8 июл 2023

Она бывает резкой, несдержанной.

Может выругаться матом, послать куда подальше. Но потом успокоится и будет говорить тихо, почти шепотом. Уставшим голосом.


Когда-то Светлана Крючкова за лето читала по 5 сценариев, выбирая, у кого из режиссеров сняться; была ведущей актрисой в лучшем питерском театре, у Товстоногова. Теперь отдает предпочтение музыкально-поэтическим вечерам. Последний состоялся в июне в Париже — в Российском Духовно-культурном православном центре. И был посвящен юбилею Марины Цветаевой.
К сожалению, в БДТ сейчас — всего два спектакля. Последний фильм с ее участием — «Шерлок Холмс», где она сыграла королеву Викторию, вышел четыре года назад. И только болезней меньше не становится.

Два года назад, вскоре после юбилея, врачи поставили Светлане Николаевне страшный диагноз и.... отказались лечить. Пришлось срочно ехать за границу. С финансами тогда помогли фонд Евгения и Марии Мироновых и фонд Никиты Михалкова. Смертельная болезнь отступила. Актриса по-прежнему может радовать своими работами поклонников. Хотя, по правде говоря, недуги преследуют Крючкову многие годы. У нее были спектакли, фильмы, большой успех. Она выходила замуж и рожала детей. А здоровье частенько подводило. И, похоже, именно скопившаяся усталость от болезней отразилась на характере. Мы встречались с актрисой в Петербурге. Приехали с фотографом. А она вдруг категорически отказалась сниматься. И потом в разговоре не раз раздражалась — в интервью хорошо «слышно» ее голос. Она просто была сама собой. Настоящей.

Абсолютно здоровый человек не может быть мудрым, он значительно глупее больного.
— СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА
Абсолютно здоровый человек не может быть мудрым
Татьяна Уланова, АиФ.ru: Светлана Николаевна, вы чего-нибудь боитесь сегодня?

Светлана Крючкова: Болезни, немощи. Боюсь, что детей не дотащу... Больше ничего. Успокаиваю себя тем, что, как говорил Гога (Георгий Товстоногов, — Ред.), болезнь дается человеку во благо. Болезнь. Но не немощь. Абсолютно здоровый человек не может быть мудрым, он значительно глупее больного.
Она поступала в театральный институт трижды. На третий раз выдающийся педагог школы-студии МХАТ Василий Петрович Марков наконец-то смог её разглядеть.
Светлану Крючкову не приняли, Маргариту Терехову не приняли, Ролана Быкова не приняли.
Наверное, у множества гениально одаренных молодых людей не хватило силы духа и терпения, чтобы прошибить лбом стенку.
У Крючковой, на наше счастье, хватило.
Невозможное представить себе русского кино и театра без неё.
— Болезнь дает человеку мудрость?
— Да. Только человек перестрадавший знает цену многим вещам.

— Не слишком ли высока цена мудрости?

— А понимание, познание и не дается просто. Много знать — страшно. Мне вообще кажется, Бог забирает тех, кто что-то такое знает... Не надо понимать слишком много.

— Немощь сильно страшит вас?

— Конечно. Потому что влечет за собой беды для моей семьи. Когда Юра (Векслер — известный кинооператор, второй муж Крючковой. — Авт.) получил первый инфаркт, к нему в больницу пришли три человека. Все! И после этого полгода — никаких звонков. Режиссер Виталий Мельников тогда собирался снимать очередной фильм, пригласил Юру, но я настояла, чтобы он отказался — нужно было отдохнуть. К чести Виталия Вячеславовича, он не взял другого оператора, а полгода ждал Юру. Но это редчайший случай!

— Вам пришлось пережить безденежье, голод, работу в ночную смену на заводе. Вы дважды побывали на том свете... Кажется, после такого уже ничего не страшно.

— Так ведь я не за себя боюсь. Как поет Вероника Долина: «Худо мне, тетя, и страшно за детей...» Страшно, потому что, если нет родителей, никто не поможет. Я это знаю по старшему сыну. Когда у него умер отец, никакие друзья не помогли. Ни рублем, ни протекцией, ни добрым словом.
Светлана Крючкова всегда и на всех производит впечатление незаурядной крупной личности. Сильной, умной, независимой. Не приемлющей поражения. Это не всем нравилось. И в жизни, и на сцене, и на экране. Ей, кажется, ни разу не приходилось играть женщину легкую, без конфликтную, простую. Простую не в социальном смысле, а в смысле внутренней организации. Даже когда она играет полу-идиоток, в них все равно читается личностная мощь. И кем бы ни были женщины, которых она играла, они всегда были царственны . Можно вспомнить величественную Анну Ахматову из фильма «Полторы комнаты»,
или полубезумную бабушку из фильма «Похороните меня за плинтусом», невероятную Нину из «Родни» или Мохову из «Утомленных солнцем», потрясающую тётю Песю из «Ликвидации".
— Сильно надеялись на друзей?

