2 мая 2017

РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ.

Холмогорское традиционное искусство резьбы по кости - эпохальное явление в историко-культурном пространстве России XVII-XXI вв., в недрах которого сложилась уникальная северорусская косторезная школа, представляющая произведения - шедевры народного искусства.Архивные источники XVII в. дают представление о периоде формирования косторезного ремесла в административно-торговом центре Двинской земли - древних Холмогорах. Область Беломорского Севера в конце XVI-XVII вв. являлась постоянным поставщиком моржовой, мамонтовой и привозной слоновой кости. Драгоценный «рыбий зуб» - так называли моржовую кость - добывался местным населением в Белом море, около устья Печоры, у побережья Мезени, островов Новой Земли и Вайгача, у Шпицбергена (Груманта). В районах вечной мерзлоты находили ископаемую мамонтовую кость. Побережье Северного Ледовитого океана с близлежащими островами называли «Мамонтовым берегом». Использовали и простую коровью трубчатую кость (цевку). Сотни пудов моржовой кости доставлялись в Москву к царскому двору, где она ценилась как драгоценность. В 1649 г. ввели государственную монополию на ее продажу. Иностранные путешественники XVI в. Сигизмунд Герберштейн и Джильс Флетчер в своих записках сообщали об охоте русских на морских зверей в устье Печоры, «рыбий зуб» которых идет на изготовление различных изделий в самой Московии, и что «все изделия этого рода предназначаются для высшего сословия».
Холмогоры издревле славились «работою отличных костяных гребней».
В Холмогорах работали многочисленные мастера-гребенщики и «четочники». В частности, писцовая книга 1622-1624 гг. позволяет проследить формирование семейных династий северных косторезов: Шешениных, Петухиных, Саламатовых, Назарьевых.
На фотографиях ниже :
Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь». Архангельская губерния. 1760—1780-е. Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка . Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. (фотография 1)
Гребень «Кружевница». Архангельская губерния Вторая половина XVIII века. Бивень мамонта. Рельефная резьба, гравировка . Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы. (фотография 1)
Шкатулка для гребня. Архангельская губерния. XVIII век. Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага . Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска. На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом.(фотография 2).
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами». Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века.Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка . (на фотографии 3 внизу). Также на 3 фотографии фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон» . Архангельская губерния .Вторая половина XVIII века .Моржовая кость. Ажурная резьба. И еще один свадебный гребень с силуэтами 2-х дам.

РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194264117
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194279733
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197930037
В экспозиции Эрмитажа представлены разнообразные предметы: шкатулки, ларцы-теремки, вазы, скульптурные группы, пластины-портреты, гребни, игольники и др., искусно выполненные резчиками по кости. Имена их создателей чаще всего неизвестны. А между тем среди резчиков были подлинные виртуозы своего дела.
Одним из таких мастеров был Осип Христофорович Дудин (род. в 1714 г.). Выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в зрелый период своего творчества он работал в Петербурге.

В 70-е годы XVIII века Дудин создает две резные кружки с рельефными портретами русских царей и князей. Одна из них, выполненная в 1774 — 1775 rr., находится на выставке Эрмитажа. Пятьдесят восемь портретов (от Рюрика до Екатерины 11) располагаются на ней четырьмя рядами, в изящных витиеватых рамках, на фоне тонкого, как кружево, прорезного узора. Центральное место занимает рельефный портрет Екатерины II.Портретами украшена также полусферическая поверхность крышки, увенчанной объемными изображениями короны и державы. Воспроизводя черты лица портретируемых, Дудин руководствовался их изображениями на медалях, Но при этом резчик отнюдь не копировал. Он великолепно учитывал специфику материала, в котором работал, а также место данного изображения в общей композиции. Красота кости, своеобразие ее белой поверхности, изящество прорезных кружевных узоров подчеркнуть темным сплошным фоном основы кружки, изготовленной из рога.
Выдающимся мастером, принадлежавшим к следующему поколению резчиков по кости, был Николай Степанович Верещагин (род. в 1770 г ). Подобно большинству мастеров северных районов, занимавшихся резьбой в свободное от основной работы время, он долгое время сочетал любимое занятие со службой чиновника городской почтовой таможни Архангельска.

