«Потом была война…»

(дневники бомбёра)


Анисимов Андрей Анатольевич

Москва 2020г

От автора:
Анисимов Андрей Анатольевич, 28.07.1963г.р., п.Панютино, Лозовского района, Харьковской области, выпускник Ейского ВВАУЛ 1984г. После окончания ВВА им.Ю.А.Гагарина в 1994г, назначен на должность командира 2аэ 559 бап, где в период с ноября 1994 по август 1996г, совершил 198 боевых вылетов. Проходил службу в ЗакВО (Кировобад, Кюрдамир 84-91гг), на самолётах Су-7, Су-17, Су-24. В должностях лётчик - начальник ВОТП ап. После ВВА им.Ю.А.Гагарина, в СКВО (Морозовск 94-96гг), на Су-24м, командиром аэ. Далее ДВО (Возжаевка 96-99гг), на самолётах Су-24,Су-24м, Су-24мр (одновременно на всех трёх типах), заместителем командира полка по ЛП.
С 1999 по 2011гг, служил начальником факультета заочного обучения ВВА им.Ю.А.Гагарина, кандидат военных наук, профессор. Выпустил 595 офицеров старшего звена всех ведомств.  Готовиться к защите докторской диссертации. Живёт в Монино.

«…Рванув рубаху на груди, дрожащим грохотом разлёта
уходят в небо самолёты, пытаясь утро разбудить.
Их изначально путь высок, их синева слепяще манит,
они таранят небо лбами, форсажный ощутив рывок.»

"....Авиаторам всех времен
Они жили и раньше, во все века, среди всех народов, но еще бескрылые проходили в жизни незаметно, тоскуя смутно по неведомым воздушным сферам, или в судорожных попытках умирали, безвестно осмеянные безумцы, поруганные, голодные изобретатели.
В самом деле, в них много чего-то от свободных и сильных птиц – в этих смелых, живых и гордых людях. Мне кажется, что у них и сердце горячее, и кровь краснее, и легкие шире, чем у их земных братьев. Их глаза, привыкшие глядеть на солнце и сквозь метель, и в пустые глаза смерти, широки, выпуклы, блестящи и пристальны, в движениях – уверенная стремительность вперед.
Я люблю их общество. Приятно созерцать эту молодость, не знающую ни оглядки на прошлое, ни страха за будущее, ни разочарований, ни спасительного благоразумия. Радостен вид цветущего, могучего здоровья, прошедшего через самый взыскательный медицинский контроль. Постоянный риск, ежедневная возможность разбиться, искалечиться умереть, любимый и опасный труд на свежем воздухе, вечная напряженность внимания, недоступные большинству людей ощущения страшной высоты, глубины и упоительной легкости дыхания, собственная невесомость и чудовищная быстрота – все это как бы выжигает, вытравляет из души настоящего летчика обычные низменные чувства – зависть, скупость, трусость, мелочность, сварливость, хвастовство, ложь, - и в ней остается чистое золото.
И как прекрасна в этих сверхъестественных людях-птицах, дерзко попирающих всемирные законы самосохранения и земного тяготения, как живописна в них беспечная и благородная, страстная и веселая, какая-то солнечная и воздушная любовь к жизни…"
(А.Куприн)

«Потом была война…» (дневники бомбёра)
Предисловие
Написанию этого раздела способствовал вчерашний разговор, 3 сентября 2019г, с одним из профессоров и ветеранов, о том как пишут воспоминания о войне…
Напишу как есть, ибо многие считают, что описывая свои восприятия и ощущения, автор умаляет роль в боевых действиях других скромных труженников войны… Нет это не так…Так результат победы это сумма совместных действий, не только экипажа, но и техников готовивших самолёт, группы руководства полётами управляющих экипажами, тыловых подразделений и подразделений связи и АСУ обеспечивающих боевой вылет, да и всей огромной команды слаженно работающих и тоже воюющих вместе с нами в небе. Экипаж, это как вершина пираммиды, основанной и состоящей из тысячи элементов, и порой находящейся, не сверху, а снизу, с тяжелым грузом ответственности не подвести всех тех кто вложил свой вклад в общее дело победы.
Ну а о том, что индивидуальное повествование от первого лица, свидетельствует не о том что мы одни воевали, а то что я пишу, о том что помню….и врятли когда забуду, а выражать и описывать чужое восрприятие, не могу и не имею право… Многим даю читать что написал, что бы услышать мнение и поправить, кое что, причем аудитория обширна, от профессионалов, боевых друзей до обыкновенных не связанных с военным делом людей. Даже один раз посоветовали, «…добавь красочности атаки, стрельбы пулеметов и зениток….ну приври немного…». Не знаю, просто пишу, что было,а привирать как то не получается, вдохновение куда то улетучивается, видно муза попалась правдивая. В общем так как то….
Начало…
Сегодня 26 марта 2019г, знаменательный день в истории факультета заочного обучения ВВА им. Ю.А.Гагарина, которым мне довелась честь руководить 11 лет, с 2000г по 2011г. День рожденья лучших выпускников факультета и моих друзей ГРФ(герой РФ) Палагина Серёжи и ГРФ, лётчика – космонавта Гидзенко Юры. Поздравил ребят, пожелал здоровья и поехал со службы домой. Вдруг сообщение от Сергея Палагина: « Анатольич, начинаю вторую книгу о войне, ты обещал подкинуть пару тройку эпизодов из своей боевой молодости, так я жду». Да, прочитав первую книгу «Братишка из 487», искренне порадовался и похвалил, боевого товарища, сам-то уже издал несколько учебников, пособий и монографий, но за художественную прозу не брался. Но Серёже не откажешь, он у нас уникален в достижении цели, если даже сам командующий округом генерал Трошев Е.Н. , «жаловался», что Палагин между боевыми вылетами умудрялся брать конспект и готовиться к очередной сессии в академии, которую закончил, кстати, с золотой медалью и дипломом с отличием.
Уселся за компьютер. Нахлынуло как-то, 25 лет назад, вспоминаю...

Ночной взлёт..

