Рецензия на программу цирка «Кудзинов»

МАЛЕНЬКОЕ ШАПИТО С БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ
Скажите: а вы любите цирк так, как люблю его я? Ответ детей на этот вопрос всегда однозначный: конечно! Потому что для детей цирк - это праздник, равнозначный чуду. Поход в цирк - это особенное событие, запоминающееся им на всю жизнь. Цирк для детей - это ожившая сказка. А для взрослых цирк - это возвращение в детство, это сладкие воспоминания тех волшебных моментов, когда они были счастливы.
Президент Ассоциации «Золотая игла» Кострова Л.Н. пригласила меня в качестве члена жюри оценивать коллекции детских и молодёжных театров мод со всей страны. Мне предстояло оценивать технологию пошива костюмов и среди множества претендентов выбрать коллектив - победитель. Пальму первенства я отдала детскому театру моды «Василиса» из Москвы.
Получать кубки и золотые медали всегда приятно, но я хотела преподнести детям такой приз, который бы надолго оставил у них массу положительных эмоций. Подписывая диплом победителям, меня осенило и я позвонила директору цирка Кудзиновой О.В. с вопросом: может ли цирк выделить 9 пригласительных билетов для победителей конкурса? Ответ был положительным.
Почему из множества цирков-шапито я позвонила именно в цирк «Кудзинов»? Потому что я уверена в качестве программы этого цирка и знаю, что здесь работают только профессионалы и уровень программы всегда на высоте.
Дети были в полном восторге от такого приза! И вот наступил долгожданный субботний день, когда победители конкурса должны были смотреть цирковое представление. Настроение не омрачил даже тот факт, что весь день лил дождь, а небо заволокло тучами. На фоне акварельно-серого неба купол цирка выглядел как сказочный островок.
- Мама, посмотри! Цирк похож на белую зефирку! - воскликнула маленькая девочка, спешащая с мамой на представление.
Шапито бывают всех цветов: синие, красные, белые и даже в полосочку. Пафосные и не очень, с громкими названиями, которые чаще всего не соответствуют оному или без них. Но не цвет шапито играет главную роль в цирке, не его название и даже не его размеры. Шапито может быть и маленьким, но с очень большим сердцем. «Кудзинов» - именно такой цирк, а фамилия директора - это его визитная карточка, которой он отвечает за качество программы. И как я сказала выше - она всегда высокого уровня.
Шапито «Кудзинов» - компактный, семейный, душевный цирк, оснащённый по всем европейским стандартам, а программа выстроена - по традиционным канонам. Сюда хочется приходить, здесь всегда радушно встречают и показывают высококлассную программу.
Здесь не обещают 800 тонн декораций и 6000 костюмов, 300 видов животных и сотни артистов, здесь яркая афиша с изображениями животных, но всё, что в ней заявлено, вы увидите на манеже. И если с афиши на вас смотрят лукавые глазки лапундера, носухи или другого представителя фауны, то их вы обязательно увидите на манеже - это реальные артисты, а не просто скачанные с просторов инета картинки, чем сейчас грешат многие шапито. И если на афише Кудзиновых будет заявлен хоть маленький комарик или суслик, то зритель уверен, что он будет участвовать в номере, а суслик может даже спляшет тарантеллу.
Здесь вам покажут классический цирковой дивертисмент столичного уровня. Чего вы здесь не увидите - так это второсортных номеров и маргинальных артистов, какими сейчас пестрят многие шапито, не заботясь о качестве программы и авторитете российского циркового искусства в целом.
Здесь нет напыщенности и пафоса, нет мраморных колонн с золотой лепниной и летающих Пегасов с крыльями, но в этом цирке есть самое главное - душа и большое сердце.
Если театр начинается с вешалки, то цирк-шапито начинается с фасада. В цирке «Кудзинов» фасад похож на вход в сказку, которая манит и притягивает к себе обещанием чуда. Встречающая на входе униформа вышколена и одета с иголочки: в кипенно-белых наутюженных сорочках, вышитых золотом красных жилетах, начищенных до блеска штиблетах и белых перчатках. Стиль он и в Африке стиль.
