Стальной антиквариат на улицах города.

---
Рязанско - Уральская железная дорога пришла в Балашов в 1894 году, Юго - Восточная на год позже - в 1895. Технология изготовления рельсов в то время позволяла их эксплуатировать только 3 - 4 года. Старые рельсы шли на переплавку, перековку, использовались как строительный и столбовой материал.
На старых открытках с видами города до 1917 года все столбы (освещения, телефонные и телеграфные) вкопаны в землю без всяких подпорок. На фотографии 1928 года видны столбы, опирающиеся на вкопанные в землю рельсы (подпаски). Это позволило не соприкасаться дереву с землей и меньше портиться.
Эти рельсы подпаски установлены на столбах в разных районах города. Столбам, наверное, не меньше 100 лет, а вот рельсы гораздо старше. На всех рельсах ставили клейма с сокращенным названием завода производителя, датой изготовления и , часто, названием железной дороги, для которой изготовлены эти рельсы.
Клеймо на рельсе - "А.Ю.Р.З.Б.О. V111 96" - Александровский Южно - русский завод Брянского общества (Екатеринослав, Днепропетровск), изготовлен в августе 1896 года. На фото рельсы 1892, 1894, 1906 годов производства.
Клеймо на рельсе - "А.Ю.Р.З.Б.О. V111 96" - Александровский Южно - русский завод Брянского общества (Екатеринослав, Днепропетровск), изготовлен в августе 1896 года. На фото рельсы 1892, 1894, 1906 годов производства.

Самый старый рельс - Демидовского Нижне Тагильского завода, выпущенный в декабре 1877 года !!! Он служит как направляющая для лестницы на станции Балашов.
Фотография А. Неудахина.
Фотография А. Неудахина.
Клеймо на рельсе "Демидова Н.Т.З. 1 МЦА 1893 СТАЛЬ" - Демидовский Нижне Тагильский завод, изготовлен в январе 1893 года, материал - сталь.
Клеймо на рельсе "Демидова Н.Т.З. 1 МЦА 1893 СТАЛЬ" - Демидовский Нижне Тагильский завод, изготовлен в январе 1893 года, материал - сталь.

Демидовские рельсы встречались 1904 и 1918 годов изготовления. На одном из них буквы КЖД. Возможно рельс был изготовлен для Кахетинской железной дороги.
Практически все рельсы - подпаски в городе "антикварные". Их размер по высоте гораздо меньше современных - около 10 см.
Клеймо на рельсе "НАДЕЖД. ЗАВ. Н.К." -  Надеждинский завод. "ОПЗ 92  1Х  Р.У.Ж.Д." - Путиловский завод , Санкт - Петербург, изготовлен в ноябре 1892 года по заказу Рязано - Уральской железной дороги.
Клеймо на рельсе "НАДЕЖД. ЗАВ. Н.К." - Надеждинский завод. "ОПЗ 92 1Х Р.У.Ж.Д." - Путиловский завод , Санкт - Петербург, изготовлен в ноябре 1892 года по заказу Рязано - Уральской железной дороги.

Самая рельсо - антикварная улица в Балашове бывшая Малое Отчуждение. Сейчас, конец ул.Орджоникидзе.На каждом столбе подпасок старинный рельс. Первый же встреченный оказался немецкого концерна KRUPP 1878 года изготовления.
Рельсы немецкого концерна KRUPP, 1878, 1879 годов изготовления.
Рельсы немецкого концерна KRUPP, 1878, 1879 годов изготовления.
Клеймо на рельсе "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО 1992 год". Производство завода  князей Белосельских-Белозерских, г. Катав-Ивановск, расположенный в горнозаводской зоне Южного Урала.
Клеймо на рельсе "К.З. КН. БѢЛОСЕЛЬСКАГО 1992 год". Производство завода князей Белосельских-Белозерских, г. Катав-Ивановск, расположенный в горнозаводской зоне Южного Урала.
Клеймо на рельсе "Р.Б.М.О. Х  1909  СТАЛЬ" - Петровский завод Русско - бельгийского металлургического общества, г. Енакиево.  "Т.М.О.  V  1901 РУЖД" - Завод Таганрогского металлургического общества, произведено в мае 1901 года для Рязано - Уральской ж.д.
Клеймо на рельсе "Р.Б.М.О. Х 1909 СТАЛЬ" - Петровский завод Русско - бельгийского металлургического общества, г. Енакиево. "Т.М.О. V 1901 РУЖД" - Завод Таганрогского металлургического общества, произведено в мае 1901 года для Рязано - Уральской ж.д.

Недалеко от вокзала на тротуаре находится столб с двумя рельсами - подпасками. Один рельс завода KRUPP, другой - BAYLEY & DIXON LD SHEFFIELD STEEL. Надписи едва различимы. Английский рельс с четким клеймом находится на территории станции, используется как направляющая для лестницы.
Фотография А. Неудахина.
Фотография А. Неудахина.
Есть рельсы с частично сохранившимися клеймами - только с обозначением для кого они произведены.
Клеймо "ЮВЖД" - Юго - восточная железная дорога.
Клеймо "ЮВЖД" - Юго - восточная железная дорога.
В городе встречаются рельсы с клеймами заводов и датами производства после 1917 года
Клейма на рельсах  "ГЗИТП 26 ХI " - Государственный завод им. Петровского, Днепропетровск,  "РГЗ IV 33" - Орджоникидзевский металлургический завод, Енакиево, "ЮГОСТАЛЬ ДГЗ  1930 VIII" - Государственный завод им. Дзержинского, Днепродзержинск.
Клейма на рельсах "ГЗИТП 26 ХI " - Государственный завод им. Петровского, Днепропетровск, "РГЗ IV 33" - Орджоникидзевский металлургический завод, Енакиево, "ЮГОСТАЛЬ ДГЗ 1930 VIII" - Государственный завод им. Дзержинского, Днепродзержинск.
Рельс 1948 года с клеймом "ЕГЗ "Орджоникидзевского металлургического завода( Енакиево) используется как столб для ворот. Ну и куда же без имени Сталина.
Клеймо на рельсах"КМК им. СТАЛИНА" Кузнецкий металлургический комбинат, Кузнецк.
Клеймо на рельсах"КМК им. СТАЛИНА" Кузнецкий металлургический комбинат, Кузнецк.
Встречаются рельсы 50-х, 60-х годов производства. Практически все опоры под газовые трубы в районе вокзала выполнены из них.
В центре города стальной антиквариат иногда торчит посреди улицы.
Стальной антиквариат на улицах города. - 967990021459
Такое количество разнообразных рельсов (11 марок выпуска до 1917
года) могло бы составить отличную экспозицию в музее, как, например, на фото ниже.
Стальной антиквариат на улицах города. - 967990068563

Комментарии