21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог». Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу.
Праздник установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году. На Руси праздник был одним из самых веселых. С этого дня скот загоняли в хлева – на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий мёд. Гулянье могло длиться целую неделю – так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
Исторически Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при закладке дома и входе в новый дом, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России. В нашей стране возведение храмов во имя Архангела Михаила получило широкое распространение. Самый известный и древнейший из них – Архангельский собор в Кремле – усыпальница великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади». История собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор.
На территории современного Ахтубинского района в дореволюционное время существовало три церкви во имя архистратига Божия Михаила – во Владимировке, Батаевке и Пироговке. Одна из них, в Пироговке, – старейшая из всех ныне действующих в районе.
В 1839 году в Пироговке была выстроена и готова к освящению деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней, но 20 августа 1846 году сгорела. Вместо неё в 1852 году был построен деревянный молитвенный дом во имя архистратига Божия Михаила, с 1859 года упоминаемый уже православной церковью. По описанию 1852 года церковная утварь небогатая: имелось до 10 икон посредственной живописи, серебряный с позолотой потир, крест напрестольный и Евангелие листовое в окладе, ризница скудная. В библиотеке, кроме служебных книг, других не имелось. В 1897 году построена церковная ограда длиной 134,4 м: 46 кирпичных столбов и деревянный частокол между ними. В ограде были устроены ворота и 4 двери. Ворота, двери и весь частокол покрашены масляной краской. Во время посещения в 1907 году Пироговки Преосвященнейшим Георгием храм упоминается как тесный, по некоторым праздникам не вмещающий всех желающих. По описанию 1910 года, храм деревянный, на каменном цоколе, не отапливаемый, обшит тесом и покрыт железом. Внутри и снаружи окрашен масляной краской. Длина храма с колокольней 26,3 м, наибольшая ширина – 11,9 м, высота до верха карниза – 10 м. Храм венчает одна большая глава. В здании 20 больших окон, 4 малых (на главе), 3 наружных створчатых обшитых железом дверей и 3 внутренних. Длина иконостаса – 8,5 м, высота – 10 м. Двухъярусная колокольня высотой до верха карниза 17 м.
В 1938 году храм закрыли и хранили в нём колхозное зерно. В 1946 году он был вновь открыт, и возобновлены службы.
Храм в наши дни
Внутреннее убранство
На территории храма сохранились захоронения настоятелей, первое из которых – священника Сергея Георгиевича Цветкова (14.10.1913).
Надгробная плита священника Сергея Цветкова
До 1917 года настоятелями храма поочередно были 13 священников.
Дольше всех, почти 13,5 лет, прослужил в храме Иван Андреевич Иконицкий. Иван Иконицкий родился в 1830 году в семье дьячка Успенской церкви станицы Копановской Енотаевского уезда. В 1852 году окончил Астраханскую духовную семинарию и преподавал в Царевском сельском училище. 25.03.1854 рукоположен во диакона, а через два дня – во священника Христорождественского собора уездного города Царева. С 30.07.1865 – священник и настоятель Покровской церкви села Заплавного. 16.04.1887 перемещён по прошению священником к Михаило-Архангельской церкви в Пироговке. Являлся законоучителем начальной школы, духовником 14-го благочинненского округа (со 02.08.1890), председателем церковно-приходского попечительства (с 08.08.1896). Извлечение из отчёта Астраханского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ за 1898/1899 учебный год: «Заведующий и законоучитель женской церковно-приходской школы села Пироговки, священник Иоанн Иконицкий более 40 лет трудится на пользу просвещения народа; отношение его к школе заслуживает полного внимания: преподавание сего старца-пастыря отличается серьезностью, объяснительностью и наилучшим воздействием на детские сердца. Познания учениц тверды и ясны, ответы свободны; они ведут себя чинно, выглядят почтительными и скромными». 08.08.1900 уволен за штат по состоянию здоровья. Указом Святейшего Синода назначена пенсия – 130 руб. в год (с 16.8.1900). Скончался 9 октября 1900 года. Награды Духовного ведомства: право ношения набедренника (1864), скуфьи (1876), камилавки (1882), благословение Святейшего Синода (1892, 1893), право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого (1895), книга «Библия» от Святейшего Синода выдаваемая за особое усердие и ревность в деле благоустройства местной церковно-приходской школы (1900). Награды государственные: медали «1825-1855. В память Царя – верою Ему послужившим», «В память царствования императора Александра III».
Ещё один священник пироговской Михаило-Архангельской церкви, о котором стоит рассказать, – это Иустин Павлович Васильковский.