Как всегда, при входе в зрительный зал цирк нас встретил облаками сахарной ваты и ароматами попкорна. Дети были в предвкушении чего-то волшебного и уникального.
Парад - пролог был стилизован под русские народные пляски, затем в кружево программы искусно вплетался номер воздушной гимнастки на стропах Светланы Михайловой, от трюков которой зал замирал и на мгновение переставал дышать.
Номер «Кристалл баланс» Андрея Вяжевича оказался не для слабонервных. Если вы на представление взяли с собой бабушку, её нельзя садить в 1 ряду во избежание сердечного приступа, когда артист балансирует бокалами богемского хрусталя. Хоть ни один бокал за время работы номера не пострадал, но нервные клетки у зрителей особенно первого ряда натянулись как тетива.
Не знаешь на кого смотреть: на артистов или на хрусталь, - всё сверкает, переливается красками и будто бы манит: «Посмотри на меня!» Я смотрю на манеж и ловлю себя на мысли, что пол под ногами ходит ходуном - ноги сидящих рядом детей пританцовывают, как и мои. Впереди сидящая дама тяжело дышит - переживает за хрусталь. Когда артист поднимает вверх на кончике ножа груду стекла она ахает и начинает обмахиваться платочком.
- Во даёт! Что он вытворяет?! Вот это у него зубы! Как у дракона! - восклицает другой зритель, наблюдая за тем, как артист ловко держит в зубах нож, на котором балансирует «полный сервант» дорогостоящего, сверкающего хрусталя.
… а если уронит? - рассуждает вслух дама и делает характерные пасы руками, наверное, мысленно его подстраховывает.
В финале номера зал взрывается заслуженными аплодисментами и дама со спутником облегчённо выдыхают, мужчина потирает руками колени, как-будто это он только что балансировал богемскими бокалами.
Появление клоуна меня немного удивило. Точнее его образ. Грим минимальный. И это замечательно. Я ничего не имею против яркого клоунского грима, если он грамотно разработан, гармонично подчёркивает его образ и служит общей концепции реприз. В данном случае всё было на своих местах и без тонны грима.
Я знаю, что маленькие дети часто боятся клоунов, особенно их «боевой» раскрас. Раскрашенного клоуна испугается и взрослый, если встретит его после полуночи в метро или где-то за углом на улице без фонарей.
Но этот добрый дядечка с армянской фамилией мне почему-то был похож на Бубу из Одессы. Хотя у Бубы Касторского была другая шляпа - соломенное канотье, а на голове этого клоуна был классический котелок а-ля Чарли Чаплин. Не знаю, почему возникла эта ассоциация с одесситом, но она мне нравится. И клоун тоже. Нравится то, что он никому не подражал, он был самим собой. Добродушное лицо, из грима - только нарисованные тонкие усики, стильный костюмчик, который сидел на нём, как полагается, и никакого красного носа. Никаких ужимок и кривляний, никаких пошлых, заезженных реплик, всё в пределах разумного, дозволенного и не ниже обозначенного уровня смеха.
Мне не нравится, когда некоторые клоуны забывают об эстетической составляющей номера и могут шутить над тем, что не всегда уместно. Здесь клоун не кривлялся, не разговаривал фальцетом, не переигрывал, а со вкусом и свойственной ему манерой выполнял свои функции в данной стилистике образа.
Удачно выбранные из зала зрители замечательно вписывались в свои роли в репризе и играли с охотой, а не по принуждению. Зрители заслуженно искупали их в овациях.
А ещё с ним в паре работал юркий, весёлый мальчик Нико, который замечательно играл свою роль, эдакий мини-ковёрный, который имеет все шансы стать великим клоуном.
И что немаловажно, ковёрные сами исполняли музыкальные миниатюры на разных инструментах, не прибегая к фонограмме, - а зритель ценит правду в исполнительском искусстве.
Умело обыгранные ситуации и фишки, своеобразные детали - как то побег нотных листов под шум уходящего поезда - всё это замечательно прочитывалось и получало соответственную реакцию зрителей.
