часть 2

БОЛХУНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ № 6
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(продолжение, начало см. на странице от 04.11.2024)

часть 2 - 958565158457

Учебный процесс

С 21 ноября 1943 г. начались регулярные занятия воспитанников 1–3 классов в местной школе в первую смену. К началу занятий их снабдили имеющимися учебниками и тетрадями, проверили состояние верхнего и нижнего белья, зимнего обмундирования, подогнали обувь.
В послеобеденное время с этими учениками под руководством закреплённого воспитателя проводилась подготовка домашних заданий в помещении детского дома. А с 15 декабря к учёбе приступили и ученики 4 класса, при этом 1 класс занимался в детдоме под руководством специально назначенной школьной учительницы.
Выписка из приказа директора детского дома В. Пономаренко от 12 декабря 1943 г.
Выписка из приказа директора детского дома В. Пономаренко от 12 декабря 1943 г.
Однако сложности военного времени и первых послевоенных лет, несмотря на старание школьных педагогов и детдомовских воспитателей, сказывались на показателях успеваемости ребятишек. Для полноценного и качественного обучения не хватало учебников, методических и учебных пособий, тетрадей, письменных принадлежностей и др.

Так, например, воспитатель А. С. Штепо на заседаниях педсовета указывала: «Трудность в моей работе с первым классом та, что, во-первых, на 20 человек один букварь и с трудом можно заставить прочитать только по одному разу»; «По письму пишут грязновато, нет промокательной бумаги».
Воспитатель О. М. Ралкина отмечала: «Причины неуспеваемости – мало учебников и совершенно не было света».

Все трудности в обеспечении учебного процесса и причины недостаточно высокого уровня успеваемости прекрасно видели и осознавали инспекторы Астраханского облоно, но кроме рекомендаций «воспитать сознательное отношение к учёбе, развернуть работу по повторению пройденного материала и работу с отстающими в учёбе, согласовав работу с учителем», помочь реально ничем не могли.
Некоторые сдвиги в улучшении учебно-воспитательной работы наметились с приходом в детский дом весной 1944 г. директора З. С. Гущиной и завуча Р. З. Канзафаровой.
Директор Болхунской средней школы  А.А. Бренько и учитель М.И. Попсуйко с учениками 4 кл. 1950 г.
Директор Болхунской средней школы А.А. Бренько и учитель М.И. Попсуйко с учениками 4 кл. 1950 г.
Быт детей

Детскому дому приходилось преодолевать и бытовые трудности. Жилищно-бытовые условия не в полной мере отвечали установленным нормам: помещения были маленькими и без ремонта, дети жили скученно, отсутствовали учебные комнаты и библиотека, бачки с кипячёной водой, инвентарь. Не хватало дров, а отопительные печи дымили. У детей не было возможности полноценно готовить домашние задания, так как вместо электрического освещения использовались керосиновые лампы (при наличии керосина) и масляные светильники-коптилки, что не исключало возникновения пожара.
Как в военные, так и в послевоенные годы ощущалась острая нехватка обуви, вещей, нательного и постельного белья, которые, случалось, не менялись несколько недель.

Руководство детского дома и воспитатели старались в меру возможностей обустроить быт воспитанников, создать им нормальные условия жизни, обеспечить одеждой и обувью.
С этой целью, например, для приведения в порядок (переборки) отопительных печей привлекли местных печников, нанимали временных работников для стирки постельного белья и по пошиву обмундирования для воспитанников детдома на летний период 1944 г., заключали договор с артелью «Свобода» по починке детской и специальной обуви (валенок).
Договор с артелью на починку обуви, 1946.
Договор с артелью на починку обуви, 1946.
За внешним видом воспитанников следили няни и воспитатели, и, как отмечали инспекторы облоно, выглядели дети неплохо. Из носильных вещей у девочек были блузки и сарафаны, у мальчиков – рубашки, штанишки или брюки, обувью для всех служили чувяки.

