Комментарии
- 15 фев 2017 16:36Это восхитительно! Удивляюсь, что в наше потребительское время кто-то ещё помнит о прекрасном! Спасибо!
- 15 фев 2017 16:58очень многие знают и помнят...не все так плохо)))
- 16 фев 2017 05:28Ирочка, спасибо огромное за великолепную познавательную статью, за замечательные картины, за рассказ о великой любви знаменитых художников!!!
- 16 фев 2017 05:44Огромное спасибо за интересную подборку по данной теме! В меня такая примерно тема есть в начальной школе и кое - чего не знала! !!


- 16 фев 2017 10:14Ирина! Благодарю Вас и желаю Вам успехов, удачи и здоровья.
- 19 фев 2017 21:35Дорогая ИРИНА не перестаю восхищаться ВАМИ умением сделать подборку картин и сопровождение о творцах.Благодаря ВАШЕМУ таланту и труду мы имеем возможность прикоснуться к красоте расширить познания в исскустве.Здоровья ВАМ и вашим друзьям и огромное СПАСИБО !!!!!

- 13 апр 2017 19:55Спасибо Ирина,за праздник души,за счастье прикоснуться к вечному и прекрасному .Успехов вам во всем .....
Для того чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь
Irina Skliarova
" Я ВИДЕЛ ЭТОТ СИЛУЭТ КРЫЛАТОЙ ЖЕНЩИНЫ - БОГИНИ...
" - МУЗЫ ЗНАМЕНИТЫХ ХУДОЖНИКОВ.
Первоначальные музы были богинями, которым поэты молились о даре божественного вдохновения. Согласно представлениям древних греков, выдающиеся идеи возникали не в результате мысленного процесса человека, но даровались свыше богами (или музами). Согласно греческой мифологии, музы — это нимфы источников, девять сестёр, дочери Зевса и богини памяти и воспоминаний Мнемозины. Музы являются спутницами бога-покровителя искусств Аполлона и обитают на вершине горы Геликон.В Новое время музами называют конкретных людей, как правило, это женщины, подруги художников (поэтов).Они вдохновляют художника на творчество своей личностью, харизмой, аурой, дружеским отношением или эротичностью.
РАФАЭЛЬ И ФОРНАРИНА.
Форнарина (итал. La Fornarina, «Булочница») — полулегендарная возлюбленная и натурщица Рафаэля, чьё настоящее имя было, как считается, Маргерита Лути, а прозвище было вызвано профессией её отца.
Впервые Рафаэль повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца "Фарнезино". Вскоре стены галереи украсились знаменитыми фресками "Три грации" и "Галатея". Следующим должно было быть изображение "Амура и Психеи". Однако Рафаэль медлил. Он никакие мог найти подходящей модели для изображения Психеи.
Однажды, прогуливаясь по аллеям роскошного парка Чиги, художник очутился на берегу Тибра, где увидел прелестную девушку, наружность которой заставила учащенно забиться его сердце. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, на вид было лет 17-18. Это была дочь пекаря Франческо Люти из Сиены, жившего в Риме на Виа дель Говьерно Веккьо в районе Трастевере (где до сих пор показывают её дом с «окошком Форнарины» (Via Santa Dorotea 20).
В первый сеанс Маргарита позировала для Психеи, до сих пор украшающей виллу "Фарнезино".
- О, как ты прекрасна! - повторял Рафаэль при каждом взмахе карандаша. И любовь не заставила долго ждать, причем такая страстная, что ученик художника, искренне его любивший, инстинктивно угадывая катастрофу от подобной ненасытной страсти, осторожно намекнул на опасность.
- Ах, да разве ты не знаешь, - воскликнул Рафаэль, - что художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим. Любовь удваивает гений. Само небо послало мне ее.