В Эрмитаже хранятся две пары ваз, созданные Верещагиным. Одна ваза, выполненная в 1798 году в наиболее сложной технике сквозной резьбы, поражает не только виртуозностью обработки материала, красотой форм и соразмерностью частей, но и своими размерами. Высота этих ваз - восемьдесят четыре см. Это самые большие из известных в настоящее время изделий, выполненных в данной технике из моржовой кости. Мастер умело сочетает разнообразные формы: тулово вазы в виде усеченного конуса, тонкая изящная ножка и верхняя куполообразная часть с возвышением, увенчанным крохотным воспроизведением конного памятника Петру 1 (скульптура Фальконе), — воспринимаются как единое целое.
Наряду с тончайшим кружевом резьбы. Верещагин вертикальными полосами, напоминающими ряды плотно составленных костяных шариков, намечает линии, которые выявляют конструкцию вазы, придают ей стройность. Мастер акцентирует центральную часть тулова, помещая здесь наиболее массивные украшения (медальон с фигурой орла, гирлянда). Круглую скульптуру, рельефы, прорезной орнамент, гравировку, разнообразные приемы обработки кости применяет здесь Верещагин, достигая подлинных вершин мастерства.
Небезынтересна и история этих ваз. Предназначенные в числе прочих ценных вещей в качестве подарка японскому императору, они были отправлены в 1803 году на корабле экспедиции И. Ф. Крузенштерна, но ввиду отказа Японии установить дипломатические и торговые отношения с европейскими державами эти вещи так и не были вручены. Совершив на корабле Крузенштерна первое в истории русского мореплавания кругосветное путешествие, они снова попали в Петербург и в 1806 году были водворены на прежнее место в Эрмитаж.

На фотографиях ниже:
Дудин О.Х. Кружка. 1774-1775. Резная кость.Государственный Эрмитаж. (фотография 1)

Верещагин Н.С. Кубки. Конец XVIII века. Резная кость. Государственный Эрмитаж (фотография 2)

Верещагин Н.С. Ваза. 1798. Резная кость. Государственный Эрмитаж (фотография 3)

Верещагин Н.С. Ваза «Времена года». Резная кость. Государственный Эрмитаж (фотография 4). В медальонах вазы вырезаны изображения времен года, между которыми из цветочных гирлянд выведены литеры «В», «Л», «О» и «3» (весна, лето, осень, зима). Весь объем разбит на ряд орнаментальных поясов, из которых состоит ваза. Продуманность формы и декора, чистота исполнения свидетельствуют о высоком Профессионализме художника-декоратора, работавшего в стиле раннего классицизма. Виртуозное исполнение резных и токарных работ делало вазу достойной дворцовых интерьеров.
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194765877
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194772789
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194782773
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855194785077
В богатых по оформлению ларцах глазковый и растительный орнаменты объединялись с прорезным узором, рисунок которого включал как растительные мотивы, так и варианты пышных завитков, пришедших в холмогорскую резьбу их официальных стилей барокко и рококо.

На фотографиях ниже:
Ларец-теремок. Неизвестный резчик. Москва (?). 1718-1725. Бивень мамонта, металл. Рельефная резьба, гравировка. Ларец-теремок собран из костяных дощечек. На передней стенке вырезаны фигурки Адама и Евы у древа В окружении зверей. На крышке — сцена «Суд царя Соломона». Все остальные плоскости украшены изображениями из иллюстрированного издания «Символы и эмблемы» (1705). Рельефы дополнены гравированными текстами. (фотография 1)
Ларчик. Неизвестный резчик из семьи Шешениных (?). Москва. Конец 17 века. Бивень мамонта. Ажурная, рельефная резьба . Ларчик состоит из костяных дощечек толщиной до 0,5 см, украшенных прорезными пышными побегами и коронованными львами. На крышке — двуглавый орел. Орнамент выполнен с легкой рельефной проработкой. Боковые ребра оформлены как витые колонки. Фигурные металлические петли и личинка замка служат дополнительными декоративными элементами. (фотография 2)
Ларчик-подголовник. Архангельская губерния. XVIII век. Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага. Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска (фотография 3)
Ларец-теремок свадебный. Архангельская губерния. 1780-е. Бивень мамонта, моржовый клык, китовый ус, дерево, слюда, бумага Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, обивка. Стенки и крышка свадебного ларца украшены многочисленными ажурными пластинками, орнаментальными поясами пяти видов, с гравировкой. (фотография 4). На этой же фотографии портреты великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны. Архангельская губерния. 1776—1780-е. Бивень мамонта, дерево, слюда, бумага. Рельефная, ажурная резьба, окраска, обивка.
Бюро-секретер. Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века Бивень мамонта, моржовый клык, кость, дерево, слюда, бумага, металл. Ажурная резьба, цветная гравировка, окраска, оклейка, обивка .(фотография 5)
Ларец-теремок свадебный. Русский Север. 1770-1780-е. Дерево, моржовый клык, ткань, серебро, бумага. На крышке и стенках свадебного ларца помещены 33 круглых и овальных медальона с изображениями купидонов, аллегорий дружбы, любви и верности. Эти мотивы, а также тексты мастер скопировал из книги «Символы и эмблемы» (1705 год). (фотография 6)
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196134709
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196147253
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196156213
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196160565
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196220469
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855196287797
Холмогорские мастера выполняли из кости самые различные изделия огромной художественной ценности.

