27 июл 2024
28 ИЮЛЯ.
В ДЕНЬ КРЕЩЕНИЯ РУСИ...
«ПЕВЕЦ НЕБА» ВИКТОР ВАСНЕЦОВ: «Я поставил свечку Богу...»
В.М. Васнецов за работой над росписью Владимирского собора в Киеве, 1885-1896 гг.
В 1896 году в Киеве при большом стечении народа и в присутствии членов императорской семьи митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) освятил собор во имя Святого равноапостольного князя Владимира.
В 1896 году в Киеве при большом стечении народа и в присутствии членов императорской семьи митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) освятил собор во имя Святого равноапостольного князя Владимира.
Этот монументальный величественный храм с прекрасной архитектурой и выдающейся живописью занял видное место в истории восточно-христианского церковного искусства. Художественная роспись Владимирского собора послужила образцом и вдохновением для многих позднейших православных художников- иконописцев.
Владимирский собор в Киеве, 1900-1910 гг.
Владимирский собор в Киеве зимой, 1900-1910 гг.
Владимирский собор в Киеве, 1900-1910 гг.
Возведение собора заняло несколько десятилетий. В 1882 году, когда двадцатилетнее строительство завершилось, возник вопрос о внутреннем убранстве собора. Руководителем художественных работ выступил известный археолог и историк искусства Адриан Прахов.
Возведение собора заняло несколько десятилетий. В 1882 году, когда двадцатилетнее строительство завершилось, возник вопрос о внутреннем убранстве собора. Руководителем художественных работ выступил известный археолог и историк искусства Адриан Прахов.
Худ. Крамской Иван (1837-1887)
Портрет Адриана Прахова, 1879 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Для росписи храма он решил привлечь не артель иконописцев, а знаменитых русских художников (Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и др.), главным из которых стал Виктор Михайлович Васнецов.
Портрет Адриана Прахова, 1879 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Для росписи храма он решил привлечь не артель иконописцев, а знаменитых русских художников (Михаила Нестерова, Павла Сведомского, Вильгельма Котарбинского и др.), главным из которых стал Виктор Михайлович Васнецов.
Виктор Васнецов в мастерской своего дома. Москва, 1912 год
Ему удалось создать свой собственный оригинальный иконописный стиль, получивший название «васнецовского».
Поначалу художник отказался от предложения Прахова. «Меня,— говорил он,— совсем другие темы сейчас занимают: русские былины и сказки. А в этой области — сам знаешь, конкуренция уж очень большая. Трудно сказать что-нибудь свое, что не будет похоже ни на Рафаэля, ни на Мурильо» (по воспоминаниям Н. А. Прахова).
Позже художник признался, что отказался именно потому, что почувствовал бремя ответственности. «Думаю — хорошо ли сделал, что отказался? Конкуренции старых мастеров испугался...».
Когда сомнения и страхи миновали, Васнецов принял предложение, но прежде отправился в Италию, где изучал не только искусство эпохи Возрождения, но и византийские памятники. Художник побывал в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. Однако, следуя собственным убеждениям, искал он вдохновения не в западных образцах живописи на библейские темы, а мечтал о возвращении к национальным истокам - русской истории и храмовой живописи, былинам и преданиям, к тому, что называют «русским духом» - в этом единственно и видел ключ к будущей работе над росписью собора.
Более того, он, сын потомственного православного священника, часто в те дни вспоминал отца: «...прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!».
Укрепившись в своих мыслях и стремлениях, Васнецов в 1885 году переехал с семьёй в Киев и приступил к работе, которая продолжалась 10 лет.
Ему удалось создать свой собственный оригинальный иконописный стиль, получивший название «васнецовского».
Поначалу художник отказался от предложения Прахова. «Меня,— говорил он,— совсем другие темы сейчас занимают: русские былины и сказки. А в этой области — сам знаешь, конкуренция уж очень большая. Трудно сказать что-нибудь свое, что не будет похоже ни на Рафаэля, ни на Мурильо» (по воспоминаниям Н. А. Прахова).