Вскоре после первого свидания Рафаэль, околдованный чарами прекрасной Форнарины, отправился к отцу своей возлюбленной и выкупил ее за три тысячи золотых. Как выяснилось, папочка не отличался строгостью нравов и был безумно рад удачной сделке. Рафаэль получил согласие отца срисовать сколько угодно портретов с его дочери. Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера.Рафаэль снял для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий (как утверждают, на Via di Porta Settimiana), одел ее с ног до головы и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. Словом, дочь хлебопека стала жить как знатная дама.Рафаэль называл её своей Психеей -«своей душой». Он не только много раз рисовал её, он посвящал ей прекрасные сонеты.
«И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой!
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такой красотой?»
Великий Рафаэль скончался 6 апреля 1520 года, в день своего рождения в возрасте 37 лет. О дальнейшей судьбе Форнарины существуют разные версии.
По одной, в своем завещании Рафаэль оставил своей любовнице достаточно средств, чтобы она могла вести честный образ жизни. Однако это было ей не по нраву. После его смерти Маргарита Лути стала одной из самых роскошных куртизанок в Риме.
Второй вариант мифа о Рафаэле и Форнарине гласит, что она была его единственной истинной чистой любовью, их взаимное чувство не имело себе равных, и все вышесказанное — неправда.
Искусствовед Павел Муратов отмечает, что после смерти Рафаэля она была насильно пострижена в монастырь, где умерла примерно в конце 1520-х, хотя она могла уйти в монастырь и сама, туда ее привели тоска и боль по утраченной любви.
Настоящее имя Форнарины было установлено исследователем Антонио Валери, который обнаружил его в рукописи из флорентийской библиотеки и в списке монахинь монастыря Святой Урсулы близ Рима, где она обозначила себя, как вдову Рафаэля.
«Рафаэль и Форнарина»
Она – богиня! Или дьяволица… Не важно!
Я хочу ещё взглянуть
В её глаза… Никто с ней не сравнится!
Какие бёдра! А какая грудь!
Искусством не владею я верлибра,
Художник я, и вот её портрет:
Ведь только на брегах святого Тибра
Такой цветок явиться мог на свет!?
С её натуры я писал Психею,
А следовало бы наоборот.
Я перед ней краснею и бледнею…
Ах, пусть и вам так в жизни повезёт!
И пусть она ведёт себя нескромно,
И пусть все знают, что она грешна,
Она – моя Сикстинская Мадонна,
А это – даже больше, чем жена.
Её увековечил я в картинах,
Ведь красоту сберечь – искусства цель!
Ты здесь? Прощай… И помни, Форнарина –
Любя Тебя – угас твой Рафаэль.
Серж Эсьмонт
Но это ещё не конец истории загадочной «Форнарины»: прекрасный рафаэлевский образ прослеживается и в позднем искусстве. Его использовал французский художник XIX века Жан Огюст Энгр в своей картине «Рафаэль и Форнарина» .
На фотографиях ниже:
Рафаэль, «Портрет молодой женщины, или Форнарина», 1518—1519, Галерея Боргезе, Рим (1)
Рафаэль, «Сикстинская Мадонна», 1512—1513 г., Галерея старых мастеров, Дрезден (2)
Рафаэль, «Мадонна делла Седиа, или Мадонна в кресле», 1514, Палаццо Питти, Флоренция (3)
Энгр, Жан Огюст Доминик "Рафаэль и Форнарина" (4)
Виттория Колонна, маркиза де Пескара (итал. Vittoria Colonna) (1490/1492, Кастелло Марино, Альбанские холмы вблизи Рима — 15 февраля 1547, Рим) — знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 года, когда они сблизились, и до дня её смерти). Отличалась безупречным целомудрием и благочестием, считается наиболее успешной и известной поэтессой своей эпохи. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу.
Известно о находке в XX веке в Ватиканских архивах ранее неизвестной рукописи, принадлежавшей Микеланджело и содержавшей 109 посвящённых ему сонетов, написанных Витторией. Эти стихи были впервые изданы в 2005 году.
Дружба с Витторией Колонной, придавали уверенность Микеланджело, и он решился издать сборник своих стихов. Своей великой платонической любви он посвятил несколько из своих самых пламенных сонетов, создавал ей рисунки и проводил многие часы в её обществе. Для неё художником написано «Распятие», дошедшее до нас в поздних копиях.