— Я всегда надеюсь, что человек — это человек. Но... Помогли, как всегда, те, от кого не ждешь. Мне нужно было лечь на операцию, исход которой был неизвестен, и хирурги сказали, чтобы я оставила завещание (Митя был еще маленький). Я написала письмо в Ленинградское отделение Союза кинематографистов с просьбой выделить сыну пенсию до исполнения 18 лет. Мне отказали. И тогда Лена Драпеко, с которой мы не были близки, дала деньги, а Говорухин и Михалков оформили Мите небольшую пенсию, которая три года приходила ему из Москвы. Мне кажется, Станислав Сергеевич вообще на любую беду откликается, всегда. А те друзья, которые бывали у нас в доме, не помогли. Не хочу называть фамилии, они очень известные и уважаемые люди.

— Они перестали быть вашими друзьями?

— Безусловно. Но Бог им судья.

— Безденежье тоже пугает?

— Конечно. Хотя мне-то лично плевать — моя жизнь прожита. Я уже даже к своей внешности отношусь достаточно наплевательски. А вот дети, дети...

Я так устроена, что для себя жить не умею. Если не о ком заботиться, жизнь для меня теряет всякий смысл.
— СВЕТЛАНА КРЮЧКОВА
— Но вы же лицом работаете. Так ведь и не у дел можно остаться.

— Какое Бог дал лицо, такое оно и есть. Я же так устроена, что для себя жить не умею. Если не о ком заботиться, жизнь для меня теряет всякий смысл. Я никогда не занималась собой, менять, подтягивать лицо не собираюсь. Вообще это грех, мне кажется. Не надо менять облик, который дал Бог. Он тебя может не узнать и послать тебе совсем другую судьбу, не твою. Надо жить естественным образом. Всему свое время. Время пускать корни, тянуть стебель, увядать. Природу не обманешь. Можно раскрасить лепестки, но они все равно будут увядшие.
У актрис этого уровня и ранга не может быть ощущения счастливой актерской судьбы. Просто потому, что на них шедевров не напасешься.
То, чего недодала ей судьба, она «добирает» сама – читая стихи, доигрывая в них и высокую любовную лирику, так по-настоящему и не сыгранную ею в кино и на сцене, и чистую высокую трагедию, к которой она прикоснулась в своих ролях только краем.
— Из-за чего вы можете выругаться матом?

— Из-за балбесов. Ленивых, непрофессиональных, недисциплинированных, несобранных. Раз скажешь, два, три, четыре, десять... На одиннадцатый уже идет мат. Ну, что можно сказать, если человек с перепоя берет дорогую камеру и роняет ее на сцене?.. «Не капайте расплавленным оловом на голову?» А для моей героини Лени Риффеншталь камера была — все: семья, дети, муж. Я работаю с ней весь спектакль, а этот разгильдяй ее разбивает!..

Когда-то и я была безответственной. Но каждому возрасту соответствует определенный стиль поведения. В 20 лет пьяная девочка — еще терпимо, в 60 пьяная старуха — омерзительно! Помните у Пушкина: «Смешон и ветреный старик, смешон и юноша степенный...»?

Спектакль «Марлен» (о Марлен Дитрих и Лени Риффеншталь) Светлана Крючкова играла в Москве. «Для души» — говорила она. Даром что тогда в столицу ездили и Басилашвили, и Фрейндлих... «Значит, город — дурак, если, имея у себя талантливых артистов, не использует их, а отпускает работать в Москву», — объясняла Светлана Николаевна. Хотя понятно было, что дело не столько в городе, сколько в БДТ. В течение нескольких лет у ведущей актрисы театра не было ни одного спектакля. И только когда нужно было представлять БДТ, ее звали. Как звали Олега Валерьяновича, Алису Бруновну...
— Обидно, когда с кем-то сравнивают?

