БОЛХУНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ № 6 В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД (продолжение, начало см. на странице от 04.11.2024)
Учебный процесс
С 21 ноября 1943 г. начались регулярные занятия воспитанников 1–3 классов в местной школе в первую смену. К началу занятий их снабдили имеющимися учебниками и тетрадями, проверили состояние верхнего и нижнего белья, зимнего обмундирования, подогнали обувь. В послеобеденное время с этими учениками под руководством закреплённого воспитателя проводилась подготовка домашних заданий в помещении детского дома. А с 15 декабря к учёбе приступили и ученики 4 класса, при этом 1 класс занимался в детдоме под руководством специально назначенной школьной учительницы.
Выписка из приказа директора детского дома В. Пономаренко от 12 декабря 1943 г.
Однако сложности военного времени и первых послевоенных лет, несмотря на старание школьных педагогов и детдомовских воспитателей, сказывались на показателях успеваемости ребятишек. Для полноценного и качественного обучения не хватало учебников, методических и учебных пособий, тетрадей, письменных принадлежностей и др.
Так, например, воспитатель А. С. Штепо на заседаниях педсовета указывала: «Трудность в моей работе с первым классом та, что, во-первых, на 20 человек один букварь и с трудом можно заставить прочитать только по одному разу»; «По письму пишут грязновато, нет промокательной бумаги». Воспитатель О. М. Ралкина отмечала: «Причины неуспеваемости – мало учебников и совершенно не было света».
Все трудности в обеспечении учебного процесса и причины недостаточно высокого уровня успеваемости прекрасно видели и осознавали инспекторы Астраханского облоно, но кроме рекомендаций «воспитать сознательное отношение к учёбе, развернуть работу по повторению пройденного материала и работу с отстающими в учёбе, согласовав работу с учителем», помочь реально ничем не могли. Некоторые сдвиги в улучшении учебно-воспитательной работы наметились с приходом в детский дом весной 1944 г. директора З. С. Гущиной и завуча Р. З. Канзафаровой.
Директор Болхунской средней школы А.А. Бренько и учитель М.И. Попсуйко с учениками 4 кл. 1950 г.
Быт детей
Детскому дому приходилось преодолевать и бытовые трудности. Жилищно-бытовые условия не в полной мере отвечали установленным нормам: помещения были маленькими и без ремонта, дети жили скученно, отсутствовали учебные комнаты и библиотека, бачки с кипячёной водой, инвентарь. Не хватало дров, а отопительные печи дымили. У детей не было возможности полноценно готовить домашние задания, так как вместо электрического освещения использовались керосиновые лампы (при наличии керосина) и масляные светильники-коптилки, что не исключало возникновения пожара. Как в военные, так и в послевоенные годы ощущалась острая нехватка обуви, вещей, нательного и постельного белья, которые, случалось, не менялись несколько недель.
Руководство детского дома и воспитатели старались в меру возможностей обустроить быт воспитанников, создать им нормальные условия жизни, обеспечить одеждой и обувью. С этой целью, например, для приведения в порядок (переборки) отопительных печей привлекли местных печников, нанимали временных работников для стирки постельного белья и по пошиву обмундирования для воспитанников детдома на летний период 1944 г., заключали договор с артелью «Свобода» по починке детской и специальной обуви (валенок).
Договор с артелью на починку обуви, 1946.
За внешним видом воспитанников следили няни и воспитатели, и, как отмечали инспекторы облоно, выглядели дети неплохо. Из носильных вещей у девочек были блузки и сарафаны, у мальчиков – рубашки, штанишки или брюки, обувью для всех служили чувяки.
Многие из сотрудников детдома проявляли повседневную заботу о быте детей-сирот, очень чутко, по-матерински, вникали в их нужды, что неоднократно отмечалось в протоколах педсовета детского дома и приказах директора по личному составу. Например, благодарности были выражены кастелянше Н. К. Зайцевой «за напряжённую работу по выполнению ряда хозяйственных вопросов, связанных с созданием нормальных условий жизни для воспитанников», воспитателю П. К. Зайцевой «за заботливое отношение к воспитанникам в ночное время», техничке А. Гетманской «за добросовестное отношение к своим обязанностям».
