28 ИЮЛЯ.

В ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ...
«ПЕВЕЦ НЕБА» ВИКТОР ВАСНЕЦОВ: «Я поставил свечку Богу...»

28 ИЮЛЯ. - 975383979981
В.М. Васнецов за работой над росписью Владимирского собора в Киеве, 1885-1896 гг.

В 1896 году в Киеве при большом стечении народа и в присутствии членов императорской семьи митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) освятил собор во имя Святого равноапостольного князя Владимира.
28 ИЮЛЯ. - 975384249549
Этот монументальный величественный храм с прекрасной архитектурой и выдающейся живописью занял видное место в истории восточно-христианского церковного искусства. Художественная роспись Владимирского собора послужила образцом и вдохновением для многих позднейших православных художников- иконописцев.
28 ИЮЛЯ. - 975385079501
Владимирский собор в Киеве, 1900-1910 гг.
28 ИЮЛЯ. - 975385016269
Владимирский собор в Киеве зимой, 1900-1910 гг.
28 ИЮЛЯ. - 975385134797
Владимирский собор в Киеве, 1900-1910 гг.

Возведение собора заняло несколько десятилетий. В 1882 году, когда двадцатилетнее строительство завершилось, возник вопрос о внутреннем убранстве собора. Руководителем художественных работ выступил известный археолог и историк искусства Адриан Прахов.
28 ИЮЛЯ. - 975385210573
Худ. Крамской Иван (1837-1887)
Портрет Адриана Прахова, 1879 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Для росписи храма он решил привлечь не артель иконописцев, а знаменитых русских художников (Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и др.), главным из которых стал Виктор Михайлович Васнецов.
28 ИЮЛЯ. - 975385966541
Виктор Васнецов в мастерской своего дома. Москва, 1912 год

Ему удалось создать свой собственный оригинальный иконописный стиль, получивший название «васнецовского».

Поначалу художник отказался от предложения Прахова. «Меня,— говорил он,— совсем другие темы сейчас занимают: русские былины и сказки. А в этой области — сам знаешь, конкуренция уж очень большая. Трудно сказать что-нибудь свое, что не будет похоже ни на Рафаэля, ни на Мурильо» (по воспоминаниям Н. А. Прахова).

Позже художник признался, что отказался именно потому, что почувствовал бремя ответственности. «Думаю — хорошо ли сделал, что отказался? Конкуренции старых мастеров испугался...».

Когда сомнения и страхи миновали, Васнецов принял предложение, но прежде отправился в Италию, где изучал не только искусство эпохи Возрождения, но и византийские памятники. Художник побывал в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. Однако, следуя собственным убеждениям, искал он вдохновения не в западных образцах живописи на библейские темы, а мечтал о возвращении к национальным истокам - русской истории и храмовой живописи, былинам и преданиям, к тому, что называют «русским духом» - в этом единственно и видел ключ к будущей работе над росписью собора.

Более того, он, сын потомственного православного священника, часто в те дни вспоминал отца: «...прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!».

Укрепившись в своих мыслях и стремлениях, Васнецов в 1885 году переехал с семьёй в Киев и приступил к работе, которая продолжалась 10 лет.
28 ИЮЛЯ. - 975385317069
В.М. Васнецов за работой над росписью Владимирского собора в Киеве, 1885-1896 гг.

Результат потряс российское общество. Художнику удалось передать самую суть русской православной веры - жертвенной и наполненной любовью.
Главным иконописным образом, созданным Васнецовым, стало помещённое на высокой абсиде в центре храма грандиозное (около 8 метров высотой) и прекрасное изображение Божией Матери с Младенцем на руках.
На людей, впервые пришедших во Владимирский собор, эта икона производила неизгладимое впечатление. Что ж, когда Господь касается души человека, каждая отзывается по-своему. Говорят, что многие атеисты, увидев Мадонну Васнецова, обращались к вере.
28 ИЮЛЯ. - 975388464845
г.Киев. Внутренний вид собора Св.князя Владимира
Литография, 1898 год
28 ИЮЛЯ. - 975386021581
28 ИЮЛЯ. - 975385885133
28 ИЮЛЯ. - 975388592845
г.Киев. Внутренний вид собора Св.князя Владимира