Май 1995г., лето на Кубани наступало полным ходом…Боевая работа тоже, не давала скучать, точнее отдохнуть…день и ночь, без перерыва гудел аэродром, наш полк обеспечивал продвижение и прикрытие федеральных сил против НВФ ( незаконные вооруженные формирования-духи) в ЧР (Чечня).
Лётчики всё таки , суеверные ребята , а в тот день как-то все не задалось… Сначала группа ушла на Моздок, мы остались в резерве. Потом все вернулись и к вечеру начали готовиться к ночной работе. Прогноз типичный для Кубани, к ночи грозовой фронт, но война есть война и в 23.00 первый борт начал взлёт. Командир ушёл первым и оценив метеообстановку принял решение остановить группу, гроза разыгралась не на шутку. Кое как прорвавшись к цели выполнил задачу и сел в Будёновске.. . Что бы всем было понятно, о прошедшей непогоде, когда мы с началом ливня выскочили из кабин и добежали до КПИ ( командный пункт инженера на ЦЗТ), (метров 50) от ЦЗТ (место стоянки перед выруливанием, самолётов), лётные ботинки были полные воды, а комбезы можно было не стирать, мокрые насквозь. После первого ливневого шквала вернулись на КДП (командный пункт группы руководства полётами), ждать добро на вылет, шёл первый час ночи. Успели немного обсохнуть, пришла команда к взлёту по тем же целям…видно наших ребят на земле крепко прижали… . Захватив оружие, пошли на запуск. Ночь после дождя была великолепна, полностью безлунная, бетон напоминал блестящею ровную озерную гладь…
Ну а дальше, произошла самая серьёзная, за всю лётную жизнь, проверка моих лётных качеств как пилота….
Вся уникальность проишедшего, что прошли практически по лезвию, и не сделав не одной ошибки.
Советская ещё , пилотажная школа….не проколбасишь…Перед академией, получили допуска на пилотаж в объёме РЛЭ. Это заход с малого круга на предельно малой, убираешь крен и выравниваешь,…посадка. Предельные по тяге и форсированные развороты. Су-24м крутит как Су-35 на авиашоу вокруг хвоста, но перегрузочка соответственная… по-этому с машиной перешли на ты, чувствовали и сливались с ней воедино… По этому и аккуратненько разогнали…оторвали и утащили…и на войну сходили. Вот и всё…
Немного отступя от повествования, два дня назад 24-го был день штурмана ВВС, поздравил всех своих ребят с кем в одной кабине пришлось летать и воевать, в том числе и Сашу, вспомнили этот вылет…поржали. Хотя смешного мало.. Он говорит: « РП Миша Пивоваров (покойный), спросил тогда после взлёта : « …на борту всё в порядке ?» Я ему: «.. а что случилось?», РП :« Наблюдал «факеление» на взлёте за движками». Потом два движка сняли с забоинами на лопатках, но два часа до цели и обратно двигатели честно отработали. То есть мы на грани весь полёт были, от помпажа или пожара….это над вражеской территорией…
И ещё сказал, « ..весь полёт поглядывал на температуру движков, но даже в самом начале не было желания сказать тебе, о прекращении полёта, знал, что ты всё равно полетишь выполнять задание..»
Вырулив на ВПП (взлётно-посадочная полоса), проверили по карте контрольных докладов, готовность к взлёту, включил форсажи и тут произошёл не синхронный розжиг форсажей, машину резко бросило влево на мокрой ВПП и левое шасси оказалось на грунте…
Рассказывать долго, а взлёт по САРПу (система автоматической регистрации полёта- чёрный ящик) занял 19 секунд, но помню сознание работало тогда, как компьютер, просчитывая за доли секунды развитие ситуации..
По инструкции, положено выключать двигатель и ждать пока вытащат, но за мной идёт восьмёрка бортов, которые так необходимы там…
Решение пришло мгновенно… Не тормозя продолжаю разбег. С одним колесом на грунте в 20 см грязи после ливня, шансов на успех благополучного взлёта мало, обратно затащить самолёт на ВПП, не реально, поэтому плавно схожу и правым колесом на грунт. В темноте левые ограничительные огни ВПП, остались справа, аккуратно выдерживаю их рядом параллельно движения самолёта.
Су-24м, с ПТБ (подвесные топливные баки (два) по 3000кг, каждый) и 4-мя 500-ми (авиабомбы калибра 500кг), весом около 40 тонн, понимаю что нужно разгрузить носовое колесо, оно самое слабое и может повредиться, но если создать установленный взлётный угол атаки 14 градусов, при разбеге по грязи, из-за повышенного лобового сопротивления, не хватит дистанции для взлёта, поэтому ставлю 7 градусов. Где-то в середине разбега, краем глаза вижу, что Сашка убирает ноги с педалей и берётся за ручку катапультирования…
Потом на земле Саня признается, было страшновато, «.. но ты не накричал и не отматюкал, а спокойным голосом как будто мы где то беседуем в курилке сказал : «…Нормально, Саня. Взлетаем.» , « и у меня все сомнения в благополучии исхода исчезли, я понял что ты полностью контролируешь ситуацию.»
ВПП близилась к окончанию, а скорость была ещё не достаточна для отрыва, пришлось подорвать аккуратно, тяжёлую машину. Кто понимает, это похоже на то, когда с грузом балансируешь на одной ноге на краю обрыва… По этому пилотирование должно быть ювелирным. Собственно говоря это было сделано вовремя, проходя БПРМ (ближний приводной маяк с обоими стартами на удалении 1000м от торца ВПП, обычно высота прохода 100м, а здесь было 6м…), огонь лампы на антеннах мелькнул справа на одной высоте. Потом я понял, что это были полностью осознанные и грамотно принятые решения о приоритетах выполнения действий, на чём прокололись те не многие кто уже ни когда не сможет рассказать о истинной причине своей гибели. Мучительно долго (секунды), дождаться разгона безопасной для набора скорости, перевести машину плавно в набор, и только потом на безопасной высоте и скорости убрать шасси и механизацию.
Ушли,… как потом сказали ребята « вытащил машину». РП (руководитель полётов) поинтересовался, « У тебя на борту всё в порядке ?», «Конечно»
Ушли, выполнили задачу, но дальше было ещё много чего впереди…
Дорога домой « Половина четвертого,8100м над землёй…», встали на обратный курс, включили САУ (автопилот), минут 25 полного безделья.. Саня вздремнул прислонясь к правой створке фонаря кабины. У меня в голове крутилась мелодия группы Браво, «..Ночь, темна, половина первого, семь тысяч над землёй, спит земля в обрывках сна..», путь домой. Видно сказавшаяся общая усталость сделала своё дело, чертовски хотелось спать, эти 25 минут были самыми трудными, как не вырубиться и не уснуть, не забудется ни когда...
Но вот, наконец-то вышел на связь с точкой, начали снижение, РП понимая всю накопившуюся в 4.00 утра на экипажи усталость, заводил всех с рубежа, Саня заворочался и забеспокоился, « Андрюха, ты его по аккуратней притри, а то мало что там с колёсами», « Не боись, где взял туда и поставлю. Нежно.», буркнул я.
Приземлились, вылезли из кабины на обычный вопрос техника самолёта, « Какие замечания, командир ?», молча юркнули вдвоём под днище самолёта, к шасси. Всё в идеале. Парадоксально. Точнее, мастерство это то, что не…
Доложил командиру, он устало кивнул, «..всё остальное в норме ?», « без замечаний..», « ..ну всем спать.»
Утром когда выехал на ВПП, и увидел след от взлёта, …стало не по себе колея точненько параллельно метрах в 2-3 от ВПП , глубиной 20 см…

Атакую визуально.

В один из пасмурных ноябрьских зимних дней 1995 г, пришла срочная задача по поражению каравана на перевале, в горах, предположительно транспортирующего ПЗРК(«Стингер», «Игла») в лагерь НВФ в ЧР. Вылетели четвёркой, до цели 10 бальная многослойная облачность(сплошные облака), но над горами она предательски закончилась и открыла полностью весь район работы. Весь маршрут штурман Алексей пыхтел над прицелом, что то у него не ладилось, на мои вопросительные жесты, пожимал плечами.
Хочу оговориться, в экипажах давно принята своя азбука общения, жестами, как у глухо-немых, что бы не было на записи лишних разговоров. Поэтому режим радиомолчания, соблюдался не только в эфире, но и в кабине. Если ты уйдёшь, не напакости оставшимся на земле.
Запросили работу на дальности 20, увеличили скорость до 1100км/ч, приготовились к сбросу, но перед самым сходом, относы (указатели показывающие дистанцию до цели и дистанцию сброса бомб) на прицеле ППВ (прицел лётчика с индикацией на лобовом стекле), прыгнули и разошлись, сброс не прошёл. Везти всё обратно? Оценил ситуацию, понял что отказала БЦВС (бортовая вычислительная машина,компьютер), но по видимости цели можно сработать с пологого пикирования, в резервном режиме. Запросил «021-му...« Поток», по правому борту отказ прицела, прошу работу визуально, левым с повторного, цель вижу», и знакомый голос нашего командующего 4 ВА генерала В.С.Михайлова, подтвердил, « Работу разрешаю». Прикинул необходимое количество сотен метров набора высоты, всё таки горы, а мы шли по приведенному давлению 760 (по уровню моря), сзади нам ни кто не мешал, мы были замыкающие, а 6-7 минут мне вполне хватит. В процессе разворота увидел на снежном горном склоне у перевала четкий след от разрывов пятисоток (бомб 500кг, убойная сила осколков радиус 890 м) впереди летящих экипажей. Запросил у них переход на резервный канал для обмена информации (в группе всегда оговаривался такой, на случай необходимости, общения для уточнения обстановки и не засорения основного канала связи), спросил « с недолётом немного сработали?», «Да», ответили мои ребята. После этого точка прицеливания была мною точно определена. Проверил включение резервного режима, и ввёл плавно в пикирование, атаковал цель. Уходя правым разворотом, увидел, что бомбы попали туда куда надо. Естественно ПЗРК, куда надо по назначению не попали.

