28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье лепщика родился Александр Михайлович Опекушин.

Крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом и талантом еще во времена крепостного права в Росийской Империи смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором - Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей...
А умер в государстве "победившего пролетариата" при власти рабочих и крестьян 4 марта 1923 года совершенно забытый всеми в ужасающей нищете.
Ремесло каменотесов, лепщиков и штукатуров издавна было традиционным отхожим промыслом среди крестьян уезда, где родился Александр Михайлович Опекушин. Талантливым лепщиком был отец Александра – Михаил Евдокимович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу.
Заметив рано проявившиеся творческие способности сына, отец получил у своей помещицы Е.В.Ольхиной разрешение на его учебу в Петербурге.
В сопровождении двоюродного дедушки Луки Афанасьевича Саша в 1850 году отправился в российскую столицу. В Петербурге отец устроил Сашу в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств.
Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.
Потом за три года вместо пяти он заканчивает известную мастерскую Д.И.Иенсена, ученика датского скульптора Б.Торвальдсена, где его обучают искусству орнамента, и переходит к изучению скульптуры. В то время Опекушину было 17 лет.
По окончании мастерской Александр Михайлович оставлен Иенсеном в качестве помощника для работы по скульптурному оформлению петербургских дворцов и особняков.
20 марта 1859 года, при содействии учителя Александр на скопленные с большим тщанием 500 руб. получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную.
Как ученик академика Д. И. Иенсена в 1859—62 продолжил обучение в скульптурном классе при Императорской Академии художеств, руководимом Давидом Ивановичем. 1862 стал поворотным в жизни молодого скульптора. Ученый совет Академии художеств неожиданно присуждает Опекушину малую серебряную медаль за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово».
В этом же году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает никому не известного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде.
По замыслу Микешина это был огромный колокол, призванный благовестить потомкам о героическом прошлом России. По количеству изображенных фигур памятник является самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства.
В его создании участвовали академик Р.К.Залеман, М.А.Чижов, И.П.Шредер, Н.А.Лаверецкий. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение лишь одной фигуры – Петра I, стоящего со скрещенными руками. И надо признать, что фигура Петра, выполненная Опекушиным, оказалась одной из самых удачных.
В 1869 ему присуждается звание классного художника 2-й степени, а в 1870 - классного художника 1-й степени.
В 1872 Александр Михайлович получает диплом академика скульптуры за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого.
В этом же году за бюст Петра I и скульптурную группу русских моряков Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии наградило его большой золотой медалью.
В соавторстве с М. О. Микешиным Опекушиным создается известный дореволюционный памятник русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве.
Продолжение в комментариях ⬇️

Комментарии

  • Вс 19:00
    Деньги на его строительство были собраны моряками и жителями Николаева.
    В 1922 году памятник сняли, а на его место поставили памятник вождю революции.
    Микешин, замечательный художник, автор великолепных скульптурных портретов, но не слишком хороший лепщик, приглашает Опекушина и Чижова для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Матвей Афанасьевич Чижов лепит скульптуру Императрицы, а над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников – Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичарова - трудится Опекушин.
    16 августа 1889 года был открыт памятник М.Ю.Лермонтову, первый в России. Этому событию предшествовали долгие 18 лет, в течение которых по всей стране продолжался сбор средств для его создания. Статуя отлита в Петербурге из бронзы.
    Талант скульптора был многообразен. Им выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов.
    Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, больших серебряных блюд с чеканными изображениями и так далее.
    Среди работ Опекушина памятники Пушкину в Петербурге (1884), К.Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889).
    Наиболее грандиозными были памятники Александру II в Московском Кремле (1898) и Александру III близ храма Христа Спасителя (1912), демонтированные после Октябрьской революции.
    Александр Михайлович был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович. Содержать большую семью ему помогал постоянный доход от выполнения декоративных скульптур — его изделия украсили интерьеры многих московских особняков: Елисеева (Тверская улица, 14), Прове (улица Александра Лукьянова, 7), Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и др.; фасады театра Незлобина, Московского биржевого комитета (Здание биржи (Москва) — улица Ильинка, 6), Московской конторы Государственного банка (Неглинная улица, 12).
    С 1875 по 1918 год семья Опекушина жила в Санкт-Петербурге по адресу: Каменноостровский проспект, 52. Его собственный дом, первоначально двухэтажный, был построен в 1877—1878 годах архитектором А. С. Лыткиным, сотрудником скульптора. Впоследствии дом неоднократно перестраивался. Рядом с ним стоит небольшое кирпичное здание — мастерская Опекушина. В отличие от жилого дома, мастерская Опекушина сохранила облик 1900-х годов. Она по-прежнему используется как скульптурная мастерская.
    Осенью 1919 года при содействии А. В. Луначарского, полностью ограбленный, больной и нищий, А. М. Опекушин вместе с дочерьми за государственный счёт был отправлен в Ярославскую губернию к двоюродной сестре. Затем, в селе Рыбницы, священником отцом Иоанном им был предоставлен дом в бесплатное пользование, с продовольствием помогали местные жители.
    В начале 1923 года А. М. Опекушин простудился, заболел воспалением лёгких и 4 марта скончался. Похоронен на кладбище возле Спасской церкви села Рыбницы, где был когда-то крещён; только в 1972 году здесь появилась скромная надгробная плита, а в 2012 году — надгробие из чёрного полированного гранита с надписью: «Великому скульптору от благодарных потомков».
    https://vk.com/wall-216286676_424157