Федор Шаляпин вспоминал:

«...Когда я глядел на его Божию Матерь с Младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор...».
28 ИЮЛЯ. - 975387926221
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фреска, 1896
Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве

Васнецов в разговоре с Праховым как-то сказал:

«...думаю, как бы можно так сочинить «Богоматерь с Младенцем», чтобы ни на кого не было похоже?
Вспомнил, как однажды Александра Владимировна в первый раз, по весне, вынесла на воздух Мишу [прим.: супруга и сын художника] и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить ими все то, что видел. Вот тут и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто еще никто не писал...».
28 ИЮЛЯ. - 975385666765
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Богоматерь с Младенцем. Эскиз росписи апсиды алтаря во Владимирском соборе в Киеве
Акварель, гуашь, 1893 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В алтаре под изображением Богоматери помещена «Евхаристия» — символическое изображение Христа, причащающего апостолов.
Здесь же, на боковых стенах, находятся изображения ветхозаветных пророков, вселенских святителей, святых Русской Церкви.
28 ИЮЛЯ. - 975386841805
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Собор святителей Русской церкви. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

В главном, мраморном иконостасе помещено шесть икон художника: Спасителя, Божией Матери, св. князя Владимира, твердо несущего крест, и св. княгини Ольги, первой русской святой, мужественно преданной обретенному сокровищу веры; там же, с левой стороны изображены св. князь Александр Невский, молящийся в храме перед предстоящей битвой за родную землю и веру, и Мария Магдалина, скорбная и кроткая, с сосудом драгоценного мира в одной руке и пасхальным яичком - в другой.
28 ИЮЛЯ. - 975388116173
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фоторепродукция росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В основании арок. Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
28 ИЮЛЯ. - 975388167629
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фоторепродукция росписи на арках центрального нефа во Владимирском соборе в Киеве
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
28 ИЮЛЯ. - 975388181453
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Икона Благоверного князя Александра Невского (иконостас Владимирского собора в г. Киеве)
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич

На потолках собора (плафонах) художником написаны три образа: «Эммануил» — символическое изображение Христа в виде юноши, Бог Отец скорбящий и Распятый Христос, окруженный ангелами, как бы поддерживающими его, «лики закрывающе».
28 ИЮЛЯ. - 975386964941
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Акварель, Гуашь, Карандаш
28 ИЮЛЯ. - 975386986189
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975387020237
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
28 ИЮЛЯ. - 975387134669
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975387193549
28 ИЮЛЯ. - 975387193805
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Бог Саваоф. Роспись во Владимирском собора Киева

На западной стороне собора, по бокам - «Крещение св. Владимира» и «Крещение Руси».
28 ИЮЛЯ. - 975386114253
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1890
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975386199757
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение князя Владимира. Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве

На изображении «Крещение Руси» выступают три видимых яруса: внизу крещаемые, благодатно озаряемые предвкушением небесной радости, выше — уже крещенные, а среди них вдохновенный лик Равноапостольного, вверху, на облаках, виден апостол Андрей Первозванный с крестом, водруженным им, по преданию, на Приднепровских горах.
28 ИЮЛЯ. - 975386419149
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975386503885
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Руси. Владимирский собор в Киеве

В средней, центральной части собора, изображены события из Евангельской истории, а также многие святые Русской Церкви.