Торпедоносцы

Удивительная структура человеческого сознания, даже в минуты опасности размышлять на философские темы, всего два эпизода боевых вылетов подтверждают это. Не верю тем кто рассказывает, что в такие моменты перед глазами пролетает вся жизнь. Бред. Если такое происходит, (как профессор психологии могу вам доложить), значит человек самоустранился от действительности и находится в состоянии фрустрации, близком к панике. Обычно в сложной обстановке работаешь и решаешь проблемы, и о прошедшей жизни вспоминать не когда, а когда ситуация под контролем можно и поразмышлять…
В одну из летних компаний (июль 1996г) досталась нам цель в межгорье, и надо так случиться, что к моменту выхода над целью развилась хорошая кучёвка (кучево-дождевая облачность, гроза с дождём), хотя по всем руководящим документам вход в такие облака и нахождение рядом с ними запрещён, но « ..война есть война..», как я уже говорил ранее, значит надо работать.
Вышли на расчётную дальность, запросили работу. Прикрытие цели было как обычно, постреливали, а здесь ещё добавилась и грозовая деятельность и турбулентность, и вот несёмся на 1100км/ч высоте 600 м, машину болтает во все стороны, при этом стреляют с низу, а молнии мелькают рядом, внутренний голос (самосохранения) рекомендует настоятельно уходить, но нужно чётко выдержать высоту и совмещённые марки прицела до схода АБ, иначе вся работа насмарку.
Неприятное ощущение, и тут в мыслях встаёт образ лётчиков из фильма «Торпедоносцы». Под шквалом огня в годы Великой Отечественной войны, атакующих фашистские транспорты кораблей. Не отвернёшь, или промажешь…. А мы не хуже… Сработали.. вернулись успешно.
А во втором случае, на себе понял важность вопроса взаимодействия и согласованности, в ходе боевого полёта. То чему учили в академии, из за парты которой, сразу попал на войну и повёл за собой эскадрилью в бой.
В принципе обычный вылет, как и многие десятки до и после него, но запомнилось всё до мельчайших подробностей. (февраль 1996г)

Осветительная мина

Предшествовало этому вылету, много различных факторов. Часть полка ушла на Моздок. Остальные распределились и ушли на вылет. Мы парой с замом остались в резерве, на ночную работу.
Вдруг звонок на КП, из дивизии, замкомдива: «Кто старший в полку остался?», «Командир 2 аэ.», «К телефону.» Доложил и получил боевой приказ на вылет. «Через сколько, подымишь пару?», спросил замкомдива. Я скосил глаза на стоящего рядом штурмана полка программиста, Саню и прикрыв трубку спросил: «Сколько тебе на прошивку программ надо?», «Двадцать минут, с проверкой.» «Через 40 минут взлетим, товарищ полковник», быстро ответил я. «Выполняй. Решение утверждаю.», поступил приказ.
Военно-воздушная академия им.Ю.А.Гагарина (Монино), это фундаментальная, научная высшая военная школа. И учили нас серьёзно, готовя к возможной будущей войне. Так что вышло как доложил и взлетели и ударили по цели вовремя.
После атаки цели уже перевели машину в набор и начали разворот домой, как поступила команда, выйти на точку с координатами… и пройти на максимальной скорости и минимальной высоте.
Как уже писал выше, мы в тот вылет шли парой с моим замом, на минутном временном интервале, мой штурман Алексей пожал плечами и быстро достал карту цели, километровку, нашел координаты и удивлённо поднял брови, ткнув пальцем в карту, показал мне, один из проспектов Грозного, заход получался как раз вдоль него
Ввели координаты цели в БЦВС, развернулись на курс, подлётное время вышло минуты две, определил быстро на глаз выделенные опасные высоты и препятствия и приступил к снижению, разогнав скорость до предела, впереди появились очертания города и просматриваемый просвет проспекта, заняли минимальную предельную высоту и понеслись к цели, отсчитывая секунды.Связался с ведомым, проинформировав его: « Правым разворотом от цели с креном 45, до курса 210, минута 45 и ты над «тазиком»», в эфире раздался обеспокоенный голос командира полка Григорьича, « Там над «тазиком», повнимательней, по нам работают», значит постреливают, как обычно.Потом мы узнали, боевики прикрывшись мирными жителями попытались захватить наш ключевой блокпост в городе, и наш проход положил испугавшихся жителей на землю и отвлёк боевиков на стрельбу по нам, ну а для нашего спецназа дальнейшее было делом техники и нескольких секунд… Ни кто из гражданских не пострадал…Несясь к цели, на пределе, я, о чём- то подобном, догадывался, но особо размышлять было некогда.Но тут, кто то из наших не имея данных о нашем проходе, решил с импровизировать и отвлечь боевиков выстрелом осветительной мины. Понятно, ситуациян на земле развивалась скоротечно и критически, и явно не в пользу нашых. А теперь опишу её из кабины, как увидели её мы…Цель, высота минимальна, скорость максимальна, слева и с права на скорости 1150 км/ч, проносятся дымящиеся руины домов, особо не по маневрируешь, между левым крылом, с моей стороны и воздухозаборником левого двигателя вылетает огненный шар размером с арбуз, ...первая мысль , ракета..всё..и дёргаться поздно. Но он прошёл мимо вверх. Выдохнули. Повезло. Для любителей получения адреналина в кровь, различными экстравагантными способами, чем очень увлекается современная молодёжь, рекомендую этот метод. Впечатлений выше всех ожиданий. А всего на просто, не согласованность действий. Прошли, вроде живы, в набор и домой. На сегодня вроде всё, надеюсь, хватит, да и топливо на пределе.
Атака под облаками

Пришлось достать лётную книжку. Под забылось… Июль 1996 года, запомнилось были какие то выборы, после первого вылета с оружием и с ЗШ (защитный шлём лётчика). съездили на голосование, потом вернулись на подготовленный к вылету борт.
В первом полёте видимость «миллион на миллион», цель видна со всех сторон, цель важная в ущелье, и боеприпас не простой, управляемый… Готовились заранее, доставили фотопланшет размером 180х220см, район цели изучили досконально, три истока горной реки соединяются в русло, в середине объект, где собрались важные персоны боевиков, время уточнено. С утра просмотрели район, работать визуально можно. Когда пришли второй раз, утренний горный приземный туман, перешёл в приподнятую облачность и укрыл долину в межгорье. Видимость ноль.
Прошедшие впереди командир, зам и ещё один экипаж работать не стали, цели не видно для применения управляемого оружия. Мы замыкали группу, после запуска прошел отказ, и по умолчанию, занимаешь запасной борт и замыкаешь боевой порядок. Чуть даже приотстали, но время до цели большое минут 45, что позволили нагнать.
Выходим на боевой, ровная белая облачность у земли из которой живописно выглядывают вершины гор. Алексей – штурман, толкает локтем: «Командир вроде юбилейный вылет, 150 или 170 (уже сейчас не помню), сработаем я в РПО (радиолокационный прицел штурмана), землю вижу, облака должны быть тонкие, ущелье под нами.» Ну если откровенно сказать вне видимости земли с отключенным комплексом огибания рельефа, снижаться категорически запрещено, можно просто войти в землю, скорость 1100км/ч, всё таки. Да я вижу облака и горушки торчащие из них, у Лёшки РПО, он видит ущелье под нами, жестом показываю ему, что впереди летящие прохолостили, если сработаем, нам до посадки уже головы откручивать начнут. Ну а если прицел РПО ошибку дает, то на такой скорости и испугаться не успеем…(обычно от самолёта и экипажа ошметки размером с кулак остаются, каша).. Да ладно, в настоящих лётчиках всегда должна быть доля разумного авантюризма. Атакуем ! Входим в облака как и ожидали они толщиной метров 80, под ними все отлично видно, направляю прицельную марку в район цели , показываю Лёшке «Видишь?», «Да, работаем командир», «Запрашиваю работу», на «Потоке»(позывной боевого пункта управления), там с облегчением выдохнули, «Разрешаю», Леша в ЛТПС (электронно-оптическая лазерная прицельная система штурмана, совмещённая с теплопеленгатором), прицеливается и сбрасываем бомбу, далее он наводит её по трассеру в хвостовой части на цель. Попали точно в цель. Склон уже приближался поэтому сразу пошли в набор горкой на полных оборотах.

Вышли за облака, сразу голос командира в эфире: «Перейди», перехожу на резервный канал, «Ты куда сработал ?!», «По цели», «Она закрыта облаками.», «Под облаками работали», «После посадки объективный на контроль». Ну начинается, подумалось… Но все прошло нормально, результат прицеливания и работы записывается на борту на видио, а там прямое попадание.

