МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ О ПУСТЯКАХ? 1. В нашей повседневной жизни очень мало возвышенного. Мы живём будничными домашними делами, неприятностями на работе и дома, проблемами родственников и знакомых, болезнями, страхом остаться без работы, мыслями о том, где найти денег, чтоб дотянуть до зарплаты или заплатить за учебу детей... Мы выстраиваем вокруг себя мир, в котором нам было бы комфортно жить. И больше всего боимся, что внутри этого мира что-то может выйти из-под нашего контроля. А когда это неизбежно случается, впадаем в отчаяние. Чаще всего, именно в этот момент в нашу жизнь входит Бог. Точнее сказать, в этот момент мы Его туда впускаем. Когда понимаем, что выстроенный нами мир иллюзорен, и мы сами не в состоянии справиться с большей частью наших проблем. «По-настоящему молиться способен только не полагающийся на свои силы человек», - заметил норвежский теолог Оле Халлесби. Он же пришел к выводу, что внутреннее состояние "бессилия" и "беспомощности" во время молитвы быстрее всего открывает сердце человека Богу. Даже слова молитвы в этот момент становятся неважны. Они больше нужны нам, а не Богу, поскольку помогают осознать свою проблему и признаться в беспомощности самим себе. Бог же спешит ответить человеку, "сокрушенному сердцем", независимо от того, выражено это сокрушение словами или нет. При этом как-то само собой получается, что большая часть наших молитв касается повседневных нужд, что как будто бы вступает в противоречие с заповедью "Ищите прежде Царства Небесного, а всё прочее получите в придачу." И если отчаяние в сложных ситуациях ещё как-то оправдывает обыденность наших просьб, то в менее серьезных случаях нам бывает неловко "тревожить Бога по пустякам". Некоторые священники объясняют даже, что "хлеб насущный", о котором мы можем молиться ежедневно, не имеет отношения к той реальной еде, которую мы каждый день ищем в своем холодильнике. А Исаак Сирин сравнивает бытовые просьбы в молитве с выпрашиванием кучки навоза у царя, который может дать тебе любое сокровище. Это, конечно, так. В то же время, всё то, чем мы живем - все заботы и нужды, даже самые малые, — составляет нашу духовную жизнь, накладывает отпечаток на сердце и душу. Поэтому и в глазах Бога они не могут быть пустяками. Они несерьезны с точки зрения вечности, которая нас ожидает, но наше пребывание в этой вечности во многом будет зависеть и от этих "пустяков". Точнее от того, как они повлияют на нас и нашу душу. Всё, что мешает нашей духовной жизни, омрачает ее, не может быть безразличным для Бога. Ему важны все наши мелкие проблемы, скорби и неприятности. Я знаю человека, который пережил это, как откровение во время молитвы: как будто туннель вдруг мгновенно протянулся от него в небо. И там в высоте он ощутил присутствие, величие и всемогущество Бога. И в тот же миг осознал, что для Этого, огромного и всемогущего, важно все, что с ним происходит. Поэтому я уверен: о любых повседневных нуждах мы можем просить Бога без смущения. Нет того, что показалось бы Ему недостойным Его внимания. Другое дело, что даже в этих бытовых молитвах не стоит указывать Богу, что Ему нужно делать. Лет двадцать назад я работал в Москве редактором отдела рекламы одной фирмы. Зарплата казалась маловатой и я решил сменить работу. Вакансия, на которую я отправил резюме, предполагала вдвое большую оплату. Поэтому я начал, буквально, умолять Бога, чтоб Он меня туда пристроил. Все случилось так, как я просил. Через пару дней выяснилось, что в этой фирме создался такой климат, который никто не может выдержать больше нескольких месяцев. Работники увольнялись из этой фирмы ежедневно. Через полтора месяца я сам ушел оттуда, реально, со слезами радости на глазах. Этот болезненный опыт навсегда научил меня быть очень осторожным в своих молитвах. 