Позже художник признался, что отказался именно потому, что почувствовал бремя ответственности. «Думаю — хорошо ли сделал, что отказался? Конкуренции старых мастеров испугался...».
Когда сомнения и страхи миновали, Васнецов принял предложение, но прежде отправился в Италию, где изучал не только искусство эпохи Возрождения, но и византийские памятники. Художник побывал в Венеции, Равенне, Флоренции, Риме и Неаполе. Однако, следуя собственным убеждениям, искал он вдохновения не в западных образцах живописи на библейские темы, а мечтал о возвращении к национальным истокам - русской истории и храмовой живописи, былинам и преданиям, к тому, что называют «русским духом» - в этом единственно и видел ключ к будущей работе над росписью собора.
Более того, он, сын потомственного православного священника, часто в те дни вспоминал отца: «...прогуливаясь с нами, детьми, по полям в звездные августовские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о живом, действительно Сущем Боге!».
Укрепившись в своих мыслях и стремлениях, Васнецов в 1885 году переехал с семьёй в Киев и приступил к работе, которая продолжалась 10 лет.
В.М. Васнецов за работой над росписью Владимирского собора в Киеве, 1885-1896 гг.
Результат потряс российское общество. Художнику удалось передать самую суть русской православной веры - жертвенной и наполненной любовью.
Главным иконописным образом, созданным Васнецовым, стало помещённое на высокой абсиде в центре храма грандиозное (около 8 метров высотой) и прекрасное изображение Божией Матери с Младенцем на руках.
На людей, впервые пришедших во Владимирский собор, эта икона производила неизгладимое впечатление. Что ж, когда Господь касается души человека, каждая отзывается по-своему. Говорят, что многие атеисты, увидев Мадонну Васнецова, обращались к вере.
Результат потряс российское общество. Художнику удалось передать самую суть русской православной веры - жертвенной и наполненной любовью.
Главным иконописным образом, созданным Васнецовым, стало помещённое на высокой абсиде в центре храма грандиозное (около 8 метров высотой) и прекрасное изображение Божией Матери с Младенцем на руках.
На людей, впервые пришедших во Владимирский собор, эта икона производила неизгладимое впечатление. Что ж, когда Господь касается души человека, каждая отзывается по-своему. Говорят, что многие атеисты, увидев Мадонну Васнецова, обращались к вере.
г.Киев. Внутренний вид собора Св.князя Владимира
Литография, 1898 год
Литография, 1898 год
г.Киев. Внутренний вид собора Св.князя Владимира
Федор Шаляпин вспоминал:
«...Когда я глядел на его Божию Матерь с Младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор...».
Федор Шаляпин вспоминал:
«...Когда я глядел на его Божию Матерь с Младенцем, с прозрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен, при всей своей творческой массивности, сам автор...».
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фреска, 1896
Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве
Васнецов в разговоре с Праховым как-то сказал:
«...думаю, как бы можно так сочинить «Богоматерь с Младенцем», чтобы ни на кого не было похоже?
Вспомнил, как однажды Александра Владимировна в первый раз, по весне, вынесла на воздух Мишу [прим.: супруга и сын художника] и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить ими все то, что видел. Вот тут и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто еще никто не писал...».
Фреска, 1896
Богоматерь с младенцем. Фрагмент росписи алтаря Владимирского собора в Киеве
Васнецов в разговоре с Праховым как-то сказал:
«...думаю, как бы можно так сочинить «Богоматерь с Младенцем», чтобы ни на кого не было похоже?
Вспомнил, как однажды Александра Владимировна в первый раз, по весне, вынесла на воздух Мишу [прим.: супруга и сын художника] и он, увидав плывущие по небу облака и летящих птичек, от радости всплеснул сразу обеими ручонками, точно хотел захватить ими все то, что видел. Вот тут и представилось ясно, что так надо просто сделать. Ведь так просто еще никто не писал...».
