21 июн 2017

БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ: МОДА И СТИЛЬ 1920-30 ГОДОВ В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ И КОСТЮМАХ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АЛЕКСАНДРА ВАСИЛЬЕВА.
20-е годы прошлого столетия - это революционный период в истории моды: именно в это время произошли качественные сдвиги в формировании современного женского костюма - отказ от корсета, укорочение одежды, свободный крой, появление брюк и др.
Изменению женского мировоззрения способствовали тяготы военного времени: пока мужчины были на фронте, женщины рыли траншеи, работали на фабриках и заводах, ухаживали за ранеными в госпиталях. Женский костюм довоенного образца был совершенно не пригоден для работы. Естественно, приходилось упрощать крой одежды, отказываться от корсетных изделий, мешающих нормальной работе и сковывающих движения.
Женщины стали более мужественными и самостоятельными. Изменяясь внутренне, они изменялись и внешне: их больше не устраивали модные стандарты довоенного времени - они хотели свободы от корсетных изделий, удобства в движениях, комфорта. Сложные фасоны платьев и прически, длинные одежды остались в прошлом, наступила новая эра в костюме.
Стремление к эмансипации изменило понятия о красоте: эталоном в этот период стала худенькая, угловатая женщина с плоской грудью, узкими бедрами, без малейших намеков на женственность. Одежда 20-х годов была прямого силуэта с асимметричным подолом, без рукавов, с открытой спиной и с заниженной талией, о наличии которой тоже нужно было догадываться. Женщины нещадно расправлялись с последними признаками женственности в собственном облике - срезали локоны, взамен которым пришли короткие стрижки "паж". Модно было курить, так что мундштук, длина которого достигала иногда полуметра, был отличным подарком для любимой!
Длина женских юбок в начале 1920-х годов достигала щиколотки, затем изделия стали укорачиваться: в 1924 - 1925 годах длина была до колен, а к 1927 году - уже выше колен!
Мода и стиль 20-х годов ознаменовались творчеством таких замечательных дизайнеров, как Поль Пуаре, Жан Пату, Коко Шанель, благодаря чему произошли качественные изменения во внешнем облике женщин. Поль Пуаре избавил женщин от корсетов, Коко Шанель создала в 1926 году свой известный бренд - маленькое черное платье, ввела моду на короткие стрижки, немнущиеся юбки-плиссе, свитера, пуловеры и предложила принципиально новую бижутерию взамен изделий, повторяющих дизайн натуральных драгоценностей и потому выглядящих слишком фальшиво. Очень популярен был искусственный жемчуг в эти годы - он выглядел как натуральный!
На фотографиях ниже иллюстрации из журналов мод 20-х годов.

БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928246325
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928251189
В 20-е годы возник самый гламурный и загадочный стиль костюма - Ар- Деко : после Выставки современного и декоративного искусства, прошедшей в Париже 1925 года он охватил все области творчества. В костюме его королем был Поль Пуаре.

Костюм в стиле Ар- Деко характеризовался обилием декоративной отделки, являя собой пример эклектики (абсурда): в нем было смешано множество различных мотивов - египетских, африканских, китайских, а также заметны отголоски авангардного искусства - кубизма, абстракционизма, супрематизма. Этот костюм отрицал аскетизм в костюме, царивший в послевоенный период, и ориентирован был на прошлое в декоративном решении.

В Париже было много эмигрантов - модельеров из России, поэтому русские мотивы в костюме были чрезвычайно популярны: русская вышивка была созвучна веяниям моды на декоративность. Даже Коко Шанель в своих мастерских практиковала отделку одежды вышивкой в русском стиле. Работы русских мастеров Дома вышивки "Китмир" в 20-е годы были удостоены золотой медали.
Из тканей наибольшее предпочтение отдавалось шелку, атласу и бархату. В качестве отделки использовались вышивка, бисер, бахрома. Чрезвычайно популярен был мех: его использовали в качестве украшения вечерних туалетов в любое время года в виде горжеток, боа и др.