— Да ничего мне уже не обидно! Таня!... Меня уже волнуют проблемы жизни и смерти. Я давно ни на кого не обижаюсь.

Многие думают: ну, толстая и толстая — какая разница: Гундарева, Крючкова, Усатова... А у режиссеров некоторых еще лучше мнение: толстая — значит, глупая. Да нет, дорогие! Толстая — как правило, умная. Каждая из нас занимает свое место. У каждой — своя публика. И если одну артистку берут на роль, а другую — нет, это не значит, что одна лучше другой. Просто так решил режиссер. Вот Карен Шахназаров снимал «Яды, или Всемирная история отравлений». Звонит его ассистентка: «Светлана Николаевна, мы вас приглашаем на кинопробы». — «Простите, не поняла». — «Карен Георгиевич хочет попробовать». На следующий день по моей просьбе звонит Шахназаров. Спрашиваю: «Карен, я не поняла, что ты собираешься пробовать? У меня 80 фильмов. Давай мы с тобой договоримся: тебе подходит такой психофизический тип, как я, или нет?..» У нас много артисток моего возраста, чуть старше. Хороших, но других. Есть Лида Шукшина, Галя Польских... Но устраивать артистке в моем возрасте пробы — это дикость.
Где живет мой дар перевоплощения?

Внутри. Как у Марины Ивановны Цветаевой сказано: "Все в чреве..." Интуиция, Саша, чрево. Я очень внимательно слушаю, что мне говорит режиссер. Очень внимательно…

Когда я в свои 35 или 40 лет что-то делала, и у меня не очень получалось, я всегда вспоминала Никиту. Он говорил: "Что получилось, то и хотели". Он искусство всегда сравнивал с любовью.

Режиссер и артист, это два голых человека в закрытой комнате. Если они не будут друг с другом абсолютно свободны, абсолютно искренны и раскрыты, "ребенок не родится". Роли не получится. И нельзя во время близости говорить: подвинь ногу, пожалуйста. Ой, ты мне наступил на руку. Это же сразу все убивает. Должна быть тишина, и все должно происходить на тончайшем уровне понимания.

Только тактильное, только то, что чувствует твое нутро, твоя душа. Только глаза. Молчи, не говори ничего…

И тогда это будет нежно, и тогда это будет глубоко. Это будет нечто такое, чему названия нет, и земля уходит из-под ног. Вот так должны работать режиссер и артист.

Только такой уровень понимания. Другое мне неинтересно.

Снова вспоминаю Цветаеву: "Если голос тебе, поэт, дан, остальное - взято".

Бог никогда не дает все одному человеку. Дал талант - забрал здоровье. Дал здоровье - значит, с детьми будет что-то плохо. Будут какие-нибудь неудачные, в смысле человеческих качеств. Дал хороших детей, здоровье - нет таланта. Дал тебе замечательного мужа любящего, значит, что-то будет в другом месте не так.

Талант - это банковский кредит. Тебе дали, но если ты не будешь отрабатывать проценты каждый день, этот талант у тебя заберут. Надо работать. Это такая плата, ты должен работать. Работать честно…

Знаешь, к чему я пришла? Теперь ты никогда не узнаешь, что у меня внутри в душе. Если ты пришел ко мне, я тебе улыбаюсь.
............
https://www.youtube.com/watch?v=lTjEyEgykOo

Комментарии

  • 9 июл 2023 00:09
  • 9 июл 2023 09:31
    Зато от души
  • 9 июл 2023 13:11
  • 9 июл 2023 13:54
    Лучшая из лучших актрис нашего времени...
    Спасибо за чудесную заметку!
  • 9 июл 2023 14:38
    Музыка не поддерживается
  • 9 июл 2023 15:20
    Она не входит в мой Олимп Актрис, каждому человеку - своё.
    Но почти все фильмы с её участием смотрел, придирчевее чем у других. Считаю, на мой взгляд, лучшая её роль в " Плинтусе... - это её - Главная Роль, все остальные в этом фильме -
    второстепенные, как отсвет её игры. Самый лиричный - Большая перемена " черно - белый, в нём яснее акценты. Задерживаешься ещё на женщине - еврейке, потому что веришь, что так оно и есть. люблю, когда она читает Цветаеву, может и самой Марине - её понимание стихов понравилось. желаю ей - здоровья, творческого долголетия и оптимизма.
  • 10 июл 2023 06:16
    Мудрая женщина очень и очень красивая душа.
  • 6 авг 2023 20:09
    Спасибо