2. «Остановитесь и познайте, что Я — Бог!», - сказано в 45-м псалме. В латинском переводе вместо "остановитесь" употреблено более многозначное слово «vacate» (освободитесь). По сути, Бог устами псалмопевца призывает нас освободиться от нашего повседневного груза забот и хлопот и осознать, что в мире есть Тот, Кто способен позаботиться о нас гораздо лучше, чем это делаем мы сами. "Бог предлагает нам отдохнуть, взять отпуск: перестать на время быть богами и позволить быть Богом Ему, - пишет в толковании к этому псалму католический священник Саймон Тагуэлл. - Бог предлагает нам сделать перерыв, побездельничать. Отложить те важные дела, которые мы делаем, принимая на себя роль Господа. Пусть Богом будет Бог". И в этом смысле даже молитва о наших мелких повседневных нуждах может поднять нас от нашей обыденности. Она способна напомнить нам о том, о чем мы постоянно забываем: мирок, который я выстроил вокруг себя, - крошечная часть огромного мира, полноправным Творцом и Властелином которого является Тот, Кто меня любит. Мне не нужно пытаться поменяться с Богом местами: Он Сам лучше меня знает о моих нуждах. Время, отведенное для разговора с Ним, я могу использовать не для раздачи Ему указаний, а для того, чтобы понежиться в Его объятиях, как это делает маленький ребенок в объятиях матери или отца. Он рассказывает любящим его родителям о своих маленьких радостях и бедах, и ему хорошо от того, что рядом те, кто его согреет и защитит. В этой молитве, обращённой к любящему Отцу нет и не может быть мелочей и пустяков. Все мои заботы в этой божественной реальности обретают какое-то иное значение и смысл, осознать которые в полной мере может только Тот, Кто способен увидеть всю мою жизнь, как единое целое. Я могу не смущаясь рассказывать Ему, какой хотел бы видеть свою жизнь. Но куда правильнее было бы попытаться узнать, какой ее хотел бы видеть Бог. Взглянуть на свою жизнь Его глазами и понять, что мне делать, чтобы разделить с Ним ответственность за неё. Это выглядит, как парадокс, но я обращаюсь к Богу в молитве из своего бессилия и, умоляя Его о помощи, обретаю силы, чтобы вместе с Ним сделать свою жизнь такой, какой ей стоило бы быть. Даже молитва о пустяках может стать способом найти себя и свое место в этом мире, если не забывать к Кому ты обращаешься с этой молитвой.
Лариса Титова
Иерей-Иоанн Бурдин
МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ О ПУСТЯКАХ?
1.
В нашей повседневной жизни очень мало возвышенного. Мы живём будничными домашними делами, неприятностями на работе и дома, проблемами родственников и знакомых, болезнями, страхом остаться без работы, мыслями о том, где найти денег, чтоб дотянуть до зарплаты или заплатить за учебу детей...
Мы выстраиваем вокруг себя мир, в котором нам было бы комфортно жить. И больше всего боимся, что внутри этого мира что-то может выйти из-под нашего контроля. А когда это неизбежно случается, впадаем в отчаяние.
Чаще всего, именно в этот момент в нашу жизнь входит Бог. Точнее сказать, в этот момент мы Его туда впускаем. Когда понимаем, что выстроенный нами мир иллюзорен, и мы сами не в состоянии справиться с большей частью наших проблем.
«По-настоящему молиться способен только не полагающийся на свои силы человек», - заметил норвежский теолог Оле Халлесби.
Он же пришел к выводу, что внутреннее состояние "бессилия" и "беспомощности" во время молитвы быстрее всего открывает сердце человека Богу.
Даже слова молитвы в этот момент становятся неважны. Они больше нужны нам, а не Богу, поскольку помогают осознать свою проблему и признаться в беспомощности самим себе. Бог же спешит ответить человеку, "сокрушенному сердцем", независимо от того, выражено это сокрушение словами или нет.
При этом как-то само собой получается, что большая часть наших молитв касается повседневных нужд, что как будто бы вступает в противоречие с заповедью "Ищите прежде Царства Небесного, а всё прочее получите в придачу."
И если отчаяние в сложных ситуациях ещё как-то оправдывает обыденность наших просьб, то в менее серьезных случаях нам бывает неловко "тревожить Бога по пустякам".
Некоторые священники объясняют даже, что "хлеб насущный", о котором мы можем молиться ежедневно, не имеет отношения к той реальной еде, которую мы каждый день ищем в своем холодильнике. А Исаак Сирин сравнивает бытовые просьбы в молитве с выпрашиванием кучки навоза у царя, который может дать тебе любое сокровище.