Вызывая желающих из зала, клоун не тянет за рукав упирающегося зрителя, а находит пару-тройку таких слов, после которых дети сами выталкивают своего папу в манеж, ожидая от этого момента чего-то необыкновенного. И их ожидания оправдываются! Я видела, как радостно встречают отца эти девчушки, им понравилось участие родителя в клоунской репризе. Музыкальному клоунскому дуэту Спартаку и Нико - они же Артак и Никита Арутюнян - я, как зритель, ставлю заслуженные 10 баллов.
Зная, что в программе будут работать корабли пустыни, я с нетерпением ждала их появления. И вспомнила наших верблюдов: Дэва, Бобо, Буша, Билла…
Я ожидала, что сейчас распахнётся занавес и понесутся по кругу мощные бактрианы с вычесанными гривами, красиво выбрасывая ноги, … но они просто вышли и просто показали отличную работу. И самое неожиданное - верблюды были без попон, такими, какими их создала природа, а бактриан был даже без оголовья. Кто-то может сказать: подумаешь, ну и что здесь такого особенного? Сами подумайте: вес тоненькой, как тростинка, дрессировщицы - 50 кг, а вес этой махины - 500 кг. Кто сильнее? Если возникнет непредвиденная ситуация, она даже не сможет ухватить его за оголовье и увести с манежа.
Особенность номера заключается в том, что нежная и хрупкая Эми - дрессировщица верблюдов - показала уникальную работу без стеков и арапников. Номер «Восточные красавицы» - это прекрасный образец того, как выглядит гуманная дрессура. Эмилия Николенко без громких окриков и незаметных тычков мило уговаривала пыхтящего корабля пустыни потанцевать или сделать тот или иной незаезженный трюк и он таки повиновался ей и всё выполнял. Дромадер был сговорчивее. Что-то в этой дрессуре было от свободной дрессуры лошадей.
Ламы гуанако хлопали длиннющими ресницами и выглядели как-будто только что из салона красоты: шерсть чисто вымыта с кондиционером, расчёсанная и уложенная (так и хочется сказать «по последнему писку моды» ), лоснилась под лучами прожекторов. Легко и без принуждения ламы выполнили свои трюки, и я была удивлена, не заметив в руках дрессировщицы ни стека, ни шамберьера - ничего. Только любовь, доброе слово и ласка. За это мои аплодисменты дрессировщице и «Браво!»
Её же забавные овечки, словно игрушечные, сделанные из объёмных комков ваты, выглядели в манеже мультяшно и мило. И я видела, сколько удовольствия доставляют детям именно номера с животными.
Когда в манеж вышла дама в аристократическом наряде XIX века с турнюром и длинным шлейфом, я и предположить не могла, что это будет номер в жанре антипод, и бросив вызов гравитации, артистка будет жонглировать тортом с зажжёнными свечами.
Всё на манеже сменялось так быстро, что я не успевала анализировать происходящее.
Кульминацией цирковой программы были лапундеры.
- Да эта обезьяна катается на гироскутере лучше, чем я! - снова воскликнул тот самый зритель.
В это время, по манежу наматывал круги суровый парень отряда приматов с отрешённым выражением морды лица. Дети визжали от восторга, а впереди сидящий зритель восторженно, как маленький, хохотал и от души аплодировал представителям фауны. Затем лапундеры залихватски носились по вращающейся лапендуле и как настоящие цирковые акробаты на колесе смелости, поймав кураж, ловко исполняли кульбиты и сальто.
И, конечно же, эпицентр программы - аттракцион «Сказки Востока», где перед восторженным зрителем открывается настоящее шоу с танцами живота в обрамлении
экзотических животных: парагвайской анаконды, сетчатых и королевских питонов. Мерцание страз ослепляет. Василий Кудзинов в образе восточного шейха, Оксана с дочерью Эвелиной в умопомрачительных костюмах словно переносят нас в сказку 1001 ночи. Эта феерия поражает своей зрелищностью и является настоящей усладой для глаз. Эффектная демонстрация змей вперемешку с танцевальными движениями завораживают.
А потом появился крокодил.
- Жаль, что Гена без Чебурашки, - произнёс неожиданно всё тот же зритель и его дочери прыснули со смеху.