Мама

Трудно писать эту часть, тяжело. И потому что мамы уже давно нет с нами, и по тому что знаю как они ждали и ждут… И кланяюсь в пояс, матерям, чьи дети воевали и воюют.
Я один в семье, и говоря о нас, подразумевал себя и отца, который жив и тоже пережил эту войну.
После окончания лётного училища, родители были во всех местах моей службы, кроме Дальнего востока, по тем временам цена на билет туда, уже стала неподъёмной для стариков. Приехали они и в1995 году, в гости к нам в полк. Мы уже во всю воевали, но родителям я естественно, ни о чем не говорил. По СМИ не много о той войне говорили.
Отец сначала спрашивал, почему так много летаете, и днём и ночью, и в выходные и праздники… Я отговаривался : «Учения..». Он догадался и молчал. Но перед отъездом рассказал, о том как мама вскакивала посреди ночи, провожая меня за дверь, мчавшегося уже с оружием на аэродром (после Будёновских событий всем военнослужащим было выдано, не только ПМы (пистолеты), но и автоматы и гранаты, экипажи с этим же арсеналом и летали).
Мама, проводив меня на аэродром, устраивалась у окна на кухне выходящим на аэродром, и считала количество взлетевших самолётов, потом ждала, часа два пока вернёмся, и вновь считала заходящие на посадку самолёты, при совпадении, вздыхала облегчённо и ждала моего возвращения. Что не всегда происходило. Военный городок хоть и был рядом, мы могли остаться нам аэродроме, на день или два, если боевая работа была интенсивной.
О чём она могла думать тогда ? Трудно даже представить…. Но я буду помнить это, до самого конца…когда может, встречусь с своей мамой там…за облаками.

Облака

Облака, с близи, как видит их только лётчик, это не только красивая и поэтическая субстанция, но и довольно опасная вещь. Облака бывают разные… Но я не буду утомлять ваше внимание, уважаемый читатель, лекцией по метеорологии. Поделюсь своими впечатлениями от полёта в них, а почти за 8000 полётов, в течении, всей моей лётной жизни повидал их не мало. Как я уже описал вам, в предыдущем повествовании в грозовые облака лучше не входить. При полёте строем, облака это тот же туман когда едешь на машине в пасмурную погоду, с одной лишь разницей, на самолёте скорость на порядок выше, поэтому действовать приходиться чуть по шустрее, и полётную дистанцию приходиться держать как в пилотажной группе на авиашоу. Да и возможности припарковаться на обочине, что бы переждать непогоду, нет.
Это был мой первый боевой вылет, ведущий командир полка, у него в экипаже мой штатный штурман, у меня в экипаже старший штурман полка – штатный в экипаже командира. Этакая своеобразная провозка для введения в боевую работу. Перед вылетом, командир рекомендовал: « По возможности постарайся не терять меня из виду, в случае отказа сработаешь «по мне визуально» (т.е. сброшу бомбы, по сходу бомб ведущего)».
Хочу похвалиться, нас готовили ещё в 80-е годы и базовый уровень, лётных навыков и умений, позволял нам выполнять без проблем любые поставленные задачи.
Взлетели парой, стали набирать эшелон 5400м, началась сначало редкая , а затем все более плотная облачность. Что бы ни терять ведущего приходилось все больше и больше сокращать дистанцию. Когда заняли эшелон, шли в густых облаках, я встал с принижением в 2-3 метрах, и такой же дистанции от сопел двигателя ведущего и продолжали полет в таком режиме, обрез движков был виден, а фюзеляж уже расплывался в дымке. Предупредил ведущего « На месте, с принижением», что бы он допустил резких эволюций самолёта.
45 минут до цели, атака и 45 минут обратно в ручном режиме на минимальной дистанции, управление 40-тонного самолёта очень лёгкое, оттриммерованной по управлению машиной можно управлять двумя пальцами. Но не для такого сомкнутого минимально, боевого порядка. Приходиться постоянно двигателями и рулями координировать режим и траекторию полёта, как на дозаправке топливом в воздухе, при этом движения ювелирны. Но дозаправка длиться 4-5 минут максимум, а здесь… Пробовал ли кто то из вас, для тренировки устойчивости руки, держать на вытянутой руке утюг или полный чайник? То же самое пришлось испытать и мне, при подлёте к цели (это через 45 минут), все мышцы правой руки ныли, приходилось кратковременно перехватывать ручку левой рукой и быстро встряхивать занемевающую кисть руки. Штурман видя мои терзания, сочувственно поддерживал: «Устал, командир …Держись», отлично понимая что на такой дистанции и нашей скорости 800км/ч, при малейшей моей ошибке в пилотировании, столкновение не минуемо. Сработали по цели, к стати над горами великолепная погода, и чуть приотстал и передохнул пару минут , потом аналогичный полёт обратно - 45 минут , рука думал отвалится, но отстать после успешной работы и не пройти над стартом в сомкнутом порядке, что бы показать пустые бомбодержатели…ну не тот уровень, командир эскадрильи, всё таки. Как говорил комэск 2 аэ Титаренко, в фильме «В бой идут одни старики..», «Ну не в моих правилах..комэск, всё-таки …девочки в столовой смотрят..» В общем вернулись в сомкнутых, прошли над стартом и роспуск веером.. Но это ощущение когда рука держащая ручку управления самолётом немеет и сил больше нет, как и борьбу со сном в предыдущем повествовании, помню как самый сильный кошмар…

Оля.

Оля моя жена, близкий и любимый человек, мама нашего Тёмки. Мы мало говорим о войне, она знает что это меня расстраивает… Но она единственная видела как меня «штормило» года три после войны, и поддерживала меня как могла. О своих переживаниях, в ту войну тоже не любит говорить…
Для лётчика видевшего войну сверху, окунуться в сердцевину наземных операций, то же особая глава в жизни.. В феврале 1995 уже после новогоднего штурма Грозного был отправлен в командировку, в качестве начальника оперативной группы фронтовой и штурмовой авиации от 4 ВА (воздушная армия), в Ханкалу (пригород Грозного), где в течении почти месяца и обеспечивал координацию действий нашей боевой авиации , целераспределение и авианаводку. Может позже напишу и о этом.
Но сейчас о Оле.
Предыдущая командировка офицера КП нашего полка капитана Кирьянова Александа, в декабре 1994г, закончилась приходом в полк цинка с его телом и указа президента о присвоении ему Героя РФ (посмертно).
Осуществляя авианаводку прикрыл своим телом командира танкового полка Майкопской бригады, от выстрела РПГ. По этому командировка была, … не прогулка в общем.
Зная мой характер, что я отсиживаться в блиндаже не буду, а везде полезу разбираться сам, Оля естественно переживала. Всё это время связи со мной не было (мобильников тогда ещё не навезли) а, командир отвечал лишь «Всё в порядке».
Когда вернулся, сначала на Ми-8 до Моздока, потом на Ан-26 до Мариновки, и на попутном дальнобойщике до Морозовска, вышел на трассе и метров 900 прошёл пешком до городка. Вошёл во двор и только ступил на тротуар, ведущий через детскую площадку к подъезду.. .на встречу вылетает моя Оля, как будто ждала у окна…сердце видно подсказало.
После захвата бандой Басаева Буденовской больницы, всему личному составу части выдали оружие, экипажи выполняющие задачи по предназначению, теперь не только в полёте, но и на земле были экипированы ПМ и 2-3 обоймами к нему, АКСУ 5.45 и 3-4 магазинами и 2-3 РГД. Один раз в неделю я вывозил всю эскадрилью на стрельбы, причём брали с собой всё, что было в наличии на складе, включаю РПГ всех модификаций, пулемёты и ДШК из состава охраны АТБ. Я считал что лётный состав, при покидании борта, при поражении от ЗРК противника над вражеской территорией должен быть готов применять всё вооружение, ну а техники тоже должны в случае нападения дать достойный отпор бандитам.
А потом, как то поговорив с офицерами эскадрильи, стали не гласно, и жён привлекать на стрельбы, что бы могли постоять за себя и детей. ( И многие улетая на вылет, оставляли дома в прихожей ПМ с магазинами и гранаты.)
Вот так война сделала из наших нежных девчонок , боевых, воительниц амазонок.
Одно меня приятно удивило, что моя Оля стреляя первый раз в жизни из ПМа все цели поразила без промаха…(!!!). А потом не верь в примету, облачённую в лёгкую тогу мрачного авиационного юмора, « … что не стоит спорить с укладчиком парашютов .»,… я стараюсь с ней не спорить….