Многие из сотрудников детдома проявляли повседневную заботу о быте детей-сирот, очень чутко, по-матерински, вникали в их нужды, что неоднократно отмечалось в протоколах педсовета детского дома и приказах директора по личному составу.
Например, благодарности были выражены кастелянше Н. К. Зайцевой «за напряжённую работу по выполнению ряда хозяйственных вопросов, связанных с созданием нормальных условий жизни для воспитанников», воспитателю П. К. Зайцевой «за заботливое отношение к воспитанникам в ночное время», техничке А. Гетманской «за добросовестное отношение к своим обязанностям».
Из приказа по личному составу детдома об объявлении благодарности воспитательнице Ольге Максимовне Ралкиной, 08.03.1945 г.
Из приказа по личному составу детдома об объявлении благодарности воспитательнице Ольге Максимовне Ралкиной, 08.03.1945 г.
О заботе о детях и старании создать им хорошие условия свидетельствуют и очевидцы того времени.
Спальное помещение
Спальное помещение
Так, уроженка села Болхуны Лидия Ивановна Олейникова, в детские годы часто бывавшая в детском доме, где работала её старшая сестра Мария, отметила, что там было очень хорошо и уютно, в комнатах имелось постельное бельё и всё необходимое, а воспитанники питались лучше, чем дети колхозников.

Воспитательный процесс

Большое внимание уделялось воспитательному процессу. Приучение к дисциплинированности, гармоничное развитие личности, добросовестное отношение к учёбе и труду являлись основными направлениями воспитательной работы.

В детском доме был установлен чёткий распорядок дня, за строгим выполнением которого следили воспитатели и несли личную ответственность вплоть до административного взыскания за нарушение режима воспитуемыми. Не допускались самовольные отлучки воспитанников из детского дома, особенно на реку, во избежание несчастных случаев, а выход за пределы села на сельхозработы и купание в реке осуществлялся только коллективно в сопровождении воспитателя и медицинской сестры. Следование в столовую, школу и обратно организовывалось с соблюдением определённого порядка под руководством воспитателя или пионервожатого.

Несмотря на недостаток помещений для занятий и отсутствие пионерской комнаты, в детском доме была развёрнута кружковая работа, проводились игры и мероприятия с пионерскими звеньями. Многим воспитанникам нравилось петь и танцевать, посещая кружки хоровой и художественной самодеятельности, заниматься физкультурой, санитарным делом, читать художественную литературу, хотя книг в наличии было недостаточно.
Чтение книги в младшей группе
Чтение книги в младшей группе
Работа кружков велась назначенными приказом воспитателями согласно расписанию и по утверждённому завучем плану. Самодеятельные артисты детдома часто выступали перед колхозниками и в кругу детей, а их руководитель воспитатель В. В. Безрукова удостоена благодарности директора «за организацию и ведение художественной самодеятельности».
Из приказа по личному составу детдома
Из приказа по личному составу детдома
Много времени уделялось приобщению воспитанников к труду. Азам столярного и сапожного дела, шитья, вязания и вышивки обучали детей штатные инструкторы по труду. Мальчики могли произвести мелкий ремонт мебели: скамеек, столов, топчанов. Девочки научились вязать носки и варежки, штопать чулки, заниматься элементарной починкой белья и одежды.
Из характеристики воспитанницы Марии Михайловны К.
Из характеристики воспитанницы Марии Михайловны К.
Воспитанники приучались к труду на полях колхозов (сбор колоса урожая 1944 г.), в подсобном хозяйстве и на кухне детского дома.
В подсобном хозяйстве они участвовали в посеве зерновых, огородных и бахчевых культур, их прополке, уходе за скотиной. При этом дети трудились с энтузиазмом, отмечаемом благодарностями директора в книге приказов по личному составу.
На кухне воспитанники помогали чистить овощи, наводить порядок в столовой после приёма пищи, и даже однажды, 26 марта 1945 г., шестеро мальчиков проявили находчивость и смелость при тушении пожара в кухне и быстро его ликвидировали.

(продолжение следует)

Комментарии

Комментариев нет.