ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ.

В январе 1869 года наместник Кавказа, великий князь Михаил Николаевич представил императору записку о необходимости соединить Кавказ железной дорогой с общей сетью империи в направлении от Ростова-на-Дону до Владикавказа с ветвью к Черному морю.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431884497
 
Вскоре комитет министров поддержал мнение наместника, после чего последовало высочайшее повеление «включить линию от Ростова до Владикавказа в сеть главнейших
железных дорог и приступить к ее строительству не позднее 1872 года».
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431088337
В 1872 году в Санкт-Петербурге было создано акционерное общество «Ростово-Владикавказская железная дорога», в состав которого вошли крупные промышленники и финансисты, а также представители царской фамилии.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432094417
 Уже тогда железные дороги приносили ощутимую прибыль, поэтому желающих вложить свои капиталы в строительство новой железной дороги было немало.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431379409
Концессию на сооружение дороги получил инженер путей сообщения барон Рудольф Штейнгель. После успешного завершения строительства железной дороги Ростов-Владикавказ, правление общества «Ростово-Владикавказская железная дорога» направляет в июле 1883 года прошение в комитет министров о предоставлении концессии на строительство линии от Тихорецкой до Новороссийска. В ноябре того же года разрешение было получено. Некоторые важные решения по строительству ветви были приняты в 1884 году.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431506385
 
На сооружение всей линии от Тихорецкой до Новороссийска протяженностью 254 версты отводилось три с половиной года.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431649489
 
 Строительство ветки на Новороссийск началось в апреле 1885 года.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431586257
Церемония открытия построенной железнодорожной линии состоялась в Новороссийске 25 июня 1888 года при большом стечении жителей города.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928429977553
На ней также присутствовали министр путей сообщения К. Посьет, командующий войсками Кавказского военного округа А. Дондуков-Корсаков, наказной атаман Кубанского казачьего войска Г. Леонов, председатель правления общества Владикавказской железной дороги Р. Штейнгель.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430100689
Благодаря Владикавказской железной дороге, в Новороссийске велось строительство морского порта, а затем и самого большого в Европе Новороссийского элеватора. Перевозки по железной дороге были неотделимы от их деятельности.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431212497
В начале он назывался "Силосный амбар-элеватор".

Сюда потекли реки зерна с Кубани, Дона и Поволжья. Старые амбары не могли вместить даже часть грузопотока. Именно поэтому общество Владикавказской железной дороги в апреля 1891 года начинает строить крупнейший силосный амбар-элеватор. Чуть поодаль от вокзала на железнодорожной территории выбрали ровное место и на скалистом грунте заложили котлован. Семь месяцев продолжались работы по рытью котлована. Затем была начата кладка фундамента. Возводилось огромное сооружение вместимостью 3 000 000 пудов пшеницы.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430289105
Стройка продолжается три года. Девятиэтажное здание было выстроено из камня и красного кирпича и являлось самым высоким строением Новороссийска.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430309073
Параметры сооружения поражают до сих пор: общая длина - более 160 м; ширина – около 30 м; высота силосных корпусов – 30 м; высота центральной башни – 40 м. Основание элеватора состояло из 364 силосов. И, если их все поставить один на другой, то общая высота составит 8 километров.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431955153
 
 Элеватор был построен на скалистом грунте из камня, кирпича и железа. При этом только одного кирпича было затрачено более 9 млн. штук, цемента – 6 тыс. тонн. А вот бутового камня и плит потребовалось 1 млн. 276 тыс. кубометров.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430331857
Элеватор стал не только архитектурной достопримечательностью, но и механическим чудом.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430363345
Для строительства элеватора использовалась электростанция, которая снабжала энергией всё сооружение. На момент постройки это была единственная электростанция подобного типа на планете.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430466769
Осуществлялась погрузка и лентами, которые шли в специальных галереях от элеватора до элеваторной пристани в порту. Внутри галерей работали транспортерные ленты, и зерно текло прямо из амбаров на пароходы. Таким способом грузили большинство пароходов прибывших за хлебом. Коллектив первых рабочих насчитывал 60 человек.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430451921
Уникальный элеватор поражал современников! Руководство предприятия было вынуждено открыть двери перед всеми желающими осмотреть сооружение.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430560721
Тем более, что во всём Старом Свете Новороссийский элеватор был самым крупным, а в Новом его превосходил только Чикагский собрат.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430587857
Кроме элеватора в порту были построены причалы для приема и отправки грузов.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928431320529

В годы Гражданской войны уникальность оборудования и стройматериалов сыграла злую шутку с элеватором. В политической неразберихе здание стали разбирать по частям. В итоге после войны работы по разгрузке вагонов с зерном некоторое время пришлось вести вручную. Численность грузчиков составила 1000 человек, среди которых работал и русский силач Иван Поддубный.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430641873
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430952145

Во время Великой Отечественной элеватор захватили немцы. Им настолько понравилось здание, что они сделали фашистский форт. Держался он около года. Лишь в сентябре 1943 года рота автоматчиков-десантников 393-го Новороссийского отдельного батальона морской пехоты штурмом овладела элеватором и на протяжении недели обороняла его до подхода основных сил.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430930385
Когда десантники всё же смогли выбраться из своего убежища и очистить от нацистов всю Новороссийскую промзону, посреди руин и оплавленной крупповской стали возвышался в гордом и печальном одиночестве гигант императорской промышленной архитектуры.

ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928430996945
После войны элеватор требовал капитального ремонта.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432172497
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432180433
Подошло и такое время. Элеватор стали восстанавливать.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432214481
 В 1993 году была выпущена юбилейная медаль, посвященная 100-летию элеватора.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432326353
Здания старого и нового элеватора.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432430033

Но вернемся к исторической части нашего экскурса. 

Исследуя жизнь Штейнгеля просматриваются не только его инженерные способности. Его интересовал еще и вопрос: "А что будет дальше с моим детищем?" Видимо под впечатлением проблемы зерноперевозок и рационального хранения урожая барон в 1888 г.  опубликовал в Киеве брошюру «По поводу ввозных пошлин на хлеб и другие продукты земледелия», посвященную вопросам импорта зерна.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432573137
                                                 Барон Р.В.Штейнгель

Не только Рудольф Штейнгель приложил свою руку, опыт и умение в создании целого портового комплекса, принадлежащего Ростово-Владикавказской железной дороги. Его родной брат, Леонгард Штейнгель был также акционером общества «Владикавказская железная дорога» и заведовал материальной частью строительства Новороссийской ветки железной дороги.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928432956881
                                      Барон Леонард(Леонгард) Штейнгель

Кстати сказать, братья Штейнгель - Магнус, Рудольф и Леонгард, построили вместе не одну железную дорогу. Родство в бизнесе им шло только на пользу.
ЭЛЕВАТОР ШТЕЙНГЕЛЯ. - 928433133777
                                            Барон Максим(Магнус) Штейнгель

Уникальные инженерные способности Рудольфа Штейнгель, "нашего" барона, еще не раз проявили себя не только в строительстве дорог, но и в архитектурном строительстве, о чем говорят загадочные подвалы старого хуторского дома и винокуренного завода. Но это как говорится.... будет время - напишу😉  

Источники:
https://ngnovoros.ru/posts/istoricheskiy-novorossiysk-100-let-nazad-posmotret-na-gigant-elevator-vystraivalis-ocheredi
https://topwar.ru/145169-novorossiyskiy-elevator-istoriya-voyn-i-hleba.html

Кстати, если вас заинтересовала эта часть бароновской жизнедеятельности, то можно на эту тему приобрести и вот такие открытки:

Комментарии