этом не вина молокан. События надо правильно,
справедливо освещать. Молокане были вынуждены взяться за оружие. И не
пошли после этого по брошенными азербайджанским селам, а вернулись
домой, озабоченные случившимся.
Мне хочется подчеркнуть в своем небольшом повествовании и тех смутных
днях, что молокане не злодействовали, а питали добрые чувства к своим
соседям. Из рассказов моей бабушки, а она свидетель тех событий, я
узнал, как мой прадед Василий Ефимович спас шестерых азербайджанцев из
соседнего села Сюнди.
После того, как было отбито нападение «дикой дивизии», наступили
тревожные дни для жителей села и всех тех, кто пришел спасаться в
Хилмилли. Мучила неизвестность. В селе сложилась чрезвычайная
обстановка. В здании сельской школы был создан штаб, где круглосуточно
дежурили вооруженные люди под руководством старейшин села. Были
расставлены посты на подступах к селу. В один из дней к селу на ослах
подъехали шесть жителей соседнего села Сюнди. Находясь в этот период в
Кубе, они не слышали о тех событиях, которые произошли в их отсутствие в
Шемахинском уезде. Их, естественно, задержали, привели в школу, но так
как был уже поздний вечер, не стали предпринимать против них каких-либо
действий, а решили на ночь куда-то определить. Спросили, есть ли у
кого из них знакомый в Хильмилях. Один из них, по имени Абилкасым,
сказал, что есть Василий. Это был мой прадед. К нему и привели их. В
нашем родовом доме был большой подвал, разделенный на три секции. Задняя
секция была без окон и находилась под дальней комнатой. Их закрыли в
этом подвале. Охрану не поставили, но ключ взяли с собой. Они сидели там
и беспрерывно молились «алла-алла». Моему прадеду, достопочтенному
Василию Ефимовичу, стало жалко их, и он в дверную дыру просунул им лом.
Они с помощью лома проделали проем в стене подвала и благополучно
ушли. Когда утром за ними пришли, а оказалось, что их нет, то дед
оправдывался тем, что он не знал, что там был лом. Так по милосердию
простого русского мужика была благополучно решена судьба ни в чем не
виновных людей. Не освободи дед их, произошла бы трагедия. В селе было
много армян, озлобленных на мусульман за разгром их сел.
Молокане того периода с детства воспитывались на евангельских
заповедях. Мало кто мог читать, но все знали, что такое милосердие,
страннолюбие, братолюбие. Живя среди других народов, они уважали их
традиции, обычаи, образ жизни. В то время в Шемахинском уезде было и
пять армянских селений, в Шемахе было много армянских семей, и с
армянами молокане были в очень хороших отношениях. Поэтому они пришли
спасаться к нам в Хилмилли. Но в конце июля в село пришли турки, на
армян началась настоящая охота: их вылавливали и беспощадно убивали.
Многие молокане, рискуя, прятали в своих дворах жертв. В основном детей.
Взрослые, спасаясь бегством, бросали на произвол судьбы своих детей.
Как и многие, мой прадед Василий Ефимович прятал армянского мальчика в
саманнике под большой деревянной бочкой все то время, пока в селе
находились турки. А когда турки ушли, мальчик жил в семье нашего деда до
тех пор, пока не объявились его родственники. Это случилось в конце
1921-го года, когда в Азербайджане твердо установилась советская власть.
Только тогда армяне вернулись в свои села. Родственники его были из
села Кёлаханы, где он и жил после всех этих событий. Часто приезжал к
нам со своими, уже взрослыми, сыновьями. Многократно мой отец со своими
братьями бывал у них.
А спасенного моим дедом Абилкасима я тоже знал. Уже после Великой
Отечественной войны он часто бывал в Хильмилях. Он был мелким
торговцем, продавал, ходя по улицам, мелкую утварь: стаканы, блюдца,
ламповые и фонарные стекла. После распродажи всегда заходил в наш дом.
Бабушка моя поила его чаем. А прадеда и деда, Якова Васильевича, уже не
было в живых. Напившись чаю, он долго еще сидел за столом в глубокой
задумчивости. Иногда со слезами на глазах. Наверное, вспоминал те
далекие трагические дни. Я знал из рассказов бабушки его историю, и
поэтому так думаю.
То, что молокане, живя среди других народов, питали к ним добрые
чувства и, при определенных обстоятельствах, сострадание, говорят и
другие факты.
В те времена, когда молокан переселили в Азербайджан, им первое время
было очень тяжело, но благодаря трудолюбию и здоровому образу жизни,
они быстро смогли освоить земли, обустроиться и жить по тем временам
нормальной сельской жизнью. Но нелегкая жизнь была и у простого
азербайджанского народа. Хорошая земля принадлежала бекам, а основная
масса народа была ее лишена, имела небольшое количество овец и вела
кочевой образ жизни. Такая ситуация была на землях в гобустанской зоне.
Когда они с зимних пастбищ переходили на летние, то шли через территорию
наших земель по речке Козлучай. И были случаи, когда они осиротевших
детей оставляли, бросали в нашем селе. И по милосердию своему наши люди
их подбирали и воспитывали в своих семьях. Так, мой прадед, отец моей
бабушки, воспитывал в своей семье мальчика из села Бякля. Имея своих
семерых детей, прадед не посчитался с трудностями взять сироту, которой
стал в итоге полноправным членом его семьи. Когда мальчик стал взрослым,
то пожелал вернуться в свое родное село. Ему, как полноправному члену
семьи, выделили из хозяйства пару рабочих волов с повозкой и корову. В
своем селе он женился, имел трех сыновей. Старший из них много лет
работал секретарем в райисполкоме, средний жил в поселке Джанги, а
младший работал фельдшером в маразинской больнице. Меня они уважали как
родственника. Отец их, Али (фамилия их Керимовы), жил до глубокой
старости. Умер в 1976 году в своем селении Бякля.
Еще один подобный случай был с другим азербайджанским мальчиком. Он
был родом из мусульманского села Мяряза и тоже был брошен своими
родственниками в нашем селе. Его вырастил и воспитал Соловьев Тимофей.
Но судьба у него сложилась по-иному.
Когда он повзрослел, братья его стали звать в свое село. Он
отказался. Получилось так, что он взял русское имя Тимофей и фамилию
Свободин, и мы в детстве не знали, что он азербайджанец, а имя его
Байрам. Женился он на Хилмиллинской девушке. У них был сын Федор 1928
года рождения. Симпатичный общительный парень, пользовался вниманием у
девчат и заливисто пел под гармошку русские частушки.
Были и такие случаи, когда в поисках лучшей доли азербайджанцы
приходили на жительство в наше село семьями, нанимались пастухами пасти
сельский скот. Село большое, десять улиц, и каждая улица нанимала два
пастуха. А молоканские мастеровые люди уходили в азербайджанские села на
заработки. В советский период, при колхозной системе, к нашему колхозу
были присоединены два азербайджанских села: Шихлар и Агдара. И ничего,
работали, трудились дружно в одном трудовом коллективе.
И в заключение хочу призвать всех не сеять ядовитые семена вражды
между народами, которые не одно столетие жили вместе, мирно трудились
для общего блага, обогащая друг друга культурой и традициями.