На фотографиях ниже :
Вечернее платье, вышитое бисером. «Kitmir». Париж, ок. 1927 г (1)

Вечернее платье (Париж, 1924) (2)

Оперное манто из бархата, отделанное мехом песца. «Lucien Lelong». Франция, 1925 г. (3)

Вечернее платье из тафты. Югославия, 1923 гг (4)

Оперное манто из броката. «Arnold, Constable & Co». Париж-Нью Йорк, 1926 (5)

Вечернее платье из набивного шифона с цветочным рисунком, вышитое бисером. Париж, 1928 год. (6)


Все фотографии из коллекции костюмов историка моды Александра Васильева, известного нам по передаче "Модный приговор"
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928647733
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928650805
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928657717
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928660789
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928665397
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856928669237
Важную роль в создании стиля ар-деко сыграли русские эмигранты, многие из которых нашли укрытие, после революции 1917 года, в Париже. Самыми заметными из них были дизайнеры Эрте и Соня Делоне, а также дома мод «Китмир», «Ирфе», «Адаир», «Итеб» и «Карис».

На фотографиях ниже:
Ансамбль из шелка, состоящий из туники и юбки. Юбка вышита гладью в псевдо-русском стиле. Русский дом моды в эмиграции «YTEB».Париж. Середина 20-х гг. (1)

Вечернее платье из муслина вышитое бисером, стеклярусом, стразами и пайетками. Работа русской кустарной мастерицы. Париж. Ок. 1925 г. (2)

Платье в русском стиле из велюра отделанное по низу подола мехом. «Grabowsky».Париж. 1925. (3)
Вечернее платье из муслина вышитое бисером, стразами. Работа русского дома «YTEB». Париж. 1927 г. (4)
Фотографии с выставки "Мода в зеркале истории", организованной Александром Васильевым.
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929067061
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929074485
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929081397
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929088053
Комплект с платьем составляли так же украшенные бисером, неповторимые и элегантные, отличавшие ту эпоху, сумочки и ридикюли, оригинальные шляпки, зачастую напоминавшие солдатские каски, и непомерно большие и пёстрые веера из страусиных перьев, пудреницы из бакелита и блестящие мундштуки, броши с имитацией драгоценных камней и миниатюрные лорнеты.Отдельного упоминания заслуживает праздничная обувь, приковывающая внимание великолепной ручной работой, вышивкой, каблуками, декором из имитации драгоценных камней и Т-образными ремешками, благодаря которым дамы, кружась в вихре новых танцев, не превращались в мгновение ока в Золушек.
Фотографии 1-3 с выставки историка моды Александра Васильева "Модное торжество. Костюм 20-х годов"
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929358645
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929364533
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929374261
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929575221
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929580341
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929593397
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856929601845
Макияж 20-х годов был броским и эффектным, в чем проявилось влияние немого кино: активно подведенные глаза, объемные ресницы, яркая губная помада в оттенках красного цвета. Теней еще не было, поэтому при необходимости растушевывали карандаш, а в веки дополнительно втирали вазелин для блеска. Эффект выразительных глаз достигался также с помощью небольших шляпок - клош: тени от полей затемняли область глаз, придавая внешнему виду женщины загадочный вид.

Стиль 20-х годов оставил заметный след в истории моды: его достижениями мы пользуемся до сих пор!