И всё-таки о Ханкале…

Для небожителя шестого океана, человека-птицы и лётчика-воина, война в живую с земли воспринимается особо…Мне повезло на этой войне познакомиться с замечательными личностями, настоящими боевыми офицерами, генералами и полководцами (не боюсь этого слова). Я чётко помню до сих пор работу в одной команде с этими людьми, генералами Трошевым Г.Н., В. Булгаковым, А. Романовым (командующим группировки ВВ МВД), полковником Отраковским А. (командиром морской пехоты) и многими другими простыми тружениками войны… Это одно из самых тяжёлых по восприятию, но в то же время легких воспоминаний о войне…. Ибо правильно говорят, что война выжигает из души человека всё низменное, оставляя только лучшее. По-этому о лучших людях на войне…
И так прибыл я на войну… Попался как то видио ролик где один недалёкий повествователь в шутливой форме, порочащей ВС нашей страны, рассказывает о войне…
Дорогой читатель великий русский язык не обладает цензурной лексикой, что бы описать отношение ветерана боевых действий к подобного рода борзописцам… по-этому я сказал всё…
Всё просто и банально в жизни, пришёл приказ командировать в качестве начальника оперативной группировы АА, ША и ФБА от 4 ВА при 58 А в нп Ханкала (Грозный), одного из командиров эскадрилий с академическим образованием (я только летом прибыл из ВВА и ввёлся в строй
Получил оружие, боеприпасы, предписание, снабдился на сутки сухпаем, от инженера эскадрильи получил три литра чистого («.пригодиться..» и на Жигулёнке штурмана эскадрильи, т.е. в составе экипажа приехали в Ростов на Дону, на аэродром Военвед. Попрощался с Алексеем, сел на Ан-26 и перелетел в Моздок, и через день ушёл на вертушке на Ханкалу.
Прибыл в штаб ОГВ 58 А, увидел с земли наших рук дело…уничтоженную 1декабря авиацию НВФ, и разбомбленный, бывший учебный аэродром, одного из советских лётных училищ…
Разместились в подвале руин бывшего штаба полка, взяли гранёный стакан, накрыли куском картона с прорезью для фитиля, вставили фитиль из ветоши, заправили это устройство чистым и получили осветительный прибор, типа лучины. Потом за разговорами, позабыв о осторожности, дозаправил чистым спиртом, горящий агрегат….получился громкий пы-ы-х, отделался обгорелыми бровями и ресницами. Боевое ранение..блин..
Работа шла по боевому графику, совещания каждые три часа круглосуточно, целераспределение, авианаводка организация взаимодействия и обеспечения боевой работы фронтовой и армейской авиации 4 ВА.
Потом переселили нас в кунги, это что бы было понятно читателю, на базе рамы автомобиля «Урал», жилой отсек на восемь человек, как два купе в поезде, но в одном пространстве, четыре двухярусных спальных места. Как только переселились, организовал ребят (я-подполковник, майор, капитана, два лейтенанта) и сам принял участие в рытье окопа у кунга. Спасибо кафедре общевойсковой тактики ВВА им. Ю.А.Гагарина, (потом в отпуске пришел и накрыл стол преподавателям), ибо это спасло всем нам жизнь. Лейтенанты бурчали недовольно, боевые ребята, только прошедшие новогодний штурм Грозного, с ещё свежими шрамами от ранений, но потом сказали «Спасибо, Анатольич..», ибо кунг это фанера и дюраль…
В одно раннее утро, вскочили от близких разрывов (боевики подтащили на преоблодающие с юга высоты предгорья, СЗО «Град», и врубили, по полной, по штабу объединенной группировки войск 58 А. Короче пока падаешь с второго яруса, успеваешь выхватить из под подушки ПМ, а из под матраса АКМ с подсумками, увернуться от выскакивающего снизу товарища и в следующем прыжке нырнуть в окоп…. После обстрела, когда вылезли, кунг с обоих бортов насквозь напоминал друшлаг…(а не было бы окопа, была бы братская могила)..
В конце апреля 1995г, был серьёзно поврежден в результате обстрела ДШК с земли, в районе Сержень-Юртовского ущелья наш вертолёт Ми-8. Я как отвечающий за безопасность оперативной группы фронтовой и армейской авиации 4 ВА при ОГВ 58 А, доложил командующему группировки, генералу Трошеву Г.Н., и его заместителю генералу Булгакову В., о прямой угрозе потери авиационной техники, и гибели экипажей.
Генерал Булгаков тогда спросил : «Это же война, нам что бойцов в бой не посылать ?», на что я ответил «Но на минное поле, вы же в атаку не пошлёте ?». Задумались генералы, через мгновение новый вопрос : « Твои предложения ?», « Разрешите выехать на место, в Сержень-Юртовское ущелье, и оценить обстановку, доложить к вечеру свои предложения» - ответил я. «Не возражаю», сказал Трошев, «Возьми БРДМ, два бойца в охрану и действуй. И не подставляйся, ты мне тут, лётчик, живым нужен…».
Ну, взяли с собой боезапас, паёк на сутки, запрыгнули на броню и тронулись, маршрут на прямую по полям, Комсомольское, Чечен-Аул, мост, Белгатой, Шали, Сержень-Юрт и дислокация нашего мтп полк, часа полтора ходу.
Встретился с командиром полка и его разведчиками, в стереотрубу, т.к работал снайпер от боевиков, мне показали как по западному склону ущелья, вдоль, по грунтовой лесной дороге в зелёнке перемещается Газ-66, со спаренной 30мм пушкой . Всё ясно, цель малоразмерная, не стационарная. Перекусили с ребятами, пополнили боезапас (по пути пришлось немного пострелять), и тронулись назад, что бы успеть за темно вернуться в расположение (комендантский час, сами понимаете..).
Служба наблюдения и разведки у боевиков была то же на высоте. На обратном пути, километрах в 5 от расположения полка, то есть в тылу наших напоролись на разведгруппу боевиков, работали они тройкой, гранатомётчик, пулемётчик, снайпер…
Не верю в «шестое» чувство, ибо как сказал Тесла, «..интуиция, это знание, опыт, и смелость на уровне подсознания», но всё таки ангел-хранитель у каждого человека есть (у меня это мама), краем глаза заметил блеск, в лесополосе на краю пахоты, только успел крикнуть «..снайпер!!», как грохнул рядом взрыв от РПГ ( водитель среагировал, на крик, и тормознул и дал сново газ). Надо сказать что все были на броне, так как при попадании в машину, все кто внутри, в кашу…и так как наш бронежилет очереди от АКМ не держал, броники ни кто не одевал…ну не ухарство, а рацианолизм.
От близкого взрыва нас всех как ветром сдуло в пахоту, но ни кто не пострадал, заняли круговую оборону и дали залп в направлении выстрела из всего что было, а это РПГ «Муха», огнемёт «Шмель», 30мм пушка, и четыре АКМ 7.62мм с подствольниками…Получилась в лесополосе реальная просека, потом вспоминал как, в фильме «Хищник» со Шварцнегером…
Двинулись к месту выстрела, прикрываясь бронёй, из-за лесополосы увидели, мчавшиеся нам на подмогу БТР, из боевого охранения полка, который проехали минуту назад. В лесу, гильзы брошеный пустой РПГ и следы крови, видно попали, …больше ни чего… видно утащили с собой..
Обратно добрались без приключений, ребята из охранения подкинули боеприпасов на дорожку…К стати на войне, самый дорогой подарок в путь, патроны.
Заехали на базар, в Грозном, из всех руин единственно обжитое место, купили мяса, так как кормились в Ханкале, одной красной рыбой и икрой, ну в смысле, килькой в томате и перловкой…Прибыв в расположение, я пошёл на доклад, а ребята занялись готовкой на костре…народу набежало…но мне когда вернулся даже один кусочек достался.
Доложил командующему, по совету командира Сержень-Юртовского мтп полка, предложил обработать склон, СЗО «Град», на что получили добро, и был удостоин чести нажать кнопку в пусковой кабине, управления огнём.. Как сказал, Генадий Николаевич Трошев : «Бог войны-начальник артилерии, доставь право первого выстрела, авиации...его летунов там обидели», посмеялись…
Но я, опасаясь потерь, оказался к сожелению прав….Потом, там же, в Сержень-Юртовском ущелье 5 мая 1995 года, очередью из ДШК был сбит Су-25 майора Владимира Сарбеева. Впоследствии было установлено, что пули пробили небронированное боковое стекло фонаря, на выводе из пикирования, стреляли в упор со склона, который мы обработали,… летчик погиб еще в воздухе.
Как передать то чувство, что один из военврачей оказался талантливым бардом, и когда уговорили его записать концерт, нашли помещение, что бы исключить по максимуму посторонние шумы, и втроём запёрлись там, так как магнитофон кассетный и запись шла на встроенный микрофон. И в процессе записи на цыпочках в помещение стали набиватся, обвешанные оружием суровые мужики и пацаны, и вскоре было битком, но все даже не дышали, а слушали и слушали песни о войне, себе и своих погибших друзьях…четыре часа подряд.
Как передать чувство, обнажённоси, когда наводишь штурмовики и вертолёты на цель, и все это слышащие боевики, ищут и стараются прекратить твое существование..
В общем повоевали, через месяц вернулся, на вертушке в Моздок, когда мой штурман приехал на замену…
В Ханкале простился со ставшими мне братьями, пацанами. С Моздока на Ан-26 долетел до Мариновки, там стоял один из наших бомбардировочных авиационных полков, … а там…попал с корабля на бал,… попал на свадьбу, командир полка, мой давний сослуживец Владимир Михалович, женил сына.. Столы с едой, женьщины в лёгких цветастых платьях, …а там война... просто о-ф-и-г-еть.
Утром ребята довезли до трассы Волгоград – Ростов, на пост ГАИ, объяснили ДПСникам, « Мужики, наш, с войны едет, подсадите на машину до Морозовска.» Так и доехал, а там Оля встретила….

