МОНАСТЫРЬ, РОЖДЕННЫЙ В ПЕЩЕРЕ

Посещая Псковскую землю, мы, гомельские паломники, обычно заезжаем и в Свято – Успенский Псково – Печерский монастырь. Это один из старейших и самых крупных мужских монастырей в России с непрерывной многовековой историей и замечательным архитектурным ансамблем 15-19 в.в.

МОНАСТЫРЬ, РОЖДЕННЫЙ В  ПЕЩЕРЕ  - 976324131519
Расположен он недалеко от Пскова в городе Печоры, которому обитель дала жизнь и полностью определяла почти до 18 века сферу занятий местных жителей. Именно монастырь, первоначально расположенный в пещерах, - «печерский», дал имя городу – Печоры. Название происходит от древнерусского слова «печера» - «пещера».
По преданию в этих землях в пещерах холма у ручья Каменец еще в 14 веке жили монахи пустынножители. Они бежали сюда в псковские земли с юга от набегов крымских татар. Имена их остались неизвестны, история сохранила до нас лишь имя «начального инока» преподобного Марка. Однажды местные жители случайно обнаружили пещеру, на которой к тому времени уже была надпись «Богом зданные пещеры» (т.е. созданные Богом). Согласно монастырской летописи, в 1470 году вблизи святого места поселился священник Иоанн с семейством, прозванный Шестником, (т.е. пришельцем) так как родом происходил из московских пределов. Он выкопал в холме из песчаника рядом с найденной пещерой – новую, в которой устроил церковь. В его трудах помогала супруга Мария, принявшая иноческий постриг с именем Васса. В 1473 году эта пещерная церковь была освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Она стала центром будущего монастыря, а сам Иоанн после смерти жены постригся в монахи и стал первым его настоятелем. Холм, в котором находятся Успенская церковь и «Богом зданные пещеры» называется Святой горой.
Ранним осенним субботним утром мы приехали в Печоры и остановились у Святой горы. Вошли в Святые врата обители. Перед нами - величественный ансамбль храмов и хозяйственных строений, окруженный крепостными стенами. Необычно расположение монастыря. Он органично встроен в рельеф глубокого оврага и как бы спускается с холма вниз. А его стены и башни словно вырастают из самой земли и создают целостный образ крепости – обители. Синие с золотыми звездами купола храмов дают нам ощущение праздничности и света. Среди различных строений особо выделяется нарядный Успенский собор, в который мы поспешили на раннюю Литургию.
Сегодня этот собор является центром религиозной жизни монастыря. В его главном приделе хранятся два особо чтимых, украшенных жемчугом и алмазами, чудотворных образа: список с иконы «Умиление» Божьей Матери и образ Успения Пресвятой Богородицы, с изображением по сторонам важных событий из жизни Богоматери. ( 16 век). В главном приделе расположено и Царское место – специальная сень, где в старину молились цари, которые посещали монастырь. Восхищает позолоченный иконостас, подаренный обители еще императрицей Елизаветой Петровной. В глубине собора в специально устроенной нише - мощи Святого Игумена обители преп. Корнилия, возле которых совершается братский молебен монахов монастыря. Успенский собор – старейший храм обители необычаен и тем, что находится непосредственно в горе, это пещерный храм. Его низкие своды, укрепленные десятками опор, древние иконы создают особую атмосферу средневековья. В полумраке под тихие звуки читаемой молитвы особенно ощущается намоленность и древность этого места.
По окончании Литургии наша группа вместе с экскурсоводом Татьяной прошла по территории монастыря, познакомилась с его историей, посетила Пещеры. Общепризнанной датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год, когда была освящена Успенская церковь, - начала свой рассказ Татьяна. Вокруг церкви образовалась небольшая обитель, которая со временем росла и укреплялась. Обнаруженные пещеры стали использоваться как кладбище для монахов. Расцвет обители связан с ее игуменом преп. Корнилием, чей памятник и красуется у входа в монастырь. В середине 16 века были построены Трапезная, Благовещенская церковь, расширена Успенская церковь, дальше прокопаны монастырские пещеры. В обители работали иконописная, плотницкая, керамическая мастерские, была собрана прекрасная библиотека. При нем обитель превратилась также в сильную крепость. Вокруг монастыря были воздвигнуты мощные каменные стены и башни, построена Надвратная церковь во имя Николая Чудотворца. Однако в 1570 году жизнь игумена Корнилия внезапно оборвалась. Согласно преданию, царь Иван Грозный, заподозрив измену, собственноручно убил встречавшего его у Никольской церкви игумена Корнилия. Раскаявшись, царь понес тело убитого вниз, к Успенскому храму. Кровь невинно убиенного монаха обагрила их путь. С тех пор путь от Никольского храма до Успенского собора в народе называют «Кровавым путем».
Псково - Печерский монастырь всегда являлся местом паломничества русских царей. Здесь бывал с богатыми дарами Иван Грозный - с покаянием о загубленном им игумене. Четырежды приезжал Петр Первый. В память о визите императрицы Анны Иоановны в монастыре сохранилась ее карета. Посещал обитель и государь Николай Второй Романов.
Наш гид также подчеркнула большое значение Печерского монастыря – крепости в защите западных рубежей страны. Его гарнизон и монахи обители не раз отбивали атаки поляков, литовцев, шведов, немцев. На протяжении почти 140 лет он исправно нес службу во славу Отечества.
