20 окт 2018

Проблема этнической, языковой и религиозной принадлежности

«ясачных чувашей» Казанского края тесно переплетена с вопросами
этногенеза чувашей и татар. Это обусловлено тем, что завершающий
этап формирования чувашской народности протекал в рамках
Казанского ханства.
Интерес к происхождению группы населения Казанского и
Свияжского уездов, известной под названием «ясачные чуваши»
(в документах «ясачная чюваша»), наблюдается в историко-
этнографических исследованиях XIX в. В трудах К.С. Мильковича , С.М. Михайлова (Яндуша) ,И.Н. Юркина
чуваши названы потомками
булгарского населения Казанского ханства. Среди этнографов конца
XIX – начала XX в., занимавшихся изучением истории народов
Среднего Поволжья (В.К. Магницкий, Н.В. Никольский,
Г.И. Комиссаров), преобладала точка зрения о булгарском
происхождении чувашского народа. Основываясь на сравнительном
анализе этнографических и языковых материалов, В.К. Магницкий
впервые предпринял попытку (хотя и безуспешную) выявить
этнических чувашей среди массы поволжских народов, упоминаемых
в источниках XVI–XVII вв. под собирательным именем «татары».
Часть исследователей 1940–1950-х гг. (С.Е. Малов,
М.Н. Тихомиров, В.Г. Егоров, Н.А. Андреев и др.) склонялась к
мнению о булгарском этногенезе чувашей с включением финно-
угорского элемента. Привлечение археологических и этнографических
материалов позволило П.Н. Третьякову и Н.И. Воробьеву сделать
вывод о формировании чувашского народа в ходе смешения местных финских племен с булгарским этносом, отметить родственную связь
чувашей с казанскими татарами. Важным для объяснения различий
культуры и языка чувашского и татарского народов является
положение П.Н. Третьякова о проникновении в XIII – первой половине
XVI в. в среду предков татар печенежско-огузских и кипчакских
элементов и практически их полном отсутствии в среде предков
чувашей.
Новая веха в изучении этнической принадлежности «ясачных
чувашей» Казанского края началась с появлением во второй половине
1950-х гг. затрагивающих эту тему публикаций В.Д. Димитриева и
И.Д. Кузнецова, взгляды которых легли в основу исследований
большинства последующих чувашских историков. Во многом ученые
были солидарны с выводами И.П. Панькова о многокомпонентности
слагаемых чувашской народности. Основным компонентом
этнического синтеза чувашей они обоснованно считали не только
племя сувар, а всю булгаро-суварскую общность. Термин «ясачные
чуваши», употребляемый относительно податного населения
Казанского ханства, В.Д. Димитриев относил только к этническим
чувашам, то есть считал этнонимом. По мнению ученого, потомки
левобережных булгар и в XVI–XVII вв. назывались чувашами и лишь
позднее слились с татарами.
В начале 1960-х гг. в полемику с чувашскими исследователями
вступил казанский историк Е.И. Чернышев, придававший термину
«ясачные чуваши» значение всего тяглого нерусского населения
Казанского края, включая некоторую часть татарского этноса.