Не много о всепогодности авиации, или точнее лётчиках, вынужденной командировке и…павильоне «Пиво-воды»
14 марта, четверг, 1996 год, вызвали на вылет в 03.00 утра, вылет планировали на 05.00, обеспечивали наземную операцию наших войск, по взятию Бамута и Орехово. Хорошо отлаженная оборона и множество хорошо укреплённых точек обороны, препятствовали продвижению войск и способствовали потерям ….Шёл сильный снег, в такую погоду хочется сидеть дома, у камина...ну это у нормальных людей, а мы боевая авиация всё таки …
Доехали с трудом, узнали что вылет переноситься, я пошёл смотреть телевизор и немного вздремнул, мои ребята пошли изучать карты…атласные…на 36 листов…на четверых..
Рассвело, снег продолжал падать, аэродромные службы старались во всю, но больше трех плит справа и слева, от оси ВПП, очищать и отогревать не успевали, по бокам полосы уже образовался брурвест, метровой высоты.
Часов в 9.00 зашел на КП, замкомандира, мой однокашник и друг по академии, Игорь Вадимович, старшим в тот момент в полку (часть полка во главе с командиром были в Моздоке), сказал: «Подымай своих, Анатолич, сейчас пойдем», зашёл к своим, «изучение» карт шло полным ходом, «Пошли на вылет», обрадовал их, они посмотрели на меня, потом на валивший во всю снег «Да ты глянь на улицу»…не поверили. Следом зашёл Игорь Вадимович, « И что ждём?». Спустились вниз на КП, получили АКСУ, гранаты и побрели по сугробам сквозь метель к бортам. Техники рискуя навернуться с 3-х метровой высоты, сметали с фюзеляжей пяти машин снег…Запустились, в режиме радиомолчания, порулили к полосе, по рулёжке ехали как по целине, снег. Первый взлетел Вадимыч, за ним Серёга командир третьего звена с моей аэ ( Серёга около месяца был в отпуске, по-этому «восстонавливался», сразу на боевой), потом я , мой зам, Саша, и его тёска Саня, зам первой аэ.
Когда взлетающий передо мной самолёт включил форсажи, поднявшаяся снежная пыль, снизила видимость до нуля. Но да ни чего, под собой то видно…вырулил на осевую полосы включил форсажи и начал разбег, в узкой полосе видимой подо мной, просматривалась осевая, а на три плиты слева и справа лежал снег. Разбег по-этому требовал ювелирной точности, если хоть одно колесо попадёт на снег, то занесёт, скорость-то,.. не как на авто.., под триста км в час. Ну вот и отрыв, сразу вошли в облака, мелькнула мысль «взлётный минимум, как садиться будем..», ну да ладно, действуем по стандартному наполеоновскому принципу, ввяжемся в бой, а там разберёмся. Убрал шасси, механизацию, на 300м и скорости 500к/ч, отключил форсажи, метрах на 900 выскочили за облака…
Счастливые мы лётчики люди, когда на земле мрак, дождь, снег, настроение ноль, выскакиваешь за облака, а там всегда солнце и голубое небо…ради этого стоит жить…
Вышли в район цели, облака закончились, предательски открыв нас всему что стреляет со стороны противника…Сработали, набрали эшелон, пошли домой, а дома погода без изменения. Заходящий первым на посадку Вадимыч, задумчиво произнёс, «Посадочные прожектора стоят в лоб в створе, видно с торца...».
Ясно, работаем. На посадку заходили на 40 секундном интервале, обратно шли в сомкнутом и распустились на втором. Вышел в облаках на посадочный, курс и глиссада сработали без отклонений, проверил крыло, погасил скорость, выпустил шасси и механизацию с дальности 12 км начал снижение по глиссаде, 10 км высота 500м, 8 км- 400м, 6-300м, 4-200м, дальний доложил готовность к посадке, 2-100м,1 км-60м, ближний...ну сейчас где-то и торец. Появились два расплытые световых пятна, нормально идём...
Вдруг голос Серёги: «869,Выключились, двигатели на пробеге сошёл с полосы, вошли в правый снежный брурвест..» прозвучало в эфире, РП сразу дал команду о уходе на второй круг, я, ещё успел спросить: «Может сядем, мы обрулим его?», «Запрещаю, я полосы с КДП не вижу..» прозвучал категоричный ответ РП. Уже вывел обороты на максимал, по скорости прекратил снижение и перевёл в набор, убрал шасси и механизацию. А в догонку, услышал, «861, веди группу на «Стан», запасной (Мариновка)..»,.. тоскливо, выходные проведём не дома… хотя там много моих ребят с Закавказья с которыми летал и не виделся года четыре…
Напрямую 115 км прошли за считанные минуты, вышли на связь, произвели посадку. Со мной, ещё два экипажа, мой зам - Саша и Саня – зам первой аэ. Зашли на КДП, командир полка мой давний знакомый, сменивший предидущего, Алексей, однокашник по академии, встретил нас радушно, «Давайте в столовую, потом в гостинницу, на сегодня пока работы нет, как вытащат самолёт у вас с полосы уйдёте домой.» Попросил дальнюю связь позвонил домой попросил Олю, чтобы сообщила всем женам, что мы живы, в Мариновке, а то сарафанное радио быстро разнесёт по гарнизону, что три борта не вернулись с боевого задания..
Пришёл в гостинницу, мои сели изучать дальше атласные карты (нашёл недавно в документах четыре шестерки, с автографами и пожеланиями моих ребят, с той самой командировки в Мариновку), им уже принесли ужин из столовой и кто-то снабдил 3 литрами чистого…. Пожелал удачи, и предупредил что завтра пойдём домой, что бы сильно не расслаблялись…
Ну а сам пошёл по гостям, благо с нашего Кировобадского и Кюрдамирского полка народу было полно..И главное все живы…Ринат Каримов, только обзавёлся небольшим ожогом на правой щеке, на рулении наехали на топливный шланг под давлением и самолёт вспыхнул как спичка, но успели выскочить оба…Возвращался уже в 23.00, подходя к гостиннице услышал красивый баритон моего зама Саши:
« ..У павильона пиво-воды, стоял советский постовой,
он вышел родом из народа, как говориться парень свой..»
Мелькнула мысль, «Саня же не пьёт..», это как в фильме «Особенности национальной русской охоты», черти вы черти, завтра же на охоту, точнее на вылет…
Утро было хмурым, для всех непогодным, для некоторых болезненным…
Зашли на завтрак, и на предполётные указания, командир полка сочуственно глянул на нас, «Сейчас уходите,… ждут дома на вылет,… до встречи в воздухе», ну и на последок «.. возьмите, с собой гостинцы, ящик волгоградского пива и сушеной рыбы с варёными раками..». Нормальные, радушные и хлебосольные ребята…
Когда шли к бортам проинструктировал своих: « Сделаем проход на прощание, пойдём тройкой, один слева другой с права, нижний край 100м, взлетаем парой, третий через 20 сек, сбор под облаками на петле, проход и домой». Вышло всё как сказал, взлетели, собрались, прошли и полетели домой, только после взлёта понял что вся навигация накрылась, поэтому так на 100м и повёл группу вдоль шоссе Волгоград-Ростов, до Морозовска.
Не долетая 14 км до Морозовска, принял аналогичный элеватор в Чернышках за наш, и начал разворот влево к полосе, … а там чистое поле..а где же гарнизон…снесли что ли? Сзади ехидным голосом поинтересовался зам, Саша, куда это я за 14 км до точки начал разворот. Посоветовал ему не умничать, так как иду без навигации, а лучше подсказать, начало разворота.
Долетели,… курс глиссада сработали штатно, на посадочном, тот же снег и видимость, как будто не улетали. Перед выравниванием, появились два светлых пятна от развёрнутых в лоб прожекторов и увидели торец полосы. Посадка. Чуть передохнули, готовые самолёты уже ждали нас, и ушли дальше прикрывать наших в Бамуте и Орехово.