Иустин Васильковский родился около 1886 года в семье протоиерея. В 1899 году окончил Астраханское духовное училище по первому разряду. Затем 5 лет учился в Астраханской духовной семинарии, а последний год обучения продолжил уже в Саратовской духовной семинарии. В 1908–1911 состоял слушателем-студентом Варшавского университета, где изучил специально, по примеру своего отца, дело оспопрививания. Во время холерной эпидемии в слободе Рахинке Царевского уезда и других местностях участвовал, в составе медицинского персонала, в качестве фельдшера. С 1911 по 1913 служил псаломщиком Казанской церкви села Пришиб (Енотаевский уезд) и Покровской церкви города Астрахани. 03.05.1913 рукоположен во священника и направлен в село Золотухино к Казанской церкви. Здесь же являлся законоучителем Золотухинского двухклассного училища. Совсем короткое время (08-25.09.1914) состоял священником Михаило-Архангельской церкви в Пироговке и перемещён обратно в Золотуху. После объявления войны, обладая здоровьем и в силу своего характера горячим темпераментом, настойчиво стал добиваться зачисления в действующую армию. В начале 1915 года, благодаря своему послужному списку с пометками о медицинских познаниях, распоряжением штаба Верховного Главнокомандующего был направлен к походной церкви Равноапостольной Марии Магдалины священником 166-го пехотного Ровненского полка Участвуя с полком в боевых действиях, 04.06.1915 получил контузию ног, но, подлечившись, через 20 дней немедленно отправился на фронт. Помимо священнических обязанностей Иустин Васильковский исполнял должность капельмейстера полкового оркестра.
Священник и капельмейстер Иустин Павлович Васильковский на фронте. 1916
Его земной путь окончился трагически: в 1918 году расстрелян петлюровцами в самостийной Украине. Награды Духовного ведомства: право ношения набедренника и скуфьи (07.10.1916). Награды государственные: золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (01.07.1916), орден св. Анны 2-й степени с мечами «за отлично-усердную службу и особые труды, понесённые во время военных действий» (11.12.1916).
Леонид Гетманцев
21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Праздник установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году.
На Руси праздник был одним из самых веселых. С этого дня скот загоняли в хлева – на зимний корм. Устраивали широкое застолье, звали в избу гостей. Пекли пироги, подавали к столу свежий мёд. Гулянье могло длиться целую неделю – так крестьяне готовились к строгому Рождественскому, или Филипповскому, посту.
Исторически Архангелу Михаилу молились о помощи в избавлении от скорби, при закладке дома и входе в новый дом, о покровительстве царского трона и, вообще, государства, о спасении и сохранении России.
В нашей стране возведение храмов во имя Архангела Михаила получило широкое распространение. Самый известный и древнейший из них – Архангельский собор в Кремле – усыпальница великих князей и русских царей. В старину его называли «церковью святого Михаила на площади».
История собора восходит к XIV веку. В 1333 году первый великий московский князь Иван Калита заложил белокаменную церковь во имя святого Архангела Михаила, которого русские люди считали покровителем воинов. В 1505-1508 годах на месте древнего храма был возведен новый величественный собор.
На территории современного Ахтубинского района в дореволюционное время существовало три церкви во имя архистратига Божия Михаила – во Владимировке, Батаевке и Пироговке.
Одна из них, в Пироговке, – старейшая из всех ныне действующих в районе.
В 1839 году в Пироговке была выстроена и готова к освящению деревянная церковь на каменном фундаменте с колокольней, но 20 августа 1846 году сгорела. Вместо неё в 1852 году был построен деревянный молитвенный дом во имя архистратига Божия Михаила, с 1859 года упоминаемый уже православной церковью.
По описанию 1852 года церковная утварь небогатая: имелось до 10 икон посредственной живописи, серебряный с позолотой потир, крест напрестольный и Евангелие листовое в окладе, ризница скудная. В библиотеке, кроме служебных книг, других не имелось.
В 1897 году построена церковная ограда длиной 134,4 м: 46 кирпичных столбов и деревянный частокол между ними. В ограде были устроены ворота и 4 двери. Ворота, двери и весь частокол покрашены масляной краской.
Во время посещения в 1907 году Пироговки Преосвященнейшим Георгием храм упоминается как тесный, по некоторым праздникам не вмещающий всех желающих.
По описанию 1910 года, храм деревянный, на каменном цоколе, не отапливаемый, обшит тесом и покрыт железом. Внутри и снаружи окрашен масляной краской.