Из приказа по личному составу детдома об объявлении благодарности воспитательнице Ольге Максимовне Ралкиной, 08.03.1945 г.
О заботе о детях и старании создать им хорошие условия свидетельствуют и очевидцы того времени.
Спальное помещение
Так, уроженка села Болхуны Лидия Ивановна Олейникова, в детские годы часто бывавшая в детском доме, где работала её старшая сестра Мария, отметила, что там было очень хорошо и уютно, в комнатах имелось постельное бельё и всё необходимое, а воспитанники питались лучше, чем дети колхозников.
Воспитательный процесс
Большое внимание уделялось воспитательному процессу. Приучение к дисциплинированности, гармоничное развитие личности, добросовестное отношение к учёбе и труду являлись основными направлениями воспитательной работы.
В детском доме был установлен чёткий распорядок дня, за строгим выполнением которого следили воспитатели и несли личную ответственность вплоть до административного взыскания за нарушение режима воспитуемыми. Не допускались самовольные отлучки воспитанников из детского дома, особенно на реку, во избежание несчастных случаев, а выход за пределы села на сельхозработы и купание в реке осуществлялся только коллективно в сопровождении воспитателя и медицинской сестры. Следование в столовую, школу и обратно организовывалось с соблюдением определённого порядка под руководством воспитателя или пионервожатого.
Несмотря на недостаток помещений для занятий и отсутствие пионерской комнаты, в детском доме была развёрнута кружковая работа, проводились игры и мероприятия с пионерскими звеньями. Многим воспитанникам нравилось петь и танцевать, посещая кружки хоровой и художественной самодеятельности, заниматься физкультурой, санитарным делом, читать художественную литературу, хотя книг в наличии было недостаточно.
Чтение книги в младшей группе
Работа кружков велась назначенными приказом воспитателями согласно расписанию и по утверждённому завучем плану. Самодеятельные артисты детдома часто выступали перед колхозниками и в кругу детей, а их руководитель воспитатель В. В. Безрукова удостоена благодарности директора «за организацию и ведение художественной самодеятельности».
Из приказа по личному составу детдома
Много времени уделялось приобщению воспитанников к труду. Азам столярного и сапожного дела, шитья, вязания и вышивки обучали детей штатные инструкторы по труду. Мальчики могли произвести мелкий ремонт мебели: скамеек, столов, топчанов. Девочки научились вязать носки и варежки, штопать чулки, заниматься элементарной починкой белья и одежды.
Из характеристики воспитанницы Марии Михайловны К.
Воспитанники приучались к труду на полях колхозов (сбор колоса урожая 1944 г.), в подсобном хозяйстве и на кухне детского дома. В подсобном хозяйстве они участвовали в посеве зерновых, огородных и бахчевых культур, их прополке, уходе за скотиной. При этом дети трудились с энтузиазмом, отмечаемом благодарностями директора в книге приказов по личному составу. На кухне воспитанники помогали чистить овощи, наводить порядок в столовой после приёма пищи, и даже однажды, 26 марта 1945 г., шестеро мальчиков проявили находчивость и смелость при тушении пожара в кухне и быстро его ликвидировали.
Леонид Гетманцев
часть 2
БОЛХУНСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ № 6
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД
(продолжение, начало см. на странице от 04.11.2024)
Учебный процесс
С 21 ноября 1943 г. начались регулярные занятия воспитанников 1–3 классов в местной школе в первую смену. К началу занятий их снабдили имеющимися учебниками и тетрадями, проверили состояние верхнего и нижнего белья, зимнего обмундирования, подогнали обувь.
В послеобеденное время с этими учениками под руководством закреплённого воспитателя проводилась подготовка домашних заданий в помещении детского дома. А с 15 декабря к учёбе приступили и ученики 4 класса, при этом 1 класс занимался в детдоме под руководством специально назначенной школьной учительницы.
Так, например, воспитатель А. С. Штепо на заседаниях педсовета указывала: «Трудность в моей работе с первым классом та, что, во-первых, на 20 человек один букварь и с трудом можно заставить прочитать только по одному разу»; «По письму пишут грязновато, нет промокательной бумаги».