В главном куполе собора художником написаны Христос Вседержитель — Пантократор на фоне звездного неба, а в шейке купола — «Преддверие рая» или «Радость праведных о Господе», изображающая вход их в светлое царство Христово. Впереди находится «разбойник благоразумный» и прародители. Авель, далее ветхозаветные праведники, святые мученицы София с детьми, Варвара, Екатерина — все в радостном устремлении ко Господу.
28 ИЮЛЯ. - 975387432141
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975387673549
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (левая часть)
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975387769293
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (Святая мученица София и её дочери: Вера, Надежда, Любовь
28 ИЮЛЯ. - 975387769037
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент
28 ИЮЛЯ. - 975387604429
28 ИЮЛЯ. - 975387525837
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (правая часть).
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Каждый лик строго индивидуален и в изображениях их нет трафарета. Все изображения переплетены богатыми орнаментами — «райскими цветами».
28 ИЮЛЯ. - 975386598349
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Эскизы орнаментальных росписей Владимирского собора в Киеве, 1893
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975388263373
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Блаженство рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

По эскизу Васнецова дочь руководителя художественных работ Адриана Прахова Елена, выдающаяся вышивальщица, создала изумительной работы плащаницу для Владимирского собора.
28 ИЮЛЯ. - 975384508877
Елена Адриановна Прахова
28 ИЮЛЯ. - 975384519117
Прахова Елена Адриановна за шитьем плащаницы по рис. В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве, 1890-е
28 ИЮЛЯ. - 975386786765
Худ. Виктор Михайлович Васнецов, 1896 год
Положение во гроб. Эскиз плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е.А. Праховой.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
28 ИЮЛЯ. - 975386723021
Плащаница, вышитая Еленой Праховой, дошедшая до наших дней с утраченными фрагментами (вандалы во время преступного нападения вырезали куски ткани)

Роспись собора (общая площадь всех произведений Васнецова в киевском Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров) требовала от художника большого физического труда, недюжинной умственной работы и огромных творческих усилий.
Особенно трудной была работа на потолках. Надо было подниматься на высокие леса и часто работать в неудобной позе. Вблизи нельзя было заметить ошибки и неправильности в огромных фигурах, и художнику неоднократно приходилось спускаться вниз, отмечать на маленьком рисунке правки, затем снова подниматься на леса и наносить правки на стену, потом снова спускаться вниз и проверять.
28 ИЮЛЯ. - 975385537485
В.М. Васнецов за работой над фреской "Богоматерь"
Владимирский собор в Киеве, 1885-1896 гг.

В иконах В.М. Васнецова «говорят глаза и руки». В глазах изображенных им ликов необычайная выразительность и сила: эти глаза как бы смотрят в вечность и видят ее; в ликах нет условной стилизации, нет также «плоти и крови» западной иконографии. Лики В. М. Васнецова одухотворены, благостно-благодатны. Их мог создать только художник большого целомудрия, человек выдающегося духовного богатства и глубокой религиозности. Таким и был В. М. Васнецов. Он любил читать Св. Писание и главы из Евангелия. Иногда, работая, напевал слова церковных песнопений. Часто бывал на богослужениях и вкладывал в церковные обряды глубокое содержание. Вся обстановка и уклад домашней жизни художника были проникнуты глубокой религиозностью и благочестием.
От облика Виктора Михайловича веяло благородством, честностью, нравственной чистотой: при нем невозможно было вести нескромные разговоры. Он был добрым семьянином, горячо любил своих пятерых детей; в согласии прожил со своей cупругой 48 лет.
28 ИЮЛЯ. - 975384878797
В. М. Васнецов с женой и детьми на террасе дома в Троицком переулке.
Москва, 1897 год

Закончив роспись Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович сказал:

«Я поставил свечку Богу».

В конце жизни, будучи весьма скромным человеком, Васнецов признавался друзьям:

«...думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени...Моя живопись – это только слабое отражение...очень богатого мира древней русской иконы».

Однако...большое видится на расстоянии. Живя на земле, Виктор Васнецов устремлялся к Небу, певцом которого был в своих творениях...
28 ИЮЛЯ. - 975388341197
Владимирский собор в Киеве

Комментарии