Первое десятилетие (1537–1547) - пора Виттории Колонна, микеланджеловской любви к ней и создания стихов для нее; второе десятилетие (1547 – 1556) - после ее кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело.
Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довел до кристаллизации любовно-философский склад микелаиджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х гг. роль духовной руководительницы Микеланджело.
Сонет №60
И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит.
Жду ль радости, тревога ль сердце давит,
Мудрейшая, благая донна, — вам
Обязан всем я, и тяжел мне срам,
Что вас мой дар не так, как должно, славит.
Не власть Любви, не ваша красота,
Иль холодность, иль гнев, иль гнет презрений
В злосчастии моем несут вину, —
Затем, что смерть с пощадою слита
У вас на сердце, — но мой жалкий гений
Извлечь, любя, способен смерть одну.
Микеланджело
***
Лишь оживленная скала, Резцу покорная, могла
Сберечь лик донны вопреки годинам.
Не небеса ль явить должны нам
В Мадонне то, чего достичь я смог?
Она божественно светла
Всем взорам - не моим единым .
На фотографиях ниже:
Виттория Колонна, рисунок работы Микеланджело (1)
Портрет Виттории работы Себастьяно дель Пьомбо (2)
Герман Шнайдер ,Виттория и Микеланджело у «Моисея», картина XIX века (3)
Симонетта Веспуччи (Симонетта Деи Каттанеи ) (1453–1476) была замужней женщиной – женой Марко Веспуччи, родной брат которого, Америго, дал имя Америке, открытой Христофором Колумбом. Великий художник Сандро Боттичелли обессмертил красоту Симонетты на своих полотнах. Она изображена в центре почти каждого из них, будь то «Рождение Венеры», «Весна» или «Поклонение волхвов». За каждым женским обликом чувствуется единственный – облик Симонетты, в которую он был безнадёжно и безответно влюблён. Сама Симонетта никогда не увидела его картин – она умерла 26 апреля 1476 года. Ей было не больше 23 лет. Сандро Боттичелли похоронят у ног Симонетты через 34 года после её кончины.
На фотографиях ниже:
Автопортрет Боттичелли (фрагмент картины "Поклонение волхвов" ) (1)
Портрет молодой женщины (Симонетта) (2)
Рождение Венеры (3)
Весна (4)
Поклонение волхвов (5)
Елена Фоурмен – вторая жена Рубенса. В 1626 г. умерла первая жена Pубенса, Изабелла Брант («друг и незаменимый помощник», как писал сам Рубенс в одном из своих писем),а в 1630 г. он вступил во второй брак с Еленой Фоурмен, которая с той поры стала является почти в каждой картине своего мужа. Образ молодой жены становится лейтмотивом его творчества. Идеал белокурой красавицы с пышным чувственным телом и красивым разрезом больших блестящих глаз сложился в произведениях мастера задолго до того, как Елена вошла в его жизнь, превратившись, наконец, в зримое воплощение этого идеала. Рубенс буквально обожествляет её. Рубенс пишет Елену в виде библейской Вирсавии (1635, Картинная галерея, Дрезден), богини Венеры («Суд Париса», ок. 1638), одной из трех граций (ок. 1639), включает ее изображение в картину «Сад любви» (ок. 1635 — все в Прадо), словно наполненную смехом и возгласами молодых пар, собравшихся в парке, шелестом шелковых платьев, трепетом света и воздуха. Многочисленны портреты Елены в свадебном наряде, с детьми (Лувр), со старшим сыном Францем, на прогулке с мужем в саду (Старая пинакотека, Мюнхен). Художник создает редкий по откровенности личного чувства и пленительности живописи образ обнаженной Елены с накинутой на плечи бархатной, отороченной мехом шубкой («Шубка», ок. 1630-40, Музей истории искусств, Вена).
