Первое вполне надежное, историческое свидетельство, упоминающее Нахч, относится к началу второй половины II тысячелетия до н.

э. Оно оставлено одним из египетских фараонов, который захватил в плен семерых князей из области Аки или Ака, находящейся в междуречье Большого и Малого Заба. О времени и месте существования Наири (Нахири) хорошо известно. Там позднее возникает Нахчеван, где в V веке до н. э. чеканят свою монету. В VII веке Нахч снова появляется в Армянской географии, но в форме Нахчиматиана (дословно: нахч — язычные, т.е. говорящие по-чеченски), но имеется в виду уже место на северо-западе Кавказа». // Лёма Усманов «Непокорённая Чечня». Москва: «Парус», 1997. С. 34
-----
Однако многократно записанная генеалогическая легенда повествует об исходе народа нохчи из Передней Азии.
Легенда гласит, что после сорока поколений от Ноя наши предки жили в крае Шема (древняя Сирия), в царстве Пилкъар, и правили в нем два брата. Завоеватель пришел в царство Пилкъар из местности, где протекает река Рахь (Нил). Об этом же свидетельствует одно из первых исторических упоминаний о чеченцах, сохранившееся в египетских источниках, где говорится, что правитель Египта захватил в плен семерых князей из области Ака (Аьккхи — название одного из древнейших чеченских тайпов), находящейся в междуречье Большого и Малого Заба (река в Передней Азии). Старший брат был убит, а младший принял предложение части своих противников, недовольных своим правителем, вернуться к реке Рахь и царствовать над ними. По названию царства Пилкъар младший брат, отправившийся править на реке Рахь, получил имя ПирIа (фараон).
Сыновья старшего брата, их потомки и сторонники покинули царство Пилкъар в поисках места для жизни. Их путь лежал через местность Забба, откуда они переселились к Зархи, затем Басха, оттуда в Нахар (Наири, позднее Нахичеван). Дальнейший путь от Нахара через Баср, к месту современного проживания, легенда не сохранила. Известно только, что шли наши предки от Черного к Каспийскому морю, навстречу восходящему солнцу. Во время отдыха в местности Нашха (Галанчожский район современной Чечни) на посохе, воткнутом в землю, утром появилось гнездо ласточки. Наши предки восприняли это как счастливое предзнаменование и основали там поселение. // Д. А. Хажаев «Чеченцы в Русско-Кавказской войне». Предисл. Т. Мазаевой (науч. ред.). Грозный—СПб.: «Седа», 1998. С. 10
-----
В IV веке на Кавказ интенсивно проникает христианство. В 303 году как государственную религию принимает христианство Армения, немного позже — Грузия и Кавказская Албания. Гипотеза о возможном пребывании народа нохчи на территории Кавказской Албании требует дополнительных исследований, однако и сегодня часть ее бывшей территории носит название Дагестан, близость которого к чеченскому слову ДегIаста ( да — отец, гIаста — исток, Отчизна) гораздо более очевидна, нежели приписываемое ему тюркское происхождение и перевод как «страна гор». На Кавказе, где весь регион является «страной гор», такое наименование одного из его участков представляется маловероятным. Возможно, как память о пребывании в христианской Албании остался у чеченцев и миф о том, что когда-то они были керстанами (христианами). // Д. А. Хожаев «Чеченцы в Русско-Кавказской войне». Предисл. Т. Мазаевой (науч. ред.). Грозный—СПб.: «Седа», 1998. С. 12

Первое вполне надежное, историческое свидетельство, упоминающее Нахч, относится к началу второй половины II тысячелетия до н. - 984833945992

Комментарии