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Богоматерь с Младенцем. Эскиз росписи апсиды алтаря во Владимирском соборе в Киеве
Акварель, гуашь, 1893 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В алтаре под изображением Богоматери помещена «Евхаристия» — символическое изображение Христа, причащающего апостолов.
Здесь же, на боковых стенах, находятся изображения ветхозаветных пророков, вселенских святителей, святых Русской Церкви.
Богоматерь с Младенцем. Эскиз росписи апсиды алтаря во Владимирском соборе в Киеве
Акварель, гуашь, 1893 год
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В алтаре под изображением Богоматери помещена «Евхаристия» — символическое изображение Христа, причащающего апостолов.
Здесь же, на боковых стенах, находятся изображения ветхозаветных пророков, вселенских святителей, святых Русской Церкви.
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Собор святителей Русской церкви. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
В главном, мраморном иконостасе помещено шесть икон художника: Спасителя, Божией Матери, св. князя Владимира, твердо несущего крест, и св. княгини Ольги, первой русской святой, мужественно преданной обретенному сокровищу веры; там же, с левой стороны изображены св. князь Александр Невский, молящийся в храме перед предстоящей битвой за родную землю и веру, и Мария Магдалина, скорбная и кроткая, с сосудом драгоценного мира в одной руке и пасхальным яичком - в другой.
Собор святителей Русской церкви. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
В главном, мраморном иконостасе помещено шесть икон художника: Спасителя, Божией Матери, св. князя Владимира, твердо несущего крест, и св. княгини Ольги, первой русской святой, мужественно преданной обретенному сокровищу веры; там же, с левой стороны изображены св. князь Александр Невский, молящийся в храме перед предстоящей битвой за родную землю и веру, и Мария Магдалина, скорбная и кроткая, с сосудом драгоценного мира в одной руке и пасхальным яичком - в другой.
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фоторепродукция росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В основании арок. Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
Фоторепродукция росписей В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. В основании арок. Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Фоторепродукция росписи на арках центрального нефа во Владимирском соборе в Киеве
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
Фоторепродукция росписи на арках центрального нефа во Владимирском соборе в Киеве
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Икона Благоверного князя Александра Невского (иконостас Владимирского собора в г. Киеве)
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
На потолках собора (плафонах) художником написаны три образа: «Эммануил» — символическое изображение Христа в виде юноши, Бог Отец скорбящий и Распятый Христос, окруженный ангелами, как бы поддерживающими его, «лики закрывающе».
Икона Благоверного князя Александра Невского (иконостас Владимирского собора в г. Киеве)
Конец XIX - начало XX вв.
Фотограф: Лазовский Генрих Григорьевич
На потолках собора (плафонах) художником написаны три образа: «Эммануил» — символическое изображение Христа в виде юноши, Бог Отец скорбящий и Распятый Христос, окруженный ангелами, как бы поддерживающими его, «лики закрывающе».
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Акварель, Гуашь, Карандаш
Распятый Иисус Христос. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Акварель, Гуашь, Карандаш
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Распятый Иисус Христос. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Распятый Иисус Христос. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Распятый Иисус Христос. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Бог Саваоф. Роспись во Владимирском собора Киева
На западной стороне собора, по бокам - «Крещение св. Владимира» и «Крещение Руси».
Бог Саваоф. Роспись во Владимирском собора Киева
На западной стороне собора, по бокам - «Крещение св. Владимира» и «Крещение Руси».
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1890
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Князя Владимира. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1890
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение князя Владимира. Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве
На изображении «Крещение Руси» выступают три видимых яруса: внизу крещаемые, благодатно озаряемые предвкушением небесной радости, выше — уже крещенные, а среди них вдохновенный лик Равноапостольного, вверху, на облаках, виден апостол Андрей Первозванный с крестом, водруженным им, по преданию, на Приднепровских горах.