На фотографиях ниже :
Рубенс. Автопортрет. 1623 г. (1)
Рубенс.Елена Фоурман с детьми (2)
Рубенс. "Шубка" (3)
Рубенс "Суд Париса" (4)
Рубенс "Три грации" (5)
Саския ван Эйленбург (Эйленбюрх) родилась в 1612 году в семье фрисландского юриста, бургомистра города Леувардена. В двенадцать лет она осталась сиротой, и ее воспитанием занимались старшие братья и сестры, каждый понемногу. Семья была богатой и принадлежала к знатному сословию. Рембрандт познакомился с Саскией в Амстердаме в доме ее кузена, торговца антиквариатом и художника Хендрике ван Эйленбурга. Рембрандт был уже достаточно известен, чтобы иметь учеников, но в Амстердаме, тем не менее, намеревался закончить свое образование.
Саския поразила художника. Ее светлая нежная кожа, рыжеватые волосы... Они идеально подходили для его излюбленных темных, тяжелых и сверкающих тканей. Но совершенною моделью Саскию сделала любовь художника. Он немедленно стал писать ее. «Дрезденская Саския» – милая девушка, почти дитя, беспечная и веселая. Нет, она не красавица, она – любимая!
В 1633 году Саския ван Эйленбург становится невестой Рембрандта, а в июле 1634 года в церкви Бильдт, в приходе Святой Анны, состоялось бракосочетание. Жизнь художника преобразилась. До женитьбы он довольствовался куском сыра с хлебом или простой селедкой. Теперь он, мужчина, вьет гнездо. Средства есть: Саския принесла богатое приданое, Рембрандт – дорогой художник. Он много времени посвящает обустройству дома, посещая антикварные лавки. Скоро квартира стала напоминать настоящий музей. Рембрандт обожал свой дом, его глаз художника с наслаждением покоился на роскошной обстановке, полной гармонии и изящества. Красавицу-жену Рембрандт любил наряжать в бархат, шелк и парчу, по обычаю того времени, осыпал бриллиантами и жемчугом, с любовью наблюдая, как выигрывает ее прелестное, молодое лицо от блестящего наряда, как свежий цвет его эффектно выделяется на темном фоне вишневого бархата, какой матовой белизной отливает жемчужная нить, вьющаяся среди золотистых волос. Саския была гением-вдохновителем мужа, его утешением среди неудач и забот, опорой в работе.
Жизнь, полная любви, труда и творчества, сложилась легко и радостно. Красавица Саския оказалась еще и великолепной моделью. С выразительного рисунка, хранящегося теперь в Берлине, на нас смотрит задорная, слегка насмешливая девушка в соломенной шляпе и с цветком в руке. Столь же милой, так же просто, по-домашнему одетой она предстает перед нами на одном из последних портретов «Саския с цветком. (Флора)». Саския любила позировать. Ее чувственная красота так и просилась на полотно, не стесняясь пристального, любящего вглядывания художника. Она расцветала под эти взглядом, становилась еще желаннее.
В 1636 году Рембрандт пишет знаменитую «Данаю». Он счастлив, и это передается в чувственно прекрасной Данае – Саскии. Одновременно он создает другой портрет жены (гравюру), который очень ценится знатоками. Прошло два года после свадьбы. Саския в домашнем платье, легкое покрывало накинуто на волнистые волосы, она спокойна, она любима.
Саскию, с ее большими небесно-голубыми глазами и золотыми вьющимися волосами, еще можно назвать красивой, но чувствуется, что красота эта слегка поблекла после четырех беременностей (только один ребенок выжил) и туберкулеза, ставшего причиной ее смерти в 1642 году.
Он жил, хотя и окруженный роскошной обстановкой, скромной жизнью протестантского бюргера, пока Саския охраняла его от всяких соблазнов и искушений, он не нажил себе ни дворцов, ни дорогих вилл. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. В первые семь лет замужества Саския испытала только горе материнства и не знала его радостей. Из ее четырех детей трое, сын и две дочери, умерли в самом раннем возрасте - один только, родившийся в 1641 году, пережил мать и стал отрадой и поддержкой старика-отца. 14 июля 1642 года умерла Саския, оставив Рембрандта с девятимесячным сыном Титусом.