На фотографиях ниже:
Женская шляпка для девушки, выполненная из золотых нитей, украшенных вышивкой, бисером, бусинками, 1920-е (1)

Женская шляпка "Flapper Gold Lame and Sequin Cloche", сотканная из золотой проволоки и шёлковых нитей разного цвета, основа – бархат, 1920- ые. Производство CAMILLE ROGER, Франция. (2)

Женская шляпка "Multicolored Deco Sequin/Beaded Evening Cloche", полностью выполненная из блёсток и стекляруса по сетчатой основе, 1920-е . Производство BEDELL, Paris, New York. (3)

Киноактриса Наталья Кованько в шляпе с белыми
перьями, Париж, 1920. Из коллекции Александра Васильева (4)

Киноактриса Ксения Десни в шляпе «цветок»
из черного тюля, Берлин, 1923. Из коллекции Александра Васильева (5)

Мисс Уилсон в фетровой шляпке-клош с венгерской вышивкой, Нью-Йорк, 1923. Из коллекции Александра Васильева (6)

Ольга Чехова в шляпке с розами, Берлин, 1924. Из коллекции Александра Васильева. (7)

Киноакриса Люси Дорейн в шляпке с плюмажем из
райских птичек, Берлин, 1927. Из коллекции Александра Васильева (8)

Киноктриса Анни Ондракова в фетровой шляпке,
Прага, 1929. Из коллекции Александра Васильева (9)
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930484789
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930488885
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930490677
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930494261
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930497077
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930501429
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930521397
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930543157
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930550325
30-е годы - период кризиса в экономике: закрывались банки, фабрики, заводы, росла безработица. Закрылись и все мастерские русской вышивки в Париже. Роскошь была не по карману большинству населения, поэтому и стиль 30-х годов претерпел изменения - женский костюм стал сдержанным, более строгим и рациональным. Женский идеал изменился: ценились деятельные, серьезные и, одновременно, женственные образы. Как раз - в духе Коко Шанель, талант которой проявился в это время в полной мере: она всегда проповедовала строгость и элегантность.
Эксперименты с длиной юбок закончились: в 30-е годы они удлинились сначала до середины икры, затем стали до щиколотки. Очень популярны были платья темных цветов с белыми воротничками, в летних моделях - с рукавами - фонариками, крылышками. Появились широкие плечи.


На фотографиях ниже иллюстрации из журналов мод 30-х годов 20 века:
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930784821
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930786101
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930790197
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930794805
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930797365
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930800693
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930806069
Мода 30-х годов в вечерних нарядах отличалась царствованием неоклассицизма, для которого характерны платья с драпировками. На создании драпированных платьев специализировались Жан Дэссе, салон "Аликс Бартон", Жермен Кребс (в будущем мадам Грее), но больше всех прославилась своими разработками в этой сфере Мадлен Вионне.Мадлен Вионне называли "архитектором костюма": она славилась виртуозностью - иногда платья имели только один шов, а блузка держалась на одном бантике! Ее платья были потрясающе красивы, причем, зачастую, состояли всего из одного куска ткани. К ее достижениям можно отнести изобретение горловины-хомута, воротника-трубы, а также деталей кроя в виде треугольников, прямоугольников и ромбов. Ее модели часто подражали античным одеждам, имея сходство не только за счет драпировок и плиссировок, но и благодаря их пластике. Мадлен Вионне закрыла свой Дом моды в 1939 году в связи с войной, а потом прожила еще 36 лет в полной безвестности.
Отличительной чертой женской моды начала 30-х годов становятся длинные облегающие платья, скроенные по косой. В моде танцы — свинг, румба, танго и фокстрот. В искусстве – кубизм и ар-деко. На первое место, как в моде, так и в дизайне выступает функционализм. Хотя крой по косой изобрела Вионне, все модельеры его быстро подхватили и стали использовать в своих коллекциях. Теперь платье, скроенное подобным образом, эффектно подчеркивало фигуру своей обладательницы, а за счет глубоких декольте на спине и вырезов, а также бретелей его можно было одевать через голову. Если мероприятие требовало длинного рукава и закрытого декольте, то поверх платья одевали болеро. Изысканным и дорогим дополнением служили меховые пелерины и палантины.