Крещение князя Владимира. Роспись в притворе Владимирского собора в Киеве
На изображении «Крещение Руси» выступают три видимых яруса: внизу крещаемые, благодатно озаряемые предвкушением небесной радости, выше — уже крещенные, а среди них вдохновенный лик Равноапостольного, вверху, на облаках, виден апостол Андрей Первозванный с крестом, водруженным им, по преданию, на Приднепровских горах.
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Руси. Подготовительная композиция росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Крещение Руси. Владимирский собор в Киеве
В средней, центральной части собора, изображены события из Евангельской истории, а также многие святые Русской Церкви.
В главном куполе собора художником написаны Христос Вседержитель — Пантократор на фоне звездного неба, а в шейке купола — «Преддверие рая» или «Радость праведных о Господе», изображающая вход их в светлое царство Христово. Впереди находится «разбойник благоразумный» и прародители. Авель, далее ветхозаветные праведники, святые мученицы София с детьми, Варвара, Екатерина — все в радостном устремлении ко Господу.
Крещение Руси. Владимирский собор в Киеве
В средней, центральной части собора, изображены события из Евангельской истории, а также многие святые Русской Церкви.
В главном куполе собора художником написаны Христос Вседержитель — Пантократор на фоне звездного неба, а в шейке купола — «Преддверие рая» или «Радость праведных о Господе», изображающая вход их в светлое царство Христово. Впереди находится «разбойник благоразумный» и прародители. Авель, далее ветхозаветные праведники, святые мученицы София с детьми, Варвара, Екатерина — все в радостном устремлении ко Господу.
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (левая часть)
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (Святая мученица София и её дочери: Вера, Надежда, Любовь
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент
Триптих «Радость праведных о Господе. Преддверие рая». Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве, 1896. Фрагмент (правая часть).
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Каждый лик строго индивидуален и в изображениях их нет трафарета. Все изображения переплетены богатыми орнаментами — «райскими цветами».
Акварель, Гуашь, Тушь, Белила, Бронза
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Каждый лик строго индивидуален и в изображениях их нет трафарета. Все изображения переплетены богатыми орнаментами — «райскими цветами».
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Эскизы орнаментальных росписей Владимирского собора в Киеве, 1893
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эскизы орнаментальных росписей Владимирского собора в Киеве, 1893
Акварель, Гуашь, Карандаш
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Худ. Виктор Михайлович Васнецов
Блаженство рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
По эскизу Васнецова дочь руководителя художественных работ Адриана Прахова Елена, выдающаяся вышивальщица, создала изумительной работы плащаницу для Владимирского собора.
Блаженство рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
По эскизу Васнецова дочь руководителя художественных работ Адриана Прахова Елена, выдающаяся вышивальщица, создала изумительной работы плащаницу для Владимирского собора.
Елена Адриановна Прахова
Прахова Елена Адриановна за шитьем плащаницы по рис. В.М. Васнецова для Владимирского собора в Киеве, 1890-е
Худ. Виктор Михайлович Васнецов, 1896 год
Положение во гроб. Эскиз плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е.А. Праховой.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Положение во гроб. Эскиз плащаницы главного престола Владимирского собора в Киеве, вышитой Е.А. Праховой.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Плащаница, вышитая Еленой Праховой, дошедшая до наших дней с утраченными фрагментами (вандалы во время преступного нападения вырезали куски ткани)
Роспись собора (общая площадь всех произведений Васнецова в киевском Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров) требовала от художника большого физического труда, недюжинной умственной работы и огромных творческих усилий.
Особенно трудной была работа на потолках. Надо было подниматься на высокие леса и часто работать в неудобной позе. Вблизи нельзя было заметить ошибки и неправильности в огромных фигурах, и художнику неоднократно приходилось спускаться вниз, отмечать на маленьком рисунке правки, затем снова подниматься на леса и наносить правки на стену, потом снова спускаться вниз и проверять.