На фотографиях ниже:
Рембрандт. Автопортрет (1665/1669), Кенвуд-хаус, Лондон (1)
Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне» (1635) (2)
Рембрандт "Даная" (3)
Рембрандт. Саския в красной шляпе (1633/1634) (4)
Герцогиня Альба (Мария дель Пилар Тереса Кайетана де Сильва и Альварес де -10 июня 1762, Мадрид — 23 июля 1802, там же — 13-я герцогиня Альба)– возлюбленная, муза и покровительница Ф.Гойи. О герцогине Марии Тересии Каэтане дель пилор де Альба еще при жизни ходили легенды. Художники писали с нее картины, поэты посвящали ей стихи, тореадоры закалывали в ее честь быков. Ее называли Венерой, звездой Мадрида – и даже испанская королева Мария-Луиза ненавидела ее за то, что ее слава меркнет рядом с именем этой горделивой красавицы. Впрочем, что касается нелюбви коронованной персоны, то ходили слухи, что Мария-Луиза мстит герцогине отнюдь не за народную любовь: один тайный возлюбленный королевы бросил монархиню в поисках ласк Каэтаны.
Ей было двадцать, она была замужем уже семь лет, имела много любовников, но так и не была влюблена. Однажды она посетовала подругам-аристократкам, что не может найти хорошего живописца для своего парадного портрета. И ее пригласили в мастерскую не очень известного, но чрезвычайно талантливого живописца Франческо Гойи…
Он не чувствовал ни места, ни времени, пока писал ее. Земля уходила из-под ног, часы переставали ходить, вся Вселенная растворялась в хаосе, оставляя лишь эти черные глаза, густые брови, узкие губы, тонкую талию, удивительно маленькие ступни ног… Он слышал об этой женщине массу скандальных сплетен, знал, что она капризная и очень злая, что ей не стоит доверять. Знал, но не мог ничего с собой поделать. С каждым взглядом, с каждым новым мазком он влюблялся в нее все больше и больше. Их страстный роман продолжался семь лет. На все эти годы Франсиско Гойя забыл о других женщинах, и лишь одна — самая красивая женщина Испании того времени — Каэтанья Мария дель Пилар, герцогиня Альба, — оставалась его музой, вдохновлявшей художника на создание великих шедевров.
На фотографиях ниже:
Портрет герцогини Альба работы Гойя, 1797, ·Испанское общество Америки, Нью-Йорк. Герцогиня указывает на надпись, сделанную на песке: «Solo Goya» — Только Гойя (1)
Портрет герцогини Альба работы Гойя, 1795 (2)
"Портрет герцогини Альбы" ,1797 (3)
Большеглазая черноволосая Лиза Трео – первая постоянная модель и муза Огюста Ренуара. Когда они встретились, Лизе было всего 16, Огюсту – 25. Ренуар рисовал ее семь лет, она появилась на двадцати с лишним его картинах, родила от него двоих детей, одного из которых потеряла и ждала, когда художник сделает ей предложение. Не дождалась. В 1872-м Лиза ушла от Ренуара, навсегда разорвав с ним отношения и больше никогда его не увидев. Он тоже вычеркнул Трео из своей жизни и не упоминал ее имя ни в одном из опубликованных интервью или мемуарах. Ренуар официально так и не признал дочь Жанну, рожденную Лизой и отданную на воспитание кормилице, но тайно отправлял ей деньги.Только через десять лет после болезненного расставания с Ренуаром Лиза Трео вышла замуж. Перед смертью она уничтожила старую переписку с первым любовником и завещала две сохранившиеся у нее картины Ренуара (одна из них – "Лиза в белой шали") своим детям.
На фотографиях ниже:
Ренуар, " Дама в лодке" (1)
Ренуар "Лиза с зонтиком" (2)
Ренуар "Лиза в белой шали" (3)
Адель Блох-Бауэр (1881—1925)- дочь генерального директора Венского банковского союза Морица Бауэра.