На фотографиях ниже :
Коробка для карточных принадлежностей с вензелем «BYM». Санкт-Петербург (?) .Первая половина XIX века. Моржовый клык, дерево, ткань, бумага, щетина. Токарная, ажурная резьба, оклейка . (фотография 1)
Прибор чернильный с вензелями «MZ» «YZ». Санкт-Петербург. Конец XVIII — начало XIX века. Моржовый клык, дерево, фольга, бумага. Кость редко использовали для изготовления чернильных принадлежностей, поэтому заказной чернильный набор, состоящий из подставок для стеклянных флаконов с чернилами и песком, а также из коробочки для перочистки, является по-своему уникальным. Его отличает чистота выполнения орнаментов, высокое мастерство ажурной резьбы. (фотография 2)
Коробка для рукоделия. Санкт-Петербург (?). Конец XVIII века. Моржовый клык, дерево, ткань, фольга, металл.Токарная, ажурная, рельефная резьба. Коробка для рукоделия имеет несколько отделений для хранения наперстков, ножниц и игольников, костяных катушек. Подобные шкатулки предназначались для узкого круга столичных ценителей и отличались стилистической чистотой исполнения. (фотография 3)
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197014069
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197018165
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197022261
Изготовляли холмогорские мастера и замечательные иконы.
На фотографиях ниже:
Икона «Воскресение и 12 праздников». Архангельская губерния. Вторая половина XVIII века. Бивень мамонта, черное дерево, дерево. Ажурная, рельефная резьба, обивка. (фотография 1)
Икона «Димитрий, митрополит Ростовский». Архангельская губерния. Середина XVIII века .Бивень мамонта. Рельефная резьба, гравировка. (фотография 2)
Икона «Распятие с предстоящими». Архангельская губерния. Вторая половина XIX века. Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага. (фотография 3)
Икона "Святитель Димитрий Ростовский и великомученица Екатерина".
Вторая половина XVIII века. (фотография 4)
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197389365
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197395765
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197401653
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197408565
Холмогорская резная кость соединяет черты крестьянского и городского искусства. Древний промысел художественной резьбы по кости, история которого насчитывает более четырех столетий, сформировался на родине великого русского ученого М.В. Ломоносова. Богатая художественная культура Русского Севера и близость торговых путей в значительной степени повлияли на его развитие. Несмотря на то что были периоды творческого расцвета и упадка, промысел не прекращал своего существования, Сохраняя традиции и принципы исполнения, передавая их из поколения в поколение, художники-косторезы донесли искусство резьбы по кости до наших дней.
В с.Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. Ведущими косторезами сейчас являются Г.Ф. Осипов, В.Н. Хабаров, Юрьев А.Г., супруги Галина и Вячеслав Чернаковы, работы которых экспонируются во многих музеях России и Зарубежья.


На фотографиях ниже работы современных мастеров.
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197643061
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197644853
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197658421
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197663797
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197666869
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197670709
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197685045
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197687093
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197693237
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197695797
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197711925
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197716021
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197717045
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197719861
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197722677
РЕЗНЫЕ ШЕДЕВРЫ  - ХОЛМОГОРСКАЯ РЕЗЬБА ПО КОСТИ. - 855197725493

Комментарии

  • 3 мая 2017 05:37
    Очень интересно, спасибо! :-$
  • 3 мая 2017 06:41
    Какие тонкие, кружевные работы!!!!!
  • 3 мая 2017 08:21
    Спасибо огромное ! Очень интересная заметка !
  • 3 мая 2017 09:44
    Восторг,восхищение и уважение мастерам-косторезам!!!!!!
  • 3 мая 2017 12:07
    Действительно шедевры! Спасибо, Ира, посмотрела несколько раз и поделилась с друзьями. Благодаря Вам тоже познакомятся с рукотворной кружевной красотой. СПАСИБО-ПРЕСПАСИБО
  • 3 мая 2017 12:40
    Замечательные образцы декоративного-прикладного искусства ! Ремесло,как искусство !
  • 3 мая 2017 13:03
    Очень нравится !!!
  • 3 мая 2017 13:44
    Спасибо, Ирина! Это просто чудо! Кроме восхищения, буквально "распирает" гордость за то, что в России были, есть и, надеюсь, будут ТАКИЕ МАСТЕРА!
  • 3 мая 2017 15:04
    Никогда не видел такой красоты!!!!!!!!
  • 3 мая 2017 21:48
    резьба  по  кости  одно  из  элитарных  искусств ... работы  находятся  или  в  музеях  ,  или  в  частных  коллекциях  поэтому  известны  в  основном  специалистам                                              ((((((((((  теперь, благодаря  вам,  гордимся  нашей  холмогорской  резьбой!        Радует  что   навыки  не  потеряны  и  современные  мастера  создают  достойные  шедевры
  • 4 мая 2017 00:13
    Ирочка,как всегда,восторг!
    gif
  • 4 мая 2017 23:31
    Раньше  эти  изделия  продавались  только  в  "Берёзке"  за  валюту.
  • 5 мая 2017 13:15
    В 1986 году в Архангельске купила гребень холмогорской резьбы-изящный, кружевной ...радовалась приобретению и  тому, что  в стране не забыто  и пользуется спросом  мастерство косторезов