Увидев разинутую пасть движущегося в его сторону кайманового крокодила, зритель напрягся и вжался в кресло. Я между тем оценила, что пасть у крокодила не была заклеена прозрачным скотчем, как это без зазрения совести делают некоторые нерадивые артисты.
Программа выстроена по нарастающей. Всё, что происходило на манеже, было весело, шумно и очень интересно. Каждое блюдо подавалось с соответствующей приправой, а точнее каждый номер предвосхищала реприза клоунов и преподносилась, обыгрывалась и подчёркивала звучание номера. Всё было выстроено со вкусом, никаких непредвиденных пауз и провисаний. Всё смотрится на одном дыхании, а темпоритм представления - в такт сердцу.
Обычно в цирках-шапито я не могу дождаться антракта и финала, потому что сложно сидеть на лавке, невольно чувствуешь себя попугайчиком на жёрдочке, упираясь коленками впереди сидящему зрителю в спину. Но цирк «Кудзинов» не тот случай. Отдельные сидения с мягкой обивкой - это именно то, что нужно для комфорта зрителя. Здесь 2 с половиной часа пролетают незаметно.
Детей из театра моды, которые были со мной на представлении, больше всего заинтересовал номер с трансформацией костюмов Анны Лапиадо и Алексея Малёнкина. На миг цирковой манеж превратился в восточный дворец и артисты показали чудеса перевоплощения. Молниеносная смена образов и костюмов впечатлила моих подопечных.
Они во все глаза смотрели на артистов и пытались понять откуда появилось и куда делось предыдущее платье артистки. Ответа они так и не нашли. А всё потому, что не было «палева». Номер темповой, красочный, завораживающий и запоминающийся.
Трансформация костюмов - это тот жанр, где я замечу малейшую оплошность разрядки или микроскопический изъян костюма. Но в номере «Гарем» не было ни единой помарочки, к которой можно было бы придраться. И здесь важна не только ловкость рук, но и профессионализм артистов, плюс их харизма, которая может соперничать только со сверканием страз Аврора Бореаль на их костюмах.
Хочется отметить то, что костюмы Анна придумала и воплотила в материале сама, продемонстрировав не только своё портновского мастерство, но и стиль. Кто-то из цирковых может мне возразить: «Подумаешь… сама сшила. Мы тоже сами шьём себе костюмы».
Да, я знаю, что многие артисты цирка шьют себе костюмы сами, и вижу это невооружённым глазом. Но, друзья мои, чаще всего на эти костюмы без слёз не взглянешь. Хоть вы уверены в обратном. Чувство стиля дано не всем.
Не каждый артист может оценить себя объективно, глядя со стороны, и не все знают правила композиции, конструирования и технологию пошива.
Костюмы номера «Гарем-шоу» меня, как дизайнера, порадовали своим великолепием и правильностью конструктивных линий и технологией выполнения.
Второй номер Анны Лапиадо хула-хупы, где она появляется в образе хищной пятнистой кошечки - очень импонирует характеру артистки. Номер лёгкий, зрелищный и очень манкий. На него можно смотреть бесконечно, как на морской прибой.
Внешние данные артистки, костюмы, грим, профессиональные данные - всё на высшем уровне.
И какой же цирк без номера с собачками? Темпоритм программы задали именно эти красавцы. Пудели работали на манеже как швейцарские часы, чётко выполняя все трюки и при том весело. Не зря по международным стандартам эта порода - вторая по интеллекту.
Из истории возникновения этой французской породы собак я знаю, что она создана для охоты на водоплавающих птиц. Даже название собаки происходит от старонемецкого «pudelin», что в переводе значит «ходящая по воде собака». Но мне кажется, что пудель - не только излюбленная собачка европейской аристократии, эта порода создана специально для цирка: они умны, очень красивы и хорошо обучаемы. Без пуделей цирк представить невозможно.
После просмотра программы в цирке «Кудзинов» хочется одного - чтобы этот красочный праздник никогда не заканчивался.
Автор текста: Светлана Гарегинян

Комментарии

Комментариев нет.