ПАМЯТКА

детям, не имеющим опыта в похоронах (обряды мусульманские).
1. О том, как себя вести возле умирающего человека , а также поведение самого умирающего, хорошо описано Р. Мауди. Главное, что я запомнила, следует внимательно слушать больного, ловить каждое его слово, дать ему договорить, а не то, что: «Не говори так, ты еще выздоровеешь, будешь долго жить, мы еще тебе 100 лет справим…и т.д.». Если больной дает наставления, надо сказать: «Все сделаю так, как ты сказал». И в последующем обязательно надо выполнить его заветы. Одна моя юная знакомая, когда умирала мама в реанимации, через порог палаты кричала: «Мама, не беспокойся за меня, я все сделаю так, как ты меня учила». Как она могла додуматься до этого, не знаю. Умирающий знает свое положение, не надо стараться его утешать, обмануть, т.е. тратить драгоценное время впустую, надо поговорить о важном. Не надо стесняться спрашивать о невыясненных вопросах, будь это завещание или наставление. Если врач перед смертью собирается ему сделать укол (наркотик), и больной отказывается, то значит, что он не хочет уходить в забытье, что-то еще хочет сказать и в последний раз видеть своих близких, поэтому врача надо остановить. Если больной без памяти, все равно разговаривайте с ним, молитесь вслух, наука говорит, что все это он слышит.
Тут же надо пригласить ее (его) подружек или друзей, родственников, чтоб они сидели возле покойника, читали тахлил (с чётками или без четок). Его нельзя оставлять одного (самим будет некогда сидеть, так как будете бегать за документами и подготовкой похорон). В доме, где находится покойный, вести себя надо тихо, разговаривать вполголоса. Разговоры на постороннюю тему не должны быть, нельзя смеяться и громко плакать.
2. Подготовка к похоронам начинается уже перед смертью: по традиции умирающий должен произнести Шахаду («Ля илэхэиллэллах». Кто-то должен напомнить об этом, не назойливо, осторожно и сам должен незаметно повторять это слово), а также прочитать 36 суру Корана (ЙаСин). Если дома никто не умеет читать, то надо пригласить со стороны.
3. После этого не надо суетиться. Надо относиться как к необходимому реальному событию. Все делать, не спеша и в полном соответствии обычаям своей религии. Надо среди родственников выбрать человека наиболее трезвомыслящего, разумного для руководства похоронами. Хозяевам следует обращаться с участниками процесса почтительно, с вниманием, ведь они, не жалея времени, пришли попрощаться с близким человеком, другом, сослуживцем. Это важный момент в жизни усопшего («последняя свадьба»), а также и близких людей. Поэтому надо сделать так, чтоб потом не каяться. Ведь, что-то не так сделаешь или не додумаешься, потом все это снится во сне с подсказками. Значит душа усопшего рядом с нами - все видит. Попутно скажу, по мусульманской версии душа усопшего до 30 дней (есть сведение и до 40 дней) находится у себя дома (и вокруг дома), все он видит, слышит, поэтому там (дома) кто-то должен находиться и каждый день читать молитвы, вести себя подобающе. После этого в течение года душа находится на кладбище, и всегда ожидает, чтобы кто-нибудь пришел читать молитву. Далее душу забирают в так называемый «Барзах», где собираются все души до Судного дня (Имам Баркави «Иказ ан-наэмин» на основания достоверного хадиса Пророка (с.г.в.), переданного Абу Хурайра).
4. Усопшему закрывают глаза, подвязывают челюсть, выпрямляют руки и ноги (перевязать, чтоб не разошлись); женщинам разделяют волосы на две части и укладывают их на грудь, а руки нужно положить вдоль туловища (в исламе), грязную одежду поменять. Сказано, что голову надо положить на Киблу, поэтому многие понимают дословно и располагают так. А надо положить покойного лицом на Киблу (Кибла, где Кааба, юг), а не головой на юг. Если больной умер в больнице, и он находился в морге, то не следует мусульманина там мыть и переодевать в кафен (саван). Лучше, когда все это делают дома с приглашением «бригады» из мечети, так как мулла и «специалисты» по омовению покойного знают все тонкости обычая и соответственно и положенные молитвы при этом. Хорошо, когда покойный “переночует” в своем доме. На него надо положить тяжелый предмет, типа ножёвки или металла, чтоб живот не вздулся. Под скамейкой, на которую положили усопшего, поставить снег в тазу или воду с марганцовкой. На ночь надо пригласить его (ее) знакомых, близких людей, которые умеют шить кафен, и читать молитвы, а также тех, кто желает. Тем, кто сидел ночью раздать хороший хаир. Это надо делать сразу утром. А тем, кто купал усопшего, садаку можно дать отдельно или со всеми вместе после чтения муллой заупокойной молитвы - суры «ЙаСин» из Корана, т.е. когда покойный готов к погребению или тело находится на погребальных носилках (табут) мытый и одетый. В это время как правило, не показывают лицо покойного. Но мулла может разрешить, в порядке исключения, тем близким, которые не успели прибыть вовремя.