Адель Бауэр в 1899 году будучи 18 лет от роду вышла замуж за значительно более старшего по возрасту Фердинанда Блоха. До этого ее сестра Мария вышла замуж за брата Фердинанда Блоха — Густава. Обе семьи взяли фамилию Блох-Бауэр.
Они принадлежали к избранному слою крупной еврейской буржуазии периода Fin de siecle (конец века). В салоне Фердинанда и Адели Блох-Бауэр собирались живописцы, писатели и социал-демократические политики, как, например, Карл Реннер и Юлиус Тандлер.
Адель Блох-Бауэр четырежды становилась моделью для картин Густава Климта.
Мария Альтман, племянница и наследница Адели Блох-Бауэр, о которой речь пойдет ниже, описывала свою тётку так: «Страдающая, постоянно страдающая головной болью, курящая, как паровоз, ужасно нежная и тёмная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная».
В число художников, которых поддерживала семья Блох-Бауэр, входил и Густав Климт, которого с 1899 г. связывала дружба с Адель Блох-Бауэр. Уже в 1901 г. Климт написал «Юдифь I», полуакт, изображающий библейскую Юдифь. Моделью послужила сама Адель Блох-Бауэр, хотя этот факт нигде не афишировался.
Юдифь I и, через восемь лет, Юдифь II являются воплощениями архетипа роковой женщины Климта. Его Юдифь — не библейская героиня, а скорее жительница Вены, его современница, о чем свидетельствует ее модное, возможно, дорогое шейное украшение. Согласно публикациям Берты Цукеркандль, Климт создавал тип женщины-вамп еще задолго до того, как олицетворявшие его Грета Гарбо и Марлен Дитрих появились на киноэкране. Гордая и свободная, но в то же время загадочная и чарующая, роковая женщина оценивает себя выше, чем мужчину-зрителя.
Картины Климта нельзя рассматривать отдельно от роскошных рам. Первый вариант рамы к Юдифи I был выполнен братом художника, ювелиром Георгом Климтом, случайно. Орнамент на картине был перенесен также и на раму в весьма популярной тогда манере, предложенной прерафаэлитами.
Картины о Юдифи были созданы под влиянием византийского искусства, которое Климт изучал во время поездки в Равенну. Задуманный контраст между объемной пластичностью тонко выписанного и мягко окрашенного лица и двухмерной поверхностью орнамента — отличительная черта этих картин. «Эффект фотомонтажа» усиливает их очарование.
Интересная деталь: Все картины раннего Климта рождались на свет под влиянием их будущего обрамления. То есть, сначала брат художника приносил ему раму, а потом уж создавалась картина, которая, как казалось Климту, должна была соответствовать раме.
В 1903 г. Климт получил от Фердинанда Блоха заказ на портрет его жены. В последующие годы художник создал более 100 набросков для картины, прежде чем в 1907 г. смог представить на всеобщее обозрение свою «Золотую Адель». На портрете Адель изображена в возрасте 26 лет. Эта картина известна также как «Золотая Адель» или «Австрийская Мона Лиза». Она считается одним из самых значительных полотен Климта и австрийского Югендстиля в целом.
Спустя пять лет, в 1912 году, Климт пишет еще один портрет Адели Блох-Бауэр.
На фотографиях ниже:
Климт. Юдифь I (в раме) 1901 г. (1)
Климт. Юдифь II (в раме) 1909 г. (2)
«Портрет Адели Блох-Бауэр I» 1907 г. Галерея современного искусства, Нью-Йорк (3)
«Портрет Адели Блох-Бауэр II» 1912 г. (4)
Любимые женщины, вдохновившие российских живописцев на создание шедевров. И связанные с этим трагедии и драмы...
"СИРОТКА " ОРЕСТА КИПРЕНСКОГО.