Это, конечно, так. В то же время, всё то, чем мы живем - все заботы и нужды, даже самые малые, — составляет нашу духовную жизнь, накладывает отпечаток на сердце и душу.
Поэтому и в глазах Бога они не могут быть пустяками. Они несерьезны с точки зрения вечности, которая нас ожидает, но наше пребывание в этой вечности во многом будет зависеть и от этих "пустяков". Точнее от того, как они повлияют на нас и нашу душу.
Всё, что мешает нашей духовной жизни, омрачает ее, не может быть безразличным для Бога. Ему важны все наши мелкие проблемы, скорби и неприятности.
Я знаю человека, который пережил это, как откровение во время молитвы: как будто туннель вдруг мгновенно протянулся от него в небо. И там в высоте он ощутил присутствие, величие и всемогущество Бога. И в тот же миг осознал, что для Этого, огромного и всемогущего, важно все, что с ним происходит.
Поэтому я уверен: о любых повседневных нуждах мы можем просить Бога без смущения. Нет того, что показалось бы Ему недостойным Его внимания.
Другое дело, что даже в этих бытовых молитвах не стоит указывать Богу, что Ему нужно делать.
Лет двадцать назад я работал в Москве редактором отдела рекламы одной фирмы. Зарплата казалась маловатой и я решил сменить работу. Вакансия, на которую я отправил резюме, предполагала вдвое большую оплату. Поэтому я начал, буквально, умолять Бога, чтоб Он меня туда пристроил.
Все случилось так, как я просил. Через пару дней выяснилось, что в этой фирме создался такой климат, который никто не может выдержать больше нескольких месяцев. Работники увольнялись из этой фирмы ежедневно. Через полтора месяца я сам ушел оттуда, реально, со слезами радости на глазах.
Этот болезненный опыт навсегда научил меня быть очень осторожным в своих молитвах.
2.
«Остановитесь и познайте, что Я — Бог!», - сказано в 45-м псалме. В латинском переводе вместо "остановитесь" употреблено более многозначное слово «vacate» (освободитесь).
По сути, Бог устами псалмопевца призывает нас освободиться от нашего повседневного груза забот и хлопот и осознать, что в мире есть Тот, Кто способен позаботиться о нас гораздо лучше, чем это делаем мы сами.
"Бог предлагает нам отдохнуть, взять отпуск: перестать на время быть богами и позволить быть Богом Ему, - пишет в толковании к этому псалму католический священник Саймон Тагуэлл. - Бог предлагает нам сделать перерыв, побездельничать. Отложить те важные дела, которые мы делаем, принимая на себя роль Господа. Пусть Богом будет Бог".
И в этом смысле даже молитва о наших мелких повседневных нуждах может поднять нас от нашей обыденности.
Она способна напомнить нам о том, о чем мы постоянно забываем: мирок, который я выстроил вокруг себя, - крошечная часть огромного мира, полноправным Творцом и Властелином которого является Тот, Кто меня любит. Мне не нужно пытаться поменяться с Богом местами: Он Сам лучше меня знает о моих нуждах.
Время, отведенное для разговора с Ним, я могу использовать не для раздачи Ему указаний, а для того, чтобы понежиться в Его объятиях, как это делает маленький ребенок в объятиях матери или отца. Он рассказывает любящим его родителям о своих маленьких радостях и бедах, и ему хорошо от того, что рядом те, кто его согреет и защитит.
В этой молитве, обращённой к любящему Отцу нет и не может быть мелочей и пустяков. Все мои заботы в этой божественной реальности обретают какое-то иное значение и смысл, осознать которые в полной мере может только Тот, Кто способен увидеть всю мою жизнь, как единое целое.
Я могу не смущаясь рассказывать Ему, какой хотел бы видеть свою жизнь. Но куда правильнее было бы попытаться узнать, какой ее хотел бы видеть Бог. Взглянуть на свою жизнь Его глазами и понять, что мне делать, чтобы разделить с Ним ответственность за неё.
Это выглядит, как парадокс, но я обращаюсь к Богу в молитве из своего бессилия и, умоляя Его о помощи, обретаю силы, чтобы вместе с Ним сделать свою жизнь такой, какой ей стоило бы быть.
Даже молитва о пустяках может стать способом найти себя и свое место в этом мире, если не забывать к Кому ты обращаешься с этой молитвой.