В 1970-х гг. его последователем являлся исследователь писцовой
книги Казанского уезда 1602–1603 гг. И.П. Ермолаев.С новой силой дискуссия по вопросу этнической
принадлежности «ясачных чувашей» между чувашскими и татарскими
учеными разгорелась в 1980–1990-х гг., с выходом в свет
исследований Д.М. Исхакова, содержащих основательную критику
аргументов предшественников (В.Д. Димитриева, Е.И. Чернышева,
Г.Ф. Саттарова и др.) по данной проблеме20. Согласно версии
Д.М. Исхакова, под наименованием «ясачные чуваши» в документах
XVI–XVII вв. фигурировали не только казанские татары, но и часть
чувашского этноса. Причину бытования данного термина историк видит в возможном существовании переходного этнического
состояния между чувашами и татарами на правобережье Волги в
XVI – начале XVII в.21
Своеобразным «ответом» на критические замечания
казанского исследователя стали основанные на многочисленных и
разнообразных источниках работы чувашских ученых – археологов
В.Ф. Каховского и Б.В. Каховского, языковедов М.Р. Федотова,
Н.И. Егорова, литературоведа В.Г. Родионова, этнографа В.П. Иванова,
призванные укрепить доказательную базу тезиса о чувашской
этнической принадлежности «ясачных чувашей» Приказанья и
Заказанья. Чуваши-язычники, по мнению авторов, переселились с этих
территорий к своим собратьям на правобережье Волги и в Закамье. Дополняя аргументацию В.Д. Димитриева этнографическими
свидетельствами, В.П. Иванов утверждает, что в 1565–1568 гг.
«чуваши» пяти даруг Казанского уезда были собственно чувашами
же и лишь в XVII в. отатаренные чуваши стали именоваться «ясачными
татарами».
Так, в одном из последних исследований
Н.И. Егоровым сделано следующее заключение: «В целом, с мнением
Д.М. Исхакова относительно того, что “в ясачных чувашах” XVI–
XVII вв. и “бесерменах” XIV–XV вв. надо видеть этносословную
группу, в формировании которой основную роль сыграли булгары,
скорее всего включившие в свой состав и перешедших к оседлости
кыпчаков, а также других тюрков...”, я вполне солидарен, но с одной
небольшой оговоркой: применение термина “этносословная группа”
ни к XIV–XV вв., когда Казанского ханства как такового еще не было...
ни тем более к XVI–XVII вв., когда Казанского ханства уже не стало,
а термин “ясачная чюваша” появился на русской почве, не совсем
корректно. Поэтому будет гораздо правильнее, если “бесермен” и
“чувашей” будем считать конфессиональными группами единого постзолотоордынского булгарского этноса».
Схожее мнение, исходя из предположения, что в период
существования ханства еще не произошло слияния болгар с пришлыми
ордынскими татарами и, следовательно, не сформировался единый
этнос казанских татар, выразил марийский историк А.Г. Бахтин. Он
относит «ясачных чувашей» Казанского ханства к «позднебулгарскому
крестьянскому населению, которое, как и в период Золотой Орды,
продолжало выплачивать ясак уже новому казанскому
правительству».
На современном этапе в обсуждение вопроса об этнической
принадлежности «ясачных чувашей» активно включились башкирские
исследователи. Согласно их концепции, потомками сувазов являлись
две группы чувашей Казанского края: 1) предки казанских татар –
левобережные чуваши-мусульмане, составлявшие основное
население Казанского ханства и принявшие имя «татары» не ранее
конца XIX в.; 2) предки современных чувашей – правобережные
чуваши–язычники.Башкирские исследователи делят население ханства на две
страты: оседлые земледельцы-чуваши и тонкий господствующий
слой, состоявший из представителей кочевых тюрко-монгольских
племен.
Чувашским исследователем
Д.П. Петровым высказано мнение: в Казанском
ханстве татары жили за счет угнетенного чувашского населения,
занимавшегося земледелием. Взгляды о подчиненном положении
чувашей в ханстве и о «грабительском собирании ясака татарскими
феодалами» разделяли знатоки русских летописей и других документов
XVI столетия М.Н. Тихомиров и В.В. Мавродин, а также историк
Т.Г. Гусев.