На фотографиях ниже иллюстрации из журналов мод 30-х годов 20 века:
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856930953269
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931200309
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931204917
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931209781
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931215669
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931220277
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931223605
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931230773
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931235637
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931237173
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931240757
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931243317
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931250741
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931257141
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931269429
Силуэт платьев значительно меняется: мы снова видим подчёркнутые (но не утрированные!) грудь и талию, появляется очень много женственных (но, на мой вкус, несколько "девочковых") деталей. Как если бы платье для семилетней барышни удлинили до полу, но все бантики и воротнички оставили на месте. Однако в 30-х мы видим также много элегантных и лаконичных работ с применением виртуозного кроя по косой, который придавал пластичность и изящество силуэту.

На фотографиях ниже женские платья 30-х годов из коллекции костюмов Александра Васильева с выставки "Мода за железным занавесом".
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932489269
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932490549
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932493109
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932494133
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932496949
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932502069
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932506165
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932509493
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932512565
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932515893
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932517429
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932519733
Огромную роль в моде 30-х годов имели аксессуары: в кризисное время для многих женщин их покупка была единственным вариантом обновления внешности. Необычайно популярны в этот период были шляпки, перчатки, сумочки, причем хорошим тоном считалось их совпадение по цвету. Шляпок было великое множество: "таблетки", береты, шляпы с полями и др.

На фотографиях ниже:
Киноакриса Анна Стен в широкополой шляпе из
гипюра, Берлин, 1931. Из коллекции Александра Васильева (1)

Фотомодель Леди Абди в шляпе с колосьями,
Париж, 1933. Из коллекции Александра Васильева (2)

Модель в дамском цилиндре из вуали в горошек,
Нью-Йорк, 1938. Из коллекции Александра Васильева (3)
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931375413
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931379765
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931383861
Обувь дам стала более массивной, в моду вошли клинообразные каблуки.

На фотографиях ниже иллюстрации из журналов мод 30-х годов 20 века:
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931854133
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931856693
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856931857461
В это время осторожно в женскую моду входят брюки, пока только в качестве одежды для спорта и отдыха. Прогулочные брюки привились благодаря рекламе, сделанной им Марлен Дитрих. Одной из форм спортивной одежды стали брюки-юбка.Кроме того, носили пляжные брюки, а также брюки для охоты, которые постепенно укорачивались, становясь предвестниками шорт.

На фотографиях ниже:

Марлен Дитрих на прогулке (1)
Модный летний костюм с блузкой и шортами (2)
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932111157
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932114485
В заключении темы расскажу немного об историке моды Александре Васильеве, фотографии из архива которого я использовала в этой заметке.
Александр Васильев выпустил более 40 книг на разных языках, посвящённых истории моды; является продюсером документальных фильмов, преподавателем и вдохновителем различных модных проектов. Он выступал с лекциями и проводил семинары, посвящённые моде, по всему миру.
Начало коллекции Фонда Александра Васильева, насчитывающей более 500 костюмов, 3000 аксессуаров и объёмный фотоархив, было положено уже в середине 1970-х годов, когда Васильеву было только 16 лет. На момент зарождения коллекции в Советском Союзе отсутствовал легальный рынок антиквариата, и потому поиск и приобретение экспонатов требовали большой смелости.

Страсть коллекционера родилась у Васильева дома: его родители, будучи театральными деятелями, обладали замечательным собранием живописных портретов и фотографий, и поддержали начинание молодого Васильева как морально, так и материально. Важную роль сыграла и его тётя Ирене, связанная с труппой Сергея Дягилева. Некоторые вещи из её личного гардероба находятся ныне в его коллекции.