Комиссар… и немного о пилотаже…
Эту главу посвящаю, Саше,…Александру Ивановичу, сегодня пятница 13-е сентября 2019-го, Иванычу 60, поэтому пишу о нём и событиях 25-летней давности.
B лётных частях штатная должность замполита полка, лётчицкая (специально применил этот термин), Александр Иванович у нас воплощение настоящего, боевого (до перестроечного), комиссара, души полка, талантливого лётчика, великолепного человека и офицера с большой буквы. В общем, комиссар, настоящий большевик, не идеологическая приверженность, а образ жизни и мышления,… это высшая похвала для бойцов идеологического фронта,....
У нас в авиации говорят, лётчик от бога, это высшая категория – лётчик ас. Это про него…Летать Иваныч, любит и умеет.
Вот возвращаясь из боевого полёта, летал куда в «гордом одиночестве», перед всем народом, находящемся на аэродроме, Иваныч пронёсся на предельно малой и выполнил заход с малого круга, на предельно малой высоте. Это для не посвящённых, самолёт как на авиашоу разворачивается у всех на виду, почти вокруг хвоста, выпускает шасси, механизацию и практически убирая крен в развороте плавно приземляется.
Только разница в том что крутить, Миг-35, Су-57 это одно, а фронтовой бомбёр Су-24м, это чуть другое…Ювелирное пилотирование надо, и ошибки быть не может, ибо всё…
Сразу скажу это не воздушное хулиганство, а официальный допуск, который есть у наиболее подготовленных пилотов, и предназначен, как и посадка без прожекторов, для тактического скрытия места приземления самолётов от противника в боевых условиях. Но любой профессионал скажет, можно сделать как положено, а можно выполнить, на уровне лётного искусства- красиво…

Вот так это было и сотворено. Но командир всё же сделал замечание, на что Иваныч ответил…ну в общем, что это в рамках задания в и в соответствии текущей боевой обстановкой, и т.д..
Вообще когда летаешь каждый день и каждую ночь, и не по одному разу, влётанность, великолепная. В один из осенних месяцев, по просьбе своих Милютинских земляков, для обеспечения зрелищности какого то общественного мероприятия, Главком ВВС Дейнекин П.И., направил группу из трёх Су-27, из состава пилотажной группы «Русские Витязи», для демонстративных полётов.
Ребята прилетели к нам на аэродром, поселились вместе с нами в высотке, и выполнили пару вылетов в сомкнутых порядках, над аэродромом. Мы, как я уже описывал выше, по возвращению от целей всегда собирались и проходили в сомкнутых порядках над стартом, перед роспуском. У нас шла работа постоянно, и по глазам ребят из пилотажной группы мы видели откровенную зависть…
Просто предыдущие вылеты не требовали больших групп и мы работали одиночно или парами…Но пилотаж ребят из «Витязей», задел за живое… И вот воскресенье, нас подняли часа в 4 утра, отработав по целям 18-ю бортами, мы вышли на старт крыло в крыло, как пилотажники. На дистанции 1х2 м, только не тройкой, а 18-ю самолётами, и роспуск веером, ведущие с малого круга, ведомые по стандарту, считанные минуты и вся группа на земле.

Вышли и весёлою гурьбой, обвешанные автоматами, ПМми, гранатами и ЗШ (защитный летный шлём) с КМ (кислородные маски, для дыхания в полёте) и ИПС (индивидуальная подвесная система), ну и плюс к этому, и не бритыми….не когда просто, не до этого… шли на КДП.
Ребята из пилотажной группы встречали нас у высотки, а дальше как в фильме «В бой идут одни старики..», от них раздаётся возглас, «Ну, могём…», «Не могём, а могем..», тут же отреагировал кто-то из наших, и все разом весело захохотали…

«О основном правиле ведущего, бомбах и бочке…»
В авиации, как и в минном деле не бывает мелочей, ибо за любой мелочью стоит жизнь, ну и естественно, выполнение поставленной задачи, от которой на войне зависят многие другие жизни.
Почему, фото летящего и на мгновение, выхваченное из реальности изображение самолёта, завораживает людей? Это попирание закона тяготения, многотонная машина, как бы зависает в воздухе, лоснясь от сжатого, скоростным потоком воздуха.
Самолёт же в жизни нельзя остановить в воздухе, он движется в шести степенях свободы, вверх-вниз, влево-вправо, вперёд-назад и сцепление только с воздухом, а это сами понимаете не асфальт…
Теперь о полёте группой, кто ездил на автомобиле, знает как движется постепенно колонна, тормознувший первый приводит к последующему большему торможению коллоны.
Только вот в воздухе на месте не остановишься, без скорости подъемная сила компенсирующая силу тяготения стремится к нулю…
По-этому для ведущего всегда надо помнить, что минимальная скорость приведёт ведомого к критическому режиму полёта.
Вылетели пятёркой на выполнение боевой задачи, взлетали одиночно, на маршруте собрались для плотности и скоротечности удара, ибо цель у всех одна – позиция боевиков. На Су-24м выдержать время удара, не сложно бортовой вычислительный комплекс показывает до секунды время выхода на цель, учитываешь только время падения бомб и результат «шесть нулей» (отклонение бомб от цели, ноль градусов по азимуту, ноль метров по дальности и нулевое отклонение в секундах, по времени удара). Правда перед целью, для снижения вероятности поражения от МЗА (зенитной артилерии), выполняется с дальность 20 км разгон до 1100 км/ч (225 м/с) , что немного сбивает точность выхода, это за 80 секунд до сброса (вагон времени).
Человек привыкает к всему..для когото 4 секунды – миг, а в лётном деле –неизмеримо много… Кстати, при атаке с пикирования на прицеливание всего 4 секунды,… да это же уснуть можно…
Человеческая психология, как говорил мой (покойный друг), Витя Дейнеко: - «Самолёт несётся к земле, внутренний голос кричит «Прыгай!!!», а ты должен прицелится и атаковать цель!».

