Старообрядческий духовный центр Рогожское в Москве

Покровский собор

Старообрядческий духовный центр Рогожское в Москве - 964101199482
Старообрядческий духовный центр Рогожское в Москве - 964101199738
Про старообрядцев

Никоновскую реформу второй половины 17 века быстро приняли политические и церковные элиты, хотя и они далеко не все, а вот простой народ также массово изменений не принял, и при этом стал считать представителей правящих классов вероотступниками. В то же время власти объявляли еретиками сторонников старой веры, выбивая ее из голов и сердец народа жестокими силовыми методами, что разобщило русское общество на века и изменило его далеко не в лучшую сторону … Власть закрепляла свои действия на законодательном уровне, как царскими указами, так и соборными решениями.


По оценкам историков общество раскололось на две приблизительно равные половины. Часть общества приспособилась к новым порядкам, без особых раздумий и возражений приняв волю тогдашнего начальства, а более принципиальная, кто-то может назвать ее фанатичной, изменений не приняла, в результате чего стала гонимой и преследуемой. Думается, такие события могут отражаться даже на генетическом уровне. Кто приспособился, тот и выжил, а может и неплохо устроился — в генетический код нации встраивается конформизм как один из принципов жизни, а пассионарность этноса слабеет.


Термин «старообрядцы» был введен при Екатерине, до этого использовалось название «староверы».


Раскол церкви привёл и к расколу в народе, и к расколу в человеческой личности. Каждый сам выбирал, что важнее, конформизм и соглашательство, или решительность и воля. Во все времена в России рождались люди способные умереть за свои идеалы. Но староверы и их лидеры, это особая порода людей. Они никому не делали зла, и были истинные патриоты веры и отечества. Служили богу так, как считали для себя единственно возможным. Это и есть высшая святость.


История русских старообрядцев трагична гонениями их "родным" государством и братьями по крови...  Они особо никого не учат, как жить, это их веками насильно переучивали, да их и мало осталось.. А вот в культуре России они оставили огромное наследие, очень много из культурного наследия.


Старообрядцы были стороной гонимой и потерпевшей. Во многом представление их темной дремучей силой, ретроградами - плод многовековой пропаганды властей. Из их рядов вышла пошли вся торгово-промышленная национальная русская элита.


Трагедия, на несколько веков растянувшаяся.... но при этом старообрядцы оставались самой трудолюбивой и пассионарной частью русского народа, даже рассказы коллег это доказывают - везде по России материальное наследие, созданное старообрядцами, удивительная сила духа.


Реформа была навязана России элитами (вполне возможно, подкупленными врагами), и не имела для России никакого полезного смысла

А вот народ наш раскололи по принципу веры - это факт! Тот раскол до сей поры мы чувствуем и не дает он нашей стране жить счастливо и спокойно. 


В русских городах почти все материально-культурное наследие исторической России оказывается как-то связано со старообрядцами.


В настоящее время считается, что в России проживают около одного миллиона старообрядцев, еще приблизительно столько же за рубежом. Жизнь разбросала их по всему свету. Старообрядцы проживают в Северной и Южной Америке. Интересно, что небольшая община старообрядцев есть в почти поголовно мусульманском Пакистане, а чернокожие старообрядцы проживают в африканской Уганде.


А. И. Солженицын так писал о последствиях раскола: «В дальнем прошлом (до 17 века) Россия так богата была движениями покаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт. (….) Но начиная от бездушных реформ Никона и Петра, когда началось вытравление и подавление русского национального духа, началось и выветривание покаяния, высушивание этой способности нашей. За чудовищную расправу со старообрядцами — кострами, щипцами, крюками и подземельями, еще два с половиной века продолженную бессмысленным подавлением двенадцати миллионов безответных безоружных соотечественников, разгоном их во все необжитые края и даже за края своей земли, — за тот грех господствующая церковь никогда не произнесла покаяния. И это не могло не лечь валуном на все русское будущее. А просто: в 1905 гонимых простили… (И то слишком поздно, так поздно, что самих гонителей это уже не могло спасти.)» К писателю можно относиться по разному, но данную цитату трудно оспаривать…


В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь за рубежом принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сёстры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. (….) Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. (….) Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…


В 1971 году на поместном Соборе РПЦ были сняты все проклятия со старых обрядов. Но такого покаяния, как у Русской православной церкви за рубежом, до сих пор озвучено не было. Есть и еще ряд моментов, которые позволяют старообрядцам подозревать РПЦ в политике двойных стандартов, хотя диалог между церквями ведется и многие иерархи РПЦ открыто озвучивают необходимость покаяния. Хорошо уже то, что в настоящее время все гонения на старообрядцев ушли в историю.

P.S. Жена Судиславского "Креза" Ивана Петровича Третьякова Наталья Дмитриевна в девичестве Розанова была родом из Рогожской слободы- центра старообрядчества.

Комментарии