Воспитатель О. М. Ралкина отмечала: «Причины неуспеваемости – мало учебников и совершенно не было света».
Все трудности в обеспечении учебного процесса и причины недостаточно высокого уровня успеваемости прекрасно видели и осознавали инспекторы Астраханского облоно, но кроме рекомендаций «воспитать сознательное отношение к учёбе, развернуть работу по повторению пройденного материала и работу с отстающими в учёбе, согласовав работу с учителем», помочь реально ничем не могли.
Некоторые сдвиги в улучшении учебно-воспитательной работы наметились с приходом в детский дом весной 1944 г. директора З. С. Гущиной и завуча Р. З. Канзафаровой.
Детскому дому приходилось преодолевать и бытовые трудности. Жилищно-бытовые условия не в полной мере отвечали установленным нормам: помещения были маленькими и без ремонта, дети жили скученно, отсутствовали учебные комнаты и библиотека, бачки с кипячёной водой, инвентарь. Не хватало дров, а отопительные печи дымили. У детей не было возможности полноценно готовить домашние задания, так как вместо электрического освещения использовались керосиновые лампы (при наличии керосина) и масляные светильники-коптилки, что не исключало возникновения пожара.
Как в военные, так и в послевоенные годы ощущалась острая нехватка обуви, вещей, нательного и постельного белья, которые, случалось, не менялись несколько недель.
Руководство детского дома и воспитатели старались в меру возможностей обустроить быт воспитанников, создать им нормальные условия жизни, обеспечить одеждой и обувью.
С этой целью, например, для приведения в порядок (переборки) отопительных печей привлекли местных печников, нанимали временных работников для стирки постельного белья и по пошиву обмундирования для воспитанников детдома на летний период 1944 г., заключали договор с артелью «Свобода» по починке детской и специальной обуви (валенок).
Многие из сотрудников детдома проявляли повседневную заботу о быте детей-сирот, очень чутко, по-матерински, вникали в их нужды, что неоднократно отмечалось в протоколах педсовета детского дома и приказах директора по личному составу.
Например, благодарности были выражены кастелянше Н. К. Зайцевой «за напряжённую работу по выполнению ряда хозяйственных вопросов, связанных с созданием нормальных условий жизни для воспитанников», воспитателю П. К. Зайцевой «за заботливое отношение к воспитанникам в ночное время», техничке А. Гетманской «за добросовестное отношение к своим обязанностям».
Воспитательный процесс
Большое внимание уделялось воспитательному процессу. Приучение к дисциплинированности, гармоничное развитие личности, добросовестное отношение к учёбе и труду являлись основными направлениями воспитательной работы.
В детском доме был установлен чёткий распорядок дня, за строгим выполнением которого следили воспитатели и несли личную ответственность вплоть до административного взыскания за нарушение режима воспитуемыми. Не допускались самовольные отлучки воспитанников из детского дома, особенно на реку, во избежание несчастных случаев, а выход за пределы села на сельхозработы и купание в реке осуществлялся только коллективно в сопровождении воспитателя и медицинской сестры. Следование в столовую, школу и обратно организовывалось с соблюдением определённого порядка под руководством воспитателя или пионервожатого.
Несмотря на недостаток помещений для занятий и отсутствие пионерской комнаты, в детском доме была развёрнута кружковая работа, проводились игры и мероприятия с пионерскими звеньями. Многим воспитанникам нравилось петь и танцевать, посещая кружки хоровой и художественной самодеятельности, заниматься физкультурой, санитарным делом, читать художественную литературу, хотя книг в наличии было недостаточно.
В подсобном хозяйстве они участвовали в посеве зерновых, огородных и бахчевых культур, их прополке, уходе за скотиной. При этом дети трудились с энтузиазмом, отмечаемом благодарностями директора в книге приказов по личному составу.
На кухне воспитанники помогали чистить овощи, наводить порядок в столовой после приёма пищи, и даже однажды, 26 марта 1945 г., шестеро мальчиков проявили находчивость и смелость при тушении пожара в кухне и быстро его ликвидировали.
(продолжение следует)