За всю свою долгую историю Псково- Печерский монастырь ни разу не закрывался. Не был он закрыт и в 20 веке, в годы Советской власти, что является его уникальной особенностью. В период с февраля 1920 года - по январь .1945 года этот монастырь находился на территории Эстонии, что и помогло ему во многом избежать общегосударственных церковных гонений. Затем на протяжении последующих 40 лет на территории РСФСР действовало только два монастыря: Псково – Печерский, переданный сюда из Эстонии, а также открытая в 1946 году Троице - Сергиева Лавра. Недавно, в 2023 году Псково – Печерский монастырь отметил свое 550-летие.
По мощенным булыжником дорожкам спускаемся к основным храмам обители. Дорожки обрамлены ухоженными газонами и многочисленными цветниками. На верхней площадке монастыря привлекает внимание строгий, построенный в 1827 году по канонам классицизма белокаменный Михайловский собор. Это самый большой храм в монастыре. В нем идут все главные службы. Здесь хранятся храмовые святыни – десница святой мученицы Татианы и чудотворная икона «Умиление», написанная в 16 веке.
Мимо дома настоятеля монастыря прошли на нижнюю площадку, где находится целый ряд разноцветных храмов (16 в.), монастырские пещеры, колодец со святой водой и различные хозяйственные постройки. Вот Успенский храм, где мы побывали на Литургии. Перед нами желтого цвета каменный фасад начала 18 века в стиле барокко. Он представляет собой лишь стену: сама же Успенская церковь находится в горе. Над Успенской церковью в сер. 18 века был построен Покровский храм, а с 19 века – его синие купола украшают золотые звезды. Сейчас - это единый комплекс. А дальше – объединенные в одно здание Ризница, Сретенская и Благовещенская церкви, постройки 16 -17 вв. Красного цвета Ризница с библиотекой, по сути, сокровищница обители. Здесь хранятся многие старинные иконы, ценная церковная утварь, облачения священников и т.д. За Ризницей расположилась белокаменная Большая звонница со старинными колоколами, одно из первых каменных сооружениий в обители. Фасад колокольни украшен позолоченными часами и крупным изображением Ангела. 17 колоколов на Большой звоннице позволяют исполнять сложные музыкальные произведения. Пребывая в монастыре, мы тоже смогли насладиться печерскими звонами.
Затем вместе с экскурсоводом прошли в Пещеры, которые с 15 века являются монастырским кладбищем. В Ближних пещерах покоятся мощи самых первых подвижников обители: инока Марка, священника Иоанна и его супруги Марии, принявших постриг с именами Ионы и Вассы, а также старца Лазаря Прозорливого. А дальше открывается проход в Дальние пещеры, состоящие из семи галерей, т.е. улиц, общей длиной около 200 м.
Вслед за экскурсоводом идем во тьму пещеры, подсвечивая себе путь маленькой трепетно горящей свечой, полученной при входе. Пещеры частично укреплены и облицованы кирпичом. Но есть и нетронутые участки, которые открывают удивительную красоту древних ходов в толще песчаника. Стены большинства подземных галерей содержат множество каменных и керамических плит, т.н. керамид. Они закрывают собой погребальные камеры. Древнейшая из этих керамид обозначена 1530 годом. В таких отдельных нишах,- по словам гида,- обычно погребают монахов, которые служили Богу в священном сане. Время от времени Татьяна останавливалась, чтобы обратить наше внимание на место упокоения некоторых местно чтимых святых и знаменитых старцев обители. Монахов же, не облеченных саном, хоронили на специальных братских кладбищах,- добавила она. И подвела нас к такому захоронению. Перед нами на стене огромная икона, которая открывается как дверь. За ней – решетка, а дальше - пещера, доверху заполненная гробами. Верхние еще целые, а нижние уже превратились в труху. Эти нетленные захоронения потрясают: ведь в пещере полностью отсутствует запах тления. Пахнет как в обычной пещере: землей, влажностью, цветами. В этих подземельях покоятся останки более 10 000 человек, погребенных здесь за века. Впечатление, оставляемое посещением пещер, трудно передать словами. По сути, Пещеры - это удивительный природный памятник, открытый и облагороженный человеком и хранящий вот уже 6 столетий свои тайны. Это одно из тех сакральных мест, которое с давних пор является местом паломничества для всех, кто приезжал в Псково- Печерский монастырь.
В этот же день мы посетили келью старца Иоанна Крестьянкина, архимандрита Иоанна. Около сорока лет он был насельником Псково-Печерского монастыря: с 1967 – до своей кончины в феврале 2006 года. Скончался в 95 лет и похоронен как и другие печерские монахи в Пещере Свято – Успенского монастыря. Это один из наиболее почитаемых старцев Русской Православной Церкви в конце 20 –нач.21 ст. К нему приезжали верующие со всей России за советом и благословением. И по сей день люди едут в келью старца как на встречу с ним. А на выходе угощаются конфетами и находят для себя ответы на свои вопросы как после встречи с батюшкой. Эта встреча становится праздником для людей. Такой она стала и для нас.
Печерский край с давних пор привлекал к себе не только паломников, но и художников, писателей, историков, ученых, знаменитых людей России и зарубежья. Все они приезжают в Псково – Печерский монастырь, чтобы прикоснуться к святыням, получить духовное наставление и помолиться в древних храмах, сохранивших атмосферу глубокой веры и благочестия.
МОНАСТЫРЬ, РОЖДЕННЫЙ В  ПЕЩЕРЕ  - 976324149695

Любовь Костюченко , Гомель Октябрь. 2025 год

Комментарии

Комментариев нет.