Длина храма с колокольней 26,3 м, наибольшая ширина – 11,9 м, высота до верха карниза – 10 м. Храм венчает одна большая глава. В здании 20 больших окон, 4 малых (на главе), 3 наружных створчатых обшитых железом дверей и 3 внутренних. Длина иконостаса – 8,5 м, высота – 10 м.
Двухъярусная колокольня высотой до верха карниза 17 м.
В 1938 году храм закрыли и хранили в нём колхозное зерно. В 1946 году он был вновь открыт, и возобновлены службы.
Дольше всех, почти 13,5 лет, прослужил в храме Иван Андреевич Иконицкий.
Иван Иконицкий родился в 1830 году в семье дьячка Успенской церкви станицы Копановской Енотаевского уезда.
В 1852 году окончил Астраханскую духовную семинарию и преподавал в Царевском сельском училище.
25.03.1854 рукоположен во диакона, а через два дня – во священника Христорождественского собора уездного города Царева.
С 30.07.1865 – священник и настоятель Покровской церкви села Заплавного.
16.04.1887 перемещён по прошению священником к Михаило-Архангельской церкви в Пироговке. Являлся законоучителем начальной школы, духовником 14-го благочинненского округа (со 02.08.1890), председателем церковно-приходского попечительства (с 08.08.1896).
Извлечение из отчёта Астраханского епархиального наблюдателя о состоянии церковно-приходских школ за 1898/1899 учебный год: «Заведующий и законоучитель женской церковно-приходской школы села Пироговки, священник Иоанн Иконицкий более 40 лет трудится на пользу просвещения народа; отношение его к школе заслуживает полного внимания: преподавание сего старца-пастыря отличается серьезностью, объяснительностью и наилучшим воздействием на детские сердца. Познания учениц тверды и ясны, ответы свободны; они ведут себя чинно, выглядят почтительными и скромными».
08.08.1900 уволен за штат по состоянию здоровья. Указом Святейшего Синода назначена пенсия – 130 руб. в год (с 16.8.1900).
Скончался 9 октября 1900 года.
Награды Духовного ведомства: право ношения набедренника (1864), скуфьи (1876), камилавки (1882), благословение Святейшего Синода (1892, 1893), право ношения наперсного креста, от Святейшего Синода выдаваемого (1895), книга «Библия» от Святейшего Синода выдаваемая за особое усердие и ревность в деле благоустройства местной церковно-приходской школы (1900).
Награды государственные: медали «1825-1855. В память Царя – верою Ему послужившим», «В память царствования императора Александра III».
Ещё один священник пироговской Михаило-Архангельской церкви, о котором стоит рассказать, – это Иустин Павлович Васильковский.
Иустин Васильковский родился около 1886 года в семье протоиерея.
В 1899 году окончил Астраханское духовное училище по первому разряду. Затем 5 лет учился в Астраханской духовной семинарии, а последний год обучения продолжил уже в Саратовской духовной семинарии.
В 1908–1911 состоял слушателем-студентом Варшавского университета, где изучил специально, по примеру своего отца, дело оспопрививания. Во время холерной эпидемии в слободе Рахинке Царевского уезда и других местностях участвовал, в составе медицинского персонала, в качестве фельдшера.
С 1911 по 1913 служил псаломщиком Казанской церкви села Пришиб (Енотаевский уезд) и Покровской церкви города Астрахани.
03.05.1913 рукоположен во священника и направлен в село Золотухино к Казанской церкви. Здесь же являлся законоучителем Золотухинского двухклассного училища.
Совсем короткое время (08-25.09.1914) состоял священником Михаило-Архангельской церкви в Пироговке и перемещён обратно в Золотуху.
После объявления войны, обладая здоровьем и в силу своего характера горячим темпераментом, настойчиво стал добиваться зачисления в действующую армию. В начале 1915 года, благодаря своему послужному списку с пометками о медицинских познаниях, распоряжением штаба Верховного Главнокомандующего был направлен к походной церкви Равноапостольной Марии Магдалины священником 166-го пехотного Ровненского полка
Участвуя с полком в боевых действиях, 04.06.1915 получил контузию ног, но, подлечившись, через 20 дней немедленно отправился на фронт.
Помимо священнических обязанностей Иустин Васильковский исполнял должность капельмейстера полкового оркестра.
Награды Духовного ведомства: право ношения набедренника и скуфьи (07.10.1916).
Награды государственные: золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества (01.07.1916), орден св. Анны 2-й степени с мечами «за отлично-усердную службу и особые труды, понесённые во время военных действий» (11.12.1916).