Роспись собора (общая площадь всех произведений Васнецова в киевском Владимирском соборе доходит до 2000 квадратных метров) требовала от художника большого физического труда, недюжинной умственной работы и огромных творческих усилий.
Особенно трудной была работа на потолках. Надо было подниматься на высокие леса и часто работать в неудобной позе. Вблизи нельзя было заметить ошибки и неправильности в огромных фигурах, и художнику неоднократно приходилось спускаться вниз, отмечать на маленьком рисунке правки, затем снова подниматься на леса и наносить правки на стену, потом снова спускаться вниз и проверять.
В.М. Васнецов за работой над фреской "Богоматерь"
Владимирский собор в Киеве, 1885-1896 гг.
В иконах В.М. Васнецова «говорят глаза и руки». В глазах изображенных им ликов необычайная выразительность и сила: эти глаза как бы смотрят в вечность и видят ее; в ликах нет условной стилизации, нет также «плоти и крови» западной иконографии. Лики В. М. Васнецова одухотворены, благостно-благодатны. Их мог создать только художник большого целомудрия, человек выдающегося духовного богатства и глубокой религиозности. Таким и был В. М. Васнецов. Он любил читать Св. Писание и главы из Евангелия. Иногда, работая, напевал слова церковных песнопений. Часто бывал на богослужениях и вкладывал в церковные обряды глубокое содержание. Вся обстановка и уклад домашней жизни художника были проникнуты глубокой религиозностью и благочестием.
От облика Виктора Михайловича веяло благородством, честностью, нравственной чистотой: при нем невозможно было вести нескромные разговоры. Он был добрым семьянином, горячо любил своих пятерых детей; в согласии прожил со своей cупругой 48 лет.
Владимирский собор в Киеве, 1885-1896 гг.
В иконах В.М. Васнецова «говорят глаза и руки». В глазах изображенных им ликов необычайная выразительность и сила: эти глаза как бы смотрят в вечность и видят ее; в ликах нет условной стилизации, нет также «плоти и крови» западной иконографии. Лики В. М. Васнецова одухотворены, благостно-благодатны. Их мог создать только художник большого целомудрия, человек выдающегося духовного богатства и глубокой религиозности. Таким и был В. М. Васнецов. Он любил читать Св. Писание и главы из Евангелия. Иногда, работая, напевал слова церковных песнопений. Часто бывал на богослужениях и вкладывал в церковные обряды глубокое содержание. Вся обстановка и уклад домашней жизни художника были проникнуты глубокой религиозностью и благочестием.
От облика Виктора Михайловича веяло благородством, честностью, нравственной чистотой: при нем невозможно было вести нескромные разговоры. Он был добрым семьянином, горячо любил своих пятерых детей; в согласии прожил со своей cупругой 48 лет.
В. М. Васнецов с женой и детьми на террасе дома в Троицком переулке.
Москва, 1897 год
Закончив роспись Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович сказал:
«Я поставил свечку Богу».
В конце жизни, будучи весьма скромным человеком, Васнецов признавался друзьям:
«...думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени...Моя живопись – это только слабое отражение...очень богатого мира древней русской иконы».
Однако...большое видится на расстоянии. Живя на земле, Виктор Васнецов устремлялся к Небу, певцом которого был в своих творениях...
Москва, 1897 год
Закончив роспись Владимирского собора в Киеве, Виктор Михайлович сказал:
«Я поставил свечку Богу».
В конце жизни, будучи весьма скромным человеком, Васнецов признавался друзьям:
«...думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг – это уж от гордости – технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени...Моя живопись – это только слабое отражение...очень богатого мира древней русской иконы».
Однако...большое видится на расстоянии. Живя на земле, Виктор Васнецов устремлялся к Небу, певцом которого был в своих творениях...
Владимирский собор в Киеве
Спасибо! 🤗
https://ok.ru/profile/315092708813/statuses/157389267659725