Пребывание Ореста Кипренского в Италии было омрачено происшествием, которое бросило пятно на его репутацию. Даже современные биографы не могут сказать, как именно было дело. Известно, что римскую натурщицу, которая жила вместе с Кипренским, нашли убитой. Будто бы ее завернули в холст, облили скипидаром и подожгли. Сам художник обвинял в убийстве слугу-итальянца. Незадолго до этого Кипренский написал портрет «Девочки с цветком в маковом венке». Считалось, что на нем изображена дочь этой натурщицы — Анна-Мария Фалькуччи, известная как Мариучча. Она же позировала для неосуществленной «Анакреоновой гробницы».
Впрочем, согласно данным искусствоведов, убитая натурщица не была матерью Мариуччи. Другая женщина отдала 6-летнюю Мариуччу в качестве натурщицы в его мастерскую, и Кипренский, сам лишенный в детстве родительской ласки, сделал ребенка своей воспитанницей. Он выплатил матери отступные и добился официального отказа от девочки.
Покидая Италию, Кипренский отправил 10-летнюю Мариуччу в монастырский пансион, оставив средства на ее воспитание. Мать девочки попыталась шантажом помешать этому, требовала еще денег. Кипренский прибегнул к помощи одного кардинала и княгини Зинаиды Волконской. В итоге итальянские власти поместили ребенка в школу, скрыв ее название и от матери, и от Кипренского. Спустя годы он второй раз возвратился в Италию, нашел воспитанницу и решил жениться на ней. 54-летний художник, принявший ради этого католичество, обвенчался с 25-летней Мариуччей, которая ждала его все эти годы. А через три месяца он умер от воспаления легких, не успев закончить картину «Ангел-хранитель», для которой позировала молодая супруга. Его дочь Клотильда родилась уже после этого. Друзьям художника удалось выхлопотать вдове пансион при дворе. В 1844 году появились известия, что Мариучча вышла замуж за какого-то маркиза. А что случилось с дочерью Кипренского — неизвестно.
На фотографиях ниже:
О. Кипренский. Автопортрет, 1828 (1)
О. Кипренский. Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819. Третьяковская галерея (2)
О. Кипренский .«Портрет молодой девушки с мальтийским крестом» (1829) атрибутирован как портрет Мариуччи . (3)
«Портрет неизвестной с косынкой на шее»(1829) стал «вариацией» на тему первого и дает чуть видоизмененный облик Мариуччи (4)
В молодости Михаил Нестеров был приглашен расписывать киевский Владимирский собор. Вдохновителем проекта был Адриан Прахов — ученый и критик, который также пригласил в Киев работать Васнецова и Врубеля. Дочь Адриана — Елена, которую все называли Лёля, — очень понравилась Нестерову. И он использовал ее в качестве модели для фрески «Святая Варвара». Лицо Лёли не было красивым в прямом смысле этого слова, но легко узнавалось.
Дамы из киевского общества во главе с супругой генерал-губернатора графиней Софьей Игнатьевой (впоследствии большим другом Распутина) начали кампанию против «Святой Варвары». Графиня совершенно справедливо заявляла: «Не могу же я молиться на Лёлю Прахову!» И Нестерову пришлось переписать голову святой. С Лёлей, которая была отличной златошвейкой и вышивала церковные покровы по его рисункам, он продолжил дружить, неоднократно заявляя в письмах своим друзьям, что если ему суждено когда-либо вторично жениться, то на ней. Наконец, после 10-летней дружбы он сделал ей предложение, которое было принято — но свадьба не состоялась, они расстались друзьями. Второй раз Нестеров женился на учительнице дочери, а Лёля умерла в 1948 году в Киеве старой девой.
На фотографиях ниже:
М.Нестеров. Автопортрет, 1915 (1)
М. Нестеров. Лёля Прахова. Эскиз к фреске «Святая Варвара». 1894 (2)
М. Нестеров. Святая Варвара (эскиз). 1890-е. Москва, Музей музыкальной культуры им. М.А. Глинки (3)
М. Нестеров. Святая Варвара. Владимирский собор (Киев) (4)
Карл Брюллов полжизни провел в Италии. Ведь там жила его муза — красавица и богачка графиня Юлия Самойлова. Брюллов стал ее верным спутником в 1827 году. Они много путешествовали вместе, например посетили раскопки у Везувия, что в итоге привело к созданию «Последнего дня Помпеи» и громкой славе мастера. Любопытно, что Самойлова послужила моделью для трех фигур на этом полотне.