Мулле дается два вида садаки – гур-садака и фидия-садака. Гур – садака дается для облегчения его положения перед ангелами Мункар и Накир, так, как только участники похорон отойдут от могилы на 40 шагов, эти ангелы его оживят и будут задавать вопросы в отношении его веры, не сможет ответить - будут наказывать. Размер этой садаки определяют хозяева исходя из своих возможностей. Фидия-садака дается за пропущенные дни уразы (поста), если покойный мусульманин не смог держать уразу из-за болезни. В этом году размер фидии 150 рублей за пропущенный день (целый месяц-4500р.). На тот момент сколько это составляет, надо спросить у муллы. Эти садака мулла сдает в мечеть для помощи нуждающимся, а что дается на 3, 7, 40 дней - куда хочет, по его усмотрению.
При возможности не жалейте на садака. Мулла работает, но зарплату в мечети не получает. Мы должны содержать муллу, иначе все будут в грехе в этом селении. Каждый труд должен быть оплачен( хэйерле).
5. Погребальная молитва (джаназа - намаз) совершается над покойным перед захоронением. Это - обязательство верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином (если мужчин рядом на доступном расстоянии нет, то погребальную молитву должна совершить хотя бы одна женщина-мусульманка), то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны перед Всевышним. Поэтому надо заранее договориться с муллой о чтение намаза джаназа (сейчас во многих случаях это обязательство не выполняется). Этот намаз читается, в основном, во дворе, когда вынесут табут и расположат так, как это делается в могиле, т.е. положат на правый бок с обращением лица на Киблу. Если погода не позволяет чтение намаза в дворе, то можно читать и дома. В некоторых случаях, по решению муллы, читают и возле кладбища - за воротами. После окончания молитвы могут высказываться кто хочет, о чем объявит руководитель процессии. Здесь же следует объявить адрес столовой, куда приглашают всех.
Мулла читает молитвы и после окончания погребения на кладбище. И здесь раздается хаир - садака (по желанию).
6. Тех, кто участвовал в этих действиях (ночное сидение, омовение), надо записать в список с их номерами телефонов, так как их всех обязательно следует пригласить и на 40 дней. Нужно поручить одному из друзей покойного, чтобы он составил список других необходимых друзей, и родственников (также тех, с кем редко общались) с телефонами, чтобы потом тоже их пригласить на 40 дней и год (в основном это делается в столовой).
7. После проводов покойного дома остаются несколько женщин для уборки (заранее поручить кому-либо). Надо делать легкую влажную уборку шкафов, стен, стекол в квартире, где лежал покойный, хорошо вымыть полы. Оставшиеся из бабушек, могут читать молитвы, зикр, вообще, что знают. В это время для них (и кто по состоянию здоровья не может идти в столовую) и муллы, возвратившегося с похорон, готовят обед у соседей (или у родственников). Стол накрывают у них, если они согласны, если нет, то в жилье покойного, после его уборки (некоторые муллы не кушают в жилище, где находился покойный). Здесь мулла читает суры из Корана и дога на 3 и семь дней. Раздают хаир. В столовой близкий человек может выступить с речью и дать слово тем, кто хочет сказать. Многие раздают хаир и в столовой.
8. Венки, живые цветы в исламе считаются расточительством, пустой тратой средств, поскольку покойному этого не нужно. Но в нашей стране существует такой обычай. Живем мы в многонациональной стране. Если они в знак уважения уже потратились на них и принесли с добрыми намерениями, надо быть благодарным, не отвергать их действия. Об этом заранее надо договориться с муллой. А то они, бывают, даже при покойном ругаются, мол, так нельзя и этак нельзя. Только потом вовремя их надо убрать с кладбища, чтоб не захламлять могилу.
