АНДРЕЙ РУБЛЁВ

Андрей Рублев — первый русский художник, которого причислили к лику православных святых. Он создал собственную иконописную школу и отступил от византийских художественных канонов.
Кроме икон, Рублев создавал настенные росписи храмов и занимался книжной иллюстрацией: его миниатюрами украшено старинное Евангелие Хитрово.
Однако самой знаменитой работой Рублева стала икона «Троица», которую сейчас признают шедевром во всем мире.
Историки предполагают, что Андрей Рублев родился около 1360 года, возможно, в Великом Новгороде или в землях Московского княжества.
При крещении ему дали другое имя — Андреем нарекли позднее, при монашеском постриге. Мнения историков о происхождении иконописца противоречивы.
С одной стороны, «рекло» — прозвище, прообраз современной фамилии — носили в то время только знатные и образованные люди.
С другой, прозвище Рублев произошло от слова «рубель» — так в старину называли приспособление для выделки кож.
Получить «рекло» от названия инструмента мог только человек из семьи ремесленников.
О детстве и юности Андрея Рублева также не сохранилось достоверных сведений. Вероятно, учиться живописи он начал, еще будучи мальчиком: в то время детей старались отдавать в обучение как можно раньше.
Около 1405 года иконописец постригся в монахи. Это произошло в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре, настоятелем которого был тогда игумен Андроник. Первое упоминание Андрея Рублева в исторических документах относится к 1405 году.
В «Троицкой летописи» среди событий этого года есть сведения о росписи домовой церкви московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского. «А мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев», — сообщал летописец.
По традициям того времени последним в списке мастеров упоминали самого младшего из артели. Однако сам факт, что Рублеву доверили такой почетный заказ и привели его имя в летописи, говорит о том, что к этому времени он уже считался опытным мастером. Иначе его произведения остались бы анонимными, как это произошло с работами большинства древнерусских художников.
В мае 1408 года, согласно той же «Троицкой летописи», Андрей Рублев и Даниил Черный приступили к росписи Владимирского Успенского собора, построенного в XII веке при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. К началу XV столетия храм сильно пострадал от ордынского нашествия, и по указу московского князя Василия I началось его восстановление. От работ Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском соборе сохранились фрагменты настенных фресок и часть иконостаса — одного из самых больших в России.

АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276819401

Роспись Успенского собора во Владимире — единственная сохранившаяся работа Андрея Рублева, год создания которой точно известен.
Иконы деисусного ряда, на которых изображен Христос, достигают в высоту 3,4 метра. Рублев опирался на византийские художественные традиции и московскую иконописную школу Феофана Грека, однако во многом отступал от них и по-своему трактовал образы Христа, Богоматери и святых.
Из фресок особенно интересен фрагмент с изображением Страшного Суда: Рублев написал не мрачную сцену наказания грешников, а праздник справедливости и вечной жизни, которая, по христианским представлениям, ожидает праведников.
Сейчас сохранившиеся иконы и фрагменты фресок хранятся в отреставрированном Успенском соборе, который входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

С начала ХХ века Андрею Рублеву приписывали Звенигородский чин — собрание икон, созданных по заказу звенигородского князя Юрия. Историки предполагают, что первоначально их было семь, и предназначались они для княжеского Успенского собора или Рождественской церкви Саввино-Сторожевского монастыря. Сохранились же всего три большие иконы — поясные изображения Спаса, апостола Павла и архангела Михаила. Исторических свидетельств, подтверждающих авторство Рублева или устанавливающих дату создания образов, не осталось.

Кроме создания фресок и икон Андрей Рублев занимался и иллюстрированием церковных книг. Он создал несколько рисунков к Евангелию Хитрово: его назвали так по имени владельца, боярина Богдана Хитрово. Рукопись конца XIV века была украшена изображениями Христа, Девы Марии и апостолов, но и рисованными заставками, инициалами в виде животных. Рублев написал для нее миниатюры апостолов-евангелистов — Луки, Марка, Иоанна и Матфея.
АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276526281
АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276526025
На отдельных листах он изобразил и символы евангелистов: быка, льва, орла и ангела. До того в русских Евангелиях эти символы не помещали на отдельных страницах: их вплетали в орнамент, окружавший текст, или делали их частью других иллюстраций.
АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276503497
АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276503241
До начала ХХ века Евангелие Хитрово, помещенное в богатый оклад, хранилось в Троице-Сергиевой лавре, затем его передали Российской государственной библиотеке.

Ранние образцы рублевской иконописи соответствуют общим правилам, которых придерживались мастера того времени. На православных образах XIV–XV веков принято было изображать суровые и аскетичные лики с характерными византийскими чертами: большими глазами, высоким лбом, прямым носом и тонкими губами.
Мастера использовали в основном сдержанные, темные цвета: темно-красный, коричневый, охристо-желтый.

В более поздних работах Андрей Рублев отошел от канонов иконописи. Он часто пользовался светлыми, легкими красками — золотисто-желтой, светло-голубой, розовой.
Лики на его иконах приобрели славянские черты — мягкий округлый овал лица, светлые волосы и глаза, широкий лоб. Изменились и выражения лиц: рублевские ангелы и святые стали радостными, одухотворенными, на некоторых ликах появились чуть заметные улыбки. Иконописец часто пользовался приемом лессировки — поверх основного слоя краски наносил еще один, полупрозрачный, на котором выписывал тонкие детали.
Такая техника позволяла создать плавные линии и сгладить переходы цвета.