Художник подолгу жил на ее вилле. Там же находились две приемные дочери Самойловой (сама она была бездетной). Эти девочки запечатлены Брюлловым на портрете «Всадница». Происхождение одной из девочек загадочно — возможно, она внебрачная дочь самой графини. Воспитанница сопровождает Самойлову и на другом портрете Брюллова, обе изображены в маскарадных костюмах.
Связь художника и энергичной, полной сил аристократки длилась долгие годы. Но в 1839 году Брюллов женился на тихой и скромной Эмилии Тимм. Через 41 день он жену выгнал, что породило самые ужасные слухи в Петербурге. (Говорили, Эмилию развратил ее отец, что и вызвало гнев новобрачного.) Только приезд Самойловой, которая направила все силы на то, чтобы поддержать друга, остановил травлю. А Брюллов с Самойловой снова возобновили отношения. И только ее свадьба с 1845 году с молодым итальянским красавцем-певцом положила окончательный конец этому многолетнему чувству.
На фотографиях ниже:
К.Брюллов. Автопортрет. 1848 (1)
К. Брюллов. Последний день Помпеи (фрагмент). 1827–1833. Русский музей (2)
К. Брюллов. Портрет Ю.П. Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком. 1832–1834. Музей Хиллвуд, США (3)
К. Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника. Не позднее 1842. Русский музей (4)
В творчестве Исаака Левитана портретов — раз-два и обчелся. Во-первых, это, конечно, автопортреты. Есть и набросок его друга Антона Чехова. А из женских портретов, пожалуй, только Софья Кувшинникова, которая в течение восьми лет была его ученицей и спутницей в поездках по России в поисках пейзажей.
Кувшинникова была женой врача, в их квартире действовал литературный салон, где бывали Чехов, Щепкина-Куперник, Ермолова, Репин и многие другие. Кувшинникова отличалась восприимчивостью и необыкновенной привлекательностью. Ее роман с Левитаном и некоторые свойства характера привлекли ироничное внимание Антона Чехова. Следует отметить, что писатель всегда с большим любопытством и некоторой завистью следил за личной жизнью своего друга Левитана — смуглого брюнета, который пользовался крайним успехом у женщин. И не раз Чехов черпал вдохновение из этих историй.
Так появился рассказ «Попрыгунья», главная героиня которого кардинально меняет свои пристрастия в зависимости от того, кто является ее спутником жизни. Все прототипы — и муж, и жена, и любовник-художник — были узнаваемы. Рассказ бурно обсуждался в обществе, Чехова чуть не подвергли остракизму за такую насмешку. Левитан собрался вызвать друга на дуэль, но обошлось. Через несколько лет они помирились. А Левитан бросил Кувшинникову ради другой женщины (правда, ее портретов он не писал), причем Чехов сочинил об этом «Дом с мезонином».
На фотографиях ниже:
Исаак Левитан, Автопортрет (1880) (1)
И. Левитан. Портрет С. Кувшинниковой. 1888. (2)
И. Левитан. Портрет С. Кувшинниковой. 1894 (3)
"Художник над холстом своим застыл,
Где образ женщины божественно прекрасен…
Он сомневался: всё ль в него вложил,
Ведь, Божий замысел ему казался ясен.
О, Женщина! Ты — Чудо из чудес!
Вселенной неразгаданная Тайна,
Пришла ты в мир, он заново воскрес!
Краса твоя так девственно хрустальна.
Манящий взгляд и плавный всплеск руки,
Под кистью Мастера изящно оживают:
Движенья призрачны, как бабочки, легки…
Мелодией волшебной возбуждают.
Китайский шёлк струится ручейком,
Где птички райские в Эдеме воспевают.
И лёгкий флёр с весенним ветерком
Власами женщины волнующе играют."