9. Еще, некоторые муллы по своему невежеству говорят, что бросание горсти земли в могилу — это перешло от христиан. Неправда. Есть хадис об этом. Пророк с.г.м. сам бросал землю три раза, и при каждом случае читал специальную молитву.
10. Один мулла кричал, что женщинам нельзя ехать на кладбище, так как они без тагарат (ритуал омовения). Без тагарат не читают намаз и не совершают тауаф (в Мекке), не заходят в молельное помещение мечети и все. Дело в другом - защита здоровья женщин из-за их эмоциональности и восприимчивости их репродуктивными органами негативной энергии. Для женщин, перешедшим детородный возраст, ничего плохого в этом нет. Заранее об этом следует договориться с муллой.
11. Одежду, в чем был при смерти покойный, нельзя класть в могилу, как это делают некоторые, а надо сжечь или закопать в землю, можно тут же за кладбищем.
12. Многие не совсем понимают различие между прочтением Корана и 41 раз суры «ЙаСин», которые вошли у нас в обычай, выполняются после прощения близким человеком. Во время похорон кто-нибудь из близких и знакомых (независимо мужчина или женщина) могут изъявить пожелание читать их. Если нет, то придется «заказать» умеющим читать Коран, лучше студентам. За полный Коран надо дать хороший садака. Коран долго читается (средняя норма - одна страница 4-5 минут,570 стр.), поэтому не жалейте садака, у кого есть возможность. А для чтения суры «ЙаСин» один раз примерно уходит 15-20 минут (всего 20х40=14 часов). 40 раз читает тот, кто принял на себя такую обязанность, а 41-ый читает мулла на поминках сорокового дня и посвящает усопшему. За чтение этой суры некоторые муллы установили даже таксу, видимо потому, что родственники не знают какой это труд (с неимущего, наверное, никто не будет требовать). Конечно, хорошо бы все это исполняли свои близкие, если бы умели…Некоторые пользуются услугами студентов исламских учебных заведений, думаю, это лучший вариант. Бывает так, больной заранее сам прочитал для себя полный Коран и 41 раз суру «ЙаСин». Об этом постарайтесь узнать у него самого, тогда этот вопрос можно считать закрытым. Почему я это конкретизирую, потому что свеж в памяти пример семьи племянницы, которая похоронила маму. Зять спросил у меня во время похорон на счет 41 «ЙаСин». Это действие я взяла на себя. Когда я прочитала 17 раз, он мне звонит с сообщением о том, что «заказал» своему знакомому мулле дешевле на половину, чем мне сказали в мечети. «Зачем платить, я же обещала, при том бесплатно?», -спрашиваю. Он: «А мне в мечети сказали, что должны читать мужчины». Когда собрались на 40 дней, выяснилось, что этот мулла и не помнит, что обещал читать данную суру 41 раз. А насчет «оплаты» он подумал, говорит, что это гур-садака. Вот к чему приводит не информированность. По этому вопросу еще раз обратилась к Ильшат Хазрату (грамотный мулла), чтобы получить подтверждение. Во-первых, он категорически против таксы, во-вторых, он сказал, что полный Коран и 41 «ЙаСин» могут читать и женщины.
13. Многое отсюда, что я привела, не предусмотрено Кораном и хадисами Пророка с.г.в. Эти порядки установили наши ученые предки, они стали обычаями, не противоречащими шариатским канонам. Их нужно выполнять. Сейчас некоторые молодые «ученые» склонны все упрощать, лучше их избегать.
14. Также надо знать вот что: выносят покойного из дома ногами вперед, а когда везут-головой вперед (в исламе).
15. Усопшим там уже ничего не надо, кроме молитвы близких. Они ждут дога (молитвы), особенно от своих детей. Следует часто посещать могилу, и там читать дога, а также давать садака в мечеть или нуждающимся.
16. На хаир-садака не советую покупать и раздавать полотенец, время их ушло, притом они дорогие, лучше раздать деньги, платки, мыла, платочки, книги и мусульманские брошюры т.е. что полезно и часто используется.
17. Поминальные дни в исламе приходятся на годовщину смерти, а также на третий, седьмой, сороковой дни после смерти.
Зайтуна Ильясова
июль 2017г.

Комментарии