Итак, картина маслом, Вадимыч впереди, я с звеном сзади, как всегда до цели облачность, а над полем боя…солнце, горы, красота короче… Начинаю догонять ведущего, Вадимыч видно подкорректировал скорость, а за мной четверо. Лётчиская реакция на сближение с ведущим работае мгновенно, за доли секунды, но резкая не обдуманная уборка обортов двигателя, подвесит ведомых на не допустимую скорость. По-этому обороты стягиваю плавно, ведущий плавно наползает заполняя всё лобовое стекло. Отвернуть, прицельные марки разойдутся, мимо цели уйдут боеприпасы, уйти вверх закроешь обзор ведущего, что приведёт к столкновению. Ухожу под него…Вот огромная машина над нами впереди на метры… И кульминация, плавно отделяются восемь двестипятидесяток, красиво и величественно метровые, диаметром в 30 см чугунные чушки, лениво переваливаясь, плавно проплывают перед фонарём кабины, красуясь стабилизаторами, маркировкой и болтающимися шариковыми концевиками, проводов взрывателей, устремляются к цели. Справа со стороны штурмана, Лёшки раздаётся, лаконичное: «Блин…чё они творят?!». Ну если не считать, что в процессе всего этого «кино», в автомате, экипаж проверил цепи сброса, включил главный и сбросил свои бомбы, строго выдержав марки прицела в круге. После сброса сразу отвернул во внешнюю сторону разворота и вышел с принижением от впереди летящего во фланг, спиной почувствовал, как сзади облегчённо выдохнули ведомые.
Вот уж действительно, умные люди говорят…«Боритесь за победу, когтями и клювом, но помните орёл не ловит мух…» - суровая проза жизни…
Психанул, отстал от впереди летящего, … «Правильно, пусть п…т (пилотирует) дальше сам, …живее будем», заметил Лёша. «Группе разомкнуться», предупредил своих, пусть расслабятся… Набрали 8100м, пошли домой, перед снижением на точку, после Волгодонска, над Цимлянским водохранилищем, Лёша спросил «Давай бочку крутанём?» Я вообще на хулиганство, ленивый, но тут пошёл на поводу у штурмана, для снятия стресса.
Как уже говорил выше интуиция великая вещь, и она мне подсказывала, что что-то не так в задуманном мероприятии, два бака подвесных всётаки, ну да ладно…Делаю небольшое кабрирование и начинаю вращение влево, самолёт вяло и нехотя начинает вращатся с потерей высоты. Как уже говорил, машину чувствовали «спинным мозгом», тянуть ручку на выводе из бочки опасненько, истинная скорость 800км/ч, а приборная значительно меньше…предельный режим, хоть заведомо и автоматическ дал обороты. Вывели… Сзади, раздаётся «Справа, группой на месте», красавцы мои ведомые, молчком сохранили сомкнутый боевой порядок и звеном выполнили бочку…куда там «Русским витязям», Су-24м это машина серьёзней…
Последний боевой (в той войне)…
Кто летал, поправит «не последний, а крайний..» Но в той войне в 1996г это был последний боевой, 198 вылет, во главе моей второй эскадрильи. И не мировая зараза и множество свободного времени, заставили вспомнить и написать эту главу, да ещё с таким названием,…а одна встреча в одной из московских ветеранских организаций…
Просто, когда за крайние два года похоронил по 5-7 своих однокашников по училищу, это в 56-57лет, происходит некоторая переоценка,… и возникает врпос, а успею всё сказать ?.
Небо берёт свою жертву, за право летать …
Ну да ладно, много текста…
По существу, возвращаясь во времени назад, второе военное лето, 20 августа 1996г…
Вызвали позно вечером, по тревоге примчались на аэродром, была поставлена задача в 02.00 нанести удар по цели в Старопромысловском районе, Грозного. Высота 900м, 4хФАБ-500, работаем в рассредоточенном боевом порядке с интервалом 20 секунд по РСБН в режиме «Встреча», с прицеливанием по радиолокационному прицелу. Обычный ночной вылет, особенность лишь в том, что жёсткое ограничение, отклонение влево и вправо, от цели не более 500м, и с перелётом не далее 1500м, этакий конус… и не дай бог не соблюсти…можешь не прилетать обратно…стреляйся прямо в воздухе…
На скорости 1100км/ч (275 м/с), это совсем не много, причём вне видимости цели, ночь всё таки…
При радиусе убойной силы 500кг бомбы, порядка 890 м почти ювелирная работа, а жёсткие ограничения по отклонению, связаны с близким расположением наших обороняющихся от боевиков подразделений. По доведённой перед вылетом обстановке, на земле идёт тяжёлый бой…
Взлетели и ушли в облаках в зону боевых действий, по маршруту выстроили боевой порядок, друг за другом через 4 км, по радиосистеме ближней навигации. Вышли в район атаки, облака закончились, великолепно видно землю, точнее темноту с очагами пожаров и огневого поражения во все стороны, в том числе и в нас.
Немного занервничал, что бы более точно атаковать цель, ведь свои подразделения близко, но после прицеливания штурмана по радиолокационному прицелу (РПО), марки сошлись в нужном направлении, уточнил прицеливание, и увидел в индикации на лобовом стекле, прямо у прицельных марок, разрывы от бомб впереди летящего экипажа. Выдохнул, идём правильно, относ бомб соответствует расчётному. Сработали, развернулись домой перешли в набор до 7500м.
Вернулись без проишествий, если не считать, что кто то из наших поймал над ближним, перед посадкой птицу в движок. Но увеличив обороты исправного двигателя и отключив запомпажировавший (повреждённый), за несколько секунд до посадки, экипаж благополучно закончил полёт на одном движке. Опыт, это вам не это…
Как уже писал выше обычный вылет, но через 24 года, всё определилось в новом ракурсе и дало полное понимание прошедшего.
Встретил на одном из ветеранских мероприятий собрата по оружию, и в процессе разговоров и воспоминаний о той войне, узнал что он тоже был в том бою, только на земле,… руководя одним из наших спецподразделений, выполнявшем там особую задачу, сопровождение важного груза (просто три багажных вагона с деньгами)… Боевики ломанулись за ними со всех сторон, и нашим пришлось туго…Когда руководство поняло бесполезность обороны 15 человек против в несколько раз превосходящих сил боевиков, поступила команда прорываться к своим из окружения, было указано направление контратаки и сообщено о времени расчистки авиацией сектора прорыва.
Как рассказал Костя (мой собеседник), мы просто сделали в руинах этакое «ущелье» для ухода, удар был столь точен, своевременен и мощен, что наши выходя из окружения сопротивления почти не встретили. В одном месте на четвёртом этаже многоэтажки заметили пушку и удивились как её туда затащили, а подойдя ближе поняли что это оторванная и заброшенная взрывом авиабомб башня танка… Закончив рассказ, Костя дружески обнял меня: «Спасибо, брат. Вы нас тогда спасли». Вот так через 24 года вспомнился тот вылет.
А 30 мая 1996 года, Масхадовым А.А. – начальником штаба НВФ и Лебедем А.И. - секретарём Совета безопасности Российской Федерации (в 1996 году), было подписано Хасавьюртовское соглашение…
И ровно через три года 07.08.1999 опять началась война…
Но это уже другая история… Свои 730 дней и ночей мы отстояяли…
02.06.2020 02:39
А.Блок «Летун отпущен на свободу»

«…Зачем ты в небе был, отважный,
В свой первый и последний раз?
Чтоб львице светской и продажной
Поднять к тебе фиалки глаз?

Или восторг самозабвенья
Губительный изведал ты,
Безумно возалкал паденья
И сам остановил винты?

Иль отравил твой мозг несчастный
Грядущих войн ужасный вид:
Ночной летун, во мгле ненастной
Земле несущий динамит?...»

Комментарии

  • 3 ноя 2020 19:25
    Принято. Спасибо.
  • 3 ноя 2020 21:50
    отлично
  • Комментарий удалён.
  • 5 ноя 2020 13:56
    Андрей Анатольевич, ну ты даешь.... Всегда был на высоте, а теперь вообще в не досягаемости...
    Ты лучший, правда.
    . Будь здоров и живи долго долго
  • 5 ноя 2020 13:58
    Подаришь?
  • 5 ноя 2020 23:33
    И подпишу.
  • 5 ноя 2020 23:34
    Да ладно, тебе....:-$
  • Комментарий удалён.
  • 8 мая 2021 15:31
    Андрюша !Спасибо за то, что опубликовал свои рассказы . Поделилась твоей заметкой с друзьями .Все они служили в авиации .Воевали во многих странах .Нужна твоя книга !Она  будет очень интересна  будущим летчикам . Пусть никогда не повторится эта война, в которой кто-то воевал .погибал .а кто-то жировал и зарабатывал на этом  деньги .Спокойно ел, спал ,работал ,ходил в театр и кино. Сколько ребят погибло ..!!!Каждый думал только о себе и о своей семье  ,а что там в горах происходит слушали по телевизору в новостях  и  пили чай с вареньем .Подумаешь ....Звериное логово где-то в горах прячется .Ребята наши смелые .отважные скоро с ними там расправятся. Но как досталась эта победа знает лишь тот ,чьи сыновья и мужья там воевали . Читаешь ,как ты воевал ,Андрей , испытываешь гордость за  летчиков уже нашего времени .  Правильный расчет ,решительность   ,хладнокровие ,уверенность в своих действиях .И в конце заслуженная победа - на отлично выполненное боевое задание .Ты молодец!!!Первоклассный лётчик и грамотный командир . Знаем много о подвигах летчиков в ВОВ .К сожалению и  в наше время тоже есть место подвигам .Вспомним Романа Филиппова .Но это уже другая война . Спасибо большое за книгу Сергею Палагину .Жаль, что вторую  он так и не успел написать .  Серёжа твой ученик и твой друг .Ваши  вылеты на войне -это подвиг каждый день . СПАСИБО ВАМ РЕБЯТА!!!!ВЫ ГОРДОСТЬ НАШЕЙ СТРАНЫ!
  • 8 мая 2021 15:36
    С ДНЕМ ПОБЕДЫ ,АНДРЮША !!!КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ ТЕБЕ И МИРНОГО ЧИСТОГО НЕБА НАД НАШЕЙ СТРАНОЙ!
    Фотография
    gif
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • Комментарий удалён.
  • 8 мая 2021 18:13
    МЫ ВЗЛЕТЕЛИ С МОЗДОКА.
  • 8 мая 2021 23:23
    Спасибо Алёнушка.
    Фотография