Александр Васильев страстно увлечён пополнением своей коллекции, регулярно посещая блошиные рынки и аукционы в разных странах. Ему удалось приобрести уникальные экземпляры: например у посла Сербии в России он приобрёл комплект национальных головных уборов – кокошников. На сегодня Александр Васильев владеет одной из самых крупных частных коллекций русского исторического костюма. В его богатейшем собрании костюмов находятся экспонаты начиная с XVIII века до тридцатых годов прошлого века. Выставка его коллекции ар-деко прошла в Париже, Сиднее, Гонконге, Токио, Стамбуле, Москве, Риге, Вильнюсе и Каунасе.
БЛЕСК И МАГИЯ АР-ДЕКО. - 856932281653

Комментарии

  • 22 июн 2017 09:00
    #u622e2f4a86s##u75d8c2c93bs##u9b079b0736s#
  • 22 июн 2017 10:07
    Ирочка, спасибо за интересную, познавательную заметку! С огромным удовольствием смотрела такие очаровательные наряды! Все очень понравилось!
  • 22 июн 2017 11:33
    С Вами увлекательно путешествовать в прошлое...Замечательно, спасибо!!!
  • 22 июн 2017 11:39
    Изящный,женственный и всегда современный стиль ! Спасибо,Ирочка за прекрасный материал !
  • 22 июн 2017 13:42
    Очень интересно!
  • 22 июн 2017 13:49
    Необыкновенно интересный материал об истории создания моды на женскую одежду 20-40 годах прошлого века! Мне это тем более было интересно, что мои родители жили именно в этот период! А поскольку семья не была богатая, то конечно таких шикарных вечерних платьев никогда у мамы не было. Но силуэты моделей мне знакомы по старым маминым платьям,  украшенным вышитыми или связанными крючком ажурными воротничками, манжетами. Шили сами, вязали сами. Сменой воротничков и манжетов на другие, связанные другим рисунком, освежали свое платье! Головной убор был маленькая шляпка или маленький берет, такого фасона,  как показывалось в немых  фильмах. На ножках были фильдиперсовые чулки, которыми очень мама дорожила! После прочтения этой заметки достала фотографии родителей и ещё раз убедилась, что моя память не подвела! Дорогая Ирочка! Огромное спасибо за интересный экскурс в прошлое, включая прошлое моих родителей!⚘⚘⚘
  • 22 июн 2017 14:35
    Спасибо. Ира!  интересно, увлекательно.. Хочется на себя примерить шляпку. платье..и почувствовать ту загадочную  эпоху....
  • 22 июн 2017 15:53
    Великолепно ! Потрясающе исчерпывающе ! Спасибо , Ирочка - милая наша просветительница !
  • 22 июн 2017 17:37
    Вечерние наряды - сама элегантность. Линии этих силуэтов перекочевывают из года в год по сей день и делают женщин необыкновенно изящными. Особое спасибо за фото А. Васильева. Храни Вас Господь, Ирина.
  • 23 июн 2017 10:45
    Фото недоступно
  • 24 июн 2017 02:25
    Женственно, элегантно, совершенно восхитительно! Спасибо, Ирочка! И вот что любопытно: русскоязычные эмигранты внесли значительный вклад в европейскую моду того времени - и дома моды открывали, и великолепными манекенщицами были, со своим неповторимым стилем, и ювелирные украшения создавали!  Да и литературу, и в живопись, и в музыку того времени внесли огромный вклад! И как быстро все это забывается... и по-прежнему мы для них темные и дремучие... Да, прав был Ф.М.Достоевский - им нас не понять никогда!
  • 24 июн 2017 03:50
    Очень интересно и познавательно, счастливы те,  кому удается побывать на его выставке.
  • 24 июн 2017 15:05
    Ирина.....просто нет слов!!! Я с таким удовольствием рассматривала аж все детальки....Неужели это всё ушло и больше никогда не вернётся.....судя по сегодняшней...даже "моде" сказать, язык не поворачивается. Очень много нового и забытого узнала из такой интересной, тщательно подготовленной темы!!!   Спасибо, наш ПРОСВЕТИТЕЛЬ!!! :-$
  • 24 июн 2017 16:37
    Очень интересная подборка ,спасибо!
  • 25 июн 2017 00:02
    gif
    gif