Андрей Рублев приступил к созданию самой известной своей работы — иконы «Троица» в 1411 или 1425–1427 годах.
Такая расплывчатая датировка связана с тем, что неизвестно, для какого именно храма предназначался образ: раннего деревянного собора Троицкого монастыря или же построенного на его месте каменного.
В первом случае икону могли просто перенести в новый храм, во втором — иконописец работал над ней одновременно со всеми остальными образами иконостаса.
За основу «Троицы» (второе название образа — «Гостеприимство Авраама») Рублев взял ветхозаветный сюжет о праотце Аврааме, которому явились три ангела под видом странников.
Авраам и его жена Сарра встретили их с почтением, омыли ноги по древнему обычаю, закололи для них тельца и пригласили за стол. Ангелы же предсказали пожилым бездетным супругам, что у них родится сын, а сам Авраам станет родоначальником целого народа.

Андрей Рублев отказался от многих деталей, которые принято было изображать по канону: на иконе отсутствует Сарра, нет сцен омовения ног гостям и заклания тельца, а ангелы не трапезничают, а беседуют. Фигуры ангелов образуют подобие круга, взгляд не останавливается на одной из них, воспринимает все три целиком: так иконописец воплотил христианское представление о триединстве Бога.
АНДРЕЙ РУБЛЁВ - 927276642249

Для «Троицы» автор выбрал яркие, чистые краски — более насыщенные, чем в ранних работах. Он написал фон золотисто-желтым, одежды ангелов — розовым, зеленым и ярко-голубым. Голубая краска — ляпис-лазурь — в то время была редкой и дорогой. Оттенок, которым пользовался иконописец, позднее назвали «рублевским голубцом».

До революции 1917 года икона «Троица» хранилась в Троице-Сергиевой лавре. С конца XVI до начала ХХ века она была помещена в золотой оклад, из-под которого видны были только лица и руки ангелов.
В 1904 году иконописец Василий Гурьянов занялся ее реставрацией: снял потемневшую олифу и поздние слои краски, которыми подновляли первоначальный образ, а затем записал ее заново.
Впоследствии гурьяновский слой также сняли, оставив только работу самого Андрея Рублева. Сейчас «Троица» хранится в Третьяковской галерее.
Между 1422 и 1427 годом Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным руководил артелью иконописцев, которая расписывала Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. Затем Рублев поселился в московском Спасо-Андрониковом монастыре и занялся росписью Спасского собора.
В январе 1430 года иконописец скончался. Его похоронили на территории монастыря.

В 1947 году ученые Игорь Грабарь, Петр Барановский, Павел Максимов и Николай Воронин основали в Андрониковом монастыре Музей имени Андрея Рублева.
В 1985 году его переименовали в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. У входа установлен памятник иконописцу работы скульптора Олега Комова.
В 1988 году Русская православная церковь канонизировала Рублева в лике преподобных святых.

https://www.culture.ru/persons/9638/andrei-rublev

Комментарии

  • 3 фев 2022 15:03
    Интереснейшие сведения и свидетельства! Спасибо
  • 3 фев 2022 15:09
    Прочла с удовольствием, спасибо, трогала и прикасалась к росписям Рублева в Успенском соборе г.Владимир, от них веет святостью и таинством.
  • 3 фев 2022 15:32
    Спасибо
  • 3 фев 2022 16:13
    ВОСТОРГ! СПАСИБО ТАНЕЧКА!
  • Комментарий удалён.
  • 3 фев 2022 16:56
    Таня , Вы такие интересные посты выкладываете- познавательные, не избитые...Спасибо!
  • 3 фев 2022 17:20
    Спасибо, Татьяна.
    Хорошо сыграл в фильме А. Тарковского "Андрей Рублев" главную роль Солоницын и запомнились Слова иконописца о христианской любви.
  • 3 фев 2022 19:30
    Была в командировке в Вологде, но выходные были для души. Отправились в Кирилло-Белозёрский монастырь, вдруг по пути увидели с левой стороны старинную церковь с колокольней.
    Заехали туда и увидели как выпускники художественных ВУЗов трудились над восстановлением стариеных росписей.
    Привыкшие к городским условиям жизни эти юноши и девушки ( а это была поздняя осень ) самозабвенно трудились на лесах над каждым сантиметром росписи. Конечно в Монастырь мы уже не успели, но нисколько не жалею. Я видела счастливых людей, возвращающих людям КРАСОТУ!
  • 3 фев 2022 20:03
    Хорошая просветительская работа. Браво!  Жаль, что очень не многим это интересно...
  • 3 фев 2022 20:35
    Спасибо большое, Вячеслав) Но я  не ориентируюсь на вкусы большинства, изначально предупреждаю, что публикую то, что интересно мне самой. Вот такая я эгоистка)
  • 3 фев 2022 20:55
    Я за такой эгоизм обеими руками...Живопись Древней Руси - это моей увлечение на протяжении уже более сорока лет... Понимание древнерусской живописи весьма сложно... Но это зависит от того, что или кто является предметом твоего изучения... Но не менее интересны исторические события, персонажи, окружавшие творчество того или иного иконописца... Вам удалось, в таком формате, очень интересно донести творчество Андрея Рублева... Поздравляю и успехов Вам на этом поприще!
  • 3 фев 2022 23:38
    В таком случае, Вы знаете о живописи Древней  Руси и иконописцах неизмеримо больше, чем я, Вячеслав. Благодарю Вас за добрые слова и пожелания для меня)