Религиозная принадлежность «ясачных чувашей» Казанского
края в XV – первой половине XVI в. также является предметом постоянных дискуссий. Исследователи XIX в. К.С. Милькович, С.М. Михайлов , И.Н. Юркин считали чувашей язычниками, вплоть
до крещения сохранившими свои верования. Чувашские этнографы
отметили существование в период ханства тенденции к
омусульманиванию и последующему отатариванию чувашского
населения. Так, по мнению С.М. Михайлова, чуваши до походов на
Казань «скрывались у летописцев русских под именем татар, с
которыми они проживали несколько веков в Казанском ханстве, и
многие женились на их дочерях и переходили в мухаммеданскую веру,
равно и татары в старину, соединяясь с чувашами, женились на дочерях
сих последних, так что ныне найдется несколько деревень чуваш,
происшедших от татар, и татар, происшедших от чуваш».И.Н. Юркиным высказана точка зрения, что «татары, живущие на
территории бывших Булгарского и Казанского царств, не потомки
татар-монголов ... а лишь магометане-чуваши».

Венгерский тюрколог Д. Месарош, отметив значительное
влияние ислама на языческую веру чувашей, пришел к выводу, что
«большая часть народа когда-то была мусульманами, но в результате
позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между
ними и мусульманским миром прекратилась, и в душе народа
неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым
язычеством».
К началу XX в. в работах В.К. Магницкого, Н.В. Никольского,
Г.И. Комиссарова утвердился тезис об отатаривании чувашей
посредством ислама. В ходе изучения данной проблемы
В.К. Магницким был сделан вывод, что татары, известные у марийцев
под названием «суас», являются отатарившимися чувашами. Процесс
распространения ислама среди чувашского населения Казанского
ханства прослежен в трудах Н.В. Никольского. По мнению Г.И. Комиссарова, чуваши, относившиеся к привилегированному
классу в Казанском ханстве, исповедовали ислам и именовали себя
татарами, тогда как представители низшего класса (ясачные чуваши)
оставались язычниками.
В советский период тезис об отатаривании чувашей получил
развитие в трудах М.Г. Худякова. Отрицая насильственное обращение инородцев в мусульманство, историк сделал верный вывод об отатаривании и ассимиляции жителей инородческих, в том числе и
чувашских, деревень, перешедших в ислам. К сходному мнению
после анализа переселений чувашей в XV–XVI вв. пришел Д.П. Петров,
писавший об ассимиляции татарами части чувашей, оставшейся на
левобережье Волги.
И.П. Паньковым также было высказано мнение о насильственном
распространении ислама среди населения ханства с целью его
окончательного подчинения, вопреки которому значительная масса
чувашей продолжала придерживаться языческой веры. Мусульманами
историк считал чувашскую феодальную «верхушку», которая позднее
слилась с татарской знатью. Не только религиозную, но и сословную
подоплеку выделения татар как особой народности от булгаро- чувашей видели также В.Д. Димитриев и И.Д. Кузнецов. В.Д. Димитриевым прослежен процесс постепенной трансформации
массы левобережных чувашей в татар. Историк утверждает, что
ассимиляция булгаро-чувашей кыпчаками-татарами путем
распространения ислама и языка кипчакского типа началась с XIII в.,
усилилась с образованием Казанского ханства и достигла пика после
вхождения левобережных чувашей в состав России.
По мнению Н.И. Воробьева и И.Д.Кузнецова , в период существования ханства чуваши испытывали религиозные притеснения и оказывали упорное сопротивление попыткам насаждения в их среде ислама. Помимо религиозного фактора причиной отатаривания значительной части чувашского населения в XV–XVI вв.
Н.И. Воробьев считал сильное татарское влияние в бытовом и языковом отношении. В качестве примера отатаренной группы
этнических чувашей им названы молькеевские кряшены. Наиболее полно и основательно данная точка зрения на основе историко- этнографического материала была изложена П.В. Денисовым, утверждавшим, что насильственное распространение ислама, а также усвоение чувашами татарского языка привели к тому, что не только феодальная знать, но и сельское население постепенно отатаривались. Мнение о п7остепенной мусульманизации населения в Казанском
ханстве и отатаривании чувашской феодальной знати, стремившейся
упрочить свое положение, разделяли археологи В.Ф. Каховский и
Е.П. Михайлов. А.Х. Халиков признавал факт происходившей в XV– XVI вв. «этнической ассимиляции и мусульманизации» марийского и чувашского населения, «проживавшего на окраинных землях
ханства».
Большой интерес для исследователей истории народов
Среднего Поволжья представлял и продолжает представлять вопрос
языковой принадлежности «ясачных чувашей».В 1940–1950 гг. сравнение чувашского и татарского языков, в
результате которого чуваши были названы «потомками булгар по языку», было проведено языковедами С.Е. Маловым и В.Г. Егоровым.
На основании лингвистических данных С.Е. Малов пришел к выводу о существовании в Средневековье на территории современного
Татарстана двух исконных тюркских языков – татарского и чувашского. В.Г. Егоров признавал, что «современная лексика
чувашского языка в своей тюркской части в основном почти вся булгарская», а решающую роль в формировании татарского языка
сыграли пришлые ногайцы, куманы и крымские татары.Основой татарского языка Б.А. Серебренников обоснованно считал тюркский язык кыпчакского типа. И.Д. Кузнецов находил чувашский язык
языком волжских булгар, причем «языком не только разговорным, но и письменным, счетоводным».
Основываясь на комплексном анализе многочисленных источников, В.Ф. Каховский утверждал, что в Казанском ханстве «из
трудового населения кыпчакский язык восприняли прежде всего те, кто исповедовал ислам; булгарское население левобережья постепенно отатаривалось». Различия в диалектах чувашского языка автор
объяснял особенностями языка предков чувашей – булгар (окающий
говор) и сувар (укающий говор).
Подробный анализ топонимических и антропонимических
материалов Казанского уезда позволил языковедам Г.Ф. Саттарову
и М.И. Скворцову сделать вывод о возможности их истолкования
исключительно на чувашской базе. Данный факт, по мнению ученых,
свидетельствует о сохранении частью булгарского населения,
именуемой в XVI – середине XVII в. «ясачными чувашами», языка чувашского типа.
По версии М.И. Ахметзянова, основанной исключительно на данных эпиграфических памятников, основная масса булгар бывшего Булгарского улуса в языковом отношении отатарилась уже к началу XV в., но с оговоркой, «что до начала XVIII столетия они ещё не совсем потеряли свой язык».
Из всех заявленных аспектов проблемы «ясачных чувашей»
наиболее сложным для научного разрешения и обоснования является
вопрос о численности татарского и чувашского населения,
проживавшего в составе Казанского ханства. Исследования В.Д. Димитриева
и И.Д. Кузнецова были
направлены на доказательство положения о численном превосходстве
чувашей над татарами, имевшем место на территории Казанского
ханства в XIV–XV вв. По подсчетам В.Д. Димитриева, в первой
половине XVI в. в ханстве татары составляли 20 % населения,
чуваши – 50 %, марийцы, удмурты и представители других
народностей – 30 %. Особенно интенсивный рост численности
татар за счет ассимиляции чувашского населения, по его мнению,
происходил во второй половине XVI–XVII в., так как отпадение в ислам
стало формой выражения социального протеста против эксплуатации
русских феодалов. На современном этапе изучения проблемы данные взгляды
получили развитие в трудах В.П. Иванова, утверждающего, что
«первоначально кыпчак-татар на территории Казанского ханства было
немного, и они не преобладали». Увеличение численности татарского
населения к середине XVI в. автор объясняет двумя факторами:
1) притоком представителей тюркоязычных групп, 2) ассимиляцией
булгар-мусульман и позже булгар-язычников, то есть чувашей.
Факты обитания чувашей на левобережье Волги задолго до взятия Казани приведены Г.И. Перетятковичем. Мнение о том, что
основные черты чувашской народности сформировались в составе Волжской Булгарии как на правобережье, так и на левобережье Волги разделяли В.Д. Димитриев, И.Д. Кузнецов, П.В. Денисов.
В 1980-х гг. к ним присоединились Н.И. Егоров, В.П. Иванов, Б.В. Каховский, В.Г. Родионов, М.Р. Федотов. В.Ф. Каховский,
очерчивая территорию расселения чувашей в середине XVI в., помимо правобережья Волги относил к ней и земли к западу от
Свияги, где «ныне обитает татарское население – потомки отатарившихся чувашей».
Положение 1. Упоминаемые в русских источниках XVI – середины XVII в. «ясачные чуваши» Казанского уезда являлись
этническими чувашами, то есть данный термин является этнонимом.
Доводы:
1. Сам факт употребления в писцовых книгах второй половины
ХVI – начала XVII в. наименований «ясачные чуваши».
2. Топонимы селений «ясачных чувашей» Казанского уезда –
чувашские.
3. Многие селения ясачных чувашей Казанского уезда,
сохранив свои прежние названия, переселились в XVII в. в Нижнее Закамье и до настоящего времени являются чувашскими.
4. В районах Татарстана, населенных в период Казанского
ханства «чувашами», записаны легенды, идентичные чувашским
преданиям.
Положение 2. В Казанском ханстве ясачным населением
являлись подчиненные татарам народы (чуваши, марийцы, удмурты,
восточная мордва, западные башкиры). Казанские татары составляли
замкнутую категорию свободной социально-политической элиты,
ясачных татар в ханстве не было.
Довод: многочисленную группу ясачного населения,
проживавшего на левобережье Волги, ранее названные письменные
источники именуют «ясачными чувашами», используя это понятие
наряду с терминами «ясачные черемисы» (марийцы) и «ясачные
вотяки» (удмурты). Термин «ясачные татары» появляется в
источниках лишь со второй половины ХVII в.
Положение 3. До середины XVI в. основная масса чувашского
населения ханства сохраняла язык чувашского типа.
Довод: названия многих деревень центральной части
Казанского уезда этимологизируются на основе чувашского языка.
Положение 4. На территории Казанского ханства татарское
население численно не преобладало. Постепенное увеличение
численности татар связано с процессом отатаривания подчиненных
народов. Значительная часть левобережных чувашей и чувашей в
районе устья р. Свияга была отатарена за период с середины ХV до
ХVIII в. Только с ХVII в. отатаренные ясачные чуваши стали
называться «ясачными татарами».
Доводы:
1. Согласно писцовой книге Казанского уезда 1602–1603 гг.,
на левобережной части Казанского ханства насчитывалось не менее 200 чувашских деревень – больше, чем татарских. Во второй
половине XVII в. данные чувашские селения считались уже татарскими.
2. Об ассимиляции чувашского населения в составе Казанского ханства говорит тот факт, что отатаренных булгаро-чувашей удмурты
продолжали называть бигерами (булгарами), луговые мари – суасами (чувашами).
3. Анализ демографических сведений о численности чувашей и татар в XVIII–XIX вв. позволяет утверждать, что основной причиной
замедления роста численности чувашей являлась их ассимиляция татарами путем исламизации. Эти данные косвенно свидетельствуют о протекании процесса отатаривания и в период существования Казанского ханства.
Вывод: «Ясачные чуваши» левобережья Казанского края,
упоминаемые в источниках XVI–XVII вв. – этнические чуваши,
отатаривание которых продолжалось вплоть до XVIII в.
В несколько ином виде предстает этот вывод в трактовке башкирских историков (Ю.М. Юсупов и др.).: под левобережными
«ясачными чувашами» они понимают этнических чувашей-мусульман
– предков казанских татар, подвергшихся в XV–XVI вв. экспансии со
стороны кочевых тюрко-монгольских племен, в том числе башкирских. Ученые убеждены, что «этнофолизм “татары” прижился
в качестве самоназвания казанских мусульман» не ранее конца XIX в.,
поэтому тезис об «отатаривании» чувашей следует заменить на